kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образование Монгольской империи. Нашествие монголов на территорию Казахстана

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс образование Монгольской империи. Учащиеся рассказывают легенду о рождении и детстве Темучина, Знакомство учащихся с административным делением Монгольского государства на три крыла, о  завоеваниях Чингисхана территории Казахстана, об Отрарской катастрофе- сценка -эпизод беседы Чингисхана и полководца о мерах наказания Гайр хана, ознакомить учащихся с последствиями монгольского завоевания. В конце урока ученик читаетстихотворение М.Шаханова "Отрар"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образование Монгольской империи. Нашествие монголов на территорию Казахстана »

Новеньковская средняя общеобразовательная школа











Открытый урок на тему:


«Образование Монгольской империи.

Нашествие монголов на территорию Казахстана»









Провела:

Учитель истории Елемесова Г.И.














2014-2015 учебный год






Тема урока: Образование Монгольской империи.

Нашествие монголов на территорию Казахстана

Цели:

Образовательная: рассказать учащимся о создании империи Чингисхана и о его завоеваниях.

Воспитательная: патриотическое воспитание, воспитание отрицательного отношения к войнам и военным конфликтам.

Развивающая: развить интерес к изучению истории, прививать навыки работы с тестами.


Тип урока: урок изучения нового материала

Метод урока: объяснительно-иллюстративный

Оборудование: портрет Чингисхана, Карта завоеваний Чингисхана, тесты по закреплению материала.


Ход урока

Оргмомент: Ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению новой темы «Казахстан в период монгольского нашествия». Сегодня на уроке мы должны уяснить, как была образована империя Чингисхана и каковы были последствия этого для территории Казахстана.


Объяснение нового материала

В древние времена был создан такой литературный памятник, как «Сокровенное сказание монголов». В отличие от других летописей того времени в «Сокровенном сказании монголов» говорится не о предках и расшифровке родословной, а в основном о жизни и делах Чингисхана. В «Сказании» 12 разделов и первый раздел называется «Происхождение и детство Темучина». Мы также начнем изучение новой темы с рассказа о родителях Темучина, будущего Чингисхана.

Послушаем рассказ его матери – Оуэн.


Джаксыбаева Наргиза- Рассказ матери Чингисхана.

Я родилась в племени кунгиратов. Когда мы с моим женихом из меркитского племени Эке-Чиледу ехали со своей свадьбы домой, у реки Онон нам повстречался Есугай-баатур, который здесь охотился. Он заглянул ко мне в возок и умчался прочь. Через некоторое время он вернулся со своими братьями. Он напал на пал на моего жениха и прогнал его. Чиледу очень нравился мне, но в времена монгольские девушки не выбирали себе мужей. Отцы или слепой случай решали их судьбы. Плачущую привезли меня в стойбище Есугей- баатура и я стала его старшей женой.


Рассказ учителя


16 апреля 1162 года в юрте богатого нойона Есугей-бахадура родился сын, впоследствие получивший имя Темуджин в честь пленного татарского богатыря Темуджина (Темирчи — возделыватель железа). Молва гласит, что принимавший роды, заметив в кулачке младенца кусок крови, приходит в ужас от увиденного. Через 27 лет за огромный труд и усилие в объединении монгольских родов и племен хан киреев Торы называет его Женисханом (т.е. ханом - победителем), что по-монгольски Чингисхан. Согласно монгольскому преданию Темуджин происходил из рода кият. Мать его была из племени конграт. Он рано осиротел и пережил в молодости немало унижений и нужды. Но причудливы зигзаги судьбы. Возмужав, Темуджин, выделявшийся среди своих сверстников хитростью и умом, сумел сплотить вокруг себя преданную ему дружину нукеров. Рядом удачных набегов ему удается возвратить угнанные стада, снискать себе славу отважного бахадура и к концу 12 в. стать одним из предводителей в монгольских степях. В конце 12 начале 13 вв. политическая обстановка в степях Центральной Азии и Казахстана характеризовалась усилением борьбы между правителями сильных союзов кочевых племен за власть над другими племенами.



В ходе этой борьбы энергичному и решительному Темуджину удалось объединить разрозненные между собой войной племена Центральной Азии и создать сильное государство. Империя Чингисхана была образована при активном участии верхушки централизованного кочевого общества. Новые государства должны были выражать интересы этой верхушки. Потому для кочевой знати постоянная война, приносившая наряду с завоеваниями новых земель-пастбищ и военную добычу, была частью производственной деятельности. Именно по этой причине политическое объединение Центральной Азии привело к прекращению внутренних межплеменных войн. Оно могло быть поддержано кочевой знатью только при том условии, если постоянный источник наживы — война, не только прекратится, но, напротив, расширится. Вот где внутренний двигатель завоевательных войн Чингисхана.

Таким образом, Чингисхан встал на путь внешних завоеваний по следующим причинам. Первое, внешнее завоевание сулило кочевой знати несравненно большие выгоды, добычи, нежели при внутренних междоусобицах.

Во-вторых, оно открывало возможность эксплуатации богатых земледельческих стран кочевниками.

В-третьих, немалым стимулом было и стремление захватить новые пастбища для крупных скотоводческих хозяйств кочевой знати.


Ничипорук Иван – рассказ полководца – нойона


Одной из причин военных успехов Чингисхана было объединение впервые после распада тюркского каганата военных сил наибольшей части Центральной Азии и Казахстана, не только монгольских, но и тюркских племен. Вся территория монгольского государства была разделена на три военно-административные территории.

Барнгар- правое крыло

Джунгар- левое крыло

Кул- центр

Войска улусов делились на десятки, сотни, тысячи и тьма. По этим административным единицам и было разделено население империи монголов. Десятку выставляла семья кочевников. Во главе округов, туменов, тысяч стояли родственники Чингисхана и смелые решительные люди. Армия отличалась жесткой дисциплиной. Если провинился кто-нибудь из десятки, наказывали всю десятку. Если показывала в бою трусость сотня, могли наказать всю тысячу.

Монголы применяли разнообразные приемы боя – притворное бегство, заманивание противника в засаду, воевали знаменитой «монгольской лавой» до пяти параллелей воинов. В атаку монголы шли с криком , но воевали молча.

Каждый монгольский воин имел при себе пилу, шило, иголки, нитки, глиняный сосуд для варки пищи, фляжку около двух литров, неприкосновенный запас, состоящий из сухого молока, сушеного мяса, сменного белья. Когда продуктов не хватало, воин рассекал вену своей лошади и пил до полулитра крови, потом перевязывал рану. После вторжения в Китай в 1211-1213 годы в монгольской армии появилась китайская военная техника – стенобитные, камнеметные и огнеметные орудия. Чингисхан умело использовал сведения, добытые через перебежчиков и купцов. Он никогда не нападал, не изучив предварительно обстановку.


Учитель:

К 1218-1219 годам монголы подчинили себе многие народы, енисейских кыргызов, бурят. Принял монгольское подданство и владетель Уйгурского княжества. Была занята территория Северного Китая.

Следующей задачей Чингисхана было завоевание Средней Азии, Ближнего Востока и Закавказья. Жители Семиречья, измученные восьмилетней войной с хорезмшахом Мухаммадом, перешли под власть Чингисхана без сопротивления. За это он зарпетил грабежи и резню в этом крае.

Поводом для вторжения в Казахстан послужила «Отрарская катастрофа»в 1218 году.


Рассказ Шамова Екатерина

Поводом для вторжения явилась так называемая «Отрарская катастрофа». Вкратце развитие конфликта и начало военных действий протекали следующим образом. Весть о победах, одержанных Чингисханом, породила массу толков в Средней Азии. Хорезмшах, желая проверить слухи и получить достоверные сведения об этом, отправил в Монголию одно за другим два посольства. Чингисхан, со своей стороны, также направил посольство. Вслед за тем Чингисхан отправил в Среднюю Азию Торговый караван.

Правитель Отрара кипчак Гайир хан заподозрил купцов в шпионаже, приказал убить их и разграбил караван. Чингисхан потребовал выдачи Гайир хана. Но Хорезмшах не только не исполнил этого требования, а велел убить послов. Это стало формальным поводом к войне Чингисхана против Хорезма. Правитель Отрара Гайир хан защищался отчаянно, до последней возможности. Когда защитники крепости полегли, она была взята в феврале 1220 года. Гайир хан был схвачен в плен.

Сценка

Полководец: Повелитель, царь царей, Гайр хан, правитель Отрара после пятимесячного сопротивления взят в плен, Мы доставили его к Вам по Вашему приказу. Он ждет решения его судьбы.

Чингисхан: Гаирхан дрался как лев. Я уважаю храбрых и сильных людей. Но Гаирхана ждет суровая кара за его непокорность. Залейте ему в глаза и уши расплавленное серебро!

Полководец: Повелитель! Караджа-хаджиб ждет своей нагрды!

Чингисхан: Будет ему награда. Кто предал один раз, предаст и еще. Казнить всех!.


Учитель: На месте Отрара остались лишь развалины. (Рисунок)Это остатки известного средневекового города Отрар, который расположен в Кызылкумском районе (ныне Отырарский) Южно-Казахстанской области в 10 км западнее железнодорожной станции Тимур, неподалеку от впадения реки Арысь в Сырдарью и немного не доезжая до мавзолея Арыстан баба. Первые раскопки на территории городища были проведены в 1904 году.

В 1979 начались масштабные археологические раскопки, после которых городище Отрар получило статус первого археологического заповедника в Казахстане. Первый объектом для просмотра мы избрали восстановленную древнюю баню. Она была частично реконструированна и защищена специальной кровлей, для лучшей сохранности от природных катаклизмов. Дальше мы держим путь к цитадели.

Только на примыкавшей к центру города территории находилось свыше 10 больших и малых городских поселений, на многие километры простиралась его сельскохозяйственная округа с великолепными ирригационными сооружениями. В многослойной толще гигантского холма на площади 20 гектаров, каким предстает сегодня перед нами Отрар, археологами К. А. Акишевым, К. М. Байпаковым, Л. Б. Ерзаковичем и др. выявлены остатки материальной культуры с первых веков вплоть до первой четверти XVIII столетия, когда последние жители покинули этот запустевший город. На то были свои причины. Едва возрожденный после монгольского нашествия Отрар неоднократно подвергался трудным испытаниям, став ареной ожесточенных столкновений сначала между правителями Золотой Орды и Тамерланом, затем казахским и среднеазиатскими ханствами.

Да, впечатляющее зрелище - глубина раскопа составляет 6-8 метром. Это основание башни и древних зданий, можно рассмотреть древнюю кладку из сырцового кирпича и почувствовать узость древних улиц. Также видны остатки древних ворот, высота которых больше 7 метров. В центральной части городища, силами казахстанских археологов и организацией ЮНЕСКО, произведена значительная реконструкция древних кварталов городища. Можно прогуляться и представить как в древние времена здесь обитали люди. Заглянуть в закоулки истории и древние очаги.

Начиная с XV века, с наступлением эпохи великих географических открытий древний «Шелковый путь» потерял былое значение. Сюда все реже и реже стали ходить караваны купцов с товарами из разных стран. Постепенно сокращались ремесленное дело, сеть древних ирригационных систем, масштабы земледелия. Но город продолжал жить вплоть до XVIII века. Примечательно, что архитектурно-конструктивные приемы отрарского жилища, предметы материальной культуры, найденные в этом некогда цветущем оазисе, находят аналоги в казахском домостроении, традиционной культуре казахского народа, подчеркивая взаимосвязь культур, поколений. В 2001-2004 годах осуществлялся проект ЮНЕСКО, Казахстана и Японии «Консервация и сохранение древнего города Отрар».

С 2004 года действует государственная программа «Возрождение древнего Отрара». Предполагается создание археологического музея под открытым небом. Отрар — родина выдающегося средневекового математика и философа Аль-Фараби. Неподалёку от городища расположен мавзолей почитаемого суфия Арыстан-Баба (Арслан-Баб). По историческим источникам, после того, как здесь были казнены послы Чингисхана, город был разрушен монголами в 1219 году. В январе 1405 года в Отраре в начале своего похода на Китай умер Тимур. В современном Казахстане название «Отрар» является популярным: его носят кафе, гостиницы, фирменный поезд, телеканалы и т.д.



Стихотворение Кирилина Анжела

Послушайте, как современный поэт Мухтар Шаханов написал об этом в своем произведении «Отрарская поэма»;







О, гордый Отрар! В горле горечи ком,

Не взят ты измором, мечом и стрелой,

Шесть месяцев стойко сражался с врагом,

В шесть дней был разрушен и сравнен с землей.

Пристанище мудрых, науки приют,

Мы песни твои с колыбели твердим,

Ты слышишь, Отрар, то не ветры поют,

То Азия плачет под пеплом твоим.

Я вижу сквозь годы пожара зарю,

И крики младенцев терзают мой слух,

Я тоже в огне беззащитно горю,

В которой бросали ослепших старух.

И долго по небу, закрыв небосклон,

Лишь вороны плыли, победно крича.

Бессмертная память живым тяжела.

Где город стоял- только ветры да прах.

И слава твоя, что великой была,

Лишь горькой легендой осталась в веках.

Учитель:

Через пять лет весь Казахстан и Средняя Азия после упорного сопротивления вошли в состав монгольской империи. В 1224 году Чингисан возвращается в Монголию. Умер Чингисхан в возрасте 72 лет в 1227 году. Похоронен он на горе Бурхан-Калдан в месте, которое избрал еще при жизни. Покорил «сотрясатель Вселенной» четыре пятых территории Старого Света с населением свыше одного миллиарда человек.

Монгольское нашествие внесло существенные изменения в этнополитическое развитие Казахстана, оно принесло с собой разрушения, опустошения и неисчислимые жертвы. Они уничтожили южно-казахстанские города Отрар, Сыгнак, Ашнас.

Завоевание сопровождалось истреблением людей, обращением их в рабство, разрушением оазисов, культурных ценностей, Арабский историк Ибн-аль- Асир писал об этом: «Монголы ни над кем не жалились, а убивали мужчин, младенцев, раскрывали утробы беременных и умервщляли зародышей. Немало представителей племен, населявших Казахстан, оказалось из-за монгольского завоевания в Венгрии, на Балканах, Индии, Египте, Китае.


Закрепление: тесты

Итоги урока:

В результате монгольского завоевания Казахстана его территория оказалась разделенной между наследниками Чингисхана. Оно отрицательно сказалось на состоянии хозяйства, задержало общественное развитие. Покоренное население облагалось тяжелыми податями и повинностями. Это приводило к массовому разорению населения. Разделение казахстанских земель между тремя улусами породило разобщенность населения в этническом и культурном плане, возросла доля кочевого скотоводства.

Домашнее задание

Оценки за урок








Кстати, отсюда берут свое начало название Чингисские горы в современном Абайском районе Семипалатинской области, где он жил с 1219 — 1226 гг.

В 1218 г., вступив в пределы владений найманского предводителя Кучлука, монгольский полководец Джэбэ издал объявленный через глашатаев приказ, по которому воинам было запрещено трогать имущество мирных жителей, а мусульманам было возвращено право публичного богослужения, отнятое у них правителем найманов. Хан найманов был настигнут монголами в Бадахшане и обезглавлен. С захватом Восточного Туркестана и Семиречья путь монголам в Южный Казахстан и Среднюю Азию был открыт.

. Так, в 1221 г. в период завоевания Хорезма монгольский отряд вторгся в земли кипчаков и в кровопролитном бою разгромил их. Об этом сообщают многие мусульманские авторы. Таким образом, вследствие первого похода монголов в 1219 — 1224 гг. Казахстан и Средняя Азия вошли в состав империи Чингисхана. Массы кипчаков бежали под натиском монголов из степей Казахстана в степи Восточной Европы. Многие из них попали в плен монголам и были проданы в рабство в другие страны, такие как Египет и Индия, где, став воинами-рабами (мамлюками и гулямами), достигли высот власти. Именно они создали ту боевую силу,которая в лице мамлюкского Египта и Делийского султаната стала неодолимой преградой монгольскому завоеванию.




Таким образом, подытоживая изложенное, можно сказать, что монгольское нашествие существенно задержало процесс образования народности на территории Казахстана, но не смогло остановить его. Хотя и медленно, все же восстанавливалась хозяйственная жизнь,стала крепнуть давно установившаяся тенденция к сближению родственных по происхождению, языку, материальной и духовной культуре племен. На почве укрепления феодальных отношений в 14-15 вв. в Золотой Орде и Чагатайском улусе (долины Щу и Таласа, южная часть долины Или), где монгольское правящее меньшинство было ассимилировано местным тюркским населением, такой объединительный процесс все усиливался. Проблема происхождения казахской народности, как уже было отмечено, изучена недосгаточно, многие стороны сложнейшего этногенетического процесса на обширной территории Казахстана не ясны. В науке продолжает иметь место разное предположение о природе этнонима «казах» и о том, когда сформировалась казахская народность. В то же время очевидно, что факт сложения казахской народности не случайный или единовременный акт. этнические процессы, обусловившие образование казахской народности, уходят истоками в древность и средневековье, эпоху зарождения государственности на земле казахов. Несомненна генетическая связь средневекового населения Казахстана — от тюрок, тюргешей, карлуков, огузов, караханидов, карахытаев до кыпчаков, найманов, киреитов, усюней и других, ставших этническим компонентом казахской народности. По утверждению академика М. Козыбаева, суперэтнос кипчакский народ, в течение трех веков впитавший в себе племена монгольского происхождения, начал из своего состава выделять казахов, узбек, башкир, ногаев, каракалпаков, киргиз, татар и др. тюркских народов.



Ранее объединившиеся под названием «кипчакский народ» три этнотерриториальных объединения теперь формируются в казахский народ, состоящий из трех джузов. Казахское общество рассматриваемого периода представляло собой иерархически организованную социальную структуру сословных групп и прослоек. Высшее сословие в этом обществе представляли султаны, т.е. потомки Чингисхана по мужской линии—чингизиды. Каждый чингизид независимо оттого, к какой именно династии потомков великого завоевателя относился, мог претендовать на ханский титул в любом месте, где в какой-то мере сохранились традиции монгольской империи. Их также называют — тюре. Ступенью ниже стоят бии, о которых мы уже говорили. Они не принадлежали к ролу чингизидов. Их влияние определялось как многочисленностью, силой, так и древностью происхождения и старшинством возглавляемых ими родов. Бий, являясь важным звеном в системе управления ханством, сочетал в себе по меньшей мере четыре качества:


- военноначальник;

- судья;

- административное лицо;

- представитель степного населения;



Наиболее многочисленную прослойку класса эксплуататоров у казахов-кочевников составляли баи, имеющие обилие скота, т.е. богатства. К группе привилегированных особ казахского общества можно отнести и батыров. Батыр не только титул храбреца, но и разряд лиц из числа профессиональных военных. Самую нижнюю ступень общественной лестницы занимали простолюдины: кочевники-скотоводы, объединенные в родовые общины. Особую группу составляли рабы, которые были подчинены к системе патриархального домашнего рабства в отличие от классического рабства. Это были патриархальные рабы: лакеи, помощники. Как правило, это люди, попавшие в плен и лишенные свободы. В казахском обществе немаловажную роль играли ходжы — потомки рабов, персов или люди, рожденные от их местных браков. В основном они проповедовали ислам и причисляли себя к аксуйекам — белые кости. Следующий социальный слой — туленгиты. Это люди, набранные из представителей калмыков, башкир, ногай, русских, сартов и т.д. дружинники или военные. Подбор этот осуществлялся специально, чтобы во время народных волнений дружинники из чужой крови смогли, не жалея, подавлять народ. Необходимо напомнить о такой категории, как консы, т.е. соседи. Это люди из других родов, прибывшие к своим дядям, племянникам, родным, превратившим их в помощники, домработники.





Город Отрар



Одним из крупных торгово-ремесленных и культурных центров, возникших на древнем «Шелковом пути», был великий Отрар с его не менее знаменитыми пригородами Кокмардан, Кедер, Оксыз, Караконсы, Бузук, прославившимися как центры торгово-ремесленных дел, науки и культуры и давших миру таких выдающихся ученых-энциклопедистов, как Абу Наср аль-Фараби (870—950), Габбас Сайд аль-Жаухари (IX в.), Исхак аль-Фараби (ум. 961), Исмаил аль-Жаухари (ум. 1002), Ахмет аль-Отрари (XI—XII вв.) и др. Отрар имел четкую планировку улиц, кварталов, площадей, куда можно было попасть через трое крепостных ворот, снабженных перекидными мостами через ров. Наличие в городе монетного чекана, ремесленных кварталов, водопровода, канализации свидетельствует о развитой в раннем средневековье городской жизни.



Узбекали Джанибеков

Городище Отрар




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Образование Монгольской империи. Нашествие монголов на территорию Казахстана

Автор: Елемесова Гулжайсан Исембаевна

Дата: 14.03.2015

Номер свидетельства: 186197

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Образование Монгольской империи "
    ["seo_title"] => string(34) "obrazovaniie-monghol-skoi-impierii"
    ["file_id"] => string(6) "171862"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423735185"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "урок истории на тему:: «Завоевание монголами Казахстана»"
    ["seo_title"] => string(57) "urok-istorii-na-tiemu-zavoievaniie-mongholami-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "264303"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449680558"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Повторно- обобщающий урок по истории Казахстана в 7 классе  на тему: Казахстан в 13- первой половине 15 веков "
    ["seo_title"] => string(119) "povtorno-obobshchaiushchii-urok-po-istorii-kazakhstana-v-7-klassie-na-tiemu-kazakhstan-v-13-piervoi-polovinie-15-viekov"
    ["file_id"] => string(6) "195898"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427978510"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства