Открытый урок -Петр 1: Тиран или великий реформатор
Открытый урок -Петр 1: Тиран или великий реформатор
Тема урока: Петр 1 : тиран или Великий реформатор.
Цели:
1. закрепить знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи, разобраться в различных точках зрения на роль Петра1 в российской истории и проведенные им реформы.
2. Развивать навыки работы с дополнительной литературой, устных публичных выступлений, формировать культуру речи.
3. Стимулировать учащихся к получению новых знаний путем участия в интеллектуальных мероприятиях; воспитывать уважительное отношение к прошлому страны.
Тип урока: ролевой (игровой) проект.
Жанр урока: урок-суд.
Методы преподавания: частично-поисковый, исследовательский метод, метод проблемного изложения.
Форма обучения:фронтальная.
Применяемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, технология проектной деятельности.
Оборудование урока: карточки для доски, проектор.
Опережающее задание:
Составить выступление (2 – 3 мин.) Выбрать информацию из справочников, энциклопедий а так же по своему отношению к личности Петра1.
План
1. Вступительное слово преподавателя.
На протяжении всей истории со времен Петра Великого идут споры о личности и деяниях императора. Одни историки видели в нем сильную личность, проводившую прогрессивные реформы, другие считали, что прервав традиции и насильственно изменив образ жизни русского народа, он навязал России чуждый и губительный путь развития. Нет однозначной оценки его личности, так же как и его преобразований.
Причем так было изначально и между собой спорили уже современники Петра. Сподвижники Петра восхваляли его, считали его дела великими (недаром еще при жизни Петра Сенат преподнес ему официальный титул «Великий»). А противники реформ называли царя антихристом, явившимся на землю для уничтожения христианского мира.
Противоречивость оценок личности Петра1 и его деяний сохранилась до сих пор. Возникает вопрос: Каким же был Петр1? В чем он был прав и в чем он был виноват? Чтобы ответить на эти вопросы мы проведем сегодня урок-суд современности на Петром1 и попытаемся ответить на главный вопрос:
Кем же был Петр1 - тираном или великим реформатором?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок -Петр 1: Тиран или великий реформатор »
Тема урока: Петр 1 : тиран или Великий реформатор.
Цели:
1. закрепить знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи, разобраться в различных точках зрения на роль Петра1 в российской истории и проведенные им реформы.
2. Развивать навыки работы с дополнительной литературой, устных публичных выступлений, формировать культуру речи.
3. Стимулировать учащихся к получению новых знаний путем участия в интеллектуальных мероприятиях; воспитывать уважительное отношение к прошлому страны.
Тип урока: ролевой (игровой) проект.
Жанр урока: урок-суд.
Методы преподавания: частично-поисковый, исследовательский метод, метод проблемного изложения.
Форма обучения:фронтальная.
Применяемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, технология проектной деятельности.
Оборудование урока: карточки для доски, проектор.
Опережающее задание:
Составить выступление (2 – 3 мин.) Выбрать информацию из справочников, энциклопедий а так же по своему отношению к личности Петра1.
План
1. Вступительное слово преподавателя.
На протяжении всей истории со времен Петра Великого идут споры о личности и деяниях императора. Одни историки видели в нем сильную личность, проводившую прогрессивные реформы, другие считали, что прервав традиции и насильственно изменив образ жизни русского народа, он навязал России чуждый и губительный путь развития. Нет однозначной оценки его личности , так же как и его преобразований.
Причем так было изначально и между собой спорили уже современники Петра. Сподвижники Петра восхваляли его , считали его дела великими (недаром еще при жизни Петра Сенат преподнес ему официальный титул «Великий»). А противники реформ называли царя антихристом, явившимся на землю для уничтожения христианского мира.
Противоречивость оценок личности Петра1 и его деяний сохранилась до сих пор. Возникает вопрос: Каким же был Петр1? В чем он был прав и в чем он был виноват? Чтобы ответить на эти вопросы мы проведем сегодня урок-суд современности на Петром1 и попытаемся ответить на главный вопрос:
Кем же был Петр1 - тираном или великим реформатором?
2. Интерактивная часть урока.
Преподаватель объявляет действующие лица:
Судьи
Свидетели обвинения –(класс)
Свидетели защиты – (класс)
Ход судебного процесса.
Судья : Слушается дело о Петре1, русском царе с 1682 г. по 1725 г.
Судья: Начинаем судебное слушание. Слово предоставляется первому выступающему.(выступает первый свидетель)
Судья: Спасибо.
Судья: Слово предоставляется второму выступающему.
Секретарь по очереди приглашает свидетелей.
(возможны различные варианты типажей свидетелей)
Прокурор в лице учителя.
Ваша честь! Прошу приобщить к делу дополнительные материалы, из которых видны масштабы казни: было казнено более 1 тысячи человек, около 600 – после пыток были отправлены в Сибирь. Царь не пощадил даже родной сестры, которую после пыток отправил в Новодевичий монастырь, где её насильно постригли в монахини. И собственного сына, царевича Алексея, заподозрив в измене, приказал заключить в Петропавловскую крепость, где он и умер после мучительных пыток.
Судья: прошу продолжить свидетелей. (дети по одному выходят к доске и рассказывают о поступках Петра 1.
Судья объявляет о переходе к прениям сторон. Выслушав доводы сторон, мы пришли к мнению, что за и против разделились.
Сейчас я прошу каждого занять свою позицию (отрицательную, положительную, нейтральную) по отношению к данной личности.
Судья
Итог урока:
Опрос судьи. Почему заняли ту или иную позицию?
Примерные ответы:
Преобразования, которые проводил Пётр Алексеевич Романов, ускорили развитие России и возвели её в ранг европейской державы. В России ни до Петра, ни после Петра, ни один государственный деятель не проводил реформ, которые охватывали бы все сферы жизни общества и государства. Его деятельность заслуживает похвалы и доброй памяти потомков. А что касается масштабов жертв, прошу присяжных учесть какой была международная обстановка в конце 17 – начале 18 века, какова была российская действительность того времени и те ограниченные временные рамки, отведённые Петру на преобразования.
Судья
Мы не смогли прийти к единому мнению по рассматриваемому делу и поэтому суд присяжных не может вынести вердикт о виновности или невиновности Петра Алексеевича Романова.
Судья
В связи с отсутствием вердикта присяжных, слушание дела переносится с открытым сроком нового слушания.
Заключительное слово учителя
Подводя итоги нашего урока, можно сделать вывод, что вердикт суда символичен. Есть известное выражение Сократа, что “Самый справедливый суд – это история: она рано или поздно все расставляет по своим местам”. К Петру I, и как к человеку, и как к политику, не однозначно относились еще его современники. Одни его боготворили, другие видели в нем зло. Но то, что Петр I сделал для России за свою короткую жизнь, а он прожил 53 года, вызывает только уважение. Россия превратилась в великую европейскую державу, и Сенат в 1721 году за особо выдающиеся заслуги присвоил Петру титулы Императора, Великого и Отца Отечества. Кстати, в СССР, улицы во многих городах носили названия “Петра Великого”. А несколько лет назад для издания энциклопедии “Сто человек, которые изменили ход истории” был проведен опрос в разных странах. Называли имена Аристотеля, Александра Македонского, Наполеона, Чингисхана, Конфуция, Коперника, Рузвельта и еще тысячи имен политиков, ученых, промышленников, полководцев, но среди всех этих имен вписали имя Петра I, Российского Императора. Каждый из вас, наверно, назовет что-то связанное с именем Петра I. Но в 21 веке он заставляет нас еще и размышлять: “Все прожекты зело исправны быть должны, дабы Отечеству ущерба не чинить. Кто прожекты станет абы как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю’’. Кому можно адресовать эти слова? И прав был А.М. Горький, когда писал: “Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать – необходимо!”