Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные: формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей и изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План урока "Страна на берегах Нила", 5 класс »
Тема урока: «Египет - государство на берегах Нила».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы работы: Коллективная, групповая.
Задачи:
Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные: формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей и изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.
Образовательная среда урока:
Учебник В.И. Уколова «История Древнего мира».
Ход урока:
Организационный этап.
Приветствие.
Постановка цели и задач урока.
Проверка домашнего задания. Вопросы из ранее изученных тем.
«Блицопрос»
1. Назовите две реки Вавилонии.
2. Вавилон—столица Двуречья или Египта?
3. Древнейшее письмо Двуречья при помощи рисунков.
4. Служители бога в Египте и Вавилонии.
5. Бог Солнца в Вавилонии.
6. Куда впадают реки Тигр и Евфрат?
7. Дайте другое название Междуречья.
8. Письменность с помощью знаков-клиньев, называется…
9. Государство, расположенное в древности на берегах рек Тигр и Евфрат.
10. Ур—это город Вавилонии или Египта.
11. Назовите имя вавилонского царя известного своими законами?
11. Из чего строили дома шумеры?
Слайд №1.
- Что вы видите перед собой? Какие ассоциации у Вас вызывает эта фигура?
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Как бы вы определили его тему?
Ответы учащихся с обоснованием своего мнения, подведение учащихся к тому, что тема урока посвящена государству, которое называют государством пирамид - Египет.
Определение темы урока. (слайд №2)
Определяем цель урока (слайд №3)
Актуализация знаний.
Давайте попробуем определить по какому плану мы можем изучить историю Египта в рамках нашего урока. Для этого мы с Вами составим план.
Давайте разделим листок на 2 чести и напишем: «Что вы знаете о Египте» и «Что бы хотели узнать».
В результате совместных действий на доске записывается план урока.
1.Географическое положение Египта и природно - климатические особенности Египта.
2. Основные занятия египтян
3. Объединение Египта.
4. Мемфис – столица Египетского царства.
Рассказ учителя по презентации (слайд 5-8)
Для того, чтобы Вам было легче работать, предлагаю разделиться на три группы, каждая из которых будет работать над одним из пунктов плана
Первичное усвоение новых знаний.
Распределение на группы.
Итак, 1 группа работает над вопросом - «Географическое положение Египта», 2 группа работает над вопросом - «Природно – климатические особенности Египта» и 3 группа работает над вопросом - «Объединение государства».
Участники групп получают раздаточный материал для организации своей работы.
1 группа- Приложение № 1
«Географическое положение Египта»
№ п/п
План действий, способов достижения поставленной задачи.
1
Открой учебник на странице 53-54. Внимательно прочитайте материал, пункта 1
2
Найдите и внимательно рассмотрите новые термины, которые в тексте выделены курсивом.
3
Внимательно изучите карту Древнее Египетское царство на с.55 и найдите на ней те области и географические понятия , о которых идёт речь в тексте учебника.
4
Внимательно изучи дополнительную информацию и используй при ответе на вопрос, поставленный перед группой.
« Государства, существовавшие в IV тыс до н.э. – первой половине I тыс. н.на территории Северо- Восточной африки, Передней и Восточной Азии, в исторической литературе принято называть древневосточными.»
« Египет простирается в основном ( с севера0 на юг…С запада он защищён полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние…Части страны, обращённые к востоку, защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами». Четвёртая сторона вся омывается Египетским ( Средиземным) морем, почти не имеющим пристани.» Диодор Сицилийский. Историческая библиотека.
2 группа- Приложение № 2
«Природно - климатические особенности Египта»
№ п/п
План действий, способов достижения поставленной задачи.
1
Открой учебник на странице 53-55. Внимательно прочитайте материал пункта 1 и 2 .
2
Внимательно изучите карту Древнее Египитское царство с.55 и найдите на ней реку Нил и основные районы земледелия.
3
Внимательно изучи дополнительную информацию и используй при ответе.
«Вступив в Египет, Нил имеет ширину…и течёт не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы…ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянушиеся вдоль берега на большое расстояние…Ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил…Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом.» Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
4
На основании изученного материала заполните таблицу.
Благоприятные условия для развития сельского хозяйства
Неблагоприятные условия для развития сельского хозяйства.
3 группа- Приложение № 3
«Объединение государства»
№ п/п
План действий, способов достижения поставленной задачи.
1
Открой учебник на странице 55-56. Внимательно прочитайте материал пункта 3 .
2
Найдите и внимательно рассмотрите новые термины, которые в тексте выделены курсивом.
3
Ответьте на вопрос « Кто управлял Египтом?» О существовании какого важнейшего образования на территории Египта это говорит? Обоснуйте и аргументируйте своё мнение.
4
Внимательно изучите карту Древнее Египетское царство с.55 и найдите на ней столицу и крупные города Египетского государства.
Проводим физминутку!
Общее задание для всех. Анализ документа
Диодор (жил в I в. до н. э.) — греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют Сицилийским). В течении тридцати лет работал над сочинением «Историческая библиотека» в сорока книгах (до нас дошло 14). В первых книгах описана история Египта, Вавилона, Ассирии.
30. Египет простирается в основном (с севера) на юг и, кажется, не в малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны. С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние… Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.
31. …Четвертая сторона вся омывается Египетским (Средиземным) морем, почти не имеющим пристани
Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой… Очертания его продолговатые; он имеет прибрежную полосу в две тысячи стадий (стадий — 184,97 м), а в глубь материка простирается почти на шесть тысяч стадий.
32. …Вступив в Египет, Нил имеет ширину или менее стадий и течет не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы… ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние… Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями…
34. Дельта очертаниями похожа на Сицилию Этот остров разделяется многими каналами, сделанными людьми, и является самой прекрасной местностью в Египте. Ибо, состоя из речных отложений и будучи орошаем, он производит многие и разнообразные плоды, так как, ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил… Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, поэтому по низким местам много различной земли, поэтому по низким местам образуются тонкие места и плодородные болота… Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом;
36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 31-33.
— Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский? (Египет.)
— Где находится Египет? (В северо-восточной части Африки.)
— Чем защищен Египет с запада? (Ливийской пустыней.)
— Чем защищена восточная часть страны? (Рекой и пустыней с болотистыми местами, или «безднами».)
— Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземным.)
— Какой рельеф имеет страна (см. карту и документ)? (Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности.)
— О какой реке идет речь в документе? (О реке Нил.)
— Где берет свое начало река Нил? (В Центральной Африке.)
— Куда впадает Нил? (В Средиземное море.)
— Что такое дельта реки? (Место, где река делится на рукава.)
— Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? (Начинается разлив Нила.)
— Какие занятия существовали у жителей Египта (см. п. 34 документа)? (Египтяне могли строить каналы, занимались орошением, а значит, занимались земледелием, скотоводством.)
— Кто управлял Египтом? (Цари, а это значит, что у древних египтян существовали государства.)
Индивидуальное задание.
Исторический диктант.
В Древнем Египте.
По берегам реки Нил, впадающей в Красное море, располагался Древний Египет. Трудолюбивый народ, населяющий страну, создал прекрасное государство, расположенное в верховьях величайшей африканской реки. Территория Египта значительно увеличилась около 2500 г. до н. э. в результате завоевательных походов фараона Тутанхамона. Единственным из дошедших до нас семи чудес света Древнего мира стал Большой Сфинкс, охраняющий Долину Царей. Много тайн хранит история Египта. Так, в Абидосском храме, построенном в честь бога Солнца Амона-Ра, обнаружены скульптурные изображения летательных аппаратов. Тайны Древнего Египта ещё ждут своих исследователей.
Задание: В тексте диктанта допущено 6 исторических ошибок. Необходимо найти их и подчеркнуть.
Закрепление
Дополнение учителя:
V. Первичная проверка понимания.
А теперь давайте попробуем всё, что мы выяснили в ходе работы в группах соединить в единое целое весь рассматриваемый нами материал.
Выступление групп. Аргументация и разъяснение информации самими учащимися.
1. На какие месяцы приходился разлив реки Нил?
2. Что делали древние египтяне из стеблей папируса?
3. Назовите столицу Древнего Египта.
4. Распад реки на несколько рукавов.
5. Царя в Древнем Египте называли…
6. Дожди в Египте шли часто или редко?
7. Куда впадает река Нил?
8. Верховный правитель Египта.
9. Какое удивительное растение росло по берегам реки Нил?
10. Какое государство называли «Дар Нила»?
11. Кто собирал налоги и следил за деятельностью чиновников?
12. Бог Солнца у древних египтян.
13. В виде, какой геометрической фигуры можно изобразить дельту?
Рефлексия
Для меня было__________(важно ,полезно) изучить тему «Государство на берегах Нила» , потому что -____________.
Дополните предложение:
1. Я доволен(льна) ________ (вполне, средне, не доволен) своим дополнением к части утерянного письма, которое составил(а) сам(а).
2. Я оцениваю свою работу по теме на _________ (отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что _________________.
Домашнее задание:
Параграф 12, составить таблицу «Общее и различное в природных условиях Междуречья и Египта»