Итоговое повторение: в ходе урока учащиеся вспоминают и заполняют таблицу "Реформы Петра", в дальнейшем начинается работа с документами различных авторов и их оценка реформ Петра, ученики готовят публичное выступление ( урок на 40 минут, работа в группах)
Просмотр содержимого документа
«АНИСИМОВ»
Просмотр содержимого документа
«БУШУЕВ»
Просмотр содержимого документа
«Погодин»
М. П. Погодин писал: «Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 года — Петр Великий велел считать месяцы от Рождества Христова, Петр Великий велел считать месяцы от января (до XVIII в. год начинали с церковного новолетия — 1 сентября, а летосчисление вели от сотворения мира). Пора одеваться — наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым, мундир — по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых развел он. Попадается на глаза книга — Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начинаете читать ее — этот язык при Петре Первом сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный. Приносят газеты, Петр Великий их начал. Вам нужно искупить разные вещи — все они, от шелкового шейного платка до сапожной подошвы, будут напоминать вам о Петре Великом»
«Время петровских реформ — это время основания тоталитарного государства, яркой проповеди и внедрения в массовое сознание культа сильной личности — вождя, «отца нации», «учителя народа». Это и время запуска «вечного двигателя» отечественной бюрократической машины, работающей по своим внутренним и чуждым обществу законам до сих пор. Это и всеобъемлющая система контроля, паспортного режима, фискальства и доносительства, без которых не могла существовать и наша «административно-командная система». Время Петра — это и столь характерные для нашего общества страх, социальное иждивенчество, внешняя и внутренняя несвобода личности. Наконец, победы на поле брани соседствовали с подлинным культом военной силы... военизацией гражданской жизни, сознания...» (Е. В. Анисимов «Время петровских реформ»).
СВ. Бушуев отметил, что на петровских реформах «лежала печать двойственности, методы их осуществления были грубы и насильственны, результаты неоднозначны». Философ начала XX в. Д. С. Мережковского: «Я уже раз говорил и вновь повторяю и настаиваю: первый русский интеллигент — Петр... Единственные законные наследники, дети Петра — все мы, русские интеллигенты. Он — в нас, мы — в нем... Что такое Петр? Чудо или чудовище. Я... решать не берусь. Он слишком родной мне, слишком часть меня самого, чтобы я мог судить о нем беспристрастно».
Просмотр содержимого презентации
«урок 1»