Разработка урока для 5 класса по теме: «Общественное устройство и культура Индии», предполагает использование большого количества разноуровнего раздаточного материала, проверяющего и закрепляющего разные учебные навыки, для индивидуальной работы и со всеми учащимися.
Несколько заданий можно использовать для работы на интерактивной доске. Форма урока традиционная с применением ИКТ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
закреплять уже полученные знания; развивать фантазию и творческое мышление.
Оборудование:
Интерактивная доска, мультимедийный проектор, файл с контурной картой Индии , файл с материалом для закрепления MicrosoftWord
(Приложение 2), презентация PowerPoint, ЭОР по теме: «Практика: Возникновение цивилизаций в Египте и Месопотамии».
настенная карта: «Индия и Китай в древности», раздаточный материал с заданиями на каждую парту (Приложение 1), раздаточное творческое домашнее задание (Приложение 1) и сравнительные таблицы «Древний Восток» у каждого ученика (Приложение 3).
Межпредметные связи:
География: работа с исторической картой.
Мировая художественная культура: знакомство с культурой и менталитетом индийского народа
История религии: знакомство с религией буддизм
Ход урока:
I. Повторение.
1. Разноуровневая индивидуальная работа с учащимися.Двоим ученикам, выдать карточки №1, №2, №3 для письменного задания в тетрадях. (См. Приложение 1)
Ученик вызывается к интерактивной доске (ИД) для работы с контурной картой
(Приложение 2) по заданию карточки № 4. (Приложение 1)
2. Фронтальная работа с учащимися.
Пока готовятся индивидуальные задания, идет фронтальный опрос учащихся.
Работа с раздаточным заданием «Индийский миф». (См. Приложение 1)
После окончания работы ученика на ИД, выполненное задание проверяется учениками.
Вопросы:
Опишите климат п-ова Индостан.
Учитель включает презентациюурока PowerPoint
Дайте объяснение понятия джунгли.
О каких природных ресурсах идет речь в загадках:
Мягкий, а не мех,
Белый, а не снег,
Но оденет всех.
(Хлопок)
Где вода или болото,
Часто там растет чего-то,
Из него на жарком юге
Сахар получают люди
(Сахарный тростник)
Какими занятиями занимались древние индийцы, исходя из природных и климатических условий?
Каких животных и почему почитали древние индийцы? В каких других странах поклонялись животным?
Учащиеся могут пользоваться при ответе, заполненными на предыдущем уроке и дома сравнительными таблицами «Древний Восток» (Приложение 3).
Работа с презентацией.
II. Изучение нового материала.
Объявление темы урока и плана.
План урока:
Общественное устройство в странах Древнего Востока
Индийские касты
Культура Индии:
письменность
изобретения
литература
архитектура
1. Изучение нового материала начинается с повторения общественного устройства Египта и Междуречья. [5] Выполнение заданий ЭОР: «Практика. Возникновение цивилизаций в Египте и Месопотамии».
Задание: расставь изображения людей на соответствующие страны – Египет или Месопотамию. (Ученики выполняют задание на интерактивной доске).
2. Вспомнив общественное устройство в Египте и Междуречье, познакомимся с делением древнего индийского общества на касты.
Каста – зачитать определение из учебника стр. 95.
Знакомясь с кастами в Индии, сравниваем их с категориями населения других известных стран Востока.
[2]
Выясняем особенности каждой касты и записываем в тетрадях определения новых понятий в тетрадях.
Касты – группы людей, имеющие права и обязанности, передающиеся по наследству.
Брахма – один из индийских богов, создатель мира.
Брахманы – жрецы, служители Бога Брахмы.
Отшельник – человек, отказавшийся от общения с другими людьми, живущий уединенно.
У людей разных каст всё должно быть несходно - и дом, и еда, и одежда. Даже цвет одежды у каждой касты был свой.
Брахманы - жрецы - толкователи священных книг. ( Белый цвет одежды означал святость).
Кшатрии - воины и правители. (Красный цвет одежды).
Вайшьи - земледельцы и скотоводы. (Жёлтый цвет – трудолюбие).
Шудры - слуги. (Чёрный цвет – невежество).
Задание: В процессе работы по вопросу культура, учащиеся заполняют сравнительные таблицы «Древний Восток» (См. Приложение 3).
3. Культура Индии.
Письменность. На чем и как писали древние индийцы.
Изобретения.
Цифры. Сравнить запись любого числа египетскими знаками и индийскими цифрами.
( см. учебник: стр. 61 египетские числа, стр.100 индийские цифры)
? Какая запись была удобнее? Почему?
Шахматы. Зачитать стр. 99 учебника.
Литература
Повторяем записи в таблице, сделанные на предыдущем уроке.
Если остается время на уроке: Знакомство с Буддой. Стр. 97 учебника.
? Что привлекает в образе легендарного Будды?
Что побуждало бедняков принять его учение?
Архитектура.
Ступы – здания для хранения священных предметов Будды.
III. Закрепление материала.
Работа на ИД. На ней проецируется Wordдокумент с текстом, где надо вписать названия индийских каст. Ученик вписывает электронной ручкой пропущенные слова.
Подводим итоги урока.
Домашние задание:
Учебник для 5 класса. История Древнего мира
А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая М. «Просвещение» 2014.
§21, творческое задание из раздаточного материала (нарисовать рисунок «Представления индийцев о мире») (Приложение 1), учить новые понятия.
Используемая литература:
[1] Н.Г.Петрова. Древний Восток. Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса. М. «Русское слово» 1996.
[2] Аппликации по истории Древнего мира Ф. П. Коровкин
[3] О.И.Бахтина. Задания для самостоятельной работы по истории Древнего мира. Пособие для учителя. М. «Просвещение» 1988.
[4] Г.И.Годер. Методическое пособие по истории Древнего мира М. «Просвещение» 1988.
[5] ЭОР по теме: «Практика: Возникновение цивилизаций в Египте и Месопотамии». ФГНУ «Республиканский мультимедиа центр». Осин А.В.Электронные образовательные ресурсы нового поколения. В вопросах и ответах. Сборник с приложениями на CD.по предметам. М. Агенство «Социальный проект»2007.