kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории "Итоги правления Екатерины II"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жанр: дискуссия с элементами проектирования

Ожидаемые результаты:

В результате занятия учащиеся смогут :

  1. расширить свои представления о правлении Екатерины Великой
  2. совершенствовать коммуникативные компетенции: умение анализировать  исторические явления с разных точек зрения, работать  с историческими источниками, правильно отбирать нужный материал из большого объема информации
  3. кооперативные компетенции: умение организовать работу в группах, вырабатывать общую точку зрения,
  4. коммуникативные компетенции:  отстаивать свою точку зрения, аргументрованно вести дискуссию

Материалы:  учитель отбирает (или использует полностью) материал к уроку; схемы, приложения.

Группам предлагаются листы бумаги, фломастеры

Кабинет оформляется  портретами императрицы, современников Екатерины II, историков

Предварительная подготовка:

Оформляется выставка книг по данной теме,

Класс условно делится на две зоны и соответствующе оформляется: современники Екатерины и потомки ее;

Парты могут быть расставлены так, чтобы учащиеся могли выбрать наиболее комфортную форму для своей работы: индивидуально, в парах или в группах

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Погружение в тему:

Английский министр при дворе Екатерины II, присутствующий на ее похоронах, сказал: “Хоронят Россию”.

И действительно за три с лишним десятилетия образ императрицы стал своего рода символом России, ее богатства и могущества.

Какой же она была Северная Семирамида? Какую роль сыграла в истории нашей страны?

2. Работа с пакетом документов в группах (парах, индивидуально):

Каждой группе предлагается пакет документов, на который учащиеся могут опираться при подготовке своих ответов,

 Каждая группа должна будет дать оценку деятельности Екатерины II,  при этом:

 “Современники и историки” должны будут отразить те дела императрицы, которые вызывали их восхищение или осуждение.

“Потомки” должны вынести свое суждение, но постараться определить, в чем актуальность этой темы потомков,   живущих в 21 веке.

Результаты работы выводятся на  монитор компьютера ( если есть такая возможность) или учащиеся могут написать их на листах бумаги.

(заранее оговаривается время работы)

3. Презентация работы групп

Вопросы для обсуждения :

  • Какая оценка давалась Екатерине  II современниками, историками, потомками?
  • Чем можно объяснить столь разноречивую оценку?
  • Каков вклад Екатерины II в историю России7
  • Какие дела императрицы вызывали восхищение современников,  а какие – потомков?
  • Что осуждалось в прошлом и настоящем?
  • Что в деятельности Екатерины II является актуальным и в наши дни?
  • Какие уроки могли бы извлечь потомки ?

4. Подведение итогов (слово учителя)

Время Екатерины II – время осуществления государственных реформ, активного законотворчества.

Реформы ее носили созидательный, а не разрушительный характер.

Это было роста национального самосознания, складывания понятий личной чести и человеческого достоинства.

Ее взгляды на законы, образование, являются актуальными  и дл нас, живущих в 21 веке.

Деятельность Екатерины II может послужить примером и для современных политиков как образец постепенного реформирования общества без резких потрясений.

И в завершение мне хотелось бы привести слова Г.Р.Державина, которые в полной мере относятся к Екатерине Великой и являются значимыми для русского человека во все времена: “А слава тех не умирает, кто за Отечество умрет”

5. Домашнее задание :

В качестве домашнего задания предлагается альтернативный вариант:

  • Человечество сохранило память об императрице и воздвигло ей памятники. Вам предлагается нарисовать свой  проект памятника Екатерине II от благодарных потомков и придумать  надпись, которая отражала бы главную заслугу ее правления
  • Моделирование ситуации: “ Историки нашли фрагмент  документа, часть текста которого оказалась потерянной. Вам предлагается помочь ученым и восстановить утерянный текст”:

“В 17… году очередной Петр III объявился в Яицком казачьем войске. Его настоящее имя было …….

Как позднее было установлено родился он в станице …….   на реке ……..

Обещая жаловать казаков реками, морями, денежным жалованием и …., рассчитывал свергнуть ……. и занять престол, на котором будет своим “………” царем.

В октябре …. года он подошел к ……. и осадил его.  Осада закончилась …….”

Приложение к уроку

Приложение 1.

Из «ЗАПИСОК ИМПЕРАТРИЦЫ».

                  Великий двигатель земледелия - свобода и собственность. Когда каждый крестьянин будет                              уверен, что то, что принадлежит ему, не принадлежит другому, он будет улучшать это. Государственные налоги ему не тяжелы, ввиду того, что они очень умеренны, и если государство вовсе не нуждается в увеличении доходов, земледельцы могут располагаться, как им удобно, лишь бы они имели свободу и ответственность.

                  Из  «ЗАПИСОК ИМПЕРАТРИЦЫ» (1796 год).

…Вот удобный способ: поставить, что как только отныне кто-нибудь будет продавать землю, все крепостные будут объявлены свободными с момента покупки её новым владельцем, а в течение сотни лет все или, по крайней мере, большая часть земель меняют хозяев, и вот народ свободен.

               5 предметов. Из «ЗАПИСОК ИМПЕРАТРИЦЫ».

1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.   

Приложение 3.                                                 

А.П.Сумароков о крестьянской свободе

Задача ради решения, что полезнее обществу, чтоб крестьянин имел собственным имением пожитки ли одни, или и земли, до изъяснения решена быть не может.

…Прежде надобно спросить: потребна ли ради общего благоденствия крепостным людям свобода? На это я скажу: потребна ли канарейке, забавляющей меня, вольность или потребна клетка и потребна ли стерегущей мой дом собаке цепь? Канарейке лучше без клетки, а собаке без цепи. Однако одна улетит, а другая будет грызть людей. Так одно потребно для крестьянина, другое ради дворянина.

…Лутчее, не имети крестьянам земли собственной, да и нельзя, ибо земли все собственные дворянские. Так еще спрос: должны ли дворяне крестьянам отдавать купленные, жалованные, наследственные и прочие земли, когда они не хотят, и могут ли в России землями владеть крестьяне, ибо то право дворян. Что ж дворянин будет тогда, когда мужики и земля будет его? А ему что останется? Впрочем, свобода крестьянская не  токмо обществу вредна, но и пагубна, а почему пагубна, того и толковать не надлежит.

Приложение 4.

Из рапорта адмирала Г. А. Спиридова (1770 год).

Турецкий флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили и оставили на том месте страшное позорище, а сами стали быть во всем архипелаге господствующими.

        Современники о сражении на Кинбурнской косе (1787 год).

1-ого октября турки атаковали Кинбурн. Турки беспрестанно с флота получали новые подкрепления, положение наших войск было весьма опасно, сражение сделалось общее, и так обе стороны перемешались, что артиллерия принуждена была остановить свое действие, храбрость наших поколебалась, уже было начали отступать, наконец, пришло к русским подкрепление около 300 человек, и сие малое число решило сражение. Турки прогнаны, в 10 часов ночи победа была одержана. Большая часть турок убита, а еще больше потонуло, малое только число спаслось на суда.Еще в сумерки.

Суворов был ранен в левое плечо, он потерял много крови, и не было лекаря перевязать рану. Казачий старшина Кутейников привел его к морю, вымыл рану морскою водою и, сняв платок с шеи, перевязал рану. Суворов сел на коня и опять возвратился командовать.

    Из рапорта А.В.Суворова (11 декабря 1790 год).

Крепость…столь укрепленная, столь обширная и которая казалась неприятелю непобедимою, взята страшным для него оружием российских штыков…

…Число убитого неприятеля до 26 тысяч. Начальствовавший сераскир, засевший с толпою более 1000 человек в каменном строении и не хотя сдаться, был атакован фанагорийскими гренадерами в команде полковника Золотухина. И как он, так и все бывшие с ним побиты и переколоты.

В крепости найдено 245 пушек, в числе коих 9 мортир, да на берегу 20, всего 245; большой пороховой погреб, разные снаряды. В трофеи взято 345 знамен, кроме тех, кои в снаряжениях изорваны.

