kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Саки, племена, заселявшие территорию Казахстана в VII – IV вв. до н. э.

Нажмите, чтобы узнать подробности

??

Территория     

1.  саки-тиграхауда (саки с «остроконечными шапками») – Семиречье, в горах Тянь-Шаня, в ср. те. Сырдарьи. 2. саки-парадарайя (заморские)– Приаралье, низовья Сырдарьи; 3. саки-хаомоварга (изготавливающие напиток хаома)  – долина Мургаба (Туркменистан). Саки, заселявшие земли северо-восточнее Арала, получили название даи, аргиппеи, исседоны.

Источники        

1.  персидские источники 1 тыс. до н. э. называют жителей степи – саками («могучие мужи»).иранские источники называют «туры с резвыми конями».

2.  Греко-римские источники: саков описывают Геродот и Страбон, греческие источники 1 тыс. до н. э. называют саков – «азиатские скифы». Геродот, в своей книге «История», написанной в 430-425гг. до н. э., называет саков массагетами.. у греков встречается еще название саков – даи.

3.  Сведения о саках содержатся в священной книге древних иранцев – Авеста.

Хозяйство         

Занимались кочевым скотоводством. Кочевали родами по определенным маршрутам. При перекочевках использовали переносное жилище – юрта. По сведениям Геродота, на зимовках саки жили в деревянных жилищах, покрытых кошмой. На охоте или во время войн использовали куйме – юрту на повозке. На основной территории Казахстана саки разводили лошадей и овец. Но особенностью структуры стада у племен периода раннего железа в Северном Казахстане было большое количество КРС. Часть саков занималась земледелием. Найдены оросительные каналы на территории Кзыл-ординской области и около г. Талгар близ Алматы.

Общественное устройство.    

Находилось на уровне распада первобытного строя и формирования военной демократии. Сакское общество делилось на три группы: воины (красная одежда), жрецы (белая), скотоводы и земледельцы (желтая или синяя). Воины на индоиранском языке назывались «Ратайши» или «колесничие».Основную массу населения составляли скотоводы-общинники. «Восьминогими» называли земледельцев, которые пахали землю с помощью плуга и быков. Отличительными атрибутами жрецов были жертвенные чаши и особые гол. Уборы. В сакском обществе в решении вопросов племени и межродовых отношений велика была роль народного собрания ( собрание всех взрослых мужчин и женщин племени). Др. письменные источники сообщают о высоком и почетном положении женщин в сакском обществе. Иногда женщины были правителями. Наиболее известна царица Томирис (6в.) и Зарина (5в.). Общественное различие между знатью и рядовыми общинниками можно заметить по захоронениям с курганами. В сакском обществе существовало имущественное и социальное неравенство. На народном собрании избирали царя.

Металлургия железа.

Плавильные печи изготавливали из камня или сырой глины. Максимальная температура в такой печи – 1200 гр. Для получениярасплавленного железа необходимо 1530г. Поэтому получали не расплавленный металл, а крупинки железа, которые били на наковальне молотом и соединяли. В эпоху раннего железа на территории Казахстана получило развитие искусство плавки и обработки цветных металлов. Именно в этот период , в результате внедрения орудий из железа были окончательно вытеснены из употребления каменные орудия труда. Предметы, сделанные из металла, добытого в Казахстане, найдены в Восточной Европе, на Кавказе и датируются они III – I вв. до н. э.

Военно-политическая история.           

Персидский царь Кир вторгся на сакские земли в 530 г. до н. э. В это время саками управляла царица Томирис (557--520 гг.) Она одержала победу над Киром. О противоборстве сакской царицы Томирис и персидского царя Кира сообщает римский историк 1 в. Помпей Трог.

Персы под предводительством Дария вторглись в 519 - 519 г. До н. э. Древнегреческий историк Полиэн описал подвиг сакского пастуха Ширака. По условиям мирного договора с Дарием 1 саки должны были персам посылать своих воинов.

Саки в составе перскидских войск участвовали в войне персов с Египтом и Грецией. Отход персидских войск в Марафонской  битве с греками в 490 г. до н. э. прикрывала сакская конница. В восточных источниках под именем Ескендер Зулкарнай известен Александр Македонский. В 4в. до н. э.на саков напали Греко-македонские войска. Борьбу саков против Греко-македонских войск возглавил сак Спитамен. Греко-македонские войска потерпели поражение от саков у города Мараканда (Самарканд).

Описал борьбу саков против Греко-македонских войск древнегреч. историк Арриан. По приказу Александра Македонского на Сырдарье был построен город Александрия Эсхата.

Культура и искусство. Ремесло.           

С VIII в. до н. э. на территории Казахстана, Сибири, Урала и Волги складывается так называемый «звериный стиль», этоподтверждается многочисл. памятниками, оставленными саками на берегах рек Сырдарьи, Чу, Или, Таласа, в предгорьях Алатау. Изделия с изображением зверей у саков играли роль талисманов и амулетов В 300 км. От Кзыл-Орды находился древнесакский город Чирик-Рабат. Город был заселен в IV – II вв. до н. э. Найденные ножи, бронз. након. стрел, золотые украшения, глин. изделия, железные доспехи воина насчитывают 2500 лет. Кроме Чирик-рабата археологами изучен также сакский город –Бабиш-Молда. Начиная с VII в. «звериный стиль» распространяется в степных районах Евразии. Саки привнесли «звериный стиль»из походов в Перед. Азию и Иран. Звериный стиль» в искусстве саков первым описал археолог Эдинг, назвавший его «вышедшим из лесов и долин своей родины». Искусство «звериного стиля» исчезает в начале н. э. Изделия с изображением зверей у саков играли роль талисманов и амулетов. «з. с.» являлся отголоском тотемизма. Так, изображение льва символизировало древо жизни.Наряду со «звериным стилем» в ЦК начиная с VII – V в. до н. э. развивается «полихромный стиль».

Религиозные представления.              

Жители Казахстана уже в VI – III вв. до н. э. имели торговые отношения с Китаем, Индией и Персией, об этом свидетельствуют изделия, найденные в погребениях сакской знати, хотя регулярное сообщение по Великому Шелк. пути началось во II в. до н. э. В виде анимизма и тотемизма. У саков был культ вождя и царя. Об этом говорят сакские захоронения, среди которых выделяются бесшатырские и иссыкские курганы. Бесшатырские погребения расположены у подножия г. Желшалгыр, на правом берегу Или. Они состоят из 31 малого, среднего и большого кургана. Большой Бесшат. Курган называют «царским», т. к. в нем хоронили царей. Бесшатырские захоронения относятся к V-IV вв. до н. э. Покойника помещали в деревянный саркофаг. Первый, третий и Шестой курганы Бесшатырского погребения являются крупными. Иссыкские курганы расположены в 50 км. К востоку от Алматы, на равнине у подножия гор Алатау. Здесь более 40 курганов. Самый знаменитый – Иссыкский курган диаметром 60 м., высотой 6 м. в нем найдены два захоронения: центральное и боковое (южное). Первое несколько раз было ограблено, в внутри второго в деревянном срубе были обнаружены останки молодого человека 17-18 лет («золотой человек»), одетого в наряд, расшитый 4 тыс. золотых бляшек и пластинок в виде фигурок лошади, барса, орла и др. На голове царевича-воина был золотой конусообразный гол. Убор с 4 стрелами, что указывает на воина. «Золотой человек» из сакского кургана открыт археологами в 1969г. Сакский воин захоронен в особом погребении, напоминающем маленький домик. Захоронение датируется V в. до н. э. была найдена серебряная чаша с надписью из 26 знаков, пока не расшифрованная. Но по мнению археолога К. Акишева, эти знаки доказывают наличие у саков письменности. По одежде и регалиям сакских захоронений видно, что царя саки отождествляли с солнечным божеством. Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем, кабан – с культом бога грома.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Саки, племена, заселявшие территорию Казахстана в VII – IV вв. до н. э. »

Название

Саки, племена, заселявшие территорию Казахстана в VII – IV вв. до н. э.

Территория

1. саки-тиграхауда (саки с «остроконечными шапками») – Семиречье, в горах Тянь-Шаня, в ср. те. Сырдарьи. 2. саки-парадарайя (заморские)– Приаралье, низовья Сырдарьи; 3. саки-хаомоварга (изготавливающие напиток хаома) – долина Мургаба (Туркменистан). Саки, заселявшие земли северо-восточнее Арала, получили название даи, аргиппеи, исседоны.

Источники

1. персидские источники 1 тыс. до н. э. называют жителей степи – саками («могучие мужи»).иранские источники называют «туры с резвыми конями».

2. Греко-римские источники: саков описывают Геродот и Страбон, греческие источники 1 тыс. до н. э. называют саков – «азиатские скифы». Геродот, в своей книге «История», написанной в 430-425гг. до н. э., называет саков массагетами.. у греков встречается еще название саков – даи.

3. Сведения о саках содержатся в священной книге древних иранцев – Авеста.

Хозяйство

Занимались кочевым скотоводством. Кочевали родами по определенным маршрутам. При перекочевках использовали переносное жилище – юрта. По сведениям Геродота, на зимовках саки жили в деревянных жилищах, покрытых кошмой. На охоте или во время войн использовали куйме – юрту на повозке. На основной территории Казахстана саки разводили лошадей и овец. Но особенностью структуры стада у племен периода раннего железа в Северном Казахстане было большое количество КРС. Часть саков занималась земледелием. Найдены оросительные каналы на территории Кзыл-ординской области и около г. Талгар близ Алматы.

Общественное устройство.

Находилось на уровне распада первобытного строя и формирования военной демократии. Сакское общество делилось на три группы: воины (красная одежда), жрецы (белая), скотоводы и земледельцы (желтая или синяя). Воины на индоиранском языке назывались «Ратайши» или «колесничие».Основную массу населения составляли скотоводы-общинники. «Восьминогими» называли земледельцев, которые пахали землю с помощью плуга и быков. Отличительными атрибутами жрецов были жертвенные чаши и особые гол. Уборы. В сакском обществе в решении вопросов племени и межродовых отношений велика была роль народного собрания ( собрание всех взрослых мужчин и женщин племени). Др. письменные источники сообщают о высоком и почетном положении женщин в сакском обществе. Иногда женщины были правителями. Наиболее известна царица Томирис (6в.) и Зарина (5в.). Общественное различие между знатью и рядовыми общинниками можно заметить по захоронениям с курганами. В сакском обществе существовало имущественное и социальное неравенство. На народном собрании избирали царя.

Металлургия железа.

Плавильные печи изготавливали из камня или сырой глины. Максимальная температура в такой печи – 1200 гр. Для получениярасплавленного железа необходимо 1530г. Поэтому получали не расплавленный металл, а крупинки железа, которые били на наковальне молотом и соединяли. В эпоху раннего железа на территории Казахстана получило развитие искусство плавки и обработки цветных металлов. Именно в этот период , в результате внедрения орудий из железа были окончательно вытеснены из употребления каменные орудия труда. Предметы, сделанные из металла, добытого в Казахстане, найдены в Восточной Европе, на Кавказе и датируются они III – I вв. до н. э.

Военно-политическая история.

Персидский царь Кир вторгся на сакские земли в 530 г. до н. э. В это время саками управляла царица Томирис (557--520 гг.) Она одержала победу над Киром. О противоборстве сакской царицы Томирис и персидского царя Кира сообщает римский историк 1 в. Помпей Трог.

Персы под предводительством Дария вторглись в 519 - 519 г. До н. э. Древнегреческий историк Полиэн описал подвиг сакского пастуха Ширака. По условиям мирного договора с Дарием 1 саки должны были персам посылать своих воинов.

Саки в составе перскидских войск участвовали в войне персов с Египтом и Грецией. Отход персидских войск в Марафонской битве с греками в 490 г. до н. э. прикрывала сакская конница. В восточных источниках под именем Ескендер Зулкарнай известен Александр Македонский. В 4в. до н. э.на саков напали Греко-македонские войска. Борьбу саков против Греко-македонских войск возглавил сак Спитамен. Греко-македонские войска потерпели поражение от саков у города Мараканда (Самарканд).

Описал борьбу саков против Греко-македонских войск древнегреч. историк Арриан. По приказу Александра Македонского на Сырдарье был построен город Александрия Эсхата.

Культура и искусство. Ремесло.

С VIII в. до н. э. на территории Казахстана, Сибири, Урала и Волги складывается так называемый «звериный стиль», этоподтверждается многочисл. памятниками, оставленными саками на берегах рек Сырдарьи, Чу, Или, Таласа, в предгорьях Алатау. Изделия с изображением зверей у саков играли роль талисманов и амулетов В 300 км. От Кзыл-Орды находился древнесакский город Чирик-Рабат. Город был заселен в IV – II вв. до н. э. Найденные ножи, бронз. након. стрел, золотые украшения, глин. изделия, железные доспехи воина насчитывают 2500 лет. Кроме Чирик-рабата археологами изучен также сакский город –Бабиш-Молда. Начиная с VII в. «звериный стиль» распространяется в степных районах Евразии. Саки привнесли «звериный стиль»из походов в Перед. Азию и Иран. Звериный стиль» в искусстве саков первым описал археолог Эдинг, назвавший его «вышедшим из лесов и долин своей родины». Искусство «звериного стиля» исчезает в начале н. э. Изделия с изображением зверей у саков играли роль талисманов и амулетов. «з. с.» являлся отголоском тотемизма. Так, изображение льва символизировало древо жизни.Наряду со «звериным стилем» в ЦК начиная с VII – V в. до н. э. развивается «полихромный стиль».

Религиозные представления.

Жители Казахстана уже в VI – III вв. до н. э. имели торговые отношения с Китаем, Индией и Персией, об этом свидетельствуют изделия, найденные в погребениях сакской знати, хотя регулярное сообщение по Великому Шелк. пути началось во II в. до н. э. В виде анимизма и тотемизма. У саков был культ вождя и царя. Об этом говорят сакские захоронения, среди которых выделяются бесшатырские и иссыкские курганы. Бесшатырские погребения расположены у подножия г. Желшалгыр, на правом берегу Или. Они состоят из 31 малого, среднего и большого кургана. Большой Бесшат. Курган называют «царским», т. к. в нем хоронили царей. Бесшатырские захоронения относятся к V-IV вв. до н. э. Покойника помещали в деревянный саркофаг. Первый, третий и Шестой курганы Бесшатырского погребения являются крупными. Иссыкские курганы расположены в 50 км. К востоку от Алматы, на равнине у подножия гор Алатау. Здесь более 40 курганов. Самый знаменитый – Иссыкский курган диаметром 60 м., высотой 6 м. в нем найдены два захоронения: центральное и боковое (южное). Первое несколько раз было ограблено, в внутри второго в деревянном срубе были обнаружены останки молодого человека 17-18 лет («золотой человек»), одетого в наряд, расшитый 4 тыс. золотых бляшек и пластинок в виде фигурок лошади, барса, орла и др. На голове царевича-воина был золотой конусообразный гол. Убор с 4 стрелами, что указывает на воина. «Золотой человек» из сакского кургана открыт археологами в 1969г. Сакский воин захоронен в особом погребении, напоминающем маленький домик. Захоронение датируется V в. до н. э. была найдена серебряная чаша с надписью из 26 знаков, пока не расшифрованная. Но по мнению археолога К. Акишева, эти знаки доказывают наличие у саков письменности. По одежде и регалиям сакских захоронений видно, что царя саки отождествляли с солнечным божеством. Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем, кабан – с культом бога грома.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Саки, племена, заселявшие территорию Казахстана в VII – IV вв. до н. э.

Автор: Миренов Дилшод Юлчиевич

Дата: 20.10.2014

Номер свидетельства: 120742


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства