I.Орг.момент. (30 сек) | Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Я хочу представить вам уважаемых гостей нашего урока! Это депутаты местного и районного уровня: 1.Кузнецов Д.А. 2.Хруслов А.Н. 3.Кривенко Г.П. Думаю, что они не только присутствуют на уроке, но и станут непосредственно участниками пресс-конференции, ответят на ваши вопросы. | Приветствуют гостей урока | Актуальность выборов, значимость участия депутатов в госуправлении. |
III.Вступительное слово учителя. (1 мин) | Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле… так начинается вступление в Конституции РФ. ? Что такое Конституция РФ? ? Как вы понимаете – основной закон государства? Учитель: Конституция РФ состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137 статей. | Ответ учащихся: Конституция Российской Федерации является Основным Законом государства, который определяет его общественное и государственное устройство. Ответ учащихся: Главный закон, на его основе разрабатываются остальные законы страны. | Систематизация обществоведческой информации. |
IV. История создания Конституций России. (2 мин) V.Характеристика принципа разделения властей. (1 мин) VI.Работа в группах. (15 мин) | Но вернемся к истории создания Конституций России в разные периоды. Презентация. 1.Первая конституция в России была принята 10 июля 1918 года. Она закрепила федеративное устройство России и утвердила конструкцию советской власти. Высшим органом власти стал Всероссийский съезд Советов. 2. 31 января 1924 года Второй съезд Советов СССР принял первую конституцию Советского Союза. 3. Конституция СССР 1936 года была принята 5 декабря. В народе ее называли "сталинской". С этого момента 5 декабря стал выходным праздничным днем. Таким он останется на протяжении 40 лет до принятия Конституции 1977 года. 4. Брежневская конституция - 1977 год. Принята 7 октября. С этих пор выходной день не пятое декабря - День сталинской конституции, а седьмое октября - День брежневской конституции. 5. 12 декабря 1993 года всенародным референдумом была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации. Ныне действующая Конституция - пятая в истории России, но первая, принятая всенародным голосованием. Учитель: Хочу обратить ваше внимание, что Основной закон строится на определенных принципах. Так как на нашем уроке присутствуют представители власти, мы рассмотрим принцип разделения властей. Как известно, разделение властей один из основополагающих принципов демократии и правового государства. И был он впервые сформулирован в XVIII веке в работах Монтескье и Локка. Сущность этого принципа состоит в том, чтобы предотвратить произвол верховной власти, разделив её на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, создав независимость, самостоятельность и взаимный контроль ветвей власти. Статья 10 Конституции РФ закрепляет этот принцип. - Как формируется законодательная, исполнительная, судебная власть? - Какое значение имеет каждая из них? Именно об этом нам расскажут представители различных ветвей власти. Предоставляем слово группе законодателей. Предоставляем слово группе исполнительной власти. Предоставляем слово группе судебной власти. Выходит Фемида с мечом и весами, глаза завязаны. Судьи в мантии и со свитками законов. | Просмотр презентации, прослушивание информации по теме. Подготовка групп к выступлению. Законодатели (в красных галстуках) дают характеристику ветви власти. (Глава 5 Конституции РФ). Презентация. (в синих галстуках) дают характеристику ветви власти. (Глава 6 Конституции РФ). Презентация. (в судебных регалиях, мантии) дают характеристику ветви власти. (Глава 7 Конституции РФ). Презентация. | Систематизация исторической информации. Актуализация принципа разделения властей. Историческая справка Получение дополнительной информации по теме. Работа с текстом Конституции РФ Обобщение обществоведческого материала. Работа с текстом Конституции РФ. |
VII. Пресс-конференция. (10 мин) | Ну а теперь мы непосредственно обратимся к нашим представителям власти, нашим гостям. Мы предлагаем Вам поучаствовать в пресс-конференции Свободный микрофон. Ребята приготовили для вас вопросы. Вы готовы на них ответить? Комментарии депутатов по вопросам. | Вопросы учащихся. | Метод диалога с властью позволяет проявить гражданскую активность. Формирование анализировать и акцентировать внимание на главных моментах темы. |
VIII. Составление законопроектов. (3 мин) | Конституция сегодня – это прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых Намерений, это реально работающий документ прямого действия. ? Какие изменения на ваш взгляд необходимо внести в основной закон страны? | Предложения учащихся. | Умение формулировать предложения и замечания по теме. |
X. Итог урока. (1 мин) | Ребята, я думаю, что сегодня мы с пользой провели урок, который был посвящен 20-летию Конституции РФ. Мы являемся гражданами своего государства и с гордостью должны говорить о её истории. Ведь наша Родина – Россия! | Ученик: Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, что захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать РОССИЯ | Формирование гордости и патриотизма. |