kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по истории на тему "Перестройка в СССР 1985-1991"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СССР

В 1985-1991 ГОДАХ

Задачи урока.

Учащиеся должны уяснить причины «перестройки»; объектив­ную потребность в преобразованиях в нашей стране, понять, како­вы особенности, ход и итоги «перестройки», проанализировать на­циональную политику, причины и последствия распада СССР.

♦ Основные понятия: «перестройка», «ускорение», демо­кратизация, гласность, плюрализм, новое политическое мыш­ление, кооператив,  референдум.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.Путь к перестройке. Причины, объективная потребность
в преобразованиях.

  1. Экономика: реформирование без реформ.
  2. Попытки реформирования политической системы.
  3. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.
  4. Обострение национального вопроса.
  5. Распад СССР.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по истории на тему "Перестройка в СССР 1985-1991" »

3


ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СССР

В 1985-1991 ГОДАХ

Задачи урока.

Учащиеся должны уяснить причины «перестройки»; объектив­ную потребность в преобразованиях в нашей стране, понять, како­вы особенности, ход и итоги «перестройки», проанализировать на­циональную политику, причины и последствия распада СССР.

Основные понятия: «перестройка», «ускорение», демо­кратизация, гласность, плюрализм, новое политическое мыш­ление, кооператив, референдум.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.Путь к перестройке. Причины, объективная потребность
в преобразованиях.

  1. Экономика: реформирование без реформ.

  2. Попытки реформирования политической системы.

  3. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.

  4. Обострение национального вопроса.

  5. Распад СССР.

1.Путь к перестройке. Причины, объективная потребностьв преобразованиях.

После смерти Л. И. Брежнева (ноябрь 1982 г.) в СССР наступает период острой борьбы за власть. В марте 1985 г.
после смерти К. У. Черненко, сменившего перед этим Ю. В. Ан­дропова, генеральным секретарем ЦК КПСС становится М. С. Гор­бачев. На апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны.

Преобразования, начатые М. С. Горбачевым, проводились под лозунгами: «перестройка», «ускорение», «гласность».

Под перестройкой понималась попытка «сверху» реформиро­вать экономическую и политическую системы советского общест­ва. Хронологические рамки перестройки охватывают 1985-1991 гг. После этого начинаются преобразования на буржуазно-либе­ральной основе.

Причины перестройки - это наметившееся к началу 80-х годов отставание СССР от ведущих стран мира по темпам эконо­мического развития и его качественным характеристикам (энерго­вооруженность и производительность труда), а также застойные тенденции в социально-политической и духовной сферах советско­го общества.

2. Экономика: реформирование без реформ. Стратегия уско­рения социально-экономического развития страны была непроду­манна, непоследовательна и оказалась несостоятельной. Темпы роста экономики продолжали падать. Новый этап экономических реформ начался в 1987 г. Повысилась самостоятельность предпри­ятий, возрождался частный сектор, росло кооперативное движение, но самостоятельность предприятий была практически сведена на нет спускаемым сверху госзаказом. Государство продолжало уста­навливать план, определять номенклатуру продукции, цены и т. д. Таким образом, экономика оставалась плановой, командной. Тем не менее были созданы в общем благоприятные условия для разви­тия кооперативного сектора. Однако вместе с кооперативами суще­ственно выросла теневая экономика. Обналичивание значительных масс денег кооперативами привело к росту инфляции. Падал уро­вень жизни населения.

Следующий этап экономических преобразований (1988— 1990 гг.) привел к резкому сокращению объемов производства как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Росли инфляция и дефицит госбюджета. Золотой запас страны сократился в 10 раз (до 240 тонн).

Вывод: так называемые экономические реформы перестро­ечного периода не дали положительного результата, массы были разочарованы в перестройке.

3. Попытки реформирования политической системы. Пер­выми шагами политического переустройства стало некоторое омо­ложение кадров, в том числе партийных.

В 1988 г. руководство страны решает придать новый импульс начавшей тормозить перестройке. На сей раз это попытались сде­лать за счет политической реформы.