Приложение 5.

22 декабря 1786 г. Екатерина II подписала указ Адмиралтейств-коллегии об отправке эскадры на Камчатку для охраны российских владений: ".по случаю покушения со стороны английских торговых промышленников на производство торгу и промыслов звериных на Восточном море, о сохранении права нашего на земли, российскими мореплавателями открытые, повелеваем нашей Адмиральтейской коллегии отправить из Балтийского моря два судна, вооруженныя по примеру употребленных капитаном английским Куком и другими мореплавателями для подобных открытий, и две вооруженные же шлюбки морские или другия суда, по лучшему ея усмотрению, назнача им объехать мыс Доброй Надежды, а оттуда, продолжая путь через Сондский пролив и, оставя Японию в левой стороне, итти на Камчатку".

В. О. Ключевский отмечал: "Внешняя политика — самая блестящая сторона государственной деятельности Екатерины, произведшая наиболее сильное впечатление на современников и ближайшее потомство." 

 

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по истории "Итоги правления Екатерины II" »

Учитель: Федосеева О.Н.,

учитель истории и обществознания

финансово-экономического лицея № 29 г. Пензы


Тема урока: Итоги правления Екатерины II

Жанр: дискуссия с элементами проектирования

Учебный предмет: история России

Автор: Федосеева О.Н.

Возраст учащихся: 7 класс

Ожидаемые результаты:

В результате занятия учащиеся смогут :

  1. расширить свои представления о правлении Екатерины Великой

  2. совершенствовать коммуникативные компетенции: умение анализировать исторические явления с разных точек зрения, работать с историческими источниками, правильно отбирать нужный материал из большого объема информации

  3. кооперативные компетенции: умение организовать работу в группах, вырабатывать общую точку зрения,

  4. коммуникативные компетенции: отстаивать свою точку зрения, аргументрованно вести дискуссию

Материалы: учитель отбирает (или использует полностью) материал к уроку; схемы, приложения.

Группам предлагаются листы бумаги, фломастеры

Кабинет оформляется портретами императрицы, современников Екатерины II, историков

Предварительная подготовка:

Оформляется выставка книг по данной теме,

Класс условно делится на две зоны и соответствующе оформляется: современники Екатерины и потомки ее;

Парты могут быть расставлены так, чтобы учащиеся могли выбрать наиболее комфортную форму для своей работы: индивидуально, в парах или в группах

ХОД ЗАНЯТИЯ
  1. Погружение в тему:

Английский министр при дворе Екатерины II, присутствующий на ее похоронах, сказал: “Хоронят Россию”.

И действительно за три с лишним десятилетия образ императрицы стал своего рода символом России, ее богатства и могущества.

Какой же она была Северная Семирамида? Какую роль сыграла в истории нашей страны?


  1. Работа с пакетом документов в группах (парах, индивидуально):

Каждой группе предлагается пакет документов, на который учащиеся могут опираться при подготовке своих ответов,

Каждая группа должна будет дать оценку деятельности Екатерины II, при этом:

“Современники и историки” должны будут отразить те дела императрицы, которые вызывали их восхищение или осуждение.

“Потомки” должны вынести свое суждение, но постараться определить, в чем актуальность этой темы потомков, живущих в 21 веке.

Результаты работы выводятся на монитор компьютера ( если есть такая возможность) или учащиеся могут написать их на листах бумаги.

(заранее оговаривается время работы)

  1. Презентация работы групп

Вопросы для обсуждения :

  • Какая оценка давалась Екатерине II современниками, историками, потомками?

  • Чем можно объяснить столь разноречивую оценку?

  • Каков вклад Екатерины II в историю России7

  • Какие дела императрицы вызывали восхищение современников, а какие – потомков?

  • Что осуждалось в прошлом и настоящем?

  • Что в деятельности Екатерины II является актуальным и в наши дни?

  • Какие уроки могли бы извлечь потомки ?


  1. Подведение итогов (слово учителя)

Время Екатерины II – время осуществления государственных реформ, активного законотворчества.

Реформы ее носили созидательный , а не разрушительный характер.

Это было роста национального самосознания, складывания понятий личной чести и человеческого достоинства.

Ее взгляды на законы, образование, являются актуальными и дл нас, живущих в 21 веке.

Деятельность Екатерины II может послужить примером и для современных политиков как образец постепенного реформирования общества без резких потрясений.

И в завершение мне хотелось бы привести слова Г.Р.Державина, которые в полной мере относятся к Екатерине Великой и являются значимыми для русского человека во все времена: “А слава тех не умирает, кто за Отечество умрет”


  1. Домашнее задание :

В качестве домашнего задания предлагается альтернативный вариант:


  • Человечество сохранило память об императрице и воздвигло ей памятники. Вам предлагается нарисовать свой проект памятника Екатерине II от благодарных потомков и придумать надпись, которая отражала бы главную заслугу ее правления


  • Моделирование ситуации: “ Историки нашли фрагмент документа, часть текста которого оказалась потерянной. Вам предлагается помочь ученым и восстановить утерянный текст”:


“В 17… году очередной Петр III объявился в Яицком казачьем войске. Его настоящее имя было ……..

Как позднее было установлено родился он в станице ……. на реке ……. .

Обещая жаловать казаков реками, морями , денежным жалованием и ….., рассчитывал свергнуть ……. и занять престол, на котором будет своим “………” царем.

В октябре ….. года он подошел к ……. и осадил его. Осада закончилась …….”










Приложение к уроку

Приложение 1.

Из «ЗАПИСОК ИМПЕРАТРИЦЫ».

Великий двигатель земледелия - свобода и собственность. Когда каждый крестьянин будет уверен, что то, что принадлежит ему, не принадлежит другому, он будет улучшать это. Государственные налоги ему не тяжелы, ввиду того, что они очень умеренны, и если государство вовсе не нуждается в увеличении доходов, земледельцы могут располагаться, как им удобно, лишь бы они имели свободу и ответственность.

Из «ЗАПИСОК ИМПЕРАТРИЦЫ» (1796 год).

…Вот удобный способ: поставить, что как только отныне кто-нибудь будет продавать землю, все крепостные будут объявлены свободными с момента покупки её новым владельцем, а в течение сотни лет все или, по крайней мере, большая часть земель меняют хозяев, и вот народ свободен.

5 предметов. Из «ЗАПИСОК ИМПЕРАТРИЦЫ».

1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.



Приложение 2.


Итоги правления Екатерины.

Социально-экономическая сфера






нарастало развитие новых форм хозяйства, основанных на наемном труде и рыночных отношениях

сохранение крепостнической системы тяжелым бременем ложилось на экономику России, в особенности на крестьянское хозяйство


Внешняя политика







значительный рост территории России

увеличение населения (с 22 миллионов до 36 миллионов человек)

превращение России из великой европейской в великую мировую державу









Приложение 3.

А.П.Сумароков о крестьянской свободе

Задача ради решения, что полезнее обществу, чтоб крестьянин имел собственным имением пожитки ли одни, или и земли, до изъяснения решена быть не может.

…Прежде надобно спросить: потребна ли ради общего благоденствия крепостным людям свобода? На это я скажу: потребна ли канарейке, забавляющей меня, вольность или потребна клетка и потребна ли стерегущей мой дом собаке цепь? Канарейке лучше без клетки, а собаке без цепи. Однако одна улетит, а другая будет грызть людей. Так одно потребно для крестьянина, другое ради дворянина.

…Лутчее, не имети крестьянам земли собственной, да и нельзя, ибо земли все собственные дворянские. Так еще спрос: должны ли дворяне крестьянам отдавать купленные, жалованные, наследственные и прочие земли, когда они не хотят, и могут ли в России землями владеть крестьяне, ибо то право дворян. Что ж дворянин будет тогда, когда мужики и земля будет его? А ему что останется? Впрочем, свобода крестьянская не токмо обществу вредна, но и пагубна, а почему пагубна, того и толковать не надлежит.


Приложение 4.


Из рапорта адмирала Г. А. Спиридова (1770 год).

Турецкий флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили и оставили на том месте страшное позорище, а сами стали быть во всем архипелаге господствующими.

Современники о сражении на Кинбурнской косе (1787 год).

1-ого октября турки атаковали Кинбурн. Турки беспрестанно с флота получали новые подкрепления, положение наших войск было весьма опасно, сражение сделалось общее, и так обе стороны перемешались, что артиллерия принуждена была остановить свое действие, храбрость наших поколебалась, уже было начали отступать, наконец, пришло к русским подкрепление около 300 человек, и сие малое число решило сражение. Турки прогнаны, в 10 часов ночи победа была одержана. Большая часть турок убита, а еще больше потонуло, малое только число спаслось на суда.

Еще в сумерки Суворов был ранен в левое плечо, он потерял много крови, и не было лекаря перевязать рану. Казачий старшина Кутейников привел его к морю, вымыл рану морскою водою и, сняв платок с шеи, перевязал рану. Суворов сел на коня и опять возвратился командовать.

Из рапорта А.В.Суворова (11 декабря 1790 год).

Крепость…столь укрепленная, столь обширная и которая казалась неприятелю непобедимою, взята страшным для него оружием российских штыков…

…Число убитого неприятеля до 26 тысяч. Начальствовавший сераскир, засевший с толпою более 1000 человек в каменном строении и не хотя сдаться, был атакован фанагорийскими гренадерами в команде полковника Золотухина. И как он, так и все бывшие с ним побиты и переколоты.

В крепости найдено 245 пушек, в числе коих 9 мортир, да на берегу 20, всего 245; большой пороховой погреб, разные снаряды. В трофеи взято 345 знамен, кроме тех, кои в снаряжениях изорваны.


Приложение 5.

22 декабря 1786 г. Екатерина II подписала указ Адмиралтейств-коллегии об отправке эскадры на Камчатку для охраны российских владений: "...по случаю покушения со стороны английских торговых промышленников на производство торгу и промыслов звериных на Восточном море, о сохранении права нашего на земли, российскими мореплавателями открытые, повелеваем нашей Адмиральтейской коллегии отправить из Балтийского моря два судна, вооруженныя по примеру употребленных капитаном английским Куком и другими мореплавателями для подобных открытий, и две вооруженные же шлюбки морские или другия суда, по лучшему ея усмотрению, назнача им объехать мыс Доброй Надежды, а оттуда, продолжая путь через Сондский пролив и, оставя Японию в левой стороне, итти на Камчатку".


В. О. Ключевский отмечал: "Внешняя политика — самая блестящая сторона государственной деятельности Екатерины, произведшая наиболее сильное впечатление на современников и ближайшее потомство."




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока по истории "Итоги правления Екатерины II"

Автор: Федосеева Ольга Николаевна

Дата: 08.06.2015

Номер свидетельства: 218456

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "План-конспект урока "Внутрення политика Екатерины II" "
    ["seo_title"] => string(56) "plan-konspiekt-uroka-vnutriennia-politika-iekatieriny-ii"
    ["file_id"] => string(6) "107413"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403250926"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока по теме: Екатерина Великая."
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt_uroka_po_tiemie_iekatierina_vielikaia"
    ["file_id"] => string(6) "343835"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1473871112"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока на тему "Внешняя политика Екатерины II""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekturokanatiemuvnieshniaiapolitikaiekatierinyii"
    ["file_id"] => string(6) "313689"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459522672"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока "Новогодняя игрушка" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-novoghodniaia-ighrushka"
    ["file_id"] => string(6) "146099"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419079821"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Открытый урок  «Поэты,писатели и композиторы в творчестве художников  XVIIIв »"
    ["seo_title"] => string(70) "otkrytyiurokpoetypisatieliikompozitoryvtvorchiestviekhudozhnikovxviiiv"
    ["file_id"] => string(6) "314087"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459608196"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства