kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект по истории "Опричнина Ивана Грозного"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опричнина Ивана Грозного.
Практическая значимость данного исследования заключается в использовании данного материала на классных часах, дополнительной информации на уроках истории средних веков.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект по истории "Опричнина Ивана Грозного"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Коржевская средняя школа
















Проект на тему:

«Опричнина Ивана Грозного»








Автор: Симатов Данил

7 класс

Руководитель: Маськова Ю.Н.,

учитель истории и обществознания

Телефон школы: 88424177555



2016 - 2017 уч.год

Оглавление



  1. Введение.


II.Основной ресурс

  1. Причины введения опричнины.

  2. Начало и развитие опричнины. Основные события.

  3. Конец опричнины и результаты опричнины Ивана Грозного.


III.Выводы.


IV.Заключение.


V.Список используемой литературы.






Введение.


Тема  Опричнина Ивана Грозного.

Эта тема привлекла меня своей актуальностью т.к. опричнина является важным периодом в истории российского государства, обозначившим острые противоречия между царем и его окружением. Опричнина стала временем выбора дальнейшего пути развития России: либо самодержавие, когда власть монарха ничем не ограничена, либо правление, при котором царь не может принимать какие-либо решения по внешне- и внутриполитическим вопросам без одобрения Боярской думы.

К тому же опричнину не стоит рассматривать как объединительную акцию точно так же, как не стоит отождествлять усиление самовластия царя с государственной централизацией, делу которой был нанесён ущерб в годы опричнины. В жертву одному её элементу – полновластию самодержца – были принесены другие, не менее важные – квалифицированный госаппарат и единство законодательства. Избранный царем путь борьбы с удельной стариной не был лучшим, ибо разделил страну и народ, поселил в душах людей страх и неверие в государственный порядок, рождал чувство вседозволенности, жестокость и лицемерие в среде подданных.

Цель: изучить ход опричнины.

Задачи:

    1. Прочитать книги по данной теме;

    2. Просмотреть ресурсы по данной теме.

Гипотеза: опричнина привела к хаосу и полной анархии. Кроме того, террор и разорения, которые устраивали опричники, привели к тому, что в стране начался экономический кризис.

Предмет    работы   -   Опричнина Ивана Грозного.

Практическая значимость данного исследования заключается в использовании данного материала на классных часах, дополнительной информации на уроках истории средних веков.

Методы исследования: 

  • Поиск достоверных источников информации с помощью документов, книг, использование компьютерных технологий;

Этапы проведения проекта:

  1. Подготовительный: - выбор темы и её конкретизация (актуальность - определение целей и формулировка задач).

  2. Поисково-исследовательский: - обращение к родителям с просьбой включиться в работу проекта; - коррекция сроков и графиков - проведение поисково-исследовательской деятельности.

  3. Трансляционно - оформительный: - работа над презентацией - оформление проекта - предзащита проекта

  4. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений: - написание сценария защиты проекта - подготовка к публикации проекта. 5.Заключительный:  защита проекта.












Глава 1. Причины введения опричнины.

Опричнина – государственная политика террора, царившая на Руси в конце 16 века при правлении Ивана 4.

Сущность опричнины состояла в отторжении имущества у граждан в пользу государства. По повелению государя выделялись особые земли, которые использовались исключительно для царских нужд и нужд царского двора. На эти территориях было собственное управление, и они были закрыты для простых граждан. Все территории отбирались у помещиков с помощью угроз и силы.

Слово «опричнина» происходит от древнерусского слова «опричь», что означает «особый». Также опричниной называли ту часть государства, которая уже отошла в единоличное пользование царя и его подданных, а также опричников (членов тайной полиции государя).

Численность опричнины (царской свиты) составляла около тысячи человек.

Царь Иван 4 Грозный славился своим суровым нравом и военными походами. Возникновение опричнины во многом связано с Ливонской войной.

В 1558 году он начал Ливонскую войну за право овладеть Прибалтийским побережьем, однако ход войны шел не так, как того хотелось бы государю. Иван неоднократно упрекал своих воевод за то, что они действуют недостаточно решительно, а бояре и вовсе не почитает царя за авторитет в военных вопросах. Ситуация усугубляется тем, что в 1563 году один из военачальников Ивана предает его, тем самым все больше подрывая доверие царя к своей свите.

Иван 4 начинает подозревать о существовании заговора воевод с боярами против его царской власти. Он считает, что его окружение мечтает прекратить войну, свергнуть государя и посадить на его место князя Владимира Старицкого. Все это заставляет Ивана создать себе новое окружение, которое способно было бы защитить его и покарать всех, кто пойдет против царя. Так были созданы опричники – особые воины государя – и учреждена политика опричнины (террора).




Глава 2. Начало и развитие опричнины. Основные события.

Опричники всюду следовали за царем и должны были оберегать его, однако случалось так, что эти дружинники злоупотребляли своими полномочиями и совершали террор, наказывая невиновных. Царь смотрел на все это сквозь пальцы и всегда оправдывал своих опричников в любых спорах. В результате бесчинства опричников, очень скоро их стали ненавидеть не только простые люди, но и бояре. Все самые ужасные казни и деяния, совершенные во времена правления Ивана Грозного были совершены его опричниками.

Иван 4 уезжает в Александровскую слободу, где создает уединенное поселение вместе со своими опричниками. Оттуда царь регулярно совершает наезды на Москву с целью покарать и казнить тех, кого он считает изменником. Практически все, кто пытался помешать Ивану в его беззаконии вскоре погибали.

В 1569 году Иван начинает подозревать, что в Новгороде плетут интриги и существует заговор против него. Собрав огромное войско, Иван движется в город и в 1570 году достигает Новгорода. После того, как царь попадает в логово, как он полагает, изменников, его опричники начинают свой террор – они грабят жителей, убивают невинных людей, жгут дома. Согласно данным, каждый день проходили массовые избиения людей, по 500-600 человек.

Следующей остановкой жестокого царя и его опричников стал Псков. Несмотря на то, что царь изначально планировал также совершать расправы над жителями, казнены в итоге были лишь некоторые из псковичан, их имущество конфисковали.

После Пскова Грозный снова едет в Москву, чтобы найти там пособников новгородской измены и совершить над ними расправу.

В 1570-1571 году в Москве от руки царя и его опричников полегло огромное количество человек. Не щадил царь никого, даже собственных приближенных, в итоге было казнено около 200 человек, среди которых самые знатные люди. Большое количество людей остались живы, но сильно пострадали. Московские казни считаются апогеем террора опричнины.

Глава 3. Конец и результаты опричнины.

Разваливаться система начала в 1571 году, когда на Русь напал крымский хан Девлет-Гирей. Опричники, привыкшие жить за счет грабежа своих же граждан, оказались бесполезными воинами и по некоторым сведениям просто не явились на поле боя. Именно это заставило царя отменить опричнину и ввести земщину, которая мало чем отличалась. Существуют сведения, что свита царя продолжала существовать практически в неизменном виде вплоть до его смерти, сменив лишь название с «опричников» на «двор».

Итоги опричнины 1565-1572 годов были плачевны. Несмотря на то, что опричнина задумывалась как средство единения государства и целью опричнины Ивана Грозного была защита и уничтожение феодальной раздробленности, привела она в итоге лишь к хаосу и полной анархии.

Кроме того, террор и разорения, которые устраивали опричники, привели к тому, что в стране начался экономический кризис. Феодалы потеряли свои земли, крестьяне не хотели работать, народ остался без денег и не верил в справедливость своего государя. Страна погрязла в хаосе, опричнина разделила страну на несколько разрозненных частей.















Выводы.

1. Иван 4 начинает подозревать о существовании заговора воевод с боярами против его царской власти. Он считает, что его окружение мечтает прекратить войну, свергнуть государя и посадить на его место князя Владимира Старицкого. Все это заставляет Ивана создать себе новое окружение, которое способно было бы защитить его и покарать всех, кто пойдет против царя. Так были созданы опричники – особые воины государя – и учреждена политика опричнины (террора).

2. Иван 4 уезжает в Александровскую слободу, где создает уединенное поселение вместе со своими опричниками. Оттуда царь регулярно совершает наезды на Москву с целью покарать и казнить тех, кого он считает изменником. Практически все, кто пытался помешать Ивану в его беззаконии вскоре погибали.

3. Итоги опричнины 1565-1572 годов были плачевны. Несмотря на то, что опричнина задумывалась как средство единения государства и целью опричнины Ивана Грозного была защита и уничтожение феодальной раздробленности, привела она в итоге лишь к хаосу и полной анархии. Кроме того, террор и разорения, которые устраивали опричники, привели к тому, что в стране начался экономический кризис. Феодалы потеряли свои земли, крестьяне не хотели работать, народ остался без денег и не верил в справедливость своего государя. Страна погрязла в хаосе, опричнина разделила страну на несколько разрозненных частей.











Заключение.

Опричнина явилась широкомасштабным конфликтом внутри господствующих сословий, который был вызван Иваном Грозным. Опричнина вылилась в форсированную централизацию страны, предпринятую без достаточных социально-экономических оснований, когда власть маскирует свою слабость «подсистемой» тотального страха, и потому выродившуюся в массовый террор.

Жестокие репрессии против боярской «измены» привели к огромным разорениям. Многие видные бояре и дворяне погибли во время казней или в казанской ссылке. В результате была почти полностью уничтожена боярская верхушка в правительстве, являвшаяся политической и экономической опорой царя и России.

Огромные затраты на содержание опричников и ведение Ливонской войны, тяжелые поборы, наложенные на земщину, разграбление или конфискация церковного имущества привели к разорению страны и опустошению государственной казны.

Во время карательного похода на Новгород опричники нанесли огромный ущерб северо-западным городам, которые принадлежали к числу крупнейших экономических и культурных центров России. Местное торгово-промышленное население было ограблено до нитки, а торговля Новгорода и Пскова со странами Западной Европы надолго подорвана.

Однако опричное войско показало свою слабость в борьбе с внешним врагом – татарами. Крымское нашествие причинило невиданные опустошения южным районам страны. Татары разорили 36 городов к югу от Оки, захватили большие табуны лошадей.

Царь Иван оправдывал введение опричнины необходимостью искоренить неправду бояр-правителей, злоупотребления судей. На деле же опричнина привела к неслыханному произволу. Самым обширным полем злоупотреблений опричнины служили та называемые политические дела. Опричник мог схватить земца за шиворот и, отведя в суд, пожаловаться, будто тот позорит его и всю опричнину. В таких случаях истец, как правило, получал имущество земца, а арестованного ждали тюрьма и плаха.

Страну разоряла чума и голод, дороги были полны голодающих, в городах не успевали хоронить мёртвых. Среди всех этих бедствий опричники творили свои мерзости, безнаказанно убивали и грабили людей.

Всего за годы опричнины были убиты от 3,5 тыс. до 6 тыс. бояр, их детей и даже внуков. Н.М. Карамзин писал: «Москва цепенела в страхе. Кровь лилась в темницах, в монастырях стенали жертвы». Иван Грозный с яростью обрушивал топор на всех, кто был носителем хотя бы некоторой самостоятельности и свободы.

Опричная затея, ликвидировав окончательно феодальную раздробленность России, уничтожив остатки удельной системы, привела к экономическому и социальному кризису, массовому разорению народа, особенно крестьянства. Бояре и дворяне расширяли барщину, увеличивали оброк, стремясь восстановить разрушенные вотчины и поместья. Крестьяне бежали на окраины страны, где развивалось казачество. В 1581 г. Иван Грозный ввёл заповедь (запрет) на право крестьян переходить от одного феодала к другому даже в течение двух недель от Юрьева дня и установил «заповедные лета», это был ещё один шаг к юридическому закрепощению крестьян – годы, когда вообще запрещались любые перемещения горожан и крестьян. Дополнительные тяготы принесло поражение в Ливонской войне и татарские набеги.














Список используемой литературы.

    1. http://historykratko.com/oprichnina-ivana-groznogo

    2. История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 1 Н.М. Арсеньтьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Проект по истории "Опричнина Ивана Грозного"

Автор: Симатов Данил

Дата: 19.09.2016

Номер свидетельства: 344560

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "разработка урока 10 класс Опричнина в деятельностном подходе "
    ["seo_title"] => string(66) "razrabotka-uroka-10-klass-oprichnina-v-dieiatiel-nostnom-podkhodie"
    ["file_id"] => string(6) "105822"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402914197"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Итоговая контрольная работа по истории в 6 классе"
    ["seo_title"] => string(53) "itoghovaia-kontrol-naia-rabota-po-istorii-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "257162"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448284034"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "«Приемы и методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках истории»"
    ["seo_title"] => string(80) "priemy_i_metody_aktivizatsii_myslitelnoi_deiatelnosti_uchashchikhsia_na_urokakh_"
    ["file_id"] => string(6) "635051"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1690031735"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства