конспект данного урока разработан для проведения урока истории Казахстана в пятом классе. содержит сведения о племенах гуннов на территории Казахстана, великом переселении народов, походе гуннов в Европу. составлен в соответствии с государственным стандартом. содержит тестовые задания, с правильными ответами, для проверки предыщего изучнного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Племена гуннов на территории Казахстана »
Класс 5 Дата _____________
Тема: Племена гуннов на территории Казахстана
Цель: Познакомить что собой представляет племенное объединение гуннов
Задачи: Образовательная: Дать знания о гуннах, об их роли в «Великом переселении народов», об истории формирования гуннского гос-го объединения, о хозяйственной жизни и быте гуннов
Развивающая: Научить определять предпосылки возникновения государства, черты гос-ва, а также умело использовать историческую карту как источник дополнительной информации
Воспитательная: На основе исторических преданий воспитать чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому своей родины, к деятельности великих предков
Тип урока: комбинированный
Наглядные пособия:
Время: 45 мин.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка знаний полученных на предыдущих занятиях
5. Назовите территорию расселения саков тиграхауда
А) Приаралье, низовье Сырдарьи и Амударьи В) Средняя Сырдарья, Тянь-Шань С) Долина Муграба, Семиречье
6. Какой путешественник оставил после себя интересные рассказы, полные фантазии и чудес о племенах
А) Фукитид В) Аристей С) Геродот Д) Маргулан
Объяснение нового материала
План
Гунны
Хозяйство и быт гуннов
Победоносные походы гуннов
Великое переселение народов
Рим и гунны
Империя южных гуннов и ее историческая судьба
Распад гуннской империи
Территория:Алтай, Юж Сибирь, Вост Каз-н. Китайцы называли гуннов-хунну. В рез-те своей воинственности именно с ними связана Эпоха Великого переселения народов. По китайским источникам, слово «хунну», или «сюнну», т.е. «гунн» происходит от названия реки Орхон, находящейся в современной Монголии.
Расцвет гос-ва: 3 в. до н.э связан с Моде, за власть получил титул «Сын неба»
Титул правителя: шаньюй, вторыми лицами гос после шаньюя были «туменбасы» - темники(сыновья правителя или его близкие родственники. Они возглавляли 24 рода)
Походы: на зап. – уйсунов, на сев – племена Саяно-Алтая. 118г до н.э поражение кит дин Хань---пришлось выплачивать ежегод дань. В III в. до н.э. правители Китайского государ¬ства Цинь для защиты от гуннов начали строить Великую китайскую стену. Оборонительная стена растянулась на 4 тысячи км.
В середине I в. до н.э., или точнее в 55 году до н.э. Гуннское государство разделилось на южных и северных гуннов. Южные гунны потеряли свою независимость и попали под власть династии Хань. Северные гунны в конце I в. до н.э., чтобы сохранить независимость, во главе с шаньюем Чжи-чжи двинулись на запад. Гунны дошли до земель кан-гюев в Южном Казахстане, заключили с ними мирное соглашение и таким образом получили возможность кочевать к востоку от реки Талас.
Хоз-во: Захватывая рабов превращали их в пленных. Жили в осн в юртах. Знатные гунны носили шелковую одежду. Было развито ремесло. Они умели обрабатывать железо, бронзу. Гуннам б/известна военная станобитная техника, кот использовали в осаде городов.
В 1 тыс господствовало кочевое скотоводство.На наскальных рисунках изображали быка, оленя, лебедя. (Прочесть стр 74 посл абзац)
В 5в. н.э в результате успешных походов предводителя гуннов Атиллы, жившего в 10 в. н.э против Рима и других европейских стран возникает кочевая империя гуннов. Атилла известен в истории Германии и Скандинавии под именем Этцель, среди славян под именем Атыл, а венгры считают его своим предком, в казахских легендах по именем Едиль, взошел на трон царя в 434 году. совместно с братом своим принял верховную власть над гуннами; но уже в 445 г., убив брата, сделался их единоличным предводителем. Внешность А., по свидетельству современников, была непривлекательна: А. был человек приземистый, плотный, с темным цветом лица, маленькими впалыми глазами, он выказывал чувство собственного достоинства, справедливость, и не только своим, но и чужим народам являлся могучим владыкой, которому они добровольно подчинялись.
Основными причинами ВПН послужило, во-первых, ухудшение природно-климатических условий (аридизация) на территории проживания гуннов, и как следствие – движение их на запад в поисках более благоприятных условий.
Походы:
70-е гг 4в –юго-восточная Европа + к себе аланов и славян, разгромили Боспорское царство
376г. вторжение в Римскую империю
451г. местность Каталаун (Франция) битва народов
484г Подчинение персов, в рез-те гибели царя Пероза
5-6 вв –б/ба за власть м/д наследниками
После гуннских войн Римская империя пала. Гунны, которые продвинулись на юг назывались – «белые гунны»(эфталиты). В 453 г., А. умер (убила жена бургундка) Его тело положили в три гроба: золотой, серебр. и железный; пленники, делавшие гробы, были умерщвлены. Со смертью А. угасла сила мирового государства гуннов. Ученые по-разному оценивают роль гуннов. Некоторые историки главным считают то, что они освободили Европу от римского владычества. Другие подчеркивают, что гунны способствовали уничтожению рабовладельческого строя и открыли начало нового исторического периода - эпохи средневековья.