Тема:
«Расцвет империи во II (2-м) веке н.э.»
План:
- Отказ от использования рабов
в сельском хозяйстве
2. Правление Траяна (98 – 117 гг. н.э.)
1. Отказ от использования рабов
в сельском хозяйстве
Вспомним:
Рабы – это ...
Вспомним:
Рабы – это невольники, которые выполняли тяжёлую работу и не имели никаких прав
Вопрос:
Как вы думаете,
хорошо ли работали
рабы на своих хозяев?
Обоснуйте свой ответ
Увеличение числа крупных земельных владений
Увеличение количества рабов
Увеличение риска восстаний рабов
Увеличение количества надсмотрщиков
Повышение затрат на их содержание
Снижение доходов, в том числе и потому, что рабы трудятся неэффективно
ВЫХОД???
Деление имения на участки
Рабам
Кому передали участки?
свободным беднякам
Кому передали участки?
Как использовали землю?
строили на этой земле хижины и заводили семью
На каких условиях передавали участки?
отдавали 1/3 урожая хозяину земли
заинтересованы в том, чтобы вырастить хороший урожай
Вывод
Колоны – свободные земледельцы, которые брали землю в аренду
Запишем:
Рабы с хижинами - рабы, которые получали от своего хозяина участки земли и отдавали за это часть урожая
Запишем:
Динамическая пауза
2. Правление Траяна (98 – 117 гг. н.э.)
«Лучший из
императоров»
народ Рима
Марк Ульпий Нерва Траян
«Я хочу быть таким императором, какого сам бы желал себе, если бы был подданным»
Римские историки о Траяне
«Он выделялся среди всех справедливостью,
храбростью и непритязательностью
привычек…
Он никому не завидовал и никого не убивал,
но уважал и возвышал всех достойных людей
без исключения, не испытывая к ним
ненависти или страха…»
Дион Кассий
Римские историки о Траяне
«Траян был справедлив, милостив,
долготерпелив, весьма верен друзьям;
Он так доверял искренности людей, что,
вручая, по обычаю, префекту по имени
Субуран знак его власти — кинжал, напоминал:
«Даю тебе это оружие для охраны меня,
если я буду действовать правильно, если же нет,
то против меня».
Аврелий Виктор
Римские историки о Траяне
« ...это были годы редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает»
Публий Тацит
О чем говорят монеты?
О чем говорят монеты?
О чем говорят монеты?
О чем говорят монеты?
Римляне широко применяли для строительства бетон
Римляне строили на века
Для снабжения Рима и других городов водой строили водопроводы. В горах разыскивали источники, укладывали трубы, по которым текла вода
Для перевода труб через низины и реки возводились мосты- акведуки со многими полукруглыми арками
Запишем:
Акведу́к (от латинского aqua — вода и duco — веду) — водовод (для подачи воды к населённым пунктам.
А так же часть водопровода в виде моста над оврагом, рекой, дорогой.
В город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров.
Форум Траяна
Запишем:
Форум - центральная городская площадь
На форуме проходила городская жизнь, назначались встречи, заключались сделки, велись переговоры.
О чем говорят монеты?
Траян прославился как полководец, империя достигла при нём своих максимальных пределов.
Е В Р О П А
Египет
ЧЕРНОЕ МОРЕ
Армения
Дакия
РИМ
А З И Я
СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ
А Ф Р И К А
Траян-завоеватель
Войны с племенами даков (101-102, 105-106 гг.)
Создание новой провинции – Дакия
Битва с даками.
Рельефное
изображение
Траян-завоеватель
Война с Парфянским царством (114 – 117 гг.)
Завоёвано всё Междуречье, но после восстаний покорённых народов приостановлена.
В 117 году завершена со смертью Траяна от болезни
После смерти Траяна
Римская империя переходит
от завоеваний к обороне своих границ
Запишем:
Лимес (лат. « граница ») - укреплённый рубеж (вал, стена) со сторожевыми башнями, возведенный на границе Римской империи.
Лимес служил Римской империи как защитное сооружение и как средство таможенного контроля.
Колонна Траяна
Триумфальная арка Траяна
Триумфа́льная а́рка — архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку.
Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий.
Сделайте выводы:
Домашнее задание
- Базовый уровень: § 58 - прочитать, ответить устно на вопросы стр. 285 и уметь объяснять значение терминов.
- Повышенный уровень: составить рассказ от лица жителя города Рима (бедного или богатого). 7 – 10 предложений.