kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Образование единого централизованного государства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Расширить знания учащихся по истории родной страны, объяснить, что процесс образования единого централизованного государства был последовательным и закономерным.
  • Содействовать развитию интереса учащихся к истории России, способствовать формированию чувства гордости за свой народ и страну, осознанию учащимися ценности научных знаний и важности овладения ими.
  • Содействовать развитию у учащихся умения сравнивать, обобщать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, развивать интерес к ситуации исторического поиска, умение работать с исторической и контурными картами.

Оборудование урока

  • Карты «Россия в XIV – XV веках», «Походы Ивана III», «Стояние на Угре».
  • Портреты Ивана III и Василия II.
  • Картины «Марфа Борецкая», «Стояние на Угре», миниатюра из Лицевого летописного свода XVI века «Стояние на Угре».
  • Раздаточный материал: цветные карты, разрезанные на части; контурные карты, цветные карандаши, клей, чистые листы бумаги для приклеивания «паззлов», жетоны-«звёздочки» для правильно ответивших участников.
  • Проектор для демонстрации видеоматериала.
  • Мультимедийная презентация по теме урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Образование единого централизованного государства"»

Образование единого централизованного государства


Цели урока:

  • Расширить знания учащихся по истории родной страны, объяснить, что процесс образования единого централизованного государства был последовательным и закономерным.

  • Содействовать развитию интереса учащихся к истории России, способствовать формированию чувства гордости за свой народ и страну, осознанию учащимися ценности научных знаний и важности овладения ими.

  • Содействовать развитию у учащихся умения сравнивать, обобщать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, развивать интерес к ситуации исторического поиска, умение работать с исторической и контурными картами.


Оборудование урока

  • Карты «Россия в XIV – XV веках», «Походы Ивана III», «Стояние на Угре».

  • Портреты Ивана III и Василия II.

  • Картины «Марфа Борецкая», «Стояние на Угре», миниатюра из Лицевого летописного свода XVI века «Стояние на Угре».

  • Раздаточный материал: цветные карты, разрезанные на части; контурные карты, цветные карандаши, клей, чистые листы бумаги для приклеивания «паззлов», жетоны-«звёздочки» для правильно ответивших участников.

  • Проектор для демонстрации видеоматериала.

  • Мультимедийная презентация по теме урока.


Ход урока

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем играть в пазлы. Попробуйте собрать картинку из нескольких частей, приклеивая их на чистый лист бумаги.

(под тихую приятную музыку дети собирают пазлы)

- Что у вас получилось?

(Ответ: «Карта»)

- Эта карта будет нашей главной помощницей при изучении новой темы: «Образование единого централизованного государства».

(по щелчку на слайде появляется тема урока)

- Проверьте, правильно ли вы собрали эту карту.

(слайд с картой)

- Что на карте обозначено жёлтым цветом?

(Земли, присоединённые к Москве с 1389 по 1462 г)

- Что обозначено цифрами?

(Даты присоединения земель к Москве)

- Что обозначено зелёной линией?

(Граница русских земель)

- Перенесите эту границу на контурную карту и раскрасьте внутреннее пространство.

(дети выполняют задание)

- Что мы обозначили?

(Московское княжество в 1462 году)

- Как вы думаете, почему на карте выделили именно этот год? Какое событие могло тогда произойти?

(ребята высказывают свои предположения)

- В 1462 году на московском престоле Василия II Тёмного сменил его сын – Иван III Васильевич (слайд с портретом Ивана III). Как вы думаете, какие главные политические задачи стояли перед ним?

(Продолжение объединения русских земель.)

- Что мешало решению этой задачи?

(Монгольское иго)

- Как же Иван III решал эти задачи? Чтобы окончательно избавиться от монгольского владычества, Руси нужно было накопить силы. Поэтому сначала московский князь продолжил объединение русских земель. Он подчинил своей власти Ярославскую, Ростовскую и Вятскую земли. Найдите их на карте и раскрасьте карандашом такого цвета, который вы ещё не использовали.

(учащиеся выполняют задания)

- Теперь Иван III обратил свой взор на Новгород. Присоединить его было не так легко. Подумайте, чем управление Новгородом отличалось от только что присоединённых княжеств?

(Новгород был боярской республикой)

- Новгородские бояре были в союзе с польско-литовским королём и совместно выступали против Москвы. Во главе бояр стояла вдова посадника Марфа Борецкая («посадница»). Узнав об измене новгородцев, Иван Васильевич пошёл на них войной.

(слайд)

- 1471 г. - на реке Шелони москвичи во главе с воеводой Даниилом Холмским победили новгородцев. Однако окончательно Новгород был присоединён в 1478 г. Иван III упразднил власть посадника, отменил вече, а вечевой колокол и Марфу Посадницу доставили в Москву. Найдите на контурной карте Новгородское княжество и «присоедините» его к московской Руси.

(учащиеся выполняют задание)

- Посмотрите на доску. На какие вопросы вы уже можете дать ответ?

1. 1471 г.

2. 1478 г.

3. Почему новгородцы не желали подчиняться московскому князю?

4. Почему Иван III приказал доставить Вечевой колокол в Москву?

- Вспомните, какое княжество боролось с Московским за политическое первенство?

- В политике всегда побеждает тот, у кого больше сил. Предположите, у кого в данном противостоянии было больше сил?

(у Московского княжества)

(слайд «Походы Ивана III»)

- Поэтому тверской князь Михаил предпринял попытку заключить союз с польско-литовским королём Казимиром. Но неудачно! Осенью 1485 г. Иван III пошёл на Тверь, но ему не пришлось сражаться, потому что тверские князья перешли на его сторону, а князь Михаил бежал в Литву. В начале XVI века Тверская земля окончательно вошла в состав единого государства. Найдите на контурной карте Тверское княжество и «присоедините» его к Московским владениям.

(Учащиеся выполняют задания)

- На какие вопросы вы сейчас можете дать ответ?

1485 г.

- Вспомните, какую ещё важную задачу, требующую от Ивана III незамедлительного решения, мы выделили?

(Свержение монгольского ига)

- В чём проявлялась зависимость Руси от Орды?

(уплата дани)

- Как же Иван III решал эту важную политическую задачу? В 1479 году московский князь перестал посылать в Орду дань. Хан Ахмат, собрав огромное войско и заручившись поддержкой литовского правителя пошёл на Русь. 8 октября 1480 г. ордынские войска подошли к реке Угре стали ждать своих союзников. Но Казимир IV узнал, что Иван III заключил союз с крымским ханом, и не решился выступить против Москвы. К Угре подошли многочисленные русские войска. Больше месяца стояли противники на берегах Угры. Ранние холода вынудили монголов 11 ноября 1480 г. повернуть назад. Так Стояние на р.Угре завершило ордынское владычество. На какие вопросы вы можете сейчас ответить?

1. Ахмат.

2. Угра.

3. 1480

4. 240.

5. Почему «стояние»?

- Сегодня на уроке мы рассмотрели задачи, которые стояли перед московским князем, и пути их решение, предпринятые Иваном III. Вернёмся к контурной карте. Выберите карандаш и обведите им новые границы Русского государства.

(Учащиеся выполняют задание)

- Что мы обозначили?

(Границы Московского княжества в годы правления Ивана III)

- Что значит «централизованное»?

(государство, имеющее единый

политический центр управления)

- Какой город стал центром? Выделите его на контурной карте ярким цветом.

Итак, на уроке мы познакомились с русским государем Иваном Третьим, узнали, какие политические задачи стояли перед ним и как он их решал. Процесс образования единого централизованного государства близился к своему завершению. Теперь Ивану Третьему, правителю огромной страны, нужно было укреплять центральную власть. О том, как это происходило, мы узнаем на следующем уроке.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок "Образование единого централизованного государства"

Автор: Габбасова Диана Ханифовна

Дата: 18.11.2015

Номер свидетельства: 255149

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "План-конспект урока на тему: «Завершающий этап создания единого Русского государства ". "
    ["seo_title"] => string(95) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-zaviershaiushchii-etap-sozdaniia-iedinogho-russkogho-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "132510"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416340562"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Образование единого государства-России. "
    ["seo_title"] => string(42) "obrazovaniie-iedinogho-ghosudarstva-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "164882"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422714860"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока."Усиление Московского княжества в Северо-Западной Руси." 6 класс"
    ["seo_title"] => string(78) "konspekt_uroka_usilenie_moskovskogo_kniazhestva_v_severo_zapadnoi_rusi_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "577683"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1617816970"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока окружающего мира "От Древней Руси к Единой России" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-ot-drievniei-rusi-k-iedinoi-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "190312"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427131514"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) ""Создание единого русского государства и конец ордынского владычества" "
    ["seo_title"] => string(78) "sozdaniie-iedinogho-russkogho-ghosudarstva-i-koniets-ordynskogho-vladychiestva"
    ["file_id"] => string(6) "113776"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1411045080"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства