1.Реформы военные. Преобразования центральных органов. Реформы местных органов. Указы о дворянстве. Усиление крепостного права. Правительственная экономическая политика. Преобразования в области культуры и быта. (показ фильма) Форма: 1) Объяснение. 2) Беседа. 3) Демонстрация наглядного материала. 4) Творческая самостоятельная работа по группам с текстом § 15 и с документальным материалом. 5) Ответы учащихся. *Перед самостоятельной работой учитель проводит инструктаж. Творческое задание. Представьте себе, что вы находитесь на заседании «круглого стола». Тема: «Реформы Петра Великого: развитие или тормоз страны?». Разделившись на творческие группы, проведите собственное исследование и скажите, какую роль сыграли реформы для страны в тот исторический период, была ли в них крайняя необходимость? *Учащиеся делятся учителем на равные по способностям группы и самостоятельно разбирают проведённые Петром I реформы в каждой области жизнедеятельности страны. 1-я группа: «Реформы военные». 2-я группа: «Преобразование центральных органов. Реформы местных органов. Указы о дворянстве. Усиление крепостного права». 3-я группа: «Правительственная экономическая политика». 4-я группа: «Преобразования в области культуры и быта». По истечении времени представители каждой группы зачитывают свои работы. Учитель корректирует ответы, отмечает наиболее полные, лучшие работы. Работы учащихся могут выглядеть следующим образом: Исследования 1-й группы, работавшей по теме «Реформы военные». Создание русской национальной регулярной армии и флота; Рекрутские наборы – основа регулярной армии ( к концу 1721 г. в России существует 200-тысячная регулярная армия); Создание мануфактур обеспечивающих армию; Создание однотипной организации и вооружения в пехоте, коннице и артиллерии; Создание единой системы воинского обучения и воспитания, регламентированной уставами; Проведена централизация военного управления, военные приказы заменены Военной коллегией и Адмиралтейств коллегией, учреждена должность главнокомандующего, при котором открыт полевой штаб; Открылись военные школы для подготовки офицерских кадров, регламентировалась служба офицеров. Исследования 2-й группы, работавшей по теме «Преобразование центральных органов. Реформа местных органов. Указы о дворянстве. Усиление крепостного права». (Использование учащимися таблицы «Табель о рангах», документов: «Генеральный регламент, или Устав» от 28 февраля 1720 года о создании коллегий, «Именной указ Петра I от 27 апреля 1722 года», «Указ Петра I об учреждении губерний. Не ранее 3 февраля»). Прекратились пожалования в бояре, на должность – по уму, образованию, практическим умениям. 1708 г. – губернское деление страны: создано 8 губерний, во главе каждой губернии – губернатор; губернии делятся на провинции – 50 провинций; провинции разделены на уезды, во главе провинций и уездов назначенные местные дворяне. 1711 г. – создан Сенат – высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган при царе (в состав Сената входили 9 человек назначенных царем, таким образом, фактическая функция Сената – законосовещательный орган при царе). 1714 г. – издан «Указ о единонаследии», по которому дворяне передавали в наследство поместья только одному наследнику, остальные сыновья должны жить за счет получения жалования за службу. 1720 г. – городская реформа – создан главный магистрат, ведавший делами городских магистров. 1718 – 1720 гг. – упразднены приказы, взамен созданы коллегии, ведающие важнейшими отраслями государственной жизни на всей территории страны. 1722 г. – введена должность генерал-прокурора – «Ока государева». Церковь становится частью государственного аппарата и полностью подчиняется государству. Ликвидировано патриаршество, вместо этого установлена Духовная коллегия – Святейший правительственный Синод, который возглавлял президент Синода. В 1722 году для надзора за Синодом была введена должность обер-прокурор Синода. 1722 г. – создание «Табеля о рангах» - законодательный акт, определявший систему чинов и порядок продвижения по службе – 14 классов служебной лестницы. Главный принцип «Табеля» - образованность, способности и практичность дворянина. Это нововведение ликвидировало деление господствующего класса на сословия. 