Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока на тему : "Фараоны и пирамиды"»
Тема: Фараоны и пирамиды.
Цель: Ознакомить учащихся с вещественными и письменными памятниками Египта и их ролью в изучении истории страны.
Задачи:
Охарактеризовать роль пирамид как исторический памятник изучаемой страны, роль фараона как повелителя Египта.
Развить логическое мышление, речевую деятельность учащихся, творческую способность, самостоятельность, умение работать с текстом учебника, память и внимание.
Воспитать толерантные отношения в классе, интерес к изучению предмета.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: традиционная.
Основные понятия:
Мумия - неразлагающее мертвое тело
Саркофаг – каменный гроб
Деспотическая власть – единоличная, неограниченная власть как у фараонов.
Основные даты: 1822, 2600 год до н.э.
Личности: Жан Франсуа Шампольон.
Оборудование: мультимедийная презентация
Ход урока:
Оргмомент (1 мин.)
Повторение домашнего задания (10 – 12 мин.)
Цель нашего урока – ознакомится с вещественными и письменными памятниками Египта и их ролью в изучении истории страны.
Но прежде проверим домашний материал. Задания, которые вы будите выполнять, вам уже знакомы, они подобны упражнениям ГИА и ЕГЭ.
1 задание – Работа с карточками. В карточке №1. Нужно дать определение терминам, в карточке№2 нужно соотнести события и личности.
Карточка № 1
Дайте понятие следующим терминам
Зиккурат –
Присваивающее хозяйство –
Вещественные памятники –
История –
Религия -
Карточка №2
Правильный вариант
Соотнесите даты и события.
Возникновение на письменности А) 5 лет до н.э.
Появление первобытных людей Б) более 2 х млн. лет назад
Появление современных людей В) 40 тыс. лет назад
Правление царя Вавилона – Хаммурапи Г)1792 – 1750 г. до н.э.
Неправильный вариант, который предложен ученику для исправления.
Правление царя Вавилона - Хаммурапи А) 5 лет до н.э.
Появление современных людей Б) более 2 х млн. лет назад
Появление первобытных людей В) 40 тыс. лет назад
Возникновение на письменности Г)1792 – 1750 г. до н.э.
3 тестовых задания выполняют следующие ученики………..
История – это
А) Наука о прошлом
Б) Жизнь первобытных людей
В) Наука о будущем
2) В каком году возникла письменность –
А) 5 тыс. лет назад
Б) 8 тыс. лет назад
В) 10 тыс. лет назад
3) «Отцом истории» называют
А) Геродот
Б) Сократ
В) Аристотель
4) Земледелие и скотоводство возникло –
А) 10 тыс. лет назад
Б) 40 тыс. лет назад
Г) 2000 тыс. лет назад
Изучение нового материала (20 – 25 мин.)
Введение
Итак, мы с вами вспомнили об истории Индии и Китая в древности. Сегодня на уроке нам предстоит изучить вещественные и письменные памятники истории Египта, а также познакомится с правителями древнего Египта. Но для этого сначала вспомним, что такое вещественные и письменные памятники?
В историческом развитии древних египтян, шумеров, индийцев и китайцев было много сходного. Были, конечно, и различия Египтяне и шумеры изобрели разные системы письма, молились разным богам, создали собственные мифы и сказания, по – разному строили дома, храмы, дворцы. Вот поэтому можно говорить о древнеегипетской, шумеро – вавилонской, индийской, китайской и других культурах.
План
Вещественные и письменные памятники истории Египта – стр. 65.
В Египте до сих пор возвышаются руины храмов, гробниц фараонов и знатных египтян, обелиски, изваяния правителей и богов. Все памятники испещрены иероглифы. На стенах гробниц сохранились цветные росписи. В захоронениях находят посуду, оружие, украшения. Но самыми ценными находками стали папирусные свитки. На них записи о правлении фараонов, повести, стихи, сказки. В Египте почти не бывает дождей, и папирусы прекрасно сохранились в сухих песках. Каждый найденный папирус представляет собой огромную научную ценность. В иероглифах заключен ключ к тайнам египетской истории.
А что такое иероглифы? (Священное письмо египтян)
Этот ключ нашел французский ученый Жан Франсуа Шампольон, в 1822 году расшифровавший иероглифы. С тех пор ученым открылись древнеегипетские тексты. И в глубокой древности Египет интересовал ученых – путешественников из других стран. Две с половиной тысячи лет назад его посетил Геродот. Много интересного о жизни египтян известно благодаря его «Истории»
Известнейшими памятниками Древнего Египта являются огромные каменные гробницы фараонов – пирамиды.
- Что вам известно о пирамидах?
Ответы учеников
Пирамиды Египта – стр. 66.
Ученик рассказывает про пирамиду Хеопса
Самую большую из них построили около 2600 года до н.э. для фараона Хеопса. Ее высота – около 150 метров (это примерно высота 50 – этажного дома). На ее сооружение пошло 2 млн. 300 тыс. каменных блоков, средний вес каждого – две с половиной тонны. Блоки уложены так плотно, что между ними не просунуть иголку.
Учитель рассказывает дальше про мумию и саркофаг.
Всего же в Египте известно более ста пирамид, каждая – для очередного фараона. Египтяне верили, что у человека есть душа, которая после смерти продолжает жить, если сохранить тело. Они удаляли из тела умершего внутренности, пропитывали его специальными веществами и пеленали тонкими бинтами. Так получалась мумия, которую клали в саркофаг(каменный гроб). Вместе с мумиями фараонов хоронили множество вещей и драгоценностей, якобы необходимых в царстве мертвых
Другие ученики внимательно слушают и заполняют таблицу по ходу рассказа ученика
Примерный ответ учащихся
Назовите знак власти фараона
Жезл и плеть
Как называли фараона простые египтяне
Сын бога Солнца Ра
Зачем люди строили пирамиды для фараонов
Для того чтобы фараон после смерти заботился об египтянах и их родственниках
Какая власть называется деспотической?
Единоличная, неограниченная власть (как у фараонов)
Назовите знак власти фараона
Как называли фараона простые египтяне
Зачем люди строили пирамиды для фараонов
Какая власть называется деспотической?
Вельможи, чиновники и писцы – стр. 69.
Умение работы с текстом учебника.
Самостоятельное изучение пункта и составление вопросов к этому прочитанному тексту
В это время я проверяю работу учеников с карточками.
Например,
1) Кто подчинялся фараону? (вельможи),
2) кто платил налоги фараону? (крестьяне - земледельцы)
3)Чем занимались писцы? (Подсчитывали урожай, отмечали уплату налогов, записывали приказы фараонов и вельмож)
4)Кто мог передать свою должность по наследству? (вельможи, чиновники, писцы)
КАКОЙ ВЫВОД МОЖНО СДЕЛАТЬ ИЗ ВСЕГО СКАЗАННОГО, ПРОЧИТАННОГО?
ВЫВОД: Фараоны, а также знатные и богатые вельможи еще при жизни строили себе роскошные каменные гробницы, дворцы. Их стены были украшены рельефами и красочными картинами. Так как они и в царстве мертвых хотели жить в роскоши, об этом мы смогли узнать из письменных и вещественных памятников древнего Египта.
Закрепление изученного материала (5 – 8 мин.)
Вопросы по учебнику со стр. 70.
По каким признакам можно узнать фараона древних рельефах и картинах?
Какая власть называется деспотической?
Кто помогал фараону управлять страной?
* Объясните значение слов: мумия, саркофаг, вельможа
Рефлексия (1 мин.)
Сегодня на уроке: Я узнал, удивился, хотел бы знать
VI. Д/з. выставление и комментирование оценок (1 мин.)
§ 11, в. 6 письменно, определения, даты повторять
Желающие могут сделать макет пирамид, либо саркофаг, либо мумию.