Урок по истории на тему "Перестройка в СССР 1985-1991"
Урок по истории на тему "Перестройка в СССР 1985-1991"
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СССР
В 1985-1991 ГОДАХ
Задачи урока.
Учащиеся должны уяснить причины «перестройки»; объективную потребность в преобразованиях в нашей стране, понять, каковы особенности, ход и итоги «перестройки», проанализировать национальную политику, причины и последствия распада СССР.
♦ Основные понятия: «перестройка», «ускорение», демократизация, гласность, плюрализм, новое политическое мышление, кооператив, референдум.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.Путь к перестройке. Причины, объективная потребность
в преобразованиях.
Экономика: реформирование без реформ.
Попытки реформирования политической системы.
Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.
Обострение национального вопроса.
Распад СССР.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по истории на тему "Перестройка в СССР 1985-1991" »
3
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СССР
В 1985-1991 ГОДАХ
Задачи урока.
Учащиеся должны уяснить причины «перестройки»; объективную потребность в преобразованиях в нашей стране, понять, каковы особенности, ход и итоги «перестройки», проанализировать национальную политику, причины и последствия распада СССР.
♦ Основные понятия: «перестройка», «ускорение», демократизация, гласность, плюрализм, новое политическое мышление, кооператив, референдум.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.Путь к перестройке. Причины, объективная потребность в преобразованиях.
Экономика: реформирование без реформ.
Попытки реформирования политической системы.
Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.
Обострение национального вопроса.
Распад СССР.
1.Путь к перестройке. Причины, объективная потребностьв преобразованиях.
После смерти Л. И. Брежнева (ноябрь 1982 г.) в СССР наступает период острой борьбы за власть. В марте 1985 г. после смерти К. У. Черненко, сменившего перед этим Ю. В. Андропова, генеральным секретарем ЦК КПСС становится М. С. Горбачев. На апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны.
Преобразования, начатые М. С. Горбачевым, проводились под лозунгами: «перестройка», «ускорение», «гласность».
Под перестройкой понималась попытка «сверху» реформировать экономическую и политическую системы советского общества. Хронологические рамки перестройки охватывают 1985-1991 гг. После этого начинаются преобразования на буржуазно-либеральной основе.
Причины перестройки - это наметившееся к началу 80-х годов отставание СССР от ведущих стран мира по темпам экономического развития и его качественным характеристикам (энерговооруженность и производительность труда), а также застойные тенденции в социально-политической и духовной сферах советского общества.
2. Экономика: реформирование без реформ. Стратегия ускорения социально-экономического развития страны была непродуманна, непоследовательна и оказалась несостоятельной. Темпы роста экономики продолжали падать. Новый этап экономических реформ начался в 1987 г. Повысилась самостоятельность предприятий, возрождался частный сектор, росло кооперативное движение, но самостоятельность предприятий была практически сведена на нет спускаемым сверху госзаказом. Государство продолжало устанавливать план, определять номенклатуру продукции, цены и т. д. Таким образом, экономика оставалась плановой, командной. Тем не менее были созданы в общем благоприятные условия для развития кооперативного сектора. Однако вместе с кооперативами существенно выросла теневая экономика. Обналичивание значительных масс денег кооперативами привело к росту инфляции. Падал уровень жизни населения.
Следующий этап экономических преобразований (1988— 1990 гг.) привел к резкому сокращению объемов производства как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Росли инфляция и дефицит госбюджета. Золотой запас страны сократился в 10 раз (до 240 тонн).
Вывод: так называемые экономические реформы перестроечного периода не дали положительного результата, массы были разочарованы в перестройке.
3. Попытки реформирования политической системы. Первыми шагами политического переустройства стало некоторое омоложение кадров, в том числе партийных.
В 1988 г. руководство страны решает придать новый импульс начавшей тормозить перестройке. На сей раз это попытались сделать за счет политической реформы.
В соответствии с решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.) учреждается новый высший орган законодательной власти - съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Выборы депутатов проводились в 1989-1990 гг. на альтернативной основе. Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик. Председателем Верховного Совета СССР стал Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев (март 1989 г.), а председателем Верховного Совета РСФСР - Б. Н. Ельцин (май 1990 г.).
Была предпринята попытка трансформировать Верховный Совет в работающий парламент.
В марте 1990 г. III съезд народных депутатов СССР учредил пост Президента СССР. Первым (и последним) президентом СССР стал М. С. Горбачев. На том же съезде была отменена пресловутая 6-я статья Конституции СССР 1977 года о руководящей и направляющей роли КПСС в советском обществе. С 1991 г. начинается процесс формирования в стране многопартийной системы. Первыми были зарегистрированы: Демократическая партия России, Республиканская партия, движение «Демократическая Россия».
Предпринимались также попытки реформирования КПСС. На XXVIII съезде КПСС (1990 г.) внутри ее обозначился раскол. Начался массовый выход из рядов КПСС.
В политической сфере Горбачев выдвинул лозунг «гуманного демократического социализма с человеческим лицом».Самое большое достижение перестройки - гласность. Первоначально гласность трактовалась как конструктивная критика, направленная на борьбу с искажениями социализма. Был продолжен процесс, начатый еще в годы хрущевской «оттепели», - десталинизация. Был снят запрет на обсуждение темы Ленина и учения марксизма-ленинизма.
4. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. Качественные изменения произошли и во внешнеполитическом курсе СССР в период перестройки.
Концепция нового политического мышления, сформулированная М. С. Горбачевым, способствовала переходу от конфронтации с Западом к сближению и сотрудничеству, а не только к мирному сосуществованию.
СССР в это время активно вступает в процесс разоружения. В декабре 1987 г. был подписан договор об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений.
В феврале 1989 г. был осуществлен вывод советских войск из Афганистана.
В ходе демократических преобразований в странах Восточной Европы прекратила свое существование мировая система социализма, а вместе с ней Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и Организация Варшавского Договора (ОВД).
В ы в о д: в связи с распадом мировой системы социализма (а затем и самого СССР) произошло глубокое геополитическое изменение мира. Мир трансформировался из биполярного (СССР -США, лагерь социализма - система капитализма) практически в монополярный, в котором лидируют США.
5. Обострение национального вопроса.
Перестройка привела к нарастанию социальных проблем: кризисы снабжения - чайный, сахарный, табачный и т. д. Стали нормой митинги, демонстрации. Особенно значительными были выступления шахтеров в Кузбассе, Донбассе, Караганде. Все чаще наряду с экономическими выдвигались и политические требования.
Резко обострился национальный вопрос. В ряде республик возникли народные фронты, добивавшиеся выхода из состава СССР, начались вооруженные конфликты в Нагорном Карабахе, Средней Азии, Грузии и Абхазии.
«Парад суверенитетов» и «война законов» проявились не только в отделении от центра и попытках урегулировать с ним отношения, но и в формировании собственных органов власти и управления. В 1990 г. добились суверенитета Латвия, Литва, Эстония.
17 марта 1991 г. в девяти республиках прошел референдум о судьбе СССР. 76,4 % голосовавших высказались за сохранение СССР.
23 апреля 1991 г. представители девяти республик и Президент СССР Горбачев подписали соглашение о заключении нового союзного договора, который предоставлял республикам, входящим в СССР, значительно большую самостоятельность. Подписание договора было намечено на 22 августа 1991 г.
Распад СССР.
12 июня 1991 г. в РСФСР прошли выборы Президента, им стал Б. Н. Ельцин.
19 августа 1991 г., чтобы предотвратить подписание союзного договора, его противники (консервативное крыло в высшем руководстве СССР) организуют путч. Противниками подписания нового союзного договора, ослаблявшего власть центра, был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), который, по сути дела, сместил Горбачева и установил в стране чрезвычайное положение. В Москву были введены войска. Решительным противником переворота выступил Президент РФ Б. Н. Ельцин, которого поддержали тысячи людей, собравшихся у Белого Дома. 21 августа Горбачев вернулся в Москву, организаторы путча были арестованы.
Попытка государственного переворота резко ускорила процесс распада СССР. Сразу после путча восемь республик заявили о своей полной независимости. Деятельность КПСС была приостановлена, а затем запрещена. Горбачев оставил пост Генерального секретаря ЦК КПСС и распустил ЦК.
8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще руководители Белоруссии (С. С. Шушкевич), Украины (Л. М. Кравчук) и Российской Федерации (Б. Н. Ельцин) подписали договор о создании СНГ и объявили о прекращении существования СССР как субъекта международного права. 25 декабря М. С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.
П. Закрепление изученного и задание на дом. Задания:
1. Проследите этапы масштабной экономической реформы 1985-1991 гг. и проанализируйте причины ее низкой результативности, оформите ответ в виде таблицы:
Этапы, их хронологические рамки
Направление реформы и ее механизмы
Эффективность принятых мер
2. Дайте оценку экономическим и политическим преобразованиям в СССР в годы перестройки, ответив на вопросы:
= Чем была вызвана необходимость масштабных преобразований советского общества в середине 80-х гг.?
= В чем вы видите причины возрождения многопартийности в СССР?
= В чем руководство партии видело причины отсутствия прогресса в реформировании экономики в 1987 г.? Какие пути выхода из ситуации оно предлагало?
= Что предполагала концепция «ускорения социально-экономического развития»?
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ, ПЕРСОНАЛИИ
Референдум всенародный опрос, в котором принимают участие все граждане, имеющие избирательные права; производится по особо важным вопросам государственной жизни
Демократизация внедрение демократических начал, реорганизация на демократических основах; признание и осуществление демократии, т. е. народовластия
Перестройка попытка «сверху» реформировать экономическую и политическую систему советского общества. Связана с именем ее инициатора М. С. Горбачева. Хронологические рамки перестройки - 1985-1991 гг.
Ускорение курс руководства СССР, принятый в апреле 1985 г., на ускорение социально-экономического развития страны. Этот курс предполагал внедрение в промышленность и сельское хозяйство научно-технического прогресса, технологическое перевооружение машиностроения и активизацию «человеческого фактора» через процессы демократизации
Кооператив (с лат. - сотрудничество) одна из форм организации труда, при которой много лиц совместно участвуют в одном и том же процессе труда или в разных, но связанных между собой; коллективное объединение в области производства и обмена
Плюрализм (с лат. - множественный) 1)философское идеалистическое учение, утверждающее, будто в основе мира лежит множество самостоятельных независимых духовных сущностей; 2) одна из главных идей в современных буржуазных и реформистских теориях общественного устройства, состоящая в том, что общественно-политическая жизнь якобы представляет собой состязание, конкуренцию множества групп и представляющих их интересы партий и иных организаций