1722 г. – «Указ о престолонаследии» - император сам назначал преемника. Результат – неограниченная абсолютная власть монарха. А также опровержение концепции о божественном происхождении власти. Введение паспортной системы для крестьян, отправлявшихся на приработки, увеличился штраф за сокрытие беглых крестьян. Исследования 4-й группы, работавшей по теме «Правительственная экономическая политика». Краткий анализ итогов экономических реформ: За первую четверть XVII века было построено около 200 новых мануфактур (прежде всего для нужд армии и флота) по выработке парусного полотна, канатов, сукна, текстиля. Освоен новый промышленный район – Урал. Возникла литейная промышленность в Карелии. Возникли новые отрасли промышленности – постройка морских кораблей, шелкопрядение, фаянсовое производство, производство бумаги. В Сибири у Нерчинска возник первый сереброплавильный завод. На Урале открыто месторождение мадии и пущены медеплавильные предприятия. Выплавка чугуна к 1725 году увеличилась в 5,5 раз. До Петра I ввозили железо, в его правление стали вывозить. Петром I приветствовалось развитие различных видов мануфактур, поэтому возникают помимо государственных и частные мануфактуры. Мануфактуры по форме собственности: Трудились на мануфактурах категории людей разных сословий. Труд на мануфактурах: | Вольнонаёмный | Принудительный | Наёмные рабочие | «Приписные крестьяне» | «Посессионные крестьяне» | Посадские ремесленники, рекруты, каторжане, дети солдат и матросов, крестьяне, гулящие, беглые люди. | Целые округа государственных крестьян приписывались к мануфактурам для «черных» работ на государственных предприятиях. | 1721 году был издан указ по которому было разрешено покупать крепостных крестьян и навечно закреплять их за мануфактурой. | Произошли грандиозные изменения в торговле: Были открыты новые российские торговые порты – Санкт-Петербург, Нарва, Выборг и др. С 1700 по 1719 годы – система запретов высоких пошлин и налогов. Государственная монополия почти на все виды товаров. Результат: 1. Получение значительных средств в казну направленных на нужды армии и флота. 2. Разрушение старых деловых связей купечества, разорение торговых фамилий. Переход к политике меркантилизма и протекционизма; накопление денег в стране с помощью покровительства отечественной торговли. Результат: 1. Развитие торговли. Превышение вывоза товаров над ввозом их в страну. 2. Накопление капитала. 3. Рост молодой российской промышленности. 1704 г. – Денежная реформа – введение серебряных рублей и медных мелких монет. Проведена налоговая реформа, которая была необходима для регулярного поступления средств в казну: 1714 г. – указ об окончательной ликвидации разницы между поместьем и вотчиной; в результате все земли становятся наследственными. Исследования 5-й группы, работавшей по теме «Преобразования в области культуры и быта». (Использование учащимися указов Петра Великого о создании Кунсткамеры, и об учреждении Нового года). Декабрь 1699 г. – Указ о новом летоисчислении (ранее было от Сотворения мира) и о праздновании Нового года с 1 января (вместо 1 сентября). Январь 1700 г. – введение запрета на ношение национального платья, обязательным становится ношение одежды европейского образца. Обязательное для бояр, дворян и всех горожан брадобритие (от брадобрития освобождалось духовенство). Январь 1703 г. – выход в свет первого номера печатной газеты «Ведомости» (полное название «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестный странах». 16 мая 1703 г. – заложена крепость в устье реки Невы названная Санкт-Питер-Бурх. Основание Санкт-Петербурга. Январь 1708 г. – введение упрощенного гражданского алфавита. 1709 г. – введение первого гражданского календаря. 1714 г. – реформа образования. 1718 г. – учреждены Ассамблеи – собрания, на которых гости из высших слоев общества развлекались на европейский лад. 1719 г. – открыт первый русский музей – Кунсткамера. 1724 г. – издан Указ об учреждении Российской Академии Наук (открыта в 1725 году при Екатерине II). 2. Учитель наблюдает за работой учащихся. 3. Учитель корректирует ответы учащихся, дополняет их, делает пояснения. |