Открытый урок по Истории Казахстана в 5 «Б» классе
Открытый урок по Истории Казахстана в 5 «Б» классе
Тема урок: Казахстан и Россия.
Цели урока:
Сформировать у учащихся представления о начале присоединения Казахстана к России, личности хана Абулхаира и побудительные мотивы присоединения Младшего жуза к России.
Учить умению выделять главное, делать выводы, обобщать материал: развивать творческие способности учащихся.
Воспитывать чувство уважения к деяниям выдающихся исторических личностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по Истории Казахстана в 5 «Б» классе»
Открытый урок по истории Казахстана в 5 «Б» классе
Тема урок: Казахстан и Россия.
Цели урока:
Сформировать у учащихся представления о начале присоединения Казахстана к России, личности хана Абулхаира и побудительные мотивы присоединения Младшего жуза к России.
Учить умению выделять главное, делать выводы, обобщать материал: развивать творческие способности учащихся.
Воспитывать чувство уважения к деяниям выдающихся исторических личностей.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Форма урока: смешанная.
Методы урока: инсценирование, проблемное изложение «Займи позицию».
III. Объяснение новой темы. Сообщение темы и цели урока.
Цитата:
«Каждый гражданин, углубляясь в историю, должен стать достойным продолжателем дел своих предков, оставивших ему в наследство такую огромную и богатую землю».
Н.Назарбаев
Вопросы к классу:
- Какие имеются связи между Казахстаном и Россией.
- Что знаете о России.
Учитель: История взаимоотношений Казахстана и России имеют давнюю историю. Сегодня мы проведем исследования причини и последствий вхождения казахских земель в состав Российской империи.
По карте показать: Казахстан занимает важное место между странами Востока и Запада. Территория Казахскго ханства занимало удобное географическое положение. Через его территорию проходят торговые пути из Китая в Россию, из Азии в страны Европы. Не случайно Пётр I назвал Казахстан «ключом и вратами Азии».
Учитель: В XVIII веке начинается присоединение казахских земель к России. Для казахов вхождение в состав империи было тяжелым и вынужденным шагом в сложившейся обстановке. Правители Казахского ханства в этот период вели героическую борьбу с джунгарами и искали союзников, чтобы одолеть жестокого врага.
В 1635 году в Западной Монголии образовалось Джунгарское ханство. Это было сильное государство, которое могло выставить в случае военных действий до 100 тыс.воинов. Кроме лука, стрел, копий войны были вооружены ружьями и пушками. Казахи их называли «калмак», сами же они назывались «ойрат». Джунгары как и казахи вели кочевой образ жизни, поэтому им были необходимы обширные пастбища, которые они хотели отобрать у казахов.
Враждебных соседей всегда привлекали богатые и плодородные казахские земли. Нашествие джунгар началось в начале XVII и продлилось до середины XVIII века.
Слайд: Цинская империя.
Учитель: 1723-1727гг. получили в истории название «Актабан шубырынды» (годы великого бедствия). В эти тяжёлые годы погибло 2/3 казахов. Это значит, что из каждых 3 человек погибли 2. Это были огромные потери для народа.
Учитель: В 1 четверти XVIII века в Казахстане сложилось тяжёлое внутреннее и внешнее положение. 1715 году после смерти хана Тауке, его место занял Кайып хан, но у него не было тех качеств, необходимых для правления народов. Во время его правления казахский народ потерял единство, с востока была угроза со стороны джунгар. Среди казахов была междоусобная борьба.
В 1718 гожу умер Кайып хан. В этих словиях хан младщего жуза Абулхаир стал инициатором подданства России.
Учитель: Как вы видите ребята во времена джунгарского нашествия их среды казахских правителей выдвинулся хан Абулхаир. Он смог объеденить народ и дать отпор джунгарам. Но междусобицы в борьбе за власть не позволили освободить страну от захватчиков. Абулхаир понимал, что остановить врага можно лишь при поддержке сильного союзника.
- Тогда он решил обратиться за помощью к России.
- Кроме того ребята Абулхаир был заинтересован в торговле с Россией. Он думал если казахское ханство будет частью Россиикой империи,то расшириться торговля, казахи смогут свою продукцию в большом количестве реализовывать т.е. продавать в России.
-Ребята давайте постараемся понять мысли Абулхаира.
- Если бы вы были на месте Абулхаира, какое бы приняли решение, вы бы тоже так поступили?
Абулхаир-однако спасение было теперь для моих соплеменников – принять российкое подданство.
Таким образов ребята хан Абулхаир стал инициатором принятия российского подданства казахами.
-Ребята, а как вы думаете почему Абулхаир обратился с просьбой о принятий подданства именно к России?
- А если бы вы задали этот вопрос Абулхаиру, то он ответил бы вам так: Младший жуз близок к российским границам и с северным соседом мы, казахи издавна ведем торговлю.
И так ребята Хан Абулхаир уже несколько лет искал возможность обратиться к императрице с просьбой принять Младший жуз в российское подданство. Таким образов ребята осенью 1730года в Санк-Петербург было отправлено посольство Абулхаира с просьбой о принятий казахов в Российское подданство. А уже 19 февраля 1731 года императрица Анна Иоанновна подписывает грамоту хану Абулхаиру о принятий его народа в российское подданство.
А весной в степной край направляют посольство во главе с переводчиком коллегии иностранных дел Алексеем Тевкелевым, чтобы привести казахов Младшего жуза к присяге.
Сценка:
Учитель: Всем присутствующим понравились слова батыра Богенбая. На следующий день 10 октября 1731 года вслед за Богенбаем и Абулхаиром на верность с Россией присягнули 30 старейшин Младшего жуза, которые поставили свою тамгу под договором, где обязывались совместно озранять земли от врагов, жить без ссор, обеспечить безопасность.
- Подписанием договора и присягой на верность Россий казахов Младшего жуза начался долгий процесс вхождения казахских земель в состав России.
Работа по карте: Так Западный Казахстан-стал частью Российского государства.
К 1822 году спустя 100 лет Средний жуз (центр и Северный Казахстан) прошло еще 50 лет 1865 год Старший жуз (Южный Казахстан и Семеречье). Теперь вся территория Казахстана стала частью Российской империи.
Работа с учебником: стр.72 прочитайте.
-Ребята, что же принесло Казахстану вхождение в состав Российской Империи.
Ученики: Земли для перекочевания стали уменьшатся день за днём. Русское правительство запретило казахам кочевать на правом берегу Урала и Иртыша. Постепенно Россия под предлогом защиты казахов от внешней угрозы начало захватывать земли для строительства крепостей и поселения на них казачьих войск.
Записи в тетради.
Закрепление: Ответы на вопросы.
Этот исторический процесс имеет положительные и отрицательные стороны. Давайте сейчас в классе разделимся на две группы.
I группа положительная (зеленый кружок) II группа отрицательная (желтый кружок)
-А сейчас ребята давайте посмотрим видеоролик.
Слова Абулхаира-(слайд).
Рефлексия: Что вы сегодня узнали нового?
Что вы хотите узнать на следующем уроке?
Раздать и собрать в конце урока синие кружки с ответами.
Дом.задание: §14 прочитайте-напишите эссе на тему «Достижения в Казахстане за 25 лет независимости».