Просмотр содержимого документа
«"Общественный строй Казахского ханства в ХҮ-ХҮІІІ веках"»
Средняя общеобразовательная школа № 20 г. Уральска
Учитель истории : Сапарова Б.К.
Тема урока: Общественный строй Казахского ханства в XV- XVIII веках
Цель: Показать особенности общественного строя Казахского ханства в XV- XVIII веках
Задачи:
Образовательная: определить особенности системы управления, социального строя, вопросов собственности, налогов и обязательств, судебной системы в Казахском ханстве;
доказать или опровергнуть мнение о том, что системе управления Казахского ханства характерны черты демократии, проанализировать особенности свода закона «Жеты жаргы», суда биев, выявить общие черты в системе управления Казахского ханства и Республики Казахстан
Развивающая: способствовать развитию коммуникативно-информационных навыков учащихся, развитие умения сравнивать, находить различия и сходства у изучаемых объектов
Основные понятия и термины: система ханской власти, суд биев, социальные группы в Казахском ханстве.
Оборудование:
Слайдовая презентация, учебник, семантическая таблица, карточки с заданиями, выписки из исторического документа свод закона «Жеты жаргы», оценочный лист, интернет ресурсы, картина художника М.Жоламан «Хан көтеру».
Планируемые результаты урока:
-учащиеся закрепляют фактический материал об особенностях образования Казахского ханства, о правлении казахских ханов;
-углубляют свои знания об общественном строе Казахского ханства в XV- XVIII веках;
-путем сравнения с современной системой власти учащиеся должны уметь выявлять особенности системы правления в Казахском ханстве.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Актуализация ранее изученного. Опрос домашнего задания.
1. Беседа об экономических и политических предпосылках, особенностях образования Казахского ханства.
Учитель: - Совсем недавно мы отмечали большое событие в жизни нашей страны- 25-летие независимости Республики Казахстан. Из курса истории мы знаем, что формирование государственности казахского народа имеет свои особенности. Вспомним о них.
- Когда образовалось Казахское ханство? (ответы учеников)
-Когда и где, по сведения М.Х.Дулати, образовалось Казахское ханство? (ответы учеников)
-Каковы социально-экономические и политические предпосылки образования Казахского ханства? (ответы учеников)
-В чем особенность образования Казахского ханства? (ответы учеников)
(слайдовое сопровождение)
2. Самостоятельная работа. Заполнение семантической таблицы «Казахское ханство в XV- XVIII веках» (приложение 1)
II. Изучение новой темы. Осмысление.
1.План изучения новой темы (слайдовое сопровождение)
1.Система управления ханской власти
2. Суды биев
3. Свод законов «Жеты жаргы»
4. Собственность. Налоги и обязательства
2.Сообщение новой темы, знакомство с целями урока
Учитель: - Сегодня познакомившись с вашими презентациями по заданным темам, мы должны доказать или опровергнуть мнение о том, что системе правления Казахского ханства были присущи черты демократии; выявить уникальность суда биев; определить социальный состав казахского общества; проанализировать отдельные статьи свода закона «Жеты жаргы»
3.Слайдовые презентации учеников по заданиям опережающего характера.
А) Презентация первой группы
После выступления первой группы устные ответы на задания по карточке (приложение2)
Далее учитель предлагает учащимся вспомнить о традиции «ханталапай» (ханская дележка). Показывается слайд ( картина местного художника М .Жоламан «Хан көтеру»)
Обсуждение вопроса:- в чем смысл этой традиции?
В ходе обсуждения делается вывод о том, что данная традиция означает не только то, что после избрания хан будет жить за счет народа, но и то что, он несет ответственность за благополучие своего народа, своей страны.
-Как называется процедура официального торжественного вступления избранного Президента на пост главы государства? (инаугурация)
Обсуждение проблемного вопроса, поставленного в начале изучения новой темы.
Учитель: - Как вы думаете, присущи ли черты демократии системе ханской власти?
Учащиеся отмечают такие признаки демократии как избрание хана, обсуждение главных вопросов на курултае.
Учитель:- Можно ли назвать эту демократию народной?
Учащиеся отмечают, что эта демократия не для всех, демократия для господствующего класса, для класса имущих.
В) Презентация второй группы
После презентации вопроса суды биев, учащимся предлагается ответить на вопросы и выполнить задания по карточке ( приложение 3 )
Учитель:- Считаете ли вы, институт суда биев уникальным явлением? Учащиеся отмечают, что бием мог быть только справедливый мудрец, хороший оратор. Биев ни кто не назначал, его «профессиональное долголетие» зависело от спроса народа.
С) Презентация третьей группы
Учащиеся выполняют задание по карточкам( приложение 4) и отвечают на вопросы учителя
Учитель:- Как вы думаете, способствовал ли свод законов «Жеты жаргы» укреплению Казахского ханства? Какие положения закона вы можете привести в качестве доказательства? (приложение 6)
При обсуждении вопроса свод закона «Жеты жарғы» помимо поставленного вопроса в задании, можно предложить вопросы о том, какую ответственность несли дети за непослушание родителей, спросить отношение учащихся к этим нормам. ( приложение 6 текст закона)
Д) Презентация четвертой группы.
При презентации на вопрос о собственности и социальной структуре казахского общества, учащиеся выполняют задания( приложение5) на закрепление исторических терминов и понятий: «белая кость», султаны, «черная кость», закят, харадж, коналкы, жамылгы, тагар.
III.Рефлексия. Закрепление изученного материала.
Заполнение ВЕНН диаграммы «Система управления в Казахском ханстве и Республике Казахстан» (сходство и различия)
IV. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся. Выставление баллов.
V. Домашнее задание: параграф 23. Подготовиться к историческому диктанту
Приложение к уроку:
I.Семантическая таблица«Казахское ханство в XV- XVIII веках»
Ханы
вопросы
Керей и Жанибек
Бурундук
Касым
Хакназар
Шигай
Тауекел
Есим
Жангир
Тауке
1.Первый казахский хан
2.Был составлен свод законов
3.Правил при Бурундук хане
4.Был убит Баба султаном
5.Созывал совет в Культобе
6.Победил Турсун хана в «Катаганском побоище»
7.Был сыном Барака
8.Население достигло 1 млн. чел.
9.Прозван «Салкам». Выиграл Орбулакское сражение
10.Изгнал ногайцев к Дону
11.Правил 1511-1518 годах
12.При этом хане ставкой был город Сарайчик
13.Правил в 1680-1715 годах
14.Правил 42 года (1538-1580)
15.Правил до 1480 года
II.Задания к вопросу №1 (Система управления ханской власти)
Уровень А
1.Власть хана передавалась…….
2.В выборах хана участвовали…
3.Традиция избрания хана называлась…
4.Важные вопросы государства решались на…
5.Немаловажную роль в управлении ханством играли ханский совет и …
Уровень В
Как вы думаете, присущи ли черты демократии системе управления
ханской власти
III. Задания к вопросу №2 (Суды биев)
Уровень А
В каких случаях применялась барымта
Уровень В
Подумайте, в чем уникальность института суда биев
IV. Задания к вопросу №3 (Свод закона «Жеты жаргы»)
Уровень В
Как вы думаете, способствовал ли свод законов «Жеты жаргы» укреплению Казахского ханства?
V. Задания к вопросу №4 (Собственность. Налоги и обязательства)