kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок История Казахстана 5 класс Тема: Памятники архитектуры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Памятники архитектуры.

Цель: Изучение памятников архитектуры Казахстана.
Задачи:
1.Образовательные – дать учащимся общие знания об архитектуре, а также о развитии архитектуры в Казахстане в средние века, об особенностях архитектурных памятников.
2.Развивающие - развить познавательные способности учащихся на примере изучения памятников архитектуры старины.
3.Воспитательные – на основе сравнения лучших образцов средневековой архитектуры с современными сооружениями повысить интерес к архитектуре, дать эстетическое воспитание.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок История Казахстана 5 класс Тема: Памятники архитектуры.»

Открытый урок

История Казахстана 5 «д» класс

Тема: Памятники архитектуры.

Цель: Изучение памятников архитектуры Казахстана.
Задачи:
1.Образовательные – дать учащимся общие знания об архитектуре, а также о развитии архитектуры в Казахстане в средние века, об особенностях архитектурных памятников.
2.Развивающие - развить познавательные способности учащихся на примере изучения памятников архитектуры старины.
3.Воспитательные – на основе сравнения лучших образцов средневековой архитектуры с современными сооружениями повысить интерес к архитектуре, дать эстетическое воспитание.

Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.
Тип урока: комбинированный.
Наглядности: карта Казахстана, слайды мавзолеев, использование интерактивной доски, рисунки, рабочие тетради


Ход урока:

1.Орг.момент. Приветствие, диалог с дежурным(2 мин)

Разделить учеников на 4 группы. На столе лежат листы А4,с обратной их стороны рисунки средневековых памятников. Каждый ученик подходит выбирает лист А4. Названия групп( Мавзолей Ходжа Ахмед Йасауи, Айша Биби, Козы Корпеш и Баян Сулу и мавзолей Алаша хана).

2.Опрос д/з(10 мин)

На интер-ой доске:

1. Назвать что такое культура и на какие виды делится?

2.Назвать предметы быта?

3.Что такое юрта?

4.Национальная одежда?

5.Национальные блюда?

3. Переход к новой теме(2 мин)

Сегодня наш урок посвящен памятникам архитектуры средневековья. Наша главная цель изучить удивительной красоты архитектурные памятники Казахстана, знать об истории их строительства а также понять какое значение они имеют для современной архитектуры республики Казахстан.

4. Объяснение материала(10 мин)

Что вы понимаете под словом «архитектура»? 
Архитектура – в переводе с латинского языка «строительное искусство». Оно подразумевает строительство высотных красивых архитектурных сооружений, поостренных по сложному проекту. Но давайте вспомним самые первые постройки. Каким было жилище первых людей? Где они жили? 
В древности у первобытных людей не было таких красивых домов как сейчас, они жили в пещерах. Но с развитием орудий труда и видов хозяйства они постепенно научились строить дома. Первые жилища – это землянки. Что такое землянка? (слайд № 1). 
Для строительства землянок использовали дерево и камни в качестве материала. В связи с развитием кочевого хозяйства была изобретена разборная юрта – жилище кочевников. (слайд № 2). Расскажите о юрте. Чем удобна юрта для кочевников? 
Первые юрты появились в бронзовом веке. Одной из разновидностей древнего жилища являлся - куйме. (слайд № 3, 4). Это повозка с установленной на ней юртой, или по-другому говоря «юрта на повозках». С появлением государства и развитием экономики развивается и строительство, архитектурное строительство. архитектурное искусство на казахской земле начинается с бронзового века. Самые первые постройки называются «дын» или «уйтас». 
«Дын» - разновидность зодчества, в виде юрты, стены которой были выложены из камня. Обычно дыны сооружали на месте захоронения. Например дын «Козы Корпеш и Баян Сулу». (картина) Высота 12 метров. Точных данных когда был построен нет. Но предполагается, что до распространения ислама. Расположен на левом берегу р. Аягуз в нашей области. 
В средневековье было построено много дворцов, мечетей. Некоторых из них до сегодняшнего дня сохранены как историко-культурные памятники. Некоторые памятники были посвящены знаменитым людям. Для строительства использованы долговечные материалы. Например, камень, кирпич и т.д. 
Одим из таких сохранившихся памятников является мавзолей «Айша Биби». (слайд № 4, 5, 6, 7, 8) этот мавзолей построен в XI – XII вв. он расположен в 18 км от Тараза. Мавзолей снаружи полностью покрыт орнаментом. Это уникальный памятник. Пространственное построение представляет собой кубическую форму. Памятник Айша-Биби является своего рода музеем, в котором сосредоточены основные орнаментальные сокровища архитектуры Казахстана. Это мавзолей поострил Карахан. По преданиям это легенда о любви и преданности Айша-биби Карахану. Она была дочерью знатного богача Хаким-Ата (ученик Ходжа Ахмета Йассауи). 16 летнюю Айшу Карахан полюбил с первого взгляда и она его тоже. Но ее отец не дал своего благословения. Опечаленный юноша уехал в родные края. Айша собралась в дорогу, но не доехала. По дороге у реки ее укусила змея. Карахан не успел. Тогда он приказал воздвигнуть на могиле своей возлюбленной мавзолей, тем самым, вписав имя Айши в вечность. 
Мавзолей Бабджа-Хатун (слайд № 9, 10, 11) . 
Это была няня Айша Биби, которая была до конца ее жизни предана ей. И после смерти она была рядом и ухаживала за ее могилой. Насколько она была предана. И после смерти Карахан похоронил ее рядом с Айшой Биби и тоже воздвиг ей мавзолей. Сам мавзолей интересен своим архитектурными формами и декоративным оформлением. Мавзолей представляет себя прямоугольник. Стены сложены из кирпича. Интересен гофрированный купол, 16-гранный, очень редкий. 
Самый великий памятник казахского ханства. Что вы знаете о Алаше хане? Время правления относится к 4-3 тыс. до н.э. Алаша с детства пережил много испытаний и тягот, а затем, приобретя огромный жизненный опыт стал заниматься государственными делами. При Алаше хане появилось деление на 3 жуза. Мавзолей – архитектурный памятник X – XI в. расположен на правом берегу р. Каракенгир в Жездинском районе Жезказганской области. Автор неизвестен. Памятник сделан в форме куба, над которым возвышается купол. Спереди арочная П-образная ниша. Стены украшены геометрическим, елочным орнаментом. Орнамент типа «кереге» - связь с юртой. Внутри имеется лестница, которая поднимается вверх. По легенде этот мавзолей построен по приказу Касыма. 
Мавзолей Арыстан Баб (слайд № 20, 21, 22) 
Баба- это наставник, учитель. Арыстан Баба – великий наставник и учитель. Ученик пророка Мухаммеда. Согласно легенде баба прожил около 800 лет, взяв обязательство у пророка передал «аманат» (поручение, просьба, которое нужно обязательно выполнить) Кожа Ахмеду Йассауи. Он много путешествовал, объездил весь мир, изучил 33 религии. Приняв Ислам, всю свою жизнь посвятил изучению и обучению заповедям Корана. Мавзолей был построен в XII в., в честь учителя Кожа Ахмеда Йассауи. Неоднократно подвергался разрушению. Вновь был возведен в начале XXI в. находится около Отрара. Построен из жженного кирпича. Это сочетание гробницы и мечети. Группа помещений мечети (молитвенный зал, библиотека, комнаты сторожей и паломников) расположена в правой части здания. Группа помещений гробницы (состоит из 2 комнат) расположен в левой части здания. 
Мавзолей Ходжа Ахмета Йассауи. (слайд № 23, 24, 25) 
Это мавзолейный комплекс. Ходжа Ахмета Йассауи родился в районе Отрара, древнем городе Испиджаб в 1093 или 1094 г. Древняя легенда гласит, что пророк Мухаммед собрав учеников поручил передать аманат человеку, который продолжит его учение. Ходжа Ахмета Йассауи с раннего детства были присущи сверхъестественные качества. С учителем Арыстан баб совершает первый хадж в Мекку. Возвратившись на родину основывает свою суфистскую общину. Сам жил просто и скромно, трудился наравне с простолюдинами, не терпел излишеств, осуждал гордыню, алчность. В память об умершем пророке Мухаммеде в 63 года поселился в подземной келье около мечети и прожил там 10 лет. И оттуда давал наставления своей семье и ученикам. Мавзолей построен в XIV в. по приказу Эмира Тимура в Туркестане в 1399-1404 г. Это целый комплекс. Высота 40 м. в нем 35 комнат. Посередине здания высокий купол. Внутри мавзолея стоит большой жертвенный котел – тайказан. Ширина 46,5 м., длина 65 м. высота главного портала 40 м. толщина наружных стен 2 м. имеется библиотека, баня. Сюда приезжают паломники. Это место является священным для мусульман. Мавзолей является пантеоном. 
Пантеон – в переводе с древнегреческого – «место обитания богов». Здесь захоронены многие казахские ханы и государственные деятели: Жолбарыс-хан, Есим-хан, Абылай-хан, Бабыр-хан правнук эмира Тимура, Казыбек-би, Жанибек-батыр и др. мавзолей включен в Красную книгу ЮНЕСКО. 
Со временем на казахской земле начали появляться новые образцы строительства, в архитектуре произошли изменения. Это происходит, потому что изменяется хозяйственный строй, политическая ситуация. Но пусть прошло много лет, эти памятники не изменились. Наша задача: охранять их, сохранить для потомков, потому что это наша история. 
Современная архитектура отличается от прежних. Но в некоторых случаях сохраняются элементы средневекового строительства.

Задание №1

Пользуясь учебником и рассказом учителя, должны заполнить таблицу(5 мин)

Мавзолей

Место расположение

Время сооружения

С какой целью возводился























Физминутка (2 мин)

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели

И на доску посмотрели.



Задание №2

Каждая группа на ватмане должна нарисовать архитектурное сооружение, которое они хотели бы построить и рассказывают о нем.(10 мин)

V. Закрепление. (2 мин)
1. Оцените правильность утверждения
Мавзолей Айша-биби расположен в 18 км от....
Тайказан - это....
Архитектура- это строительное искусство
Программа, по которой были реконструированы памятники средневековья называется «культурное наследие»
Второе название мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави – Азрет Султан

Рефлексия(2 мин)

Светофор




На стикерах пишут

Я знал…..

Я узнал…..

6.Вывод. Урок прошел хорошо.

7. Домашнее задание. Параграф 19, выставление оценок


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок История Казахстана 5 класс Тема: Памятники архитектуры.

Автор: Жақсыгалиева Альфия Жасұланқызы

Дата: 01.05.2017

Номер свидетельства: 412588

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Памятники архитектуры Казахстана "
    ["seo_title"] => string(36) "pamiatniki-arkhitiektury-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "150553"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420522244"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока по географии "Астана - столица РК" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-astana-stolitsa-rk"
    ["file_id"] => string(6) "162910"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422427371"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок по самопознанию в 6 классе на тему: «Времен связующая нить» "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-po-samopoznaniiu-v-6-klassie-na-tiemu-vriemien-sviazuiushchaia-nit"
    ["file_id"] => string(6) "212114"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431761686"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Презентация для внеклассного мероприятия по географии "Лучший город KZ" 2 часть "
    ["seo_title"] => string(93) "priezientatsiia-dlia-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-ghieoghrafii-luchshii-ghorod-kz-2-chast"
    ["file_id"] => string(6) "222877"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1436939456"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства