kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по ОРКСЭ. Модуль:Основы мировых религиозных культур.Тема урока "Добро и зло.Понятие греха,раскаяния и воздаяния."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле,основываясь на текстах Священных книг мировых религий;с новыми понятиями;проследить различие трактовки возникновения добра и зла в разных религий.                                                                                                                                                                                                          Задачи:                                                                                                                                                                                                         -личностные:-воспитание милосердия и доброжелательности,уважения друг к другу и окружающим,стремлениесовершать добрые дела;                                                                                                                                                                                                                 -межпредметные:-развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием,                                                          - развивать умение высказывать свою точку зрения,                                                                                                                             -:  предметные:формировать представления о нревственной ответственности человека за содеянное,                                                                                                                                                                                -познакомить учащихся с основными понятиями "греха","раскаяния и воздаяния",раскрыть смысл понятий "добро" и "зло" согласно Священных писаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по ОРКСЭ. Модуль:Основы мировых религиозных культур.Тема урока "Добро и зло.Понятие греха,раскаяния и воздаяния." »



Тема урока: «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния».

 Модуль. Основы мировых религиозных культур.



Тема: Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. ( В планировании данная тема расчитана на 2 урока).

Цели урока: познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями через развитие их представлений о добре и зле, основываясь на текстах священных книг мировых религий; с новыми понятиями; проследить различие трактовки возникновения добра и зла в разных религиях.

Задачи:

личностные

- воспитание милосердия и доброты, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела;

межпредметные

- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

- развивать умение высказывать свою точку зрения;

предметные

- формировать представления о нравственной ответственности человека за содеянное;

- познакомить учащихся с основными понятиями «греха», «раскаяния и воздаяния», раскрыть смысл понятий «добро» и «зло» согласно священных писаний.

Оборудование: учебник, тетрадь.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Ребята сегодня на уроке мы с вами сделаем ещё один шаг в познании законов жизни человечества. Узнаем новое, закрепим знания по изучаемому модулю. Для этого нам потребуется ваше внимание, ваша активная работа. Итак, мы начинаем.

  1. Проверка домашнего задания.

(проводится в форме фронтального опроса)

- О какой теме мы говорили на прошлом уроке?

- Когда появились хранители преданий?

- Назовите мировые религии.

- Назовите имя мусульманского Бога.

- Назовите священную книгу христиан.

- Как организована мусульманская община?

- Какую роль в иудаизме играют раввины?

- Каковы особенности буддийской сангхи?

  1. Знакомство с новой темой.

- На доске записаны пословицы и поговорки. Ваша задача верно их соединить.


Учись доброму на добрые дела

Про доброе дело плохое на ум не пойдет

Жизнь дана а злое калечит

Доброе слово лечит а добрый от радости

Злой плачет от зависти говори смело.

- О чём они? (о добре и зле).

- Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о таких понятиях как добро и зло, грех, раскаяние и воздаяние.

- Запишите тему урока в тетрадь.

- Каких людей вы называете добрыми? Как вы к ним относитесь?

- Каких людей вы называете плохими, злыми?

  1. Объяснение учителя.

- Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Лев Николаевич Толстой писал: « Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях». Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло с тьмой, темным, черным. Зло понятие, противоположное понятию добра.

Работа в тетради.

- А сейчас мы с вами поработаем в тетрадях. Разделите лист на две части. В первой части вы должны будете вспомнить и записать литературных героев, которые ассоциируются у вас с добром. А во второй части- со злом. Даю на выполнение данного задания несколько минут.

- Проверка выполнения задания.

- Как вы думаете каких людей на Земле больше? Почему?

Все религии в той или иной форме отвечают на вопрос, что такое добро и зло, как зло появилось в мире, и как в связи с этим должен вести себя человек. Эти вопросы издревле волновали людей, и разные религии по-своему отвечали на них. Например, древние вавилоняне считали, что добро и зло равновеликие силы и появляются вместе с этим миром.

Совсем иначе о происхождении добра и зла говорится в Библии. Согласно библейскому рассказу, мир, сотворенный Богом, был прекрасен, «очень хорош». Деревья, травы, животные, птицы, морские существа – все они были прекрасны и удивительны. Во главе творения, как его «венец» был поставлен человек. Он должен был управлять миром, беречь и «возделывать» его в соответствии с замыслом Творца.

Однако человек не был послушен Богу. Он нарушил данную ему заповедь. Вследствие этого непослушания связь между Богом и людьми прервалась. Мир изменился, стал жестоким и страшным, а человек – смертным. Это непослушание человека Богу стали называть грехом, а первое нарушение заповеди – грехопадением. Эти представления о проникновении зла в мир в целом являются общими для иудеев, христиан и мусульман.

- Какие заповеди христиан вы знаете?

1. «Я Господь, Бог твой…».

2. «Не делай себе кумира…».

3. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…».

4. «Помни день субботний…».

5. «Почитай отца своего и мать твою…».

6. «Не убивай…».

7. «Не прелюбодействуй…».

8. «Не кради…».

9. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего…».

10.«Не желай дома ближнего твоего…».

- А теперь давайте с вами обратимся к тексту учебника на с. 25 и постараемся понять, что же такое грехопадение. (Чтение по цепочке, затем следует объяснение понятий). О грехопадении в Библии рассказывается в поэтической форме. В книге «Бытия» (гл. 2 и 3) описывается, как Бог поселил первых людей, Адама и Еву в прекрасном и совершенном саду. Человек должен был возделывать и оберегать этот сад. В нем росло множество деревьев. Со всех деревьев человек мог срывать плоды, кроме одного – дерева познания добра и зла. Запрет вкушать от плодов этого дерева и был тем единственным запретом, который Бог наложил на человека. Однако человек нарушил этот запрет и был изгнан из прекрасного сада.

Но грехопадение – это только начало человеческой истории. Согласно библейской традиции, Бог не хотел окончательной гибели человека, Он желал восстановления изначальной связи между Творцом и людьми. Поэтому последующая история человеческого рода представлена в Библии как своего рода воспитание человека Богом. В ходе этого воспитания человек постепенно осознавал свою беспомощность без Бога, необходимость раскаяться и вернуться к Творцу. Идея о необходимости и возможности покаяния (изменения) присутствует и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе. Раскаяние – единственный путь к восстановлению связи человека с Богом и к спасению от греха. Очень ярко отношение Бога к грешному человеку описано в Евангелии, в притче о блудном (заблудившемся) сыне, которую Иисус Христос рассказывает Своим ученикам: У одного богатого человека был сын, который потребовал у отца часть его имущества и ушел в далекую страну, где жил в свое удовольствие. Но скоро деньги у него кончились, а в той стране наступил голод. Юноше пришлось наняться пасти свиней, и он питался вместе с ними из одного корыта. В это время он вспомнил об отце и решил вернуться на родину и стать хотя бы работником у своего отца, потому что он чувствовал, что не может называться его сыном, так как сильно обидел его. Но когда отец этого юноши еще издали, увидел его, он выбежал к нему навстречу, обнял его, велел одеть в новые праздничные одежды, «ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Евангелие от Луки, гл. 15, стих 24).

- В христианской традиции особое место занимают понятия греха и покаяния.

Покаяние может означать:

- Признание своей вины в чём- либо, обычно с просьбой о прощении.

- Раскаяние.

- Исповедь, таинство покаяния.

- Епитимию (наказание).

- Мусульмане считают, что добро и зло существует в мире не в силу чьих-то ошибок ,а по воле Бога. Он ясно указал людям в Коране ,что есть добро ,а что есть зло, и заповедал людям следовать путем добра и справедливости. Поэтому для мусульман важно ,чтобы человек верил в Бога, пославшего Коран. Вера в Единого Бога и следование его предписаниям даёт человеку право надеяться на избавление от ада. Добрые дела, которые совершает человек, а также искреннее раскаяние искупают его грехи. Мусульмане верят, что Бог окончательно решит судьбу людей в Судный день в зависимости от того, как они вели себя в земной жизни. Верующим он обещает вечное блаженство в раю, а неверующим – вечные муки ада.

- На иврите грех звучит как «авера», что в буквальном переводе означает «переход за грань дозволенного». Грех- нарушение или не исполнение заповеди. В иудаизме их 613. Мицва («повеление», «приказание»)- предписание, заповедь в иудаизме. В обиходе мицва- всякое доброе дело, похвальный поступок. В Торе упоминается 613 мицвот: 248 предписывающих и 365 запрещающих. Выполнение мицвот возложено на всех совершеннолетних евреев: мальчиков с 13 лет и девочек с 12 лет. При выполнении большинства мицвот произносится специальное благословление. В иудаизме спасение понимается как последовательное следование предписаниям Бога, его заповедям, которые Бог даровал человечеству во время заключения с ним завета на горе Синай. Также и в исламе спасение достигается через исполнение заповедей, переданных Аллахом через пророка Мухаммада.

Христианство не отменило заповеди, существовавшие в иудаизме. Но здесь главным условием спасения стала вера в Иисуса Христа, Сына Божия и единственного Спасителя. Именно Он, став человеком, восстановил связь между людьми и Богом, которая была разорвана грехопадением. Теперь, после Иисуса этот путь к восстановлению связи с Богом открыт и всем верующим в Него.

Между тем, библейская картина мира предполагает не только начало, но и конец человеческой истории. С одной стороны, это момент торжества Бога и истины, это момент победы над грехом, окончательного восстановления связи человека и Бога. С этого момента ни греха, ни смерти больше не будет на земле. Однако это еще и момент суда и воздаяния всем людям за их дела, добрые или злые. Ведь те, кто не стремился к спасению, совершал злые поступки, не стремился жить по данным Богом законам, не сможет войти в царство праведности. Эта последняя точка человеческой истории в иудаизме связывается с царством Мессии, в исламе – с Судным днем Аллаха, в христианстве – со Вторым пришествием на землю Иисуса Христа.

- Буддийская культура. Колесо Сансары- грехи расположены вокруг центрального изображения и символизируют:

1) чревоугодие; 2) лень; 3) любострастие; 4) гордыню; 5) гнев; 6) алчность;

7) зависть.

Давайте посмотрим в учебнике на стр. 27 и ответим на вопрос: Что такое зло для буддистов? По учению буддистов есть пять главных заповедей.

Первая: не убивай умышленно никакое живое существо.

Вторая: не присваивай себе то, что другой человек считает своей собственностью.

Третья: будь целомудренен.

Четвертая: не говори неправды.

Пятая: не одурманивай себя ни пьяными напитками, ни куреньями. И потому грехами у буддистов считаются: убийство, воровство, блуд, ложь, пьянство. В буддизме нет представления о Боге-творце мироздания. Поэтому нет и понятия о грехе, который разорвал связь человека с Творцом, как источнике зла. Зло для буддистов – это страдание, которым пронизана вся человеческая жизнь: мучительное рождение, болезни, ссоры с близкими, разлука с любимыми людьми, невозможность достичь поставленной цели и, наконец, старость и смерть . Буддисты, как мы помним, верят, что душа бесконечное число раз рождается в этом мире в облике разных существ, и каждое новое перерождение продлевает и увеличивает страдание. Поэтому подлинное спасение для буддиста – это именно освобождение от страдания. Для достижения спасения необходимо уничтожить в себе ненасытную жажду желаний, отказаться от суетного мира. Тогда наступит просветление и перерождения души прекратятся. Такое состояние не проходящего покоя и удовлетворённости в буддизме именуется состоянием нирваны (в буквальном переводе – «угасание»).

- А сейчас давайте с вами разберем значение слов раскаяние и воздаяние.

Раскаяние- чувство сожаления по поводу своего поступка, проступка.

Воздаяние- то, что воздаётся кому- нибудь за что- нибудь, награда или кара.

- Воздаяние за труды, за помощь, за предательство.

  1. Итог урока.

Продолжим знакомство с данной темой мы на следующем уроке.

- Как вы понимаете, что такое добрые поступки и что такое злые поступки?

  1. Домашнее задание.

- Дома вам нужно будет написать сочинение на тему: «Что такое добро и зло».

Хотелось бы привести примеры работ моих учеников.

Роганин Павел: «Добро- это всё положительное, хорошее, полезное. Добро- это дружба и любовь. Это помощь людям и животным, природе- всему, что нуждается в любви и заботе. Зло- это разрушение, это –месть, зависть, это делать другим плохо. Но когда человек делает зло, то потом он накажет самого себя. Мне кажется, что добро и зло есть в каждом человеке. У кого-то зла больше, чем добра, а у кого-то наоборот. Добро- когда люди ценят друг друга и верят друг другу. Я думаю, что каждый человек приходит в этот мир создавать добро вокруг себя и передавать его другим. С добрыми людьми всегда хочется общаться. Если мы хотим, чтобы мир был лучше и добрее к нам, то добрее и лучше нужно становиться самим и нести добро в МИР».

Каплий Наталья: « В нашем мире есть добро и зло. Добро- это хорошее, доброе отношение людей друг к другу, к животным, к окружающему миру. Зло- также исходит от людей. Но пока добро побеждает зло на земле будет мир и дружба».

Чигаева Ирина: «Что такое добро и что такое зло. Я считаю, что добро- это помощь окружающим людям. Это сила, которую не может победить никто. Эта сила живёт в каждом человеке. Но не все выбирают путь добра. Если не путь добра, путь зла. Зло- это зависть другому. Зло не помогает человеку, наоборот ухудшает его. Зло может быть очень опасным. Добро и зло существовали всегда и до сих пор существуют в нашем мире. Есть баланс между добром и злом. Каждый человек выбирает свой путь. Быть злым или быть добрым».

Горган Ольга: «Мне кажется, что добро- это, когда человек совершает добрые поступки, добрые дела. Ёще я думаю, что добрые поступки- это помогать кому-то в трудные минуты и давать хорошие советы. Зло- это когда человек делает что-то плохое…».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Лукашина Маргарита Геннадьевна

Дата: 20.04.2015

Номер свидетельства: 203786


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства