"Особенности политической системы СССР 30-х годов" - план урока истории.
"Особенности политической системы СССР 30-х годов" - план урока истории.
Урок по теме "Особенности политического режима в СССР 30-х годов" является уроком комбинированного типа. В ходе урока учащиеся проводят аналитическую, творческую, фронтальную, групповую деятельность. На всех этапах урока используются ИКТ технологии как учителем так и учениками. Предусмотрен этап рефлексии в завершение урока в виде самоанализа деятельности учащихся с помощью таблицы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Особенности политической системы СССР 30-х годов" - план урока истории. »
Тема урока истории. 9 класс.
Политическая система СССР в 30-е годы.
Цель урока: Подвести учащихся к пониманию причин возникновения и длительного существования в СССР тоталитарного режима
Задачи урока
1. Обеспечить усвоение понятия «тоталитарный режим».
2. Продолжить формирование умений анализа, обобщения, оценивания исторических фактов.
Оборудование: учебная карта, тетрадь, тексты документов, проекция таблицы, презентации.
Проекция новых понятий (тоталитаризм, культ личности, репрессии, оппозиция)
Ход урока:
1. Организационный момент. 3 мин.
2. Актуализация опорных знаний по теме «экономическая система СССР в 30-е г»
- подготовьте ответ по плану (на карточке у доски 2 человека)
Карточка №1
Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ (3 мин.)
Как проходила индустриализация в СССР?
- каковы причины индустриализации
- какова цель проведения индустриализации
- какие источники использовались для проведения индустриализации
- расскажи о крупнейших стройках первых пятилеток.
Сделай вывод.
Карточка №2
Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ (3 мин.)
Как проходила коллективизация в СССР?
- почему коллективизацию начали проводить в СССР параллельно с проведением индустриализации
- какие коллективные формы хозяйства тогда существовали
- какими методами осуществлялась коллективизация
- какие перегибы были допущены при проведении коллективизации
Сделай вывод.
- дайте определение понятиям «индустриализация», «коллективизация»
- сделайте вывод: каковы были итоги индустриализации в СССР
- каковы были итоги коллективизации в СССР (работа с классом фронтально)
3. Изучение нового материала.
Актуализация темы: Сегодня нашей целью является знакомство с новым понятием - Политическая система СССР, это система власти и отношение власти с народом…
- Мы приготовили презентацию.
Кто нам расскажет, какие политические режимы знает…(вопрос к классу или подготовленное сообщение с места)
- запишите тему урока в тетрадь и посмотрите на схему на слайде 1.
Тоталитарный политический режим (строй) признаки
Складывание однопартийной системы
Сращивание государственного аппарата с партийным
Ликвидация института гражданских свобод
Вмешательство в личную жизнь граждан
Система общественных организаций контролирует поведение граждан
Культ личности вождя
Массовые политические репрессии
Запишите пояснение к слову «тоталитарный».
Найдите перевод термина(Согласно краткого политического словаря оно имеет значение – всеобщий, всеохватывающий.)
А) По первому признаку работа в форме эвристической беседы по вопросам
- какие политические партии вместе с большевиками совершили революцию 1917 года
- какова судьба этих партий,
- что вам известно о резолюции «О единстве в партии»,
- какие политические деятели пострадали в результате внутрипартийной борьбы 24-29 гг.,
- к каким изменениям в политическом режиме привела политика большевиков? Найти ответ на последний вопрос в документе на слайде 2.
Из Конституции СССР 1936 года.
Статья 126.
В соответствие с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса, трудящихся крестьян и трудовой интеллигенции добровольно объединяются в Коммунистическую партию Советского Союза, являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за построение коммунистического общества , представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.
Статья 127.Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора
(вывод о ликвидации оппозиции и всех партий в стране, кроме РКП(б))
Запишите в тетрадь вывод.
Б) Второй признак рассматриваем по тексту учебника стр. 176 -177, ставим проблемное задание
-Докажите примерами, что в 30-е годы стало невозможно разграничить партийную и государственную системы .вопрос записан на слайде 3
В) о массовых общественных организациях показать презентацию, подготовленную учащимися и заполнить, по возможности, таблицу(см. ниже-раздается каждому)
Названия общественных организаций
Чем занимались
Кого включали в свой состав
Творческие союзы
(писателей, кинематографистов, художников)
Профсоюзы
ВЛКСМ (комсомол)
Всесоюзная пионерская организация
Октябрята
Г) Массовые политические репрессии. Рассказ учителя с презентацией 2.
Д) Культ - термин привычный для религии, несущее в себе возвышенное отношение к богу. Именно культ богов хорошо известен вам из истории.
Боги предстают перед нами безупречными, самыми умными, самыми-самыми во всем. Очень трудно себе представить, чтобы человек на самом деле был таким… Но вся советская страна верила что именно таким был Сталин.
Это понятие настолько часто встречается в средствах массовой информации и у всех на слуху, что я не буду пояснять его вам. Хочу задать вопрос:
-Может ли культ правителя принести пользу государству?(беседа)
Запишите в тетрадь: культ личности это незаслуженное восхваление руководителя, превознесение несуществующих достоинств.
3. Этап рефлексии построен путем проверки заполненных табличек по вопросу об общественных организациях
и ответов на вопрос – как ученик оценивает свою работу на разных этапах урока.
Виды работы
Чем удовлетворен
Чем недоволен
Работал по карточкам
Отвечал с места
Готовил презентацию
Сделал правильный вывод по документу
Полностью заполнил таблицу
Узнал новые термины
4. Домашнее задание
По учебнику готовить пересказ параграфа 26, вопрос № 4- всем кто желает получить 4, готовить презентацию по теме «Изобразительное искусство 30-х годов». Может ли тоталитарное государство нравиться его гражданам? И почему? Ответить письменно.(задание повышенного уровня)