kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образование единого централизованного государства

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время задача образования состоит в воспитании современных  образованных, творчески мобильных людей, способных самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Реализация данной проблемы возможная через создание определенных педагогических условий, при которых личность будет поставлена в позицию активного участника не только учебного процесса, но и модернизация собственной жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образование единого централизованного государства»



Пояснительная записка к уроку.


В настоящее время задача образования состоит в воспитании современных образованных, творчески мобильных людей, способных самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Реализация данной проблемы возможная через создание определенных педагогических условий, при которых личность будет поставлена в позицию активного участника не только учебного процесса, но и модернизация собственной жизни.

В связи с этим актуальным становится вопрос использования активных нетрадиционных форм обучения, когда учащийся является субъектом образовательного процесса.

Современная методика преподавания истории и школьная практика располагают значительным опытом применения методов и организационных форм, активизирующих познавательную деятельность учащихся. Активность учащихся в процессе обучения истории проявляется во всех сторонах личности: интересе к новой задаче информации, радости познания, установки на решение проблемных ситуаций, готовности к решению задач, общении с товарищами.

Условиями активизации являются атмосфера взаимного доверия и уважения, руководство процессом обучения на основе сотрудничества школьников и учителя, побуждение школьников к творческой самостоятельной деятельности.

При этом учитываются воспитательные функции учителя, который становится «режиссером» учебно-воспитательного процесса, поддерживающего творческие возможности учащихся. В этой связи важно последовательно использовать методы и формы организации учебной деятельности, активизирующие познавательную деятельность школьников и создающие эмоциональный фон.


Тип урока: изучение нового материала

Вид: комбинированный

Форма урока: практическая работа с источниками с элементом критического мышления

Оборудование: интерактивный комплекс, презентация

Раздаточный материал: карточки с источниками элементов критического мышления

Дидактический материал: документ «Судебник Ивана III»

















Тема урока: «Образование единого государства — России. Иван III

Цели урока: характеристика причин, хода и результатов феодальной войны второй четверти XV в; ее влияния на дальнейшую судьбу страны; анализ развития России в XV в. и определение признаков централизованного государства; анализ содержания Судебника 1497 г.; характеристика общественных отношений в российском обществе изучаемого периода.


План – конспект урока.



Ребята, мы с вами продолжаем тему Русь в XIII – XV веках, говорили о Москве как центре объединения русских земель, о Дмитрии Донском. Как повторение и закрепление пройденного сейчас мы проведём историческую перестрелку и Словарную разминку. Пожалуйста, начинаем.

(историческая перестрелка и словарная разминка)

Тема нашего сегодняшнего урока – Образование единого государства - России. И новый исторический персоналий – Иван III.

Сегодня мы на уроке охарактеризуем причины, ход и результат феодальной войны второй четверти XV века, её влияние на дальнейшую судьбу страны, познакомимся с новым сводом законов Ивана III – Судебником 1497 года.

      Основные даты и события
      1425—1453 гг. — феодальная война.
      1462—1505 гг. — княжение Ивана III.
      1478 г. — окончательное присоединение Новгорода к Москве.
      1480 г. — стояние на Угре.
      1485 г. — присоединение Твери к Москве.
      1497 г. — принятие Судебника Ивана III.
      XV — начало XVI в. — создание ансамбля Московского Кремля.

      Термины и понятия урока
      Автокефальная церковь — самостоятельная в административном отношении церковь в православии.
      Боярская дума — высший совет при князе (с 1547 г. — при царе) в Русском государстве X — начала XVIII в. Деятельность Боярской думы носила законосовещательный характер. В Киевской Руси Боярская дума была совещанием князей с дружинниками (княжьими мужами, думцами) и старцами градскими (земскими боярами, потомками местной знати), иногда присутствовали и высшие представители духовенства. В Московском государстве членами Боярской думы были: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки.
      Местничество — система распределения служебных мест в Русском государстве в XIV—XV вв. с учетом происхождения, служебного положения предков человека и его личных заслуг. Отменено в 1682 г.
      Пожилое — пошлина в России конца XV—XVII в., которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня (осеннего).
      Поместье — владение, получаемое князьями — дворянами за службу.
      Помещики — держатели поместий, дворяне.
      Приказы — центральные правительственные учреждения, ведающие отдельными отраслями великокняжеского управления.

      Персоналии
      Василий II Темный (1415—1462 гг.) — сын Василия I, великий князь московский с 1425 г. Одержал победу в феодальной войне (1425—1453 гг.). Ослеплен в ходе войны в 1446 г. князем Дмитрием Шемякой (отсюда прозвище). Ограничил самостоятельность Новгорода и Пскова.
      Василий Косой (?—1448 гг.) — удельный князь звенигородский. Вместе с братом Дмитрием Шемякой вел долголетнюю феодальную войну с Василием II Темным. Пытался захватить власть в Москве, но был побежден в 1436 г. и ослеплен.
      Дмитрий Шемяка (1420—1453 гг.) — сын Юрия Дмитриевича, князь Галича-Костромского. В ходе феодальной войны в 1446 г. взял в плен и ослепил Василия II Темного, после ряда поражений бежал в Новгород.
      Юрий Дмитриевич (1374—1434 гг.) — князь звенигородский и Галича-Костромского, сын Дмитрия Донского. С 1425 г. вступил в борьбу с Василием II Темным. В 1433—1434 гг. дважды захватывал великокняжеский стол.
      Иван III (1440—1505 гг.) — сын Василия II, великий князь московский с 1462 г. Женат первым браком на княжне тверской Марии Борисовне, вторым — на Софье Палеолог. В правление Ивана III сложилось территориальное ядро единого Российского государства, началось складывание центрального государственного аппарата. Были присоединены Ярославль, Новгород, Тверь, Вятка, Пермь и др. При нем было свергнуто монголо-татарское иго (стояние на Угре в 1480 г.), составлен Судебник 1497 г., развернулось большое строительство в Москве, вырос международный авторитет Российского государства, произошло оформление титула — великий князь всея Руси.

      Оборудование урока: карта «Образование Русского централизованного государства», 2 презентации - «Образование единого государства – России», «Судебник Ивана III», работа с дополнительным материалом.
      План изучения нового материала: 1. Феодальная война второй четверти XV в. 2. Иван III. Объединение русских земель вокруг Москвы. 3. Судебник 1497 г.

Ребята, мы с вами продолжаем тему Русь в XIII – XV века, на прошлом уроке говорили о Москве как центре объединения русских земель, о Дмитрии Донском. Как повторение и закрепление пройденного сейчас мы проведём историческую перестрелку и Словарную разминку. Пожалуйста, начинаем.

(историческая перестрелка и словарная разминка)

Тема нашего сегодняшнего урока – Образование единого государства - России. И новый исторический персоналий – Иван III.

Сегодня мы на уроке охарактеризуем причины, ход и результат феодальной войны второй четверти XV века, её влияние на дальнейшую судьбу страны, познакомимся с новым сводом законов Ивана III – Судебником 1497 года.

По первому вопросу плана О причинах, ходе и результате феодальной войны второй четверти XV века нам сейчас расскажет Кушниренко Виктория. (сообщение)

       Я: Подоплека событий феодальной войны заключается в том, что война по своей сути была борьбой сторонников централизации, которых представляли великокняжеская власть, опирающаяся на московское боярство, дворянство и церковь, с противниками этого процесса — коалицией удельных князей во главе с галицко-звенигородским князем Юрием Дмитриевичем. Итоги войны: победа сил централизации, укрепление великокняжеской власти, русская церковь стала автокефальной.(Что означает автокефальной)


Мы продолжаем рассмотрение этапов образования централизованного государства. Ваша задача - завершить заполнение таблицы, начатой на предыдущем уроке.

Основные этапы политической централизации Руси

Этап

Хронологические рамки

Характеристика этапа

Содержание этапа

I

Начало XIV в. — 1389 г.

Период борьбы московского княжества со своими соперниками за лидерство в объединительном процессе и начало освобождения Руси от ордынского ига

Возвышение Москвы. Победа Московского княжества в борьбе за владимирский великокняжеский престол. Победа русских войск в Куликовской битве под знаменами московского князя

II

1389—1462 гг.

Период дальнейшей борьбы Москвы за упрочение своих позиций, укрепление власти великого князя Московского в результате феодальной войны

Феодальная война между потомками московского князя Дмитрия Донского (1425—1453 гг.). Присоединение Нижегородского княжества, борьба с Литвой (1406 г. — потеря Смоленска) и Ордой (набег Едигея и осада Москвы)

III

1462—1533 гг.

Период завершения политико-территориального формирования Русского государства при Иване III и Василии III, свержение ордынского ига

При Иване III: присоединен Новгород (1471 и 1477— 1478 гг.), Тверь (1485 г.), Вятка (1489 г.); стояние на Угре и конец ордынского ига (1480 г.); ликвидация Большой Орды с помощью крымского хана Менгли-Гирея; установление протектората над Казанью (1487 г.); войны с Великим княжеством Литовским и присоединение Северских земель (конец XV — начало XVI в.). При Василии III: присоединение Пскова (1510 г.), Смоленска (1514 г.) и Рязани (1521 г.)

.
      2. Составляя историческую характеристику Ивана III, ребята, вы можете использовать материал параграфа и документы после него и материал презентации об Иване III.

Время правления Ивана III было периодом образования основной территории России, формирования ее политических основ. Высшей целью Ивана III было объединение под властью Москвы всех русских земель. Объединив большую часть русских земель, он начал вести себя как независимый государь и перестал платить дань Орде. Ахмат, хан Большой Орды, решил восстановить господство над Русью.
      В 1480 г. Ахмат, заключив союз с литовским королем Казимиром, поднял Большую Орду в поход. Войска Ахмата подошли к реке Угре, притоку Оки. Однако форсировать ее татары не решились. Началось стояние на Угре войск противников, которое закончилось в пользу русских. Русь освободилась от монголо-татарского ига.
      При Иване III сложились основные принципы внешней политики Московского государства, определившие ее на столетия вперед. Было выдвинуто положение о том, что московские князья являются наследниками князей Киевской Руси, а следовательно, все земли Киевской Руси — вотчина московских государей. Великий князь начал войну с Литвой. В результате по договору с Литвой 1503 г. к России перешли земли по Десне и Соже, в верховьях Днепра и Западной Двины с Черниговом, Новгородом-Северским, Стародубом, Гомелем, Брянском и т. д.
      Большое значение для укрепления международного авторитета Московского государства имел брак Ивана III (после смерти его первой жены) с племянницей последнего византийского императора Константина XI Палеолога Зоей (Софьей) Палеолог. В государстве появились новые символы власти: герб с двуглавым орлом и титул царя (кесаря).
      3. Рассмотрению Судебника 1497 г. (презентация) В 1497 г. был принят Судебник, впервые вводятся законодательные меры по ограничению коррупционных действий и начинает достаточно подробно обозначаться проблема продажности служащих. В ст. 1 сразу обозначается запрет посула в суде, а также использовать правосудие как орудие мести или решать дела в интересах отдельных лиц — «а судом не мстити ни дружите никому».по которому стало вершиться правосудие на Руси. Так, ст. 1 Судебника гласила: «Судите суд боярам и окольничим. А на суде быти у бояр и у окольничих диаком. А посулов боярам, и окольничим, и диаком от суда и от печалованиа не имати никому...». Под посулами в данной статье понималось получение должностным лицом, осуществляющим правосудие или разрешающим спор, гостинцев, поборов, взяток. В Судебник вводится термин «взятка» и в ст. 67 объявляет: «да велеть объявить по территории в Москве и во всех городах Московской земли, и Новгородской земли, и по всем волостям приказать, чтобы истец и ответчик судьям и приставам взятки не обещали в суде…». Данная статья не предусматривала санкции за получение посула, однако за совершение данного правонарушения должностное лицо могло быть наказано главою государства по своему усмотрению. Следовательно, коррупция как правовое явление, направленное против интересов правосудия, возникло на Руси в форме получения взяток. Хочется отметить, что любое проявления коррупции крайне не одобрительно воспринимаются обществом, которое ожидает применение мер государственного принуждения в отношении чиновников, желающих обогатится за счет занимаемой должности. Надо отметить, что первым легальным проявлением взяточничества явилось кормление - древнерусский институт направления князем своих воевод, наместников в провинцию без денежного вознаграждения, с тем чтобы они "кормились" (содержались) населением соответствующей территории. Воеводы ведали всеми делами в подвластном ему уезде: управляли войском, судили и назначали наказания, наблюдали за сбором налогов и т.п. При этом воеводы злоупотребляли своей властью, бессовестно брали вознаграждения, вымогали у жителей приношения, наживались на народной нужде. Они, как правило, назначались на два года, но вместо того чтобы управлять, большей частью стремились обогатиться в течение этого срока. Проект работы был выполнен дьяком Владимиром Гусевым, а потом получил силу закона в 1497 году с сентября, будучи утвержден великим князем с его детьми и боярами.
Причина появления судебника:
1. распространение юрисдикции великого князя на всю территорию централизованного государства
2. ликвидация правовых суверенитетов отдельных земель, уделов и областей.
3. центральное менеджмент и суд не были определены.
Судебник- инструкция для организации судебного процесса ("суда").
Новый общий закон не имел никакого названия, но обычно он именуется судебником по аналогии с царским Судебником.

Итак ____
Новые постановления, относящиеся к правотворческой деятельности Ивана III:
1. запрещение отказывать в правосудии (ст.2), но не наказывает
2. законы о взяточничестве и лжесвидетельстве и др. Судебник можно разделить на три части: первая (ст.1-36) - о суде центральном;
вторая (ст.37-44) - о суде провинциальном (наместничьем); третья часть (ст. 45-55, с добавочными ст.67-68) - содержит в себе материальное право (о давности, наследстве, договорах займа и купли-продажи, о переходе крестьян, о холопстве).
Основное содержание - процессуальное право. Судебник не охватил всех правовых форм Руси, поэтому он не исключал применения обычного права.

Во-первых, он закрепил единое устройство и управление в государстве. Учащимся может быть предложено построение схемы управления Русским государством в XV в. на основе материала параграфа.

Управление Русским государством при Иване III

      Во-вторых, Судебник уравнял частновладельческих крестьян с черносошными (государственными) и дворцовыми в уплате налогов в казну.
      В-третьих, ограничил привилегии бояр, церковных иерархов, монастырей в судебных и податных делах.
      В-четвертых, впервые в общегосударственном масштабе ввел правило, ограничивавшее выход крестьян; их переход от одного владельца к другому теперь разрешали только один раз в году, в течение недели до и недели после Юрьева дня (осеннего) (26 ноября по старому стилю), после окончания полевых работ. Кроме того, выходцев обязали платить владельцу пожилое — деньги за «двор» — хозяйственные постройки. Рассмотрение размера пожилого целесообразно провести на основе извлечения из Судебника, приведенного в конце параграфа.
      В-пятых, изменяется система комплектования войска: вместо дружин создается единая военная организация — московское войско, основу которого составляют дворяне-помещики. Они по требованию великого князя должны являться на службу с вооруженными людьми из своих холопов или крестьян, в зависимости от величины поместья («конно, людно и оружно»).
      Подводя итоги урока, я вместе с учащимися фиксирую историческое значение образования Русского централизованного государства, которое можно сформулировать следующим образом:
      1) завершение периода политической раздробленности и разорительных усобиц внутри страны;
      2) укрепление обороноспособности страны, что позволило освободиться от монголо-татарского ига;
      3) создание благоприятных условий для развития хозяйства и культуры (введена единая система мер и весов);
      4) рост международного авторитета Русского государства.
      В заключение можно привести цитату из текста параграфа, в которой автор XVI в. отразил чувства своих современников: «Наша великая Русская земля освободилась от ига... и начала обновляться, как будто перешла от зимы к тихой весне. Она снова достигла своего древнего величества, благочестия и спокойствия, как при первом князе Владимире».

      Домашнее задание: § 23; используя материал § 22—23, составить развернутый план по теме: «Образование единого государства — России в XV в.».



Цитаты к уроку.

  1. Ненасытная жажда корысти дошла до того, что некоторые места, учреждаемые для правосудия, сделались торжищем, лихоимство и пристрастие — предводительством судей, а потворство и попущение — одобрением беззаконникам». Императрица Елизавета

2.Чем больше коррумпировано государство, тем больше в нём законов. Тацит

3. Запомните, джентльмены, эту страну [США] погубит коррупция! «Человек с бульвара Капуцинов»

4.Деньги не исправляют несправедливостей природы, а углубляют их. Андреев Л.


5. Человек должен научиться поступать нравственно сам с собой, без всяких проверок и контроля, он должен чувствовать нужные вещи: можно, нельзя, надо. А.С. Макаренко.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образование единого централизованного государства

Автор: Любченко Татьяна Олеговна

Дата: 24.11.2018

Номер свидетельства: 487320

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок "Образование единого централизованного государства""
    ["seo_title"] => string(61) "urok-obrazovaniie-iedinogho-tsientralizovannogho-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "255149"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447867571"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "План-конспект урока на тему: «Завершающий этап создания единого Русского государства ". "
    ["seo_title"] => string(95) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-zaviershaiushchii-etap-sozdaniia-iedinogho-russkogho-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "132510"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416340562"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока окружающего мира "От Древней Руси к Единой России" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-ot-drievniei-rusi-k-iedinoi-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "190312"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427131514"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Образование единого государства-России. "
    ["seo_title"] => string(42) "obrazovaniie-iedinogho-ghosudarstva-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "164882"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422714860"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) ""Создание единого русского государства и конец ордынского владычества" "
    ["seo_title"] => string(78) "sozdaniie-iedinogho-russkogho-ghosudarstva-i-koniets-ordynskogho-vladychiestva"
    ["file_id"] => string(6) "113776"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411045080"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства