Урок «Образование Монгольской империи»
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями исторического развития после образования Монгольской империи, также с произошедшими событиями на территории Казахстана в связи с монгольским нашествием; познакомить с изменениями этнических, общественных и осложнением классовых отношений на территории Казахстана.
Задачи:
1.Сформировать у учащихся представления о процессе становления и развития империи Чингисхана; рассказать об основных направлениях и приоритетах завоевательной политики монголов.
2.Способствовать развитию исторического мышления, памяти, умению выделять главное и делать выводы.
3.Прививать интерес к исторической науке, воспитывать любовь к истории родного края.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: опорные схемы, таблица, учебник, карта, интерактивная доска
План урока:
- Организационный момент
2. Изучение нового материала
3. Закрепление и обобщение
4. Домашнее задание
5. Подведение итогов урока
Ход урока:
1. Организационный момент
Перекличка, психологический настрой учащихся на урок, проверка готовности учащихся к уроку, постановка целей и задач урока, объявление темы урока.
2. Изучение нового материала
? - Что вы знаете из истории о монгольских племенах?
Образование империи Чингисхана
Монгольские племена первоначально населяли междуречье Орхона и Керулена, к середине XII в. они продвинулись на запад, оттеснив с территории Монгольского Алтая и верховьев Иртыша найманов и кыпчаков. С этого времени монголы располагались на территории от Байкала, верховьев Енисея и Иртыша на севере до пустыни Гоби на юге.
( электронная презентация «Территория монголов к XII веку»)
Основателем первого монгольского государства является Чингисхан (при рождении ему было дано имя Темучин). Он родился в 1155г на берегу р. Онон в Монголии в семье Есугей бахадура. Отец Чингисхана – Есугей бахадур, в 1155г напав на племя татар, захватил в плен их предводителя Темучина, в последующем так назвал своего сына. Когда Темучину было 9 лет его отец погиб в схватке с монгольским племенем татар. ( электронная презентация «Чингисхан»)
В 1206гна курултае Темучина избрали всемонгольским ханом. Вместе с этим курултай утвердил за Темучином имя Чингисхан, что означает «великий хан». Столица – г. Каракорум
Курултай – это общемонгольское собрание, высший орган государственной власти.(обычно курултай созывался весной или осенью).
Для укрепления власти и государства в 1206г. Чингисханом издан свод законов ~ «Ясы».
«Яса» - основной закон государства, который разработал Чингисхан.
Читать стр. 139- 4 (здесь же…) показ слайда «Политический строй Монгольской империи»
Чингисхан единолично управлял Монгольским государством, его окружали везири, знающие письменность и иностранные языки. Вся монгольская земля была четко подразделена: империя→95 административных туменов (10 тысяч воинов)→тысячи→сотни→десятки (показать в слайде «Государственный строй империи»)
Вся земля и население было подразделено на 3 военно-административных улуса:
1. Правое крыло - барунгар;
2. Левое крыло - джунгар;
3. Центр - кул.
Начальники округов и туменов были родственники Чингисхана. Армия отличалось железной дисциплиной и высокой боеспособностью. Чингисхан выдвигал на видные командные должности смелых и решительных людей, независимо от их этнического и социального происхождения. У Чингисхана была личная гвардия из 10 тыс. отборных воинов - «кушук».
Основное занятие населения – скотоводство. Монгольское общество разделялось на два сословия: господствующая часть - нойоны и зависимые скотоводы – араты. В китайских источниках население Монголии называлось «татарами», сам же Чингисхан свои племена называл монголами, а государство ~ монгольским. Этноним «татары» относился только к части восточно-монгольских племен.
Со времени основания монгольское государство было основано на завоевательных походах.
Основные причины монгольских походов:
• Необходимость в расширении границ государства;
• Необходимость в расширении пастбищных угодий;
• Для монгольской знати новые завоеванные народы - это новые плательщики дани и военный резерв для ведения войн;
• Для удовлетворения требований кочевой знати, пресечь внутренние раздоры и междоусобицы.
Учитель объясняет, а ученики начинают заполнять таблицу, работая по учебнику
«Монгольское нашествие».
В 1218г монголы, используя межрелигиозное противостояние, вошли в Семиречье.
В 1211-1215 Северный Китай китайской военной техникой.
В 1207-1208 гг. Чингисханом были покорены народы Сибири (якуты, буряты). Енисейские кыргызы. Уйгурское и Турфанские княжества в Восточном Туркестане сдались без боя.
1219-1224гг – завоевание Казахстана и Средней Азии монголами
Многие города сдавались без боя. Например, монголы столицу Караханидов – город Баласагун- прозвали «Гобалык», то есть «Кротким», так как не было сопротивления→нашествие на Казахстан усилилось→ «Гибель Отрара» в 1219г. Отрар сопротивлялся врагу 6 месяцев, Сыгнак 3 месяца, Ашнас 15 дней. Таким образом, в 1219-1220гг все присырдарьинские города были подчинены монголам.
Монгольские улусы
После завоевания, территорию Казахстана Чингисхан разделил на улусы между сыновьями. Территория Казахстана вошла в состав трех объединений:
( электронная презентация «Улусы сыновей»)
При жизни земли Чингисхана отведенные сыновьям, служили для них только источником дохода, они оставались подчиненными главе империи. Чингисхан умер в 1227 г. в возрасте 72 лет. Покорил «Сотрясатель Вселенной» четыре пятых территорий Старого Света с населением свыше 1 млрд. человек. На ханской трон в монгольской империи, согласно воле Чингисхана был избран его третий сын Угедей (1228-1241).
В 1260 г. великая империя Чингисхана распалась на независимые улусы.
3. Закрепление и обобщение
I – Закончи предложение
- Курултай монгольской знати, на котором Темучин был провозглашен повелителем всех монголов и получил титул ________________, состоялся весной________ года.
- Территория и население Монголии были разделены на ____ военно-административных тумена, тумен состоял из ____ тысяч воинов.
- Состояла из изречений самого Чингисхана, военных и гражданских законов______
- Курултай – это свод _____________
- Одной из причин долгого господства монголов на завоеванных территориях является их __________________
- В 1211-1215гг монголами был завоеван Северный __________
- Монголы, используя межрелигиозное противостояние, заняли Семиречье в _______ году
- В 1227 году после смерти Чингисхана правителем империи стал _____________
II - Тест с ошибками (подчеркнуты неверные убеждения).
- Верховным правителем монгольских государств был хан. Власть не передавалась по наследству.
- Чтобы управлять империей Чингисхан составил свод законов, состоявший из 4- х частей (из двух).
- Законы были очень суровыми, но смертной казни не было. По приказу Чингисхана на деньги из казны построено много городов, вспахивались поля, высаживались фруктовые деревья. В этом вопросе его поддержал Джучи, который поощрял городскую культуру. (Между отцом и сыном не было единства взглядов на земледелие и градостроительство).
III – Тест
- Укажите год создания Монгольской империи? А) 1155г Б)1206г С)1207г Д) 1208г
- На какое количество административных владений – туменов была разделена Монгольская империя? А) на 59 Б) на 80 С) на 95 Д) на 55
- В каком году монголы вторглись в Жетысу? А) 1207 Б) 1217 С) 1218 Д) 1219
- В каком году монголы осадили и захватили город Отрар? А) в 1218 Б) в 1219 С) в 1217 Д) в 1211
- Современная для того периода военная техника – стенобитные, камнеметные орудия появились у монголов после покорения А) Китая Б) Индии С) Семиречья Д) Ирана
- Поводом для объявления войны и начала похода на земли Казахстана и Средней Азии Чингисхану А) послужила «Отрарская катастрофа» Б) межрелигиозные столкновения в Семиречье С) джут в Монголии Д) гибель хана Джучи
- Территория Казахстана была завоевана в А) 1218-1223гг Б) 1219-1224гг С)1220-1225гг Д) 1221-1226гг
- За упорное сопротивление были полностью уничтожены монголами три города Южного Казахстана 1) Отрар 2) Тараз 3) Ашнас 4) Сайрам 5) Сыгнак 6) Баласагун 7) Суяб 8) Алмалык
4. Домашнее задание § 21-22 по новым, 21 по старым + заполнить таблицу «Раздел Монгольской империи» на стр. 108 по старым. Написать сообщение о Чингисхане и его сыновьях (их 4)яФ
5. Подведение итогов урока и выставление оценок за урок
Для «свободного времени»
Самого старшего сына звали Джучи. По своему характеру до отца ему было далеко. Отличался мужчина добротой и гуманностью. Самым же страшным было то, что он жалел людей и прощал врагов. Такое было просто недопустимо в то суровое время. Отсюда и возникла стена непонимания между отцом и сыном. Масло в огонь подлили завистливые родственники. Они регулярно нашёптывали Чингисхану разные гадости про Джучи. В скором времени у грозного владыки сформировалось негативное мнение о способностях старшего сына.
Решение великого кагана было однозначным, и в самом начале 1227 года Джучи нашли мёртвым в степи. Мужчине сломали позвоночник, и его душа почти сразу отлетела в иной мир. Ломать позвоночники было излюбленным занятием монголов. Сильные воины брали обречённого за плечи и за ноги, подтягивали ступни ног к макушке, и позвоночник ломался. Несчастный умирал мгновенно.
Второго сына Чингисхана звали Чагатай. Это был жёсткий, волевой и исполнительный человек. Отец назначил его «хранителем Ясы». В наше время это соответствует председателю Верховного суда. Чагатай неукоснительно следил за исполнением законов, а нарушителей жестоко и беспощадно карал.
Третьего сына звали Угэдэй. Он, как и старший сын, пошёл не в отца. Терпимость к недостаткам людей, доброта, мягкость были его основными чертами характера. Всё это усугублялось любовью к весёлой и праздной жизни. Будь он обычным человеком, считался бы душой компании. Но Угэдэй приходился сыном грозному властителю, а поэтому подобное поведение рассматривалось как недостойное.
Четвёртого сына звали Тулуй. Родился он в 1193 году. Из «Мэн-да Бэй-лу» (древняя летопись, носящая название «Тайная история монголов») известно: Чингисхан с 1185 по 1197 годы находился в плену у маньчжуров. Следовательно, Тулуй не приходился родным сыном великому кагану. Но, вернувшись в родные степи, Чингисхан ни в чём не упрекнул Бортэ и относился к Тулую как к родному отпрыску. Тулуй показал себя очень хорошим военачальником и администратором. Наряду с этим он отличался благородством и был беззаветно предан своей семье.
.