образовательные – дать учащимся общие знания об архитектуре, а также о развитии архитектуры в Казахстане в средние века, об особенностях архитектурных памятников,
развивающие - развить познавательные способности учащихся на примере изучения памятников архитектуры старины,
воспитательные – на основе сравнения лучших образцов средневековой архитектуры с современными сооружениями повысить интерес к архитектуре, дать эстетическое воспитание.
Тип урока: комбинированный.
Наглядности: карта Казахстана, слайды мавзолеев, использование интерактивной доски, карточки. презентации, рисунки, рабочие тетради
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Памятники архитектуры Казахстана »
Северо-Казахстанская область
Кызылжарский район
КГУ Новокаменская средняя школа
Открытый урок в 5 классе
Тема: Памятники архитектуры.
Предмет:Рассказы по истории Казахстана
Учитель: Агай Оксана Владимировна
2014
Эпиграф темы: «Памятники культуры
– это душа человека, его нравственность» В.Бузесхул
Тема: Памятники архитектуры.
Цели:
образовательные – дать учащимся общие знания об архитектуре, а также о развитии архитектуры в Казахстане в средние века, об особенностях архитектурных памятников, развивающие - развить познавательные способности учащихся на примере изучения памятников архитектуры старины, воспитательные – на основе сравнения лучших образцов средневековой архитектуры с современными сооружениями повысить интерес к архитектуре, дать эстетическое воспитание.
Тип урока: комбинированный. Наглядности: карта Казахстана, слайды мавзолеев, использование интерактивной доски, карточки. презентации, рисунки, рабочие тетради
ХОД УРОКА
1. Организационный момент:
Круг радости
– Добрый день, друзья! Я приглашаю вас в круг радости.
Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг на друга и поздороваемся. Скажите друг другу: «Здравствуй!» А теперь мы поздороваемся со своей Родиной, передавая через руки и глаза теплоту и нежность. Скажите своей Родине: «Здравствуй, Родина! Я желаю тебе мира, любви и процветания». 2 Актуализация опорных знаний, умений и навыков: ● Сообщение темы урока и целевая установка на уроке;
– Сегодня мы узнаем о многих архитектурных памятниках нашей Родины.
– Как вы думаете, почему нужно знать об исторических реликвиях своего народа, своей страны?
Ответы детей.
– Вы правы, дети. Исторические памятники нашей Родины «рассказывают» нам о нашем народе, об истории и культуре, о традициях и обычаях, о духовных и материальных ценностях.
● Опрос – актуализация
Запишите определение понятия: «Архитектура» - этоискусство проектирования и строительства жилых домов и других зданий и сооружений
● Мотивация учащихся. Сегодня на уроке вы сможете поставить друг другу оценки за наиболее понравившиеся работы и интересные ответы.
Критерии оценок:
Отлично - зеленый кружок
Хорошо – желтый кружок
Удовлетворительно – красный кружок
3 Новая тема:
Каким было жилище первых людей? Где они жили? Все это, наверное, очень интересно и познавательно для вас. У первобытных людей не было таких красивых домов как сейчас, они жили в пещерах. С развитием орудий труда и различных видов хозяйства люди постепенно научились строить дома. В Казахстане до сих пор сохранилось много древних строений. Археологи находят и жилища древних людей. Одни из них строились на поверхности земли, другие - под землей (землянки).Для строительства жилищ люди использовали различные строительные материалы: дерево, камни, сырцовые кирпичи из глины, камыш и чий. На казахстанской земле ученые обнаружили жилища и курганы, сложенные из больших гранитных плит. Их называют «мыктын уйі», т.е. «дом силача». Слово «мық» на казахском языке означает «коренастые, невысокие, сильные люди». Раньше полагали, что такие огромные каменные сооружения в степи возводили очень сильные люди. Однако в Европе и других странах мира подобные памятники тоже встречаются, и их называют - «дом циклопа». На территории Казахстана в поселении эпохи бронзы Тугискен в низовьях Сырдарьи жилища построены из необожженного кирпича. Так как необожженный кирпич очень хрупок , многие памятники этого периода плохо сохранились. Только в средневековье началось использование обожженного кирпича. В период расцвета государства Караханидов это искусство достигло высокого уровня развития.
В связи с развитием кочевого хозяйства была изобретена разборная юрта - жилище кочевников. Она была очень удобной при перекочевках, т.к. быстро собиралась и разбиралась, также ее легко было перевозить. Первые прообразы юрт появились еще в бронзовом веке. Племена того времени, арии и туры жили в круглых жилищах, которые стали основой для создания юрты. Одной из разновидностей древних жилищ была куйме - повозка с установленной на ней юртой. Найденные на территории Казахстана образцы древних строений дают нам возможность судить о развитии архитектурного искусства.
Презентации учащихся : Виды юрт и их строения
Разные народы жили и живут в разных частях нашей планеты. Для представителя любого народа нет более почитаемого места, чем родной дом, жилище. Вид и форма жилища у разных народов сильно отличаются.
Презентация: «Виды жилищ разных народов»
– Сделайте вывод: от чего зависит форма и вид жилища? (Это связано с природными условиями, особенностями ландшафта, наличием строительных материалов, а также с национальными обычаями и традициями народа.)
Исторически так сложилось и тому есть множество причин, что на территории Казахстана сформировалось большое количество достопримечательностей. Прекрасное – близко, и как гласит народная мудрость «Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать».
Презентация: «Мавзолеи Казахстана»
Недалеко, в 2-х километрах, от городища Отрар находится мавзолей проповедника Ислама, религиозного мистика жившего в XII в. Арыстанбаб . В мавзолее Арыстанбаб похоронен учитель и духовный наставник Х.А. Яссави. Мавзолей представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть и является местом паломничества мусульман.Мавзолей приобрел нынешний облик в 1910 году. В плане постройка вытянута по фасаду и состоит из двух частей: северной – мавзолея и южной – мечети. Мечеть состоит из просторного молитвенного зала с михрабом и подсобных помещений. Основные размеры 35 х 12, высота 12 м., сложен из жженого кирпича. Имя Арыстан-Баба было широко известно в окрестностях Отрара, Сайрама, Ясы как духовного учителя суфиев. Впоследствии его потомки возглавили суфийские организации, созданные Ахмедом Ясави. Народ признал Арыстанбаба святым (аулие). Поэтому каждый четверг паломники проводят ночь на его могиле и читают молитвы. Широко распространено народное выражение: "Ночуй у Арыстан-Баба, проси у Ходжи Ахмеда".
Мавзолей Карашаш ана расположен в кишлаке Сайрам. Карашаш ана - мать Ходжи Ахмеда Яссави, ее настоящее имя - Айша хатун, и она является дочерью популярного в Сайраме Мусо шейха. Карашаш ана достойно воспитала своего сына - знаменитого суфия Ходжу Ахмеда Яссави. Над могилой Карашаш ана построен мавзолей высотой 9,3 м, общей площадью 7 х 6,5 м. В прошлых веках он был разрушен и перестроен в XIX веке.
Мавзолей Айша-Биби
К Любви своей она спешила,
И сорок дев, как сорок роз,
Венок ей создали. Но сила
Зловещая, наслав мороз,
Ее сгубила на пороге
К осуществлению мечты.
Неужто посмеялись Боги
И тщетны все усилия? Ты,
К нему стремясь, его любила
Шесть рек прошла, а на седьмой.
Змея, которую носила
В груди завистница,
Любовь убила…
Видеоролик Мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи
При просмотре Видеоролика постарайтесь заполнить таблицу.
Заполнить таблицу.
Как называется
архитектурное сооружения
Где расположен?
Кому возведен?
Кто возвел?
Когда был построен?
Из чего построен?
Что особенного, на ваш взгляд, в этом архитектурном сооружении? Запишите.
4 Творческая работа «Архитектурное сооружение 21 века»
Теперь для вас открыто пространство белого листа.
Вам предоставляется возможность создать архитектурное сооружение.
Затем вы должны рассказать о вашей работе 5 Рефлексия
6 Домашнее задание:
§ 39 стр. 122
Сообщения по выбору:
1. мавзолей Айша Биби,
2. мамвзолей Бабаджа Хатын,
3. мавзолей Козы Корпеш и Баян сулу,
4. мавзолей Карахана,
5. мавзолей Арыстан Баб.
Круг «От сердца к сердцу»
– Я приглашаю вас в круг «От сердца к сердцу». Благодарю вас и предлагаю снова обратиться со словами благодарности к нашей Родине. Давайте скажем ей свои добрые пожелания!