kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Язык орнамента

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                    План -конспект

                                        открытого занятия кружка

                                             "Швейное дело»

                                                                        Педагог.доп.обр.: Шалева Ирина К.

 Класс:  6-7                                                                                           Дата:  2.12.11

Тема: Язык орнамента.

Цель: Создать условия для  умения читать и изготовлять орнамент.

Задачи:

     . сообщить  уч-ся о назначении, видах казахского национального орнамен-

        та,  применяемых цветах;

     . учить изготавливать орнамент; 

     . закрепить навык  изготовления орнамента и соединение его с

        изделием;

     . учить разделять элементы орнамента на соответствующие группы;  

     . развивать умение излагать мысли в логической последовательности;     

     . воспитывать эстетический  вкус, творческую инициативу, аккуратность,

        точность;

     . способствовать приобщению к изучению исторического  и  культурного

         прошлого.

Коррекционные задачи:

     . учить анализировать;

     . развивать двигательную сноровку; соразмерность движений.

Тип занятия : Комбинированный.

Формы организации обучения:

     . Фронтальная.

     . Индивидуальная.

Методы обучения:

     . Словесный.

     . Наглядный.

     . Практический.

Наглядности и дидактический материал:  стенд «Казахский орнамент»,  казахский женский костюм, тепкишек, пояс, макет юрты, книги «Энциклопедия».

Казахские орнаменты», образцы орнаментов.

Оборудование и материалы: детали кроя  сумки для подарков (тепкишек), орнамента; бумага для выкройки орнамента,  ткань разл.цветов.

игольницы, шв.иглы, шв.нитки,англ.иглы, ножницы, наперстки.

Межпредметные связи: каз.яз., изо, математика.

 Ход занятия

   1. Организационный момент.

Учитель:

-Ребята, сегодня очень хороший день, я рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на очень увлекательную работу.

          -Какой сегодня день недели?

          -Число, месяц, время года?

·Мотивационное начало урока.

Учитель: Ключевое слово темы занятия зашифровано вот в этой анаграмме (Приложение 1), (зашифрованное слово – орнамент).

·Сообщение темы и цели занятия ( (Приложение 2).

Учитель: тема сегодняшнего занятия-

« Язык орнамента».

Узнаете:

.что такое орнамент,

.кто такие оюши,

.какие виды орнамента существуют,

.какую роль играет цвет и каждый элемент в орнаменте.

Научитесь:

. понимать, изготавливать казахский  орнамент и соединять его с      изделием.

4.Теоретическая часть

Учитель:-Что такое орнамент?

Орнамент-это национальный узор.

Казахские слова «ою» (выкройка) и «орнек» (узор) составляют смысл латинского слова «орнамент».

-У каждого народа есть свой национальный орнамент, он имеет свои особенности (Показ иллюстрации разных народов в национальной одежде «В стране единой»). Какие элементы орнамента присутствуют в нац.костюме русских? Украинцев? Узбеков? т.д., а какой орнамент у казахского народа?

Казахский нац.орнамент очень интересен и многокрасочен, он вбирает в себя многоцветную палитру жизни и художественную фантазию мастера, создающего орнамент через призму души и окружающей природы.

-А кто знает, как называли казахских мастеров, создающих орнамент?

Мастеров  создающих орнамент называли-оюши. Это были очень уважаемые в народе люди.

 - Для чего люди  создают орнамент? (для украшнеия).

 -Что украшают орнаментом? (показ изделий с орнаментами,

  образцов)

  Орнаментом украшают одежду, ковры, покрывала, полотенца, т.д.

 Первый ученик: В древности казахи  считали, что орнамент на одежде и

           обуви, а перья совы на голове защитят его от сглаза и несчастья.

Второй ученик: Искусствоведы и этнографы поделили каз.нац.орнамент

           на три группы:

           флористическая(растительный мир): (показ образцов орнамента-

           «гул» -цветок, «жапырак» -листья, др). 

           зооморфическая, (животный мир): (показ образцов орнамен-

            та-«кошкармyйiз» -бараний рог,  «космуйiз”- соединенные рога, др.;

          геометрическая: «шаршы»-квадрат, «тумарша»-  треугольник, др.)

Третий ученик: В одном орнаменте могут сочетаться все три группы, в

          настоящее время ученые насчитывают около 200 образцов казахского     

         орнамента.

(Показ иллюстраций орнамента из книг и образцов).

Четвертый ученик: В орнаменте имеют большое значение и глубокий

          смысл краски. Красное лето, золотая и дождливая осень, морозная и

         буранная зима,  жизнерадостная и цветущая весна- все это передается

          мастерами посредством языка орнамента.

Пятый ученик: Значение и влияние цвета (Приложение 3- «Цвет.Зна-

          чение и влияние»)

Учитель: По изготовленному орнаменту можно было узнать, как

          живется, например девушке, выданной замуж: орнамент

         «бараний рог»-богато,  краски яркие -краснозеленые, голубые-говорят о

          благополучии, радостном настроении- значит жизнь у дочки краси-  

          вая, счастливая, а если бледно-желтые оттенки, то  жизнь скучная,                

          грустная, а уж если орнамент имеет черносерые цвета-родители

          плакали, понимая, что плохо живется дочке на чужбине.

          Таким образом, каждый цвет и каждый элемент  в орнаменте ре-шает свою историческую роль, обладает важной функцией, поэтому не-трудно определить, что задумал мастер. 

Казахское орнаментальное искусство, веками существуя с народом,

превратилось в его духовное и материальное благо.

Учитель:-Каким способом можно выполнить орнамент на изделии?

. Орнамент можно вышить цветными нитками,  бисером, шнуром, тесьмой.

.  Орнамент можно выполнить холодным или горячим валянием шерсти.

.  Орнамент можно вырезать из ткани или кожи и приклеить или пришить,   т.е. выполнить аппликацию.

5.Физминутка.

 Учитель:- Руками в воздухе нарисовать называемый мною орнамент:

«кошкармюиз»; «тумарша», «иткуйрык», «балдак».

6.Закрепление   (Приложение 4)

Игра «Айн-лайн» (ответь быстро)

(По карточкам. Ученики  берут по одной карточке  и отвечают)

Вопросы в карточках:

·Что такое орнамент?

·Как называют мастеров составляющих орнамент?

·Виды казахского национального орнамента?

·Что является «языком» орнамента?

·О чем рассказывает цвет в орнаменте? Приведи примеры.

7.Практическая часть.

Практическая работа №1

1. Изготовление симметричного орнамента (Приложение 5):

.Перегни лист пополам.

.По сгибу бумаги нарисуй симметричный орнамет.

.Вырежь.

2. Изготовление непрерывного орнамента (Приложение 6):

.Вырежи узкую полоску бумаги длиной 30-40 см.

.Сверни полоску бумаги «гармошкой» по 5-6см.

.Нарисуй на бумаге нужный орнамент и вырежь.

Практическая работа №2

Дизайн орнамента для тепкишек -сумки для подарков.  (Прилож. 7)

Задания:

1.Определить технологическую последовательность изготовления выкройки орнамента и соединения орнамента с изделием.

2. Выполнить практическую работу по технологической карте:

·выбрать материал для орнамента (ткань, цвет),

·продумать элементы орнамента,

·выполнить эскиз,

·оценить качество выполненной работы.

3.Провести маркетинговые исследования по плану:

·дизайн изделия

·возможность творческого самовыражения языком орнамента.

4.Подготовить защиту орнамента.

Вводный инструктаж:

Повторить правила безопасной работы с иглами, ножницами.

Раздать технологические карты, разобрать ход работы.

Первый обход: проверить организацию рабочих мест и выполнение правил техники безопасности во время работы.

Второй обход : проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций.

Третий обход: проверить правильность выполнения работы, самоконтроль.

Задание наиболее успевающим: составить ребус со словом «орнамент».

Физминутка.

Показать инструменты и приспособления: ножницы, игла, карандаш,

швейная машина, утюг.

Заключительный инструктаж.

Анализ характерных ошибок и их причин.

8. Закрепление.

Защита орнамента (защита своих работ учащимися по предложенному на карточке плану)

 9. Подведение итогов.    

           Слово учителя:

-Сегодня на занятии мы занимались поиском и составлением своего орнамента,

Я считаю, что все успешно справились со своей задачей.

 Надеюсь, что знания и умения, приобретенные на занятии, обогатили вас и пригодятся вам в жизни.

10.Уборка рабочих мест, кабинета.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Язык орнамента »


План -конспект

открытого занятия кружка

"Швейное дело»

Педагог.доп.обр.: Шалева Ирина К.


Класс: 6-7 Дата: 2.12.11


Тема: Язык орнамента.

Цель: Создать условия для умения читать и изготовлять орнамент.

Задачи:

. сообщить уч-ся о назначении, видах казахского национального орнамен-

та , применяемых цветах;

. учить изготавливать орнамент;

. закрепить навык изготовления орнамента и соединение его с

изделием;

. учить разделять элементы орнамента на соответствующие группы;

. развивать умение излагать мысли в логической последовательности;

. воспитывать эстетический вкус, творческую инициативу, аккуратность,

точность;

. способствовать приобщению к изучению исторического и культурного

прошлого.

Коррекционные задачи:

. учить анализировать;

. развивать двигательную сноровку; соразмерность движений.

Тип занятия : Комбинированный.

Формы организации обучения:

. Фронтальная.

. Индивидуальная.

Методы обучения:

. Словесный.

. Наглядный.

. Практический.

Наглядности и дидактический материал: стенд «Казахский орнамент», казахский женский костюм , тепкишек, пояс, макет юрты, книги «Энциклопедия».

Казахские орнаменты», образцы орнаментов.

Оборудование и материалы: детали кроя сумки для подарков (тепкишек), орнамента; бумага для выкройки орнамента, ткань разл.цветов .

игольницы, шв.иглы, шв.нитки,англ.иглы, ножницы, наперстки .

Межпредметные связи: каз.яз., изо, математика.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Учитель:

-Ребята, сегодня очень хороший день, я рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на очень увлекательную работу.

-Какой сегодня день недели?

-Число, месяц, время года?


  • Мотивационное начало урока.

Учитель: Ключевое слово темы занятия зашифровано вот в этой анаграмме (Приложение 1), (зашифрованное слово – орнамент).



  • Сообщение темы и цели занятия ( (Приложение 2).

Учитель: тема сегодняшнего занятия-

« Язык орнамента».

Узнаете:

.что такое орнамент,

.кто такие оюши,

.какие виды орнамента существуют,

.какую роль играет цвет и каждый элемент в орнаменте.

Научитесь:

. понимать, изготавливать казахский орнамент и соединять его с изделием.


4.Теоретическая часть

Учитель:-Что такое орнамент?

Орнамент-это национальный узор.


Казахские слова «ою» (выкройка) и «орнек» (узор) составляют смысл латинского слова «орнамент».

-У каждого народа есть свой национальный орнамент, он имеет свои особенности (Показ иллюстрации разных народов в национальной одежде «В стране единой»). Какие элементы орнамента присутствуют в нац.костюме русских? Украинцев? Узбеков? т.д., а какой орнамент у казахского народа?

Казахский нац.орнамент очень интересен и многокрасочен, он вбирает в себя многоцветную палитру жизни и художественную фантазию мастера, создающего орнамент через призму души и окружающей природы.


-А кто знает, как называли казахских мастеров, создающих орнамент?

Мастеров создающих орнамент называли-оюши. Это были очень уважаемые в народе люди.


- Для чего люди создают орнамент? (для украшнеия).

-Что украшают орнаментом? (показ изделий с орнаментами,

образцов)

Орнаментом украшают одежду, ковры, покрывала, полотенца, т.д.

Первый ученик: В древности казахи считали , что орнамент на одежде и

обуви, а перья совы на голове защитят его от сглаза и несчастья.


Второй ученик: Искусствоведы и этнографы поделили каз.нац.орнамент

на три группы:

флористическая(растительный мир): (показ образцов орнамента-

«гул» -цветок, «жапырак» -листья, др).

зооморфическая, (животный мир): (показ образцов орнамен-

та--«кошкармyйiз» -бараний рог, «космуйiз”- соединенные рога, др.;

геометрическая: «шаршы»-квадрат, «тумарша»- треугольник, др.)

Третий ученик: В одном орнаменте могут сочетаться все три группы, в

настоящее время ученые насчитывают около 200 образцов казахского

орнамента.

(Показ иллюстраций орнамента из книг и образцов).


Четвертый ученик: В орнаменте имеют большое значение и глубокий

смысл краски. Красное лето, золотая и дождливая осень, морозная и

буранная зима, жизнерадостная и цветущая весна- все это передается

мастерами посредством языка орнамента.

Пятый ученик: Значение и влияние цвета (Приложение 3- «Цвет.Зна-

чение и влияние»)

Учитель: По изготовленному орнаменту можно было узнать, как

живется, например девушке, выданной замуж: орнамент

«бараний рог»-богато, краски яркие -краснозеленые, голубые-говорят о

благополучии, радостном настроении- значит жизнь у дочки краси-

вая, счастливая, а если бледно-желтые оттенки, то жизнь скучная,

грустная, а уж если орнамент имеет черносерые цвета-родители

плакали, понимая, что плохо живется дочке на чужбине.

Таким образом, каждый цвет и каждый элемент в орнаменте ре-шает свою историческую роль, обладает важной функцией, поэтому не-трудно определить, что задумал мастер.

Казахское орнаментальное искусство, веками существуя с народом,

превратилось в его духовное и материальное благо.


Учитель:-Каким способом можно выполнить орнамент на изделии?

. Орнамент можно вышить цветными нитками, бисером, шнуром, тесьмой.

. Орнамент можно выполнить холодным или горячим валянием шерсти.

. Орнамент можно вырезать из ткани или кожи и приклеить или пришить, т.е. выполнить аппликацию.


5.Физминутка.

Учитель:- Руками в воздухе нарисовать называемый мною орнамент:

«кошкармюиз»; «тумарша», «иткуйрык», «балдак».


6.Закрепление (Приложение 4)

Игра «Айн-лайн» (ответь быстро)

(По карточкам. Ученики берут по одной карточке и отвечают)

Вопросы в карточках:

  • Что такое орнамент?

  • Как называют мастеров составляющих орнамент?

  • Виды казахского национального орнамента?

  • Что является «языком» орнамента?

  • О чем рассказывает цвет в орнаменте? Приведи примеры.


7.Практическая часть.

Практическая работа №1

1. Изготовление симметричного орнамента (Приложение 5):

.Перегни лист пополам.

.По сгибу бумаги нарисуй симметричный орнамет.

.Вырежь.


2. Изготовление непрерывного орнамента (Приложение 6):

.Вырежи узкую полоску бумаги длиной 30-40 см.

.Сверни полоску бумаги «гармошкой» по 5-6см.

.Нарисуй на бумаге нужный орнамент и вырежь.



Практическая работа №2

Дизайн орнамента для тепкишек -сумки для подарков. (Прилож. 7)

Задания:

1.Определить технологическую последовательность изготовления выкройки орнамента и соединения орнамента с изделием.

2. Выполнить практическую работу по технологической карте:

  • выбрать материал для орнамента (ткань, цвет),

  • продумать элементы орнамента,

  • выполнить эскиз,

  • оценить качество выполненной работы.


3.Провести маркетинговые исследования по плану:

  • дизайн изделия

  • возможность творческого самовыражения языком орнамента.


4.Подготовить защиту орнамента.


Вводный инструктаж:

Повторить правила безопасной работы с иглами, ножницами.

Раздать технологические карты, разобрать ход работы.

Первый обход: проверить организацию рабочих мест и выполнение правил техники безопасности во время работы.

Второй обход : проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций..

Третий обход: проверить правильность выполнения работы, самоконтроль.

Задание наиболее успевающим: составить ребус со словом «орнамент».


Физминутка.

Показать инструменты и приспособления: ножницы, игла, карандаш,

швейная машина, утюг.

Заключительный инструктаж.

Анализ характерных ошибок и их причин.


8. Закрепление.

Защита орнамента (защита своих работ учащимися по предложенному на карточке плану)


9. Подведение итогов.

Слово учителя:

-Сегодня на занятии мы занимались поиском и составлением своего орнамента,

Я считаю, что все успешно справились со своей задачей.

Надеюсь, что знания и умения, приобретенные на занятии , обогатили вас и пригодятся вам в жизни.


10.Уборка рабочих мест, кабинета.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Язык орнамента

Автор: Шалева Ирина Казимировна

Дата: 17.02.2015

Номер свидетельства: 175056

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока по теме:"Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце." "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-po-tiemie-obrazy-i-motivy-v-ornamientakh-russkoi-narodnoi-vyshivki-polotientsie"
    ["file_id"] => string(6) "215826"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432804456"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока на тему: "Знакомство с казахским орнаментом и его видами" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-na-tiemu-znakomstvo-s-kazakhskim-ornamientom-i-iegho-vidami"
    ["file_id"] => string(6) "130449"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415899647"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Язык орнамента в национальном костюме казахов "
    ["seo_title"] => string(51) "iazyk-ornamienta-v-natsional-nom-kostiumie-kazakhov"
    ["file_id"] => string(6) "133781"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416582441"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Прообразы и мотивы казахского орнамента, виды орнаментов."
    ["seo_title"] => string(59) "proobrazy-i-motivy-kazakhskogho-ornamienta-vidy-ornamientov"
    ["file_id"] => string(6) "315548"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459918177"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Открытый урок  "Вместе-дружная семья"  посвященный Дню языков народов Казахстана. "
    ["seo_title"] => string(90) "otkrytyi-urok-vmiestie-druzhnaia-siem-ia-posviashchiennyi-dniu-iazykov-narodov-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "168390"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423231084"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства