kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Общественно – политическая жизнь и политическая борьба в Украине 1953 –1964 гг.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 План-конспект традиционного урока по истории " «Общественно – политическая жизнь и политическая борьба в       Украине  1953 –1964 гг.»

Раскрыть суть процесса десталинизации. Показать его особенности в Украине. Дать оценку периоду 1953 – 1964 гг. Развивать историческое сознание учеников. Учить учащихся иметь собственное мнение по поводу конкретных явлений и процессов, обосновывать и отстаивать его. 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Общественно – политическая жизнь и политическая борьба в Украине 1953 –1964 гг.» »

Феодосийская общеобразовательная школа I – III ступеней № 7

Феодосийского городского совета

Республики Крым






План – конспект традиционного урока по истории Украины


Тема урока: «Общественно – политическая жизнь и политическая борьба в Украине 1953 –1964 гг.»



Для 11 класса









Мероприятие подготовлено : А. А. Кудрявцева






г. Симферополь, 2008 г.


ТЕМА: Общественно – политическая жизнь и политическая борьба в Украине 1953 –1964 гг.


ЦЕЛЬ: Раскрыть суть процесса десталинизации. Показать его особенности в Украине. Дать оценку периоду 1953 – 1964 гг. Развивать историческое сознание учеников. Учить учащихся иметь собственное мнение по поводу конкретных явлений и процессов, обосновывать и отстаивать его.


ТИП УРОКА: комбинированный.


ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, хрестоматия, настенная карта «Украина в период десталинизации (1953 – 1964)», атлас.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ: «оттепель», десталинизация, реабилитация, Программа КПСС.


ОСНОВНЫЕ ДАТЫ: февраль 1956 г. – XX съезд КПСС; 30 июня 1956 г. – постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий»; 24 декабря 1957 г. – пленум ЦК уволил с должности первого секретаря ЦК КПУ А. Кириченко и избрав на эту должность Н. Подгорного; 1961 г. – XXII съезд КПСС принята новая Программа КПСС; 1963 г. – пленум ЦК КПУ освободил от обязанностей первого секретаря ЦК КПУ Н. Подгорного. На эту должность был назначен П. Шелеста.


СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Проверка знаний.

  2. Изучение нового материала.

    1. «Оттепель».

    2. XX съезд КПСС и Украина.

    3. Десталинизация в Украине.

    4. Нарастание сопротивления десталинизации.

    5. Отношение в обществе к деятельности Н. Хрущева.

  3. Закрепление новых знаний.

  4. Итоги урока.

  5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА
  1. Проверка знаний.

Фронтальный опрос:

    1. В чем заключалось содержание процесса десталинизации?

    2. Какие вы можете назвать предпосылки процесса десталинизации в СССР?

    3. К каким изменениям в кадровой политике привело начало процесса десталинизации в Украине?


  1. Изучение нового материала.

    1. «Оттепель»


Вопрос на повторение:

Дайте понятие термину «оттепель».


Рассказ учителя.

«Оттепель» - период в истории СССР, а соответственно и истории УССР, который охватывает 1953 – 1964 гг., то есть период нахождения у власти Н. Хрущева. Он характеризуется ликвидацией таких проявлений сталинского режима, как массовые репрессии, тотальный контроль за всеми сферами деятельности и так далее, и пробой проведения общественно – политических, экономических реформ с целью дать новый импульс развитию советского общества на пути к «построению коммунизма».

Основным содержанием «оттепели» является десталинизация – система способов по устранению наибольших проявлений сталинского режима. Десталинизация имела ограниченный характер и не затрагивала основ существующего порядка.

Составные части десталинизации:

1.Либерализация общественно – политической жизни.

  • Ликвидация системы массовых репрессий;

  • Изменение системы суда;

  • Децентрализация управления.

2.Реабилитациооный процессы:

  • Незаконно репрессованных граждан;

  • Репрессованных народов.


2. XX съезд КПСС и Украина.


Работа с учебником.

Самостоятельно найти и обработать материал.


Задание.

В ходе работы раскрыть следующие вопросы:

  1. Отчетный доклад Н. Хрущева.

  2. Доклад Хрущева «О культе личности Сталина и его последствиях».

  3. Ограниченность критики культа личности Сталина.


3. Десталинизация в Украине.


Рассказ учителя.

Постановление ЦК КПСС. Чтобы направить критику стали­низма в более умеренное русло, ЦК КПСС 30 июня 1956 г. принял по­становление «О преодолении культа личности и его последствий», которое было безусловным шагом назад по сравнению с докладом Хрущева на ХХ съезде. И. Сталин в этом документе характеризовался как «человек, борющийся за дело социализма», а его преступления преподносились как опре­деленные ограничения внутрипартийной демократии, которые были не­минуемы в условиях жестокой борьбы с «классовыми врагами».

Процессы десталинизации продвигались постепенно по вертикали, что проявлялось в осуждении «культа личности» сверху донизу всеми партийными организациями и идеологическими учреждениями.

Особенности процесса десталинизации в Украине. В Укра­ине этот процесс проходил несколько медленнее, чем в центре. В час­тности, со значительным опозданием в республиканской прессе нача­ли появляться статьи под лозунгом «В свете решений XX съезда». Об­щий тон и содержание критических выступлений были в большинстве довольно взвешенными и умеренными.

а) «Оттепель» в сфере культуры. Признаки политической «оттепели» больше ощущались в сфере культурной жизни. Украинской культуре начали возвращать имена необоснованно забытых или неза­конно репрессированных деятелей. Огромную принципиальность и настойчивость в этой работе проявил М. Рыльский. Благодаря именно его активной деятельности были посмертно реабилитированы поэты А. Олесь и Н. Вороной.

В 1956 г. в республиканских средствах массовой информации по­явились первые известия о реабилитации украинских писателей, репрессированных во времена сталинского террора: В. Элана-Блакит­нога, Г Косынки, М. Ирчана, В. Чумака, О. Досвитнего, И. Мики­тенко и др.

В газетах и журналах стали чаще появляться статьи о реабилитиро­ванных писателях. Те из незаконно репрессированных, кто остался в живых, после реабилитации постепенно привлекались к культурной жизни республики. В этот период началась кампания за возвращение честных имен выдающимся деятелям украинской культуры - драма­тургу М. Кулишу, кинорежиссеру А. Довжeuко, режиссеру Л. Курбасу и др.

б) Реабилитация партийных, государственных и военных дея­телей. Вместе с реабилитацией известных деятелей культуры начали постепенно разворачиваться и процессы реабилитации отдельных партийных, государственных и военных деятелей.

Важным толчком к этому стала ликвидация осенью 1953 г. таких ужасных орудий сталинского террора, как военные трибуналы и так называемое «особое совещание». Последнее имело право в админист­ративном порядке применять такие жестокие меры наказания, как ссылка, заключение в лагеря и выселение за пределы страны.

Ощутимым шагом на пути демократизации общественно-полити­ческой жиизни стала также отмена чрезвычайного порядка ведения дел «по подготовке и осуществлению террористических актов».

В 1954 г. была создана специальная комиссия президиума ЦК КПСС по изучению материалов относительно массовых репрессий в период «большой чистки» 1936-1939 п. По результатам ее работы были реабилитированы известные в Украине личности - В. Затон­ский, Э. Квиринг, С. Косиор, Ю. Коцюбинскии, М Скрипник, С. Пос­тышев, И. Якир.

в) Реабилитация обвиненных в сотрудничестве с немецкими оккупантами. Кроме этого, в сентябре 1955 г. были амнистированы граждане, обвиненные в сотрудничестве с нацистскими оккупантами в годы Великой Отечественной войны.

Это решение имело большое значение для Украины, ведь немало украинцев, особенно жителей западных областей, находившихся на оккупированной фашистами территории, были безосновательно обви­нены в «пособничестве врагу» и высланы в Сибирь или другие отдаленные районы Советского Союза. В результате объявленной ам­нистии к 1957 г. из заключения возвратились более 65 тысяч бывших членов ОУН и воинов УПА.

В целом к концу 50-х годов органы КГБ и прокуратуры Украины пересмотрели дела почти 5,5 млн. человек, однако, лишь 58% из них были реабилитированы. Как и ранее, вне закона оставалось большин­ство жертв политических репрессий 20-х - начала 30-х годов, а так­же лица, обвиненные в украинском национализме.


Вопросы.

  1. Как можно оценить реабилитационный процесс во времена хрущевской «оттепели»?

  2. Почему реабилитация не была полной?


  1. Нарастание сопротивления десталинизации.


Рассказ учителя.

Возникновение антихрущевской оппозиции. Принцип кол­лективного руководства, провозглашенный Н. Хрущевым после смер­ти И. Сталина и поддержанный XX съездом КПСС, вскоре начал терять свою силу.

В результате обострения отношений между сторонниками реформ u консерваторами руководящая верхушка со временем фактически раскололась на два враждующих лагеря.

Антихрущевскую оппозицию возглавили председатель союзного правительства Г. Маленков его заместитель В. Молотов и руководи­тель Государственного комитета по вопросам труда и зарплаты Л. Ка­ганович. В результате жесткой борьбы за власть в январе 1955 г. Г. Маленков был смещен с должности Председателя Совета Мини­стров СССР, которую вместо него занял маршал Н. Булганин.

Кульминация борьбы .между реформаторами и консервато­рами. Наибольшей остроты противостояние между реформаторами и консерваторами достигло летом 1957 г., когда сплоченная «сталинская гвардия» решила дать открытый бой Н. Хрущеву. Воспользовавшись его отсутствием в связи с официальным визитом в Финляндию, пред­ставители оппозиции 8 июня 1957 г. подняли вопрос об отставке первого секретаря на заседании президиума ЦК КПСС.

Однако организаторам государственного переворота не повезло. В противоборстве, которое длилось четыре дня, важную роль сыграли руководители силовых структур - Г. Жуков (армия) и И. Серов (КГБ). Они обеспечили оперативную доставку членов Центрального Комитета партии в Москву.

Пленум ЦК, состоявшийся в условиях абсолютной секретности 22-29 июня, после продолжительных и острых дискуссий, в своем ре­шении осудил лидеров оппозиционной группы. Со временем они были быстро смещены с высоких государственных должностей.

В этой открытой борьбе за власть руководство Украины было пол­ностью на стороне Н. Хрущева и последовательно поддерживало его.

Укрепление позиций Хрущева. Разгром антихрущевской оп­позиции позволил сохранить выработанный политический курс и под­готовить надежную основу для следующего этапа обновления и либе­рализации советского общества.

Устранив политических оппонентов, Н. Хрущев с це­лью укрепления своего поло­жения осуществил ряд кадро­вых перестановок. В ноябре 1957 Г. чувствуя в лице Г. Жукова, руководившего ар­мией, серьезную угрозу партийной диктатуре, Н. Хру­щев освободил его от обязан­ностей министра обороны и назначил на эту должность уроженца Украины маршала Р. Малиновского.

В декаБРе 1957 г. первый секретарь ЦК Компартии Украины А. Кириченко был избран секрета­рем ЦК КПСС, а во главе КПУ стал Н. Подгорный.

В начале 1958 г. Н. Хрущев устранил от должности Председателя Совета Министров СССР Н. Булганина и сам возглавил союзное правительство. Вследствие этого две самые высокие в стране должности - партийная и государственная - оказались в руках одного лица.

В 1960 г. на пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР вместо 79-летнего К. Ворошилова был выдвинут Л. Брежнев.

Конец коллегиальности. Возвращение Н. Хрущева к сталин­ской практике совмещения руководства партией и правительством по­ложило конец коллегиальности в управлении государством, несмотря на то, что на ХХ съезде политические преимущества коллегиальности были торжественно подтверждены ссылками на ленинские традиции.

Тем не менее, Н. Хрущева, по мнению историков, нельзя назвать «самодержцем сталинского образца», скорее, он оставил после себя след как «кандидат в Сталины».

Новый этап десталинизации. Следующим шагом на пути десталинизации советского общества стал ХХII съезд КПСС, состоявшийся в 1961 г.

На нем о преступной деятельности И. Сталина говорили, открыто, не забывая уже и о его верных соратниках и подручных - К. Вороши­лове, Л. Кагановиче, Г. Маленкове и В. Молотове.

Одну из наиболее заметных ролей во времена И. Сталина сыграл Л. Каганович, деятельность которого была тесно связана с Украиной. Именно на ХХII съезде впервые на полный голос зазвучали слова правды о его позорном секретарстве в КП(б)У в 1947 г. Этот период позже вполне справедливо был назван «черными днями» для Укра­ины. В частности, Н Подгорный с трибуны ХХII съезда КПСС ука­зал, что Л. Каганович, занимая высокую партийную должность в Ук­раине, вел себя, как настоящий садист, откровенно издевался над руководителями республики, преследовал интеллигенцию, цинично унижал достоинство людей, постоянно грозил арестами и тюрьмой.

ХХП съезд КПСС стал апогеем десталинизации, в процессе кото­рой Н. Хрущев окончательно скомпрометировал и устранил от власти, своих соперников. После этого он мог позволить себе забыть о крити­ке И. Сталина и даже дать высокую оценку отдельным его произведе­ниям, снова называть его «выдающимся марксистом-ленинцем», заяв­лять о том, что партия «не отдаст имя Сталина врагам коммунизма». Ведь дальнейшее углубление десталинизации угрожало уже самим основам тоталитарной системы.

Вот почему процесс десталинизации в целом осуществлялся непо­следовательно и противоречиво, нередко подчиняясь тактическим маневрам и политическим расчетам Н. Хрущева. Вспоминая со време­нем этот период, Н. Хрущев вполне откровенно отмечал, что руковод­ство не смогло отвергнуть прошлое, поскольку было связано с ним своей деятельностью под руководством И. Сталина.


    1. Отношение в обществе к деятельности Н. Хрущева.


Работа с учебником.

Самостоятельно найти и обработать материал.


Задание.

В ходе работы составить таблицу по отношению к деятельности Н. Хрущева:

  • Рабочих;

  • Интеллигенции;

  • Партийного руководства республики.


III. Закрепление новых знаний.


Беседа по вопросам.

  1. Что такое «оттепель»? Ее составные части?

  2. Как происходил процесс реабилитации жертв сталинских репрессий?

  3. В чем заключаются особенности процессов десталинизации в Украине?

  4. Почему деятельность Н. Хрущева со временем начала терять поддержку украинской партийно-государственной элиты?

IV. Итоги урока.


Заключительное слово учителя.


Общественно-политическая жизнь УССР в 1953 –1964 гг. проходила под знаком либерализации советского режима. Она включала в себя демонтаж сталинской репрессивной системы, осуждения культа личности Сталина, реабилитацию жертв массовых репрессий, ослабление контроля государства над общественно-политической жизнью, расширение прав республик и др. Но реформы в политической сфере были половинчатыми и непоследовательными. Они не касались основ тоталитарного режима, оставалась монополия КПСС во всех сферах общественной жизни.


  1. Домашнее задание.


    1. Обработать текст учебника: параграфы 13 – 14

    2. Дописать таблицу.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Общественно – политическая жизнь и политическая борьба в Украине 1953 –1964 гг.»

Автор: Кудрявцева Анна Андреевна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 139054

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Политические конфликты.   Геополитика и ее основные проблемы."
    ["seo_title"] => string(59) "politichieskiiekonfliktygieopolitikaiieieosnovnyieprobliemy"
    ["file_id"] => string(6) "280413"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453372525"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Урок-портрет " Жил, любил и не набрался скверны..." Судьба человека в тоталитарном государстве. "
    ["seo_title"] => string(98) "urok-portriet-zhil-liubil-i-nie-nabralsia-skvierny-sud-ba-chielovieka-v-totalitarnom-ghosudarstvie"
    ["file_id"] => string(6) "220647"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434720159"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Урок по истории Казахстана "Продолжение процесса демократизации" 9 класс"
    ["seo_title"] => string(78) "urok-po-istorii-kazakhstana-prodolzhieniie-protsiessa-diemokratizatsii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "251452"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447245563"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Мы против насилия и экстремизма!"
    ["seo_title"] => string(29) "myprotivnasiliiaiekstriemizma"
    ["file_id"] => string(6) "258953"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448616819"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(12) "Павел 1"
    ["seo_title"] => string(8) "paviel-1"
    ["file_id"] => string(6) "254099"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447695260"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства