kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образование Монгольской империи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «Образование Монгольской империи»
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями исторического развития после образования Монгольской империи, также с произошедшими событиями на территории Казахстана в связи с монгольским нашествием; познакомить с изменениями этнических, общественных и осложнением классовых отношений на территории Казахстана.

Задачи:
1.Сформировать у учащихся представления о процессе становления и развития империи Чингисхана; рассказать об основных направлениях и приоритетах завоевательной политики монголов.
2.Способствовать развитию исторического мышления, памяти, умению выделять главное и делать выводы.
3.Прививать интерес к исторической науке, воспитывать любовь к истории родного края.

Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: опорные схемы, таблица, учебник, карта, интерактивная доска
 

План урока:

  1. Организационный момент
    2. Изучение нового материала
    3. Закрепление и обобщение
    4. Домашнее задание
    5. Подведение итогов урока
     

Ход урока:

1. Организационный момент
Перекличка, психологический настрой учащихся на урок, проверка готовности учащихся к уроку, постановка целей и задач урока, объявление темы урока.
2. Изучение нового материала

? - Что вы знаете из истории о монгольских племенах?
Образование империи Чингисхана
Монгольские племена первоначально населяли междуречье Орхона и Керулена, к середине XII в. они продвинулись на запад, оттеснив с территории Монгольского Алтая и верховьев Иртыша найманов и кыпчаков. С этого времени монголы располагались на территории от Байкала, верховьев Енисея и Иртыша на севере до пустыни Гоби на юге.
( электронная презентация «Территория монголов к XII  веку»)
Основателем первого монгольского государства является Чингисхан (при рождении ему было дано имя Темучин). Он родился в 1155г на берегу р. Онон в Монголии в семье Есугей бахадура. Отец Чингисхана – Есугей бахадур, в 1155г напав на племя татар, захватил в плен их предводителя Темучина, в последующем так назвал своего сына. Когда Темучину было 9 лет его отец погиб в схватке с монгольским племенем татар. ( электронная презентация «Чингисхан»)

В 1206гна курултае Темучина избрали всемонгольским ханом. Вместе с этим курултай утвердил за Темучином имя Чингисхан, что означает «великий хан». Столица – г. Каракорум

Курултай – это общемонгольское собрание, высший орган государственной власти.(обычно курултай созывался весной или осенью).

Для укрепления власти и государства в 1206г. Чингисханом издан свод законов ~ «Ясы».

«Яса» - основной закон государства, который разработал Чингисхан.

Читать стр. 139- 4 (здесь же…) показ слайда «Политический строй Монгольской империи»

Чингисхан единолично управлял Монгольским государством, его окружали везири, знающие письменность и иностранные языки. Вся монгольская земля была четко подразделена: империя→95 административных туменов (10 тысяч воинов)→тысячи→сотни→десятки (показать в слайде «Государственный строй империи») 

Вся земля и население было подразделено на 3 военно-административных улуса:
1. Правое крыло - барунгар;
2. Левое крыло - джунгар;
3. Центр - кул.

 Начальники округов и туменов были родственники Чингисхана. Армия отличалось железной дисциплиной и высокой боеспособностью. Чингисхан выдвигал на видные командные должности смелых и решительных людей, независимо от их этнического и социального происхождения. У Чингисхана была личная гвардия из 10 тыс. отборных воинов - «кушук».
Основное занятие населения – скотоводство. Монгольское общество разделялось на два сословия: господствующая часть - нойоны и зависимые скотоводы – араты. В китайских источниках население Монголии называлось «татарами», сам же Чингисхан свои племена называл монголами, а государство ~ монгольским. Этноним «татары» относился только к части восточно-монгольских племен.
Со времени основания монгольское государство было основано на завоевательных походах.
Основные причины монгольских походов:

• Необходимость в расширении границ государства;
• Необходимость в расширении пастбищных угодий;
• Для монгольской знати новые завоеванные народы - это новые плательщики дани и военный резерв для ведения войн;
• Для удовлетворения требований кочевой знати, пресечь внутренние раздоры и междоусобицы.

Учитель объясняет, а ученики начинают заполнять таблицу, работая по учебнику
«Монгольское нашествие».

В 1218г монголы, используя межрелигиозное противостояние, вошли в Семиречье.
В 1211-1215 Северный Китай китайской военной техникой.
В 1207-1208 гг. Чингисханом были покорены народы Сибири (якуты, буряты). Енисейские кыргызы. Уйгурское и Турфанские княжества в Восточном Туркестане сдались без боя.

1219-1224гг – завоевание Казахстана и Средней Азии монголами

Многие города сдавались без боя. Например, монголы столицу Караханидов – город Баласагун- прозвали «Гобалык», то есть «Кротким», так как не было сопротивления→нашествие на Казахстан усилилось→ «Гибель Отрара» в 1219г. Отрар сопротивлялся врагу 6 месяцев, Сыгнак 3 месяца, Ашнас 15 дней. Таким образом, в 1219-1220гг все присырдарьинские города были подчинены монголам.

Монгольские улусы
После завоевания, территорию Казахстана Чингисхан разделил на улусы между сыновьями. Территория Казахстана вошла в состав трех объединений:
( электронная презентация «Улусы сыновей»)

При жизни земли Чингисхана отведенные сыновьям, служили для них только источником дохода, они оставались подчиненными главе империи. Чингисхан умер в 1227 г. в возрасте 72 лет. Покорил «Сотрясатель Вселенной» четыре пятых территорий Старого Света с населением свыше 1 млрд. человек. На ханской трон в монгольской империи, согласно воле Чингисхана был избран его третий сын Угедей (1228-1241).

В 1260 г. великая империя Чингисхана распалась на независимые улусы.

3. Закрепление и обобщение

I – Закончи предложение

  1. Курултай монгольской знати, на котором Темучин был провозглашен повелителем всех монголов и получил титул ________________, состоялся весной________ года.
  2. Территория и население Монголии были разделены на ____ военно-административных тумена, тумен состоял из ____ тысяч воинов.
  3. Состояла из изречений самого Чингисхана, военных и гражданских законов______
  4. Курултай – это свод _____________
  5. Одной из причин долгого господства монголов на завоеванных территориях является их __________________
  6. В 1211-1215гг монголами был завоеван Северный __________
  7. Монголы, используя межрелигиозное противостояние, заняли Семиречье в _______ году
  8. В 1227 году после смерти Чингисхана правителем империи стал _____________

II - Тест с ошибками (подчеркнуты неверные убеждения).

  1. Верховным правителем монгольских государств был хан. Власть не передавалась по наследству.
  2. Чтобы управлять империей Чингисхан составил свод законов, состоявший из 4- х частей (из двух).
  3. Законы были очень суровыми, но смертной казни не было. По приказу Чингисхана на деньги из казны построено много городов, вспахивались поля, высаживались фруктовые деревья. В этом вопросе его поддержал Джучи, который поощрял городскую культуру. (Между отцом и сыном не было единства взглядов на земледелие и градостроительство).

 

 

 

III – Тест

  1. Укажите год создания Монгольской империи? А) 1155г   Б)1206г          С)1207г          Д) 1208г
  2. На какое количество административных владений – туменов была разделена Монгольская империя? А) на 59         Б) на 80          С) на 95          Д) на 55
  3. В каком году монголы вторглись в Жетысу?                       А) 1207          Б) 1217           С) 1218      Д) 1219
  4. В каком году монголы осадили и захватили город Отрар?                        А) в 1218      Б) в 1219      С) в 1217        Д) в 1211
  5. Современная для того периода военная техника – стенобитные, камнеметные орудия появились у монголов после покорения      А) Китая        Б) Индии       С) Семиречья                        Д) Ирана
  6. Поводом для объявления войны и начала похода на земли Казахстана и Средней Азии Чингисхану                    А) послужила «Отрарская катастрофа»                Б) межрелигиозные столкновения в Семиречье                  С) джут в Монголии                       Д) гибель хана Джучи
  7. Территория Казахстана была завоевана в                  А) 1218-1223гг                     Б) 1219-1224гг      С)1220-1225гг           Д) 1221-1226гг
  8. За упорное сопротивление были полностью уничтожены монголами три города Южного Казахстана        1) Отрар           2) Тараз          3) Ашнас        4) Сайрам      5) Сыгнак      6) Баласагун      7) Суяб           8) Алмалык
     

 

4. Домашнее задание § 21-22 по новым, 21 по старым + заполнить таблицу «Раздел Монгольской империи» на стр. 108 по старым. Написать сообщение о Чингисхане и его сыновьях (их 4)яФ

5. Подведение итогов урока и выставление оценок за урок

 

 

 

 

 

 

 

 

Для «свободного времени»

Самого старшего сына звали Джучи. По своему характеру до отца ему было далеко. Отличался мужчина добротой и гуманностью. Самым же страшным было то, что он жалел людей и прощал врагов. Такое было просто недопустимо в то суровое время. Отсюда и возникла стена непонимания между отцом и сыном. Масло в огонь подлили завистливые родственники. Они регулярно нашёптывали Чингисхану разные гадости про Джучи. В скором времени у грозного владыки сформировалось негативное мнение о способностях старшего сына.

Решение великого кагана было однозначным, и в самом начале 1227 года Джучи нашли мёртвым в степи. Мужчине сломали позвоночник, и его душа почти сразу отлетела в иной мир. Ломать позвоночники было излюбленным занятием монголов. Сильные воины брали обречённого за плечи и за ноги, подтягивали ступни ног к макушке, и позвоночник ломался. Несчастный умирал мгновенно.

Второго сына Чингисхана звали Чагатай. Это был жёсткий, волевой и исполнительный человек. Отец назначил его «хранителем Ясы». В наше время это соответствует председателю Верховного суда. Чагатай неукоснительно следил за исполнением законов, а нарушителей жестоко и беспощадно карал.

Третьего сына звали Угэдэй. Он, как и старший сын, пошёл не в отца. Терпимость к недостаткам людей, доброта, мягкость были его основными чертами характера. Всё это усугублялось любовью к весёлой и праздной жизни. Будь он обычным человеком, считался бы душой компании. Но Угэдэй приходился сыном грозному властителю, а поэтому подобное поведение рассматривалось как недостойное.

Четвёртого сына звали Тулуй. Родился он в 1193 году. Из «Мэн-да Бэй-лу» (древняя летопись, носящая название «Тайная история монголов») известно: Чингисхан с 1185 по 1197 годы находился в плену у маньчжуров. Следовательно, Тулуй не приходился родным сыном великому кагану. Но, вернувшись в родные степи, Чингисхан ни в чём не упрекнул Бортэ и относился к Тулую как к родному отпрыску. Тулуй показал себя очень хорошим военачальником и администратором. Наряду с этим он отличался благородством и был беззаветно предан своей семье.


 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образование Монгольской империи

Автор: Мавлюд Сима Айдыновна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 171862

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Образование Монгольской империи. Нашествие монголов на территорию Казахстана "
    ["seo_title"] => string(85) "obrazovaniie-monghol-skoi-impierii-nashiestviie-mongholov-na-tierritoriiu-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "186197"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426309113"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по истории, тема поурочного  плана Образование монгольской империи"
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekturokapoistoriitiemapourochnoghoplanaobrazovaniiemongholskoiimpierii"
    ["file_id"] => string(6) "255809"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448005352"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Образование Монгольской империи"
    ["seo_title"] => string(30) "obrazovanie_mongolskoi_imperii"
    ["file_id"] => string(6) "513589"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1559806084"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "План-конспект урока по всемирной истории на тему "Образование Монгольской империи""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_uroka_po_vsiemirnoi_istorii_na_tiemu_obrazovaniie_monghol_skoi_im"
    ["file_id"] => string(6) "446779"
    ["category_seo"] => string(19) "vsemirnaya-istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1514297610"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Монгольская империя и изменение политической карты мира"
    ["seo_title"] => string(59) "mongolskaia_imperiia_i_izmenenie_politicheskoi_karty_mira_1"
    ["file_id"] => string(6) "639111"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1698768664"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства