-Вам дано былозаданиеподготовить слайды с казахскими орнаментами. Что же оз-начает слово «орнамент»? Орнамент с латинского слова « украшение, узор». Нам кажется, что орнамент просто выдумка и фантазия художника. Так ли это? Наши предки использовали его задолго до появления письменности ( рассказываем про радугу-символ связи неба и земли, победы добра над злом (слайды); петух-певень, кочет-деревенские часы,славит утро, символ борьбы с нечистой силой, его вышивали на одежде, рушниках ( что это такое?).Петуха часто делали на крыше домов. Как вы думаете, для чего? Защита от нечистой силы. На занавесках так же часто были петухи- с той же целью. В дорогу женщины давали мужьям, сыновьям рушники с вышитыми петухами. Для чего? Тоже для охраны. Помните народные сказки, в которых жёны давали героям рушники и наказывали, чтобы в пути они пользовались только ими, и это не раз спасало героев. Часто на вышивках, кружевах, наличниках окон встречались изображения женщин с поднятыми вверх руками (демонстрируем слайды). Кто это может быть? – Это праматерьрусской земли, подняла руки к солнцу, просит милости и защиты для людей языческая богиня земли. Изображение русалки-берегиня. И т.д. Часто изображают цветы, листья. Особенно поды и листья рябины. Почему растения? Какие цвета используют? Почему?(Ответы учеников.)
-А что означают казахские узоры? Выслушиваем ответы учеников. Сравниваем, что общего, какие различия. Рассматриваем образцы.
-Сейчас смысл орнамента почти утрачен. Орнамент могут понимать только знатоки искусства. В орнаменте-душа народа, его неистощимая фантазия, мировоззрение.
До сих пор орнаменты украшают нашу одежду, предметы быта. Без этого любая вещь будет не такой привлекательной. К какому виду искусства относят орнаменты? (Прикладное.Почему?) Орнаментами украшали и жилища.
Жилища-это тема отдельного урока.
-Задание ученикам подготовить рассказ о жилищах украинцев (презентации).