В соответствии с решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.) учреждается новый высший орган законода­тельной власти - съезд народных депутатов СССР и соответст­вующие республиканские съезды. Выборы депутатов проводились в 1989-1990 гг. на альтернативной основе. Из числа народных де­путатов формировались постоянно действующие Верховные Сове­ты СССР и республик. Председателем Верховного Совета СССР стал Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев (март 1989 г.), а председателем Верховного Совета РСФСР - Б. Н. Ель­цин (май 1990 г.).

Была предпринята попытка трансформировать Верховный Со­вет в работающий парламент.

В марте 1990 г. III съезд народных депутатов СССР учредил пост Президента СССР. Первым (и последним) президентом СССР стал М. С. Горбачев. На том же съезде была отменена пресловутая 6-я статья Конституции СССР 1977 года о руководящей и направ­ляющей роли КПСС в советском обществе. С 1991 г. начинается процесс формирования в стране многопартийной системы. Первыми были зарегистрированы: Демократическая партия России, Рес­публиканская партия, движение «Демократическая Россия».

Предпринимались также попытки реформирования КПСС. На XXVIII съезде КПСС (1990 г.) внутри ее обозначился раскол. На­чался массовый выход из рядов КПСС.

В политической сфере Горбачев выдвинул лозунг «гуманного демократического социализма с человеческим лицом». Самое большое достижение перестройки - гласность. Первоначально гласность трактовалась как конструктивная критика, направленная на борьбу с искажениями социализма. Был продолжен процесс, на­чатый еще в годы хрущевской «оттепели», - десталинизация. Был снят запрет на обсуждение темы Ленина и учения марксизма-ле­нинизма.

4. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. Качественные изменения произошли и во внешнеполитическом курсе СССР в пе­риод перестройки.

Концепция нового политического мышления, сформулирован­ная М. С. Горбачевым, способствовала переходу от конфронтации с Западом к сближению и сотрудничеству, а не только к мирному сосуществованию.

СССР в это время активно вступает в процесс разоружения. В декабре 1987 г. был подписан договор об уничтожении ракет сред­ней и меньшей дальности. В июле 1991 г. был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических наступа­тельных вооружений.

В феврале 1989 г. был осуществлен вывод советских войск из Афганистана.

В ходе демократических преобразований в странах Восточной Европы прекратила свое существование мировая система социа­лизма, а вместе с ней Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и Организация Варшавского Договора (ОВД).

В ы в о д: в связи с распадом мировой системы социализма (а затем и самого СССР) произошло глубокое геополитическое из­менение мира. Мир трансформировался из биполярного (СССР -США, лагерь социализма - система капитализма) практически в монополярный, в котором лидируют США.

5. Обострение национального вопроса.

Перестройка привела к нарастанию социальных проблем: кризисы снабжения - чайный, сахарный, табачный и т. д. Стали нормой митинги, демонстрации. Особенно значительными были выступления шахтеров в Кузбассе, Донбассе, Караганде. Все чаще наряду с экономическими выдвига­лись и политические требования.

Резко обострился национальный вопрос. В ряде республик воз­никли народные фронты, добивавшиеся выхода из состава СССР, начались вооруженные конфликты в Нагорном Карабахе, Средней Азии, Грузии и Абхазии.

«Парад суверенитетов» и «война законов» проявились не толь­ко в отделении от центра и попытках урегулировать с ним отноше­ния, но и в формировании собственных органов власти и управле­ния. В 1990 г. добились суверенитета Латвия, Литва, Эстония.

17 марта 1991 г. в девяти республиках прошел референдум о судьбе СССР. 76,4 % голосовавших высказались за сохранение СССР.

23 апреля 1991 г. представители девяти республик и Президент СССР Горбачев подписали соглашение о заключении нового союз­ного договора, который предоставлял республикам, входящим в СССР, значительно большую самостоятельность. Подписание до­говора было намечено на 22 августа 1991 г.

  1. Распад СССР.

12 июня 1991 г. в РСФСР прошли выборы Президента, им стал Б. Н. Ельцин.

19 августа 1991 г., чтобы предотвратить подписание союзного договора, его противники (консервативное крыло в высшем руко­водстве СССР) организуют путч. Противниками подписания ново­го союзного договора, ослаблявшего власть центра, был создан Го­сударственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), который, по сути дела, сместил Горбачева и установил в стране чрезвычайное положение. В Москву были введены войска. Реши­тельным противником переворота выступил Президент РФ Б. Н. Ельцин, которого поддержали тысячи людей, собравшихся у Белого Дома. 21 августа Горбачев вернулся в Москву, организато­ры путча были арестованы.

Попытка государственного переворота резко ускорила процесс распада СССР. Сразу после путча восемь республик заявили о сво­ей полной независимости. Деятельность КПСС была приостанов­лена, а затем запрещена. Горбачев оставил пост Генерального сек­ретаря ЦК КПСС и распустил ЦК.

8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще руководители Белорус­сии (С. С. Шушкевич), Украины (Л. М. Кравчук) и Российской Фе­дерации (Б. Н. Ельцин) подписали договор о создании СНГ и объя­вили о прекращении существования СССР как субъекта междуна­родного права. 25 декабря М. С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.

П. Закрепление изученного и задание на дом. Задания:

1. Проследите этапы масштабной экономической реформы 1985-1991 гг. и проанализируйте причины ее низкой результатив­ности, оформите ответ в виде таблицы:



Этапы, их хроно­логические рамки

Направление рефор­мы и ее механизмы

Эффективность принятых мер




2. Дайте оценку экономическим и политическим преобразова­ниям в СССР в годы перестройки, ответив на вопросы:

= Чем была вызвана необходимость масштабных преобразова­ний советского общества в середине 80-х гг.?

= В чем вы видите причины возрождения многопартийности в СССР?

= В чем руководство партии видело причины отсутствия про­гресса в реформировании экономики в 1987 г.? Какие пути выхода из ситуации оно предлагало?

= Что предполагала концепция «ускорения социально-эконо­мического развития»?

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ, ПЕРСОНАЛИИ



Референдум всенародный опрос, в котором принимают участие все граждане, имеющие избирательные права; производится по особо важным вопросам государственной жизни

Демократизация внедрение демократических начал, реорганизация на демократических основах; признание и осуществление демократии, т. е. народовластия

Перестройка попытка «сверху» реформировать экономическую и политическую систему советского общества. Связана с именем ее инициатора М. С. Горбачева. Хронологические рамки перестройки - 1985-1991 гг.

Ускорение курс руководства СССР, принятый в апреле 1985 г., на ускорение социально-экономического развития страны. Этот курс предполагал внедрение в промышленность и сельское хозяйство научно-технического прогресса, технологическое перевооружение машиностроения и активизацию «человеческого фактора» через процессы демократизации

Кооператив (с лат. - сотрудничество) одна из форм организации труда, при которой много лиц совместно участвуют в одном и том же процессе труда или в разных, но связанных между собой; коллективное объединение в области производства и обмена

Плюрализм (с лат. - множественный) 1)философское идеалистическое учение, утверждающее, будто в основе мира лежит множество самостоятельных независимых духовных сущностей; 2) одна из главных идей в современных буржуазных и реформистских теориях общественного устройства, состоящая в том, что общественно-политическая жизнь якобы представляет собой состязание, конкуренцию множества групп и представляющих их интересы партий и иных организаций

-



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок по истории на тему "Перестройка в СССР 1985-1991"

Автор: Игнатенко Николай Анатольевич

Дата: 12.06.2015

Номер свидетельства: 219324

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Повторительно-обобщающий урок по теме СССР в середине 1960-х - 1980-х годов "
    ["seo_title"] => string(89) "povtoritiel-no-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-sssr-v-sieriedinie-1960-kh-1980-kh-ghodov"
    ["file_id"] => string(6) "182598"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425558810"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа, история, 9 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-istoriia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153318"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420993421"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Урок – лекция. Тема «А.И.Солженицын» "
    ["seo_title"] => string(38) "urok-liektsiia-tiema-a-i-solzhienitsyn"
    ["file_id"] => string(6) "203899"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429554903"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "конспект урока на тему  "20 век подводя итоги" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-na-tiemu-20-viek-podvodia-itoghi"
    ["file_id"] => string(6) "106616"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403057361"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Казахстан в период перестройки (1985-1986г.г.) "
    ["seo_title"] => string(49) "kazakhstan-v-pieriod-pieriestroiki-1985-1986gh-gh"
    ["file_id"] => string(6) "215748"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432790248"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства