kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поурочное планирование по истории Казахстана- 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: история Казахстана                                                      Дата: 08.12.16.  

Класс: 6          

Учитель: Кабдуллина Алима Есенгельдиновна, учитель истории КГУ «Ломоносовская спкциальная (коррекционная) школа-интернат) для детей с ограниченными возможностями в развитии.                                                                             
Тема:            «Переносное войлочное жилище               .                              кочевников – юрта». 
Цель: 
Обучающая: познакомить учащихся с устройством и убранством юрты как одного из древнейших видов передвижного жилища казахов, приспособленного к кочевому образу жизни; сравнить с другими национальными жилищами народов. 
Воспитательная: нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание на примере изучения устройства и убранства казахского национального жилища – юрты; воспитание уважения к культуре других народов. 
• Развивающая: расширять интеллектуальный кругозор; формировать интерес к обычаям и традициям казахского народа; развивать наблюдательность, зрительную память и творческие способности учащихся. 
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний с использованием элементов критического мышления

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование по истории Казахстана- 6 класс»

Предмет: история Казахстана Дата: 08.12.16.  

Класс: 6

Учитель: Кабдуллина Алима Есенгельдиновна, учитель истории КГУ «Ломоносовская спкциальная (коррекционная) школа-интернат) для детей с ограниченными возможностями в развитии.
Тема: «Переносное войлочное жилище . кочевников – юрта». 
Цель: 
Обучающая: познакомить учащихся с устройством и убранством юрты как одного из древнейших видов передвижного жилища казахов, приспособленного к кочевому образу жизни; сравнить с другими национальными жилищами народов. 
Воспитательная: нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание на примере изучения устройства и убранства казахского национального жилища – юрты; воспитание уважения к культуре других народов. 
• Развивающая: расширять интеллектуальный кругозор; формировать интерес к обычаям и традициям казахского народа; развивать наблюдательность, зрительную память и творческие способности учащихся. 
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний с использованием элементов критического мышления.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,  самостоятельная работа, групповая работа, использование метода «сбор идей»,  «синквейн». 
Наглядные пособия: : слайдовые презентации, видео материал, таблицы , материал о юрте, атлас по Истории Казахстана с древнейших времен до XVII века 5-7 классы, иллюстрации, учебник

Ход урока.

  1. Организационный момент
    Подготовка учащихся к работе на уроке. Организация внимания. 

Психологический настрой.

Я пил кумыс в Казахской юрте

 И бешбармак руками ел.

Под звёздным небом Казахстана

Мне ветер вольный песни пел.

II.  Опрос домашнего задания.

Мозговой штурм.

1.  Как назывался период господства каменных орудий. (каменный век)

2.  На какие периоды делиться каменный век? (палеолит, мезолит, неолит, энеолит)

3.  В каком веке начали использовать железо? (в 8 веке до н.э)

4.  Главные особенности  в эпоху железа. (развитие кочевого скотоводства, использования железа, защита от врагов, роды объяденялись в племена, племена в союзы).

5.  Какие племена существовали в эпоху железа? (саки, уйсуны,кангю, гунны,сарматы)

6.  Расскажите о древних способах производства железа. (печи из камня и глины с меховым поддувом)

III. Мотивация. «Сбор идей». 
В жизни каждого человека есть место, где ему всегда хорошо, тепло, уютно. Куда хочется всегда возвращаться. И дорога к этому месту всегда короче, чем от него. Что же это за место? Правильно – это родной дом. 

- Какие национальные жилища вы знаете, и какие народы в них проживают? (Юрта – кочевники Центральной Азии, изба – жители России, вигвам – индейцы Америки, яранга – жилище эскимосов…)

- Обзорное знакомство с национальными жилищами народов мира.


Просмотр слайдов на интерактивной доске с элементами беседы и комментариями учителя.


Сейчас мы просмотрим слайды и ответим на вопрос, какие еще национальные жилища существуют в мире.



Изба́ – деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности России, Украины, Белоруссии. В степных, богатых глиной областях вместо изб строили мазанки (хаты).


.




Яра́нга – переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России. В плане обычно представляет собой круг. Каркас и конический купол яранги собираются из лёгких деревянных шестов, после чего покрываются оленьими шкурами

.



Вигвам – жилище лесных индейцев Северной Америки, имеет куполообразную форму. При сооружении вигвама индейцы втыкают в землю по кругу или овалу гибкие стволы деревьев, сгибая концы их в свод. Остов вигвама покрывают ветками, корой, циновками или шкурами

.





Типи – более мобильное, чем вигвам, переносное жилище кочевых индейцев Великих равнин и Центральной Америки. Представляет собой конусообразный шалаш – каркас из жердей покрывают шкурами бизонов или оленей.

.



Иглу – дом из снежных глыб, обычно куполообразный, который строят эскимосы Канады и Гренландии на зимних стоянках. Вход в иглу – через отверстие в полу, к которому ведет коридор, прорытый в снегу ниже уровня пола. Если снег неглубок, вход делают в стене, а перед ним тоже строят коридор из снежных плит

.


Хижина – жилище в джунглях бразильской амазонии, сделанная из соломы и поставленная на стойки.

. Хоган – основное традиционное жилище народа навахо (Северная Америка). Традиционный хоган имеет круглое сечение и коническую форму, однако сейчас всё чаще встречается квадратный хоган. Дверь обычно направлена на восток – считается, что, входя через неё, солнце приносит удачу.

.



Пальоса (Испания) – дом из камня, высотой 4–5 метров, круглого или овального сечения, с конической крышей из соломы на деревянном каркасе, одна входная дверь, окна отсутствовали вообще или имелось лишь небольшое оконное отверстие.

– Сделайте вывод: от чего зависит форма и вид жилища? (Это связано с природными условиями, особенностями ландшафта, наличием строительных материалов, а также с национальными обычаями и традициями народа.)


IV. Изучение новой темы:

Ребята мы с вами изучаем историю древнего Казахстана, а значит будем говорить о жилище кочевников  – о юрте. 
А сейчас вы будете знакомиться с информацией о традиционном жилище кочевников – юрте. 

До наших дней войлочная юрта была основным типом жилища казахов. Юрта (киіз үй)- жилище переносного типа кочевых и полуоседлых народов Центральной и Средней Азии.

Первые примитивные типы юрт, появились в III тыс до н.э., об этом свидетельствуют наскальные изображения в местности Баяр (Сибирь). Упоминания об юрте имеются в и в трудах «История» Геродота, в рукописях историков, путешественников, историков, ученных – П.Карпини, ибн-Батута, Бо-Цзюй-и, Б.Залеского.

Войлочная юрта разборная и состоит из определенного количества стандартных деревянных частей, образующих ее каркас, и кусков войлока, составляющих ее покрытие. Размеры юрты определялись количеством кереге (решетчатых звеньев) стандартного размера (от 4 до 12 кереге). Юрта из 4-х кереге была самой маленькой, предназначалась для бедняков. Самая большая юрта, состояла из 12 решеток, ставилась нойонами и или богачами. Наиболее распространенной была юрта из 6-8 решеток.

слайды

Юрта (в большинстве тюркских языков yurt, yurta; монг. гэр) — переносное жилище у кочевников.

Казахи называли юрту «кийз уй» — «войлочный дом».

Юрта полностью удовлетворяла потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности.

Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа.

Она легко перевозится на верблюдах и лошадях.

Её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и умеренный холод.

Остов юрты составляют четыре основных элемента:

1. КЕРЕГЕ – раздвижная решетчатая основа. Решетки устанавливают по обеим сторонам двери до полного замыкания в круг, скрепляя их ковровыми лентами.

2. УЫК – купольные жерди.

3. Венчает юрту Шанырак –круглая поверхность с отверстием. Шанырак – круговое навершие купола.

4. Отверстие ТУНДЫК служит окном. Во время непогоды оно закрывается четырехугольным куском войлока, обшитым шнуром.

5. Шанырак поддерживает БАКАН – раздвоенная с одного конца длинная деревянная палка.

6. Каркас юрты покрывается циновками и большими полотнищами войлока в два слоя.

7. ТУУРЛЫК – нижний войлок, УЗУК – верхний войлок.

8. Войлочные покрытия юрты скрепляются с корпусом веревками и узорными лентами – БЕЛЬДЕУ.

9. Широкие ворсовые и безворсовые дорожки – БАСКУРЫ служат также для украшения юрты.

10. Изнутри юрта делится на две половины: мужская и женская

На мужской половине — ближе к двери, то есть ближе к земле, — находится постель хозяев. Здесь развешивается оружие мужчины, конская упряжь, талисманы. Кочевник ,берег СЕДЛО — свое рабочее место. Он чтит его — седло стоит на возвышении, украшенное узорами.

На женской стороне — девичьей — постель невесты – дочери хозяина. Ниже — к двери — посудный шкаф, ступа для взбивания кумыса — символ Достатка. Кухонная утварь. В центре юрты — очаг. Место почитания Духа Огня — Хранителя Очага.

Матерью казахи зовут огонь - От - Ана, Май - Ана. Огонь дал человеку тепло, горячую пищу, расплавил железо (получил таким образом стремена и стрелы). В убранстве юрты главную роль играли узорчатые войлочные ковры: Текемет – кошма постилочная, получаемая путем вваливания рисунков из окрашенной непряденой шерсти на полуготовую основу. Сырмак – полотнища постилочные, изготавливаемые путем нашивания на первооснову двух разноцветных, но одинаковых рисунков, вырезанных из тонкого войлока. Тускииз – ковер войлочный настенный. Аппликация по войлоку бархатом, вырезанным в виде орнаментальных рисунков двух цветов.

Каждая семья украшала юрту по своему вкусу и усмотрению. Красота и нарядность юрты зависела от самих хозяев и от их фантазии.

Юрта и поныне является самым удобным летним жилищем для животноводов Казахстана, Монголии и Киргизии.


V. Физминутка


VI. Осмысление информации. Заполните таблицу, используя текст учебника.

Что означает для кочевника юрта?

ЮРТА

 

 

 

 

 

Игра «Опровергни или согласись»… 
Я утверждаю что… 
-на смену эпохи бронзы пришла эпоха железа…(да) 
-Кочевое скотоводство получает широкое распространение в эпохе бронзы (нет железа) 
- Традиционное жилище казахского народа – это иглу (нет юрта) 
- Жилище индейце в называется вигвам (да) 
- Основой юрты считается шанырак (нет кереге) 
- Сводчатые жерди в юрте называются кереге (нет уыки) 
- В центре юрты обычно располагался стол – дастархан (нет обычно очаг) 
- прототипом юрты считается жилище африканских пигмеев (нет жилище андроновцев)

VII.Рефлекция. 1. Просмотр видео о юрте.
VIII. Подведение итогов урока, выставление оценок. 
IX. Домашнее задание – Составить синквейн со словом «юрта» 
1. Существительное.           Юрта 
2. 2 прилагательных.          Легкая, переносная 
3. 3 глагола.                         Защищает, обогревает, кочует 
4. Фраза.                               Юрта переносное жилище кочевого народа. 
5. Слово                                дом 
                          

































Новые термины:

Юрта — переносное жилище у кочевников.

«КИЙЗ УЙ» — «войлочный дом».

КЕРЕГЕ – раздвижная решетчатая основа.

УЫК – купольные жерди.

Шанырак –круглая поверхность с отверстием.

ТУНДЫК служит окном. Во время непогоды оно закрывается четырехугольным куском войлока, обшитым шнуром.

БАКАН – раздвоенная с одного конца длинная деревянная палка.

ТУУРЛЫК – нижний войлок

УЗУК – верхний войлок.

БЕЛЬДЕУ - узорными лентами

БАСКУРЫ - широкие ворсовые и безворсовые дорожки

Текемет – кошма постилочная, получаемая путем вваливания рисунков из окрашенной непряденой шерсти на полуготовую основу.

Сырмак – полотнища постилочные, изготавливаемые путем нашивания на первооснову двух разноцветных, но одинаковых рисунков, вырезанных из тонкого войлока.

Тускииз – ковер войлочный настенный.








Задание:

Заполните таблицу, используя текст учебника.

Что означает для кочевника юрта?

ЮРТА

 



 



 



 



 







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Поурочное планирование по истории Казахстана- 6 класс

Автор: Кабдуллина Алима Есенгельдиновна

Дата: 10.12.2016

Номер свидетельства: 367876

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "краткосрочное (поурочное) планирование история Казахстана 5 класс "
    ["seo_title"] => string(70) "kratkosrochnoie-pourochnoie-planirovaniie-istoriia-kazakhstana-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "115880"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412163957"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рекомендации по подготовке к ЕНТ  по истории Казахстана "
    ["seo_title"] => string(61) "riekomiendatsii-po-podghotovkie-k-ient-po-istorii-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "172218"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423768340"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Поурочное планирование по истории Казахстана 7 класс"
    ["seo_title"] => string(56) "pourochnoie_planirovaniie_po_istorii_kazakhstana_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "374977"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483425525"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "среднесрочное планирование по истории Казахстана 5 класс "
    ["seo_title"] => string(62) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-po-istorii-kazakhstana-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "115878"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412163561"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "разработка урока по истории Казахстан " Джунгарское нашествие" ( 8 класс)"
    ["seo_title"] => string(74) "razrabotka-uroka-po-istorii-kazakhstan-dzhungharskoie-nashiestviie-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "252845"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447468715"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства