конспект урока по истории "Итоги правления Екатерины II"
Конспект урока по истории "Итоги правления Екатерины II"
Жанр: дискуссия с элементами проектирования
Ожидаемые результаты:
В результате занятия учащиеся смогут :
расширить свои представления о правлении Екатерины Великой
совершенствовать коммуникативные компетенции: умение анализировать исторические явления с разных точек зрения, работать с историческими источниками, правильно отбирать нужный материал из большого объема информации
кооперативные компетенции: умение организовать работу в группах, вырабатывать общую точку зрения,
коммуникативные компетенции: отстаивать свою точку зрения, аргументрованно вести дискуссию
Материалы: учитель отбирает (или использует полностью) материал к уроку; схемы, приложения.
Группам предлагаются листы бумаги, фломастеры
Кабинет оформляется портретами императрицы, современников Екатерины II, историков
Предварительная подготовка:
Оформляется выставка книг по данной теме,
Класс условно делится на две зоны и соответствующе оформляется: современники Екатерины и потомки ее;
Парты могут быть расставлены так, чтобы учащиеся могли выбрать наиболее комфортную форму для своей работы: индивидуально, в парах или в группах
ХОД ЗАНЯТИЯ
Погружение в тему:
Английский министр при дворе Екатерины II, присутствующий на ее похоронах, сказал: “Хоронят Россию”.
И действительно за три с лишним десятилетия образ императрицы стал своего рода символом России, ее богатства и могущества.
Какой же она была Северная Семирамида? Какую роль сыграла в истории нашей страны?
2. Работа с пакетом документов в группах (парах, индивидуально):
Каждой группе предлагается пакет документов, на который учащиеся могут опираться при подготовке своих ответов,
Каждая группа должна будет дать оценку деятельности Екатерины II, при этом:
“Современники и историки” должны будут отразить те дела императрицы, которые вызывали их восхищение или осуждение.
“Потомки” должны вынести свое суждение, но постараться определить, в чем актуальность этой темы потомков, живущих в 21 веке.
Результаты работы выводятся на монитор компьютера ( если есть такая возможность) или учащиеся могут написать их на листах бумаги.
(заранее оговаривается время работы)
3. Презентация работы групп
Вопросы для обсуждения :
Какая оценка давалась Екатерине II современниками, историками, потомками?
Чем можно объяснить столь разноречивую оценку?
Каков вклад Екатерины II в историю России7
Какие дела императрицы вызывали восхищение современников, а какие – потомков?
Что осуждалось в прошлом и настоящем?
Что в деятельности Екатерины II является актуальным и в наши дни?
Какие уроки могли бы извлечь потомки ?
4. Подведение итогов (слово учителя)
Время Екатерины II – время осуществления государственных реформ, активного законотворчества.
Реформы ее носили созидательный, а не разрушительный характер.
Это было роста национального самосознания, складывания понятий личной чести и человеческого достоинства.
Ее взгляды на законы, образование, являются актуальными и дл нас, живущих в 21 веке.
Деятельность Екатерины II может послужить примером и для современных политиков как образец постепенного реформирования общества без резких потрясений.
И в завершение мне хотелось бы привести слова Г.Р.Державина, которые в полной мере относятся к Екатерине Великой и являются значимыми для русского человека во все времена: “А слава тех не умирает, кто за Отечество умрет”
5. Домашнее задание :
В качестве домашнего задания предлагается альтернативный вариант:
Человечество сохранило память об императрице и воздвигло ей памятники. Вам предлагается нарисовать свой проект памятника Екатерине II от благодарных потомков и придумать надпись, которая отражала бы главную заслугу ее правления
Моделирование ситуации: “ Историки нашли фрагмент документа, часть текста которого оказалась потерянной. Вам предлагается помочь ученым и восстановить утерянный текст”:
“В 17… году очередной Петр III объявился в Яицком казачьем войске. Его настоящее имя было …….
Как позднее было установлено родился он в станице ……. на реке ……..
Обещая жаловать казаков реками, морями, денежным жалованием и …., рассчитывал свергнуть ……. и занять престол, на котором будет своим “………” царем.
В октябре …. года он подошел к ……. и осадил его. Осада закончилась …….”
Приложение к уроку
Приложение 1.
Из «ЗАПИСОК ИМПЕРАТРИЦЫ».
Великий двигатель земледелия - свобода и собственность. Когда каждый крестьянин будет уверен, что то, что принадлежит ему, не принадлежит другому, он будет улучшать это. Государственные налоги ему не тяжелы, ввиду того, что они очень умеренны, и если государство вовсе не нуждается в увеличении доходов, земледельцы могут располагаться, как им удобно, лишь бы они имели свободу и ответственность.
Из «ЗАПИСОК ИМПЕРАТРИЦЫ» (1796 год).
…Вот удобный способ: поставить, что как только отныне кто-нибудь будет продавать землю, все крепостные будут объявлены свободными с момента покупки её новым владельцем, а в течение сотни лет все или, по крайней мере, большая часть земель меняют хозяев, и вот народ свободен.
5 предметов. Из«ЗАПИСОК ИМПЕРАТРИЦЫ».
1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.
2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.
3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.
4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.
Приложение 3.
А.П.Сумароков о крестьянской свободе
Задача ради решения, что полезнее обществу, чтоб крестьянин имел собственным имением пожитки ли одни, или и земли, до изъяснения решена быть не может.
…Прежде надобно спросить: потребна ли ради общего благоденствия крепостным людям свобода? На это я скажу: потребна ли канарейке, забавляющей меня, вольность или потребна клетка и потребна ли стерегущей мой дом собаке цепь? Канарейке лучше без клетки, а собаке без цепи. Однако одна улетит, а другая будет грызть людей. Так одно потребно для крестьянина, другое ради дворянина.
…Лутчее, не имети крестьянам земли собственной, да и нельзя, ибо земли все собственные дворянские. Так еще спрос: должны ли дворяне крестьянам отдавать купленные, жалованные, наследственные и прочие земли, когда они не хотят, и могут ли в России землями владеть крестьяне, ибо то право дворян. Что ж дворянин будет тогда, когда мужики и земля будет его? А ему что останется? Впрочем, свобода крестьянская не токмо обществу вредна, но и пагубна, а почему пагубна, того и толковать не надлежит.
Приложение 4.
Из рапорта адмирала Г. А. Спиридова (1770 год).
Турецкий флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили и оставили на том месте страшное позорище, а сами стали быть во всем архипелаге господствующими.
Современники о сражении на Кинбурнской косе (1787 год).
1-ого октября турки атаковали Кинбурн. Турки беспрестанно с флота получали новые подкрепления, положение наших войск было весьма опасно, сражение сделалось общее, и так обе стороны перемешались, что артиллерия принуждена была остановить свое действие, храбрость наших поколебалась, уже было начали отступать, наконец, пришло к русским подкрепление около 300 человек, и сие малое число решило сражение. Турки прогнаны, в 10 часов ночи победа была одержана. Большая часть турок убита, а еще больше потонуло, малое только число спаслось на суда.Еще в сумерки.
Суворов был ранен в левое плечо, он потерял много крови, и не было лекаря перевязать рану. Казачий старшина Кутейников привел его к морю, вымыл рану морскою водою и, сняв платок с шеи, перевязал рану. Суворов сел на коня и опять возвратился командовать.
Из рапорта А.В.Суворова (11 декабря 1790 год).
Крепость…столь укрепленная, столь обширная и которая казалась неприятелю непобедимою, взята страшным для него оружием российских штыков…
…Число убитого неприятеля до 26 тысяч. Начальствовавший сераскир, засевший с толпою более 1000 человек в каменном строении и не хотя сдаться, был атакован фанагорийскими гренадерами в команде полковника Золотухина. И как он, так и все бывшие с ним побиты и переколоты.
В крепости найдено 245 пушек, в числе коих 9 мортир, да на берегу 20, всего 245; большой пороховой погреб, разные снаряды. В трофеи взято 345 знамен, кроме тех, кои в снаряжениях изорваны.
Приложение 5.
22 декабря 1786 г. Екатерина II подписала указ Адмиралтейств-коллегии об отправке эскадры на Камчатку для охраны российских владений: ".по случаю покушения со стороны английских торговых промышленников на производство торгу и промыслов звериных на Восточном море, о сохранении права нашего на земли, российскими мореплавателями открытые, повелеваем нашей Адмиральтейской коллегии отправить из Балтийского моря два судна, вооруженныя по примеру употребленных капитаном английским Куком и другими мореплавателями для подобных открытий, и две вооруженные же шлюбки морские или другия суда, по лучшему ея усмотрению, назнача им объехать мыс Доброй Надежды, а оттуда, продолжая путь через Сондский пролив и, оставя Японию в левой стороне, итти на Камчатку".
В. О. Ключевский отмечал: "Внешняя политика — самая блестящая сторона государственной деятельности Екатерины, произведшая наиболее сильное впечатление на современников и ближайшее потомство."
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по истории "Итоги правления Екатерины II" »
Учитель: Федосеева О.Н.,
учитель истории и обществознания
финансово-экономического лицея № 29 г. Пензы
Тема урока: Итоги правления Екатерины II
Жанр: дискуссия с элементами проектирования
Учебный предмет: история России
Автор: Федосеева О.Н.
Возраст учащихся: 7 класс
Ожидаемые результаты:
В результате занятия учащиеся смогут :
расширить свои представления о правлении Екатерины Великой
совершенствовать коммуникативные компетенции: умение анализировать исторические явления с разных точек зрения, работать с историческими источниками, правильно отбирать нужный материал из большого объема информации
кооперативные компетенции: умение организовать работу в группах, вырабатывать общую точку зрения,
коммуникативные компетенции: отстаивать свою точку зрения, аргументрованно вести дискуссию
Материалы: учитель отбирает (или использует полностью) материал к уроку; схемы, приложения.
Группам предлагаются листы бумаги, фломастеры
Кабинет оформляется портретами императрицы, современников Екатерины II, историков
Предварительная подготовка:
Оформляется выставка книг по данной теме,
Класс условно делится на две зоны и соответствующе оформляется: современники Екатерины и потомки ее;
Парты могут быть расставлены так, чтобы учащиеся могли выбрать наиболее комфортную форму для своей работы: индивидуально, в парах или в группах
ХОД ЗАНЯТИЯ
Погружение в тему:
Английский министр при дворе Екатерины II, присутствующий на ее похоронах, сказал: “Хоронят Россию”.
И действительно за три с лишним десятилетия образ императрицы стал своего рода символом России, ее богатства и могущества.
Какой же она была Северная Семирамида? Какую роль сыграла в истории нашей страны?
Работа с пакетом документов в группах (парах, индивидуально):
Каждой группе предлагается пакет документов, на который учащиеся могут опираться при подготовке своих ответов,
Каждая группа должна будет дать оценку деятельности Екатерины II, при этом:
“Современники и историки” должны будут отразить те дела императрицы, которые вызывали их восхищение или осуждение.
“Потомки” должны вынести свое суждение, но постараться определить, в чем актуальность этой темы потомков, живущих в 21 веке.
Результаты работы выводятся на монитор компьютера ( если есть такая возможность) или учащиеся могут написать их на листах бумаги.
(заранее оговаривается время работы)
Презентация работы групп
Вопросы для обсуждения :
Какая оценка давалась Екатерине II современниками, историками, потомками?
Чем можно объяснить столь разноречивую оценку?
Каков вклад Екатерины II в историю России7
Какие дела императрицы вызывали восхищение современников, а какие – потомков?
Что осуждалось в прошлом и настоящем?
Что в деятельности Екатерины II является актуальным и в наши дни?
Какие уроки могли бы извлечь потомки ?
Подведение итогов (слово учителя)
Время Екатерины II – время осуществления государственных реформ, активного законотворчества.
Реформы ее носили созидательный , а не разрушительный характер.
Это было роста национального самосознания, складывания понятий личной чести и человеческого достоинства.
Ее взгляды на законы, образование, являются актуальными и дл нас, живущих в 21 веке.
Деятельность Екатерины II может послужить примером и для современных политиков как образец постепенного реформирования общества без резких потрясений.
И в завершение мне хотелось бы привести слова Г.Р.Державина, которые в полной мере относятся к Екатерине Великой и являются значимыми для русского человека во все времена: “А слава тех не умирает, кто за Отечество умрет”
Домашнее задание :
В качестве домашнего задания предлагается альтернативный вариант:
Человечество сохранило память об императрице и воздвигло ей памятники. Вам предлагается нарисовать свой проект памятника Екатерине II от благодарных потомков и придумать надпись, которая отражала бы главную заслугу ее правления
Моделирование ситуации: “ Историки нашли фрагмент документа, часть текста которого оказалась потерянной. Вам предлагается помочь ученым и восстановить утерянный текст”:
“В 17… году очередной Петр III объявился в Яицком казачьем войске. Его настоящее имя было ……..
Как позднее было установлено родился он в станице ……. на реке ……. .
Обещая жаловать казаков реками, морями , денежным жалованием и ….., рассчитывал свергнуть ……. и занять престол, на котором будет своим “………” царем.
В октябре ….. года он подошел к ……. и осадил его. Осада закончилась …….”
Приложение к уроку
Приложение 1.
Из «ЗАПИСОК ИМПЕРАТРИЦЫ».
Великий двигатель земледелия - свобода и собственность. Когда каждый крестьянин будет уверен, что то, что принадлежит ему, не принадлежит другому, он будет улучшать это. Государственные налоги ему не тяжелы, ввиду того, что они очень умеренны, и если государство вовсе не нуждается в увеличении доходов, земледельцы могут располагаться, как им удобно, лишь бы они имели свободу и ответственность.
Из «ЗАПИСОК ИМПЕРАТРИЦЫ» (1796 год).
…Вот удобный способ: поставить, что как только отныне кто-нибудь будет продавать землю, все крепостные будут объявлены свободными с момента покупки её новым владельцем, а в течение сотни лет все или, по крайней мере, большая часть земель меняют хозяев, и вот народ свободен.
5 предметов. Из«ЗАПИСОК ИМПЕРАТРИЦЫ».
1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.
2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.
3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.
4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.
Приложение 2.
Итоги правления Екатерины.
Социально-экономическая сфера
нарастало развитие новых форм хозяйства, основанных на наемном труде и рыночных отношениях
сохранение крепостнической системы тяжелым бременем ложилось на экономику России, в особенности на крестьянское хозяйство
Внешняя политика
значительный рост территории России
увеличение населения (с 22 миллионов до 36 миллионов человек)
превращение России из великой европейской в великую мировую державу
Приложение 3.
А.П.Сумароков о крестьянской свободе
Задача ради решения, что полезнее обществу, чтоб крестьянин имел собственным имением пожитки ли одни, или и земли, до изъяснения решена быть не может.
…Прежде надобно спросить: потребна ли ради общего благоденствия крепостным людям свобода? На это я скажу: потребна ли канарейке, забавляющей меня, вольность или потребна клетка и потребна ли стерегущей мой дом собаке цепь? Канарейке лучше без клетки, а собаке без цепи. Однако одна улетит, а другая будет грызть людей. Так одно потребно для крестьянина, другое ради дворянина.
…Лутчее, не имети крестьянам земли собственной, да и нельзя, ибо земли все собственные дворянские. Так еще спрос: должны ли дворяне крестьянам отдавать купленные, жалованные, наследственные и прочие земли, когда они не хотят, и могут ли в России землями владеть крестьяне, ибо то право дворян. Что ж дворянин будет тогда, когда мужики и земля будет его? А ему что останется? Впрочем, свобода крестьянская не токмо обществу вредна, но и пагубна, а почему пагубна, того и толковать не надлежит.
Приложение 4.
Из рапорта адмирала Г. А. Спиридова (1770 год).
Турецкий флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили и оставили на том месте страшное позорище, а сами стали быть во всем архипелаге господствующими.
Современники о сражении на Кинбурнской косе (1787 год).
1-ого октября турки атаковали Кинбурн. Турки беспрестанно с флота получали новые подкрепления, положение наших войск было весьма опасно, сражение сделалось общее, и так обе стороны перемешались, что артиллерия принуждена была остановить свое действие, храбрость наших поколебалась, уже было начали отступать, наконец, пришло к русским подкрепление около 300 человек, и сие малое число решило сражение. Турки прогнаны, в 10 часов ночи победа была одержана. Большая часть турок убита, а еще больше потонуло, малое только число спаслось на суда.
Еще в сумерки Суворов был ранен в левое плечо, он потерял много крови, и не было лекаря перевязать рану. Казачий старшина Кутейников привел его к морю, вымыл рану морскою водою и, сняв платок с шеи, перевязал рану. Суворов сел на коня и опять возвратился командовать.
Из рапорта А.В.Суворова (11 декабря 1790 год).
Крепость…столь укрепленная, столь обширная и которая казалась неприятелю непобедимою, взята страшным для него оружием российских штыков…
…Число убитого неприятеля до 26 тысяч. Начальствовавший сераскир, засевший с толпою более 1000 человек в каменном строении и не хотя сдаться, был атакован фанагорийскими гренадерами в команде полковника Золотухина. И как он, так и все бывшие с ним побиты и переколоты.
В крепости найдено 245 пушек, в числе коих 9 мортир, да на берегу 20, всего 245; большой пороховой погреб, разные снаряды. В трофеи взято 345 знамен, кроме тех, кои в снаряжениях изорваны.
Приложение 5.
22 декабря 1786 г. Екатерина II подписала указ Адмиралтейств-коллегии об отправке эскадры на Камчатку для охраны российских владений: "...по случаю покушения со стороны английских торговых промышленников на производство торгу и промыслов звериных на Восточном море, о сохранении права нашего на земли, российскими мореплавателями открытые, повелеваем нашей Адмиральтейской коллегии отправить из Балтийского моря два судна, вооруженныя по примеру употребленных капитаном английским Куком и другими мореплавателями для подобных открытий, и две вооруженные же шлюбки морские или другия суда, по лучшему ея усмотрению, назнача им объехать мыс Доброй Надежды, а оттуда, продолжая путь через Сондский пролив и, оставя Японию в левой стороне, итти на Камчатку".
В. О. Ключевский отмечал: "Внешняя политика — самая блестящая сторона государственной деятельности Екатерины, произведшая наиболее сильное впечатление на современников и ближайшее потомство."