Урок проводится с целью обобщить знания по истории Древней Греции, продолжить формирование умений работы с исторической картой, с наглядным материалом, составлением рассказов, развитие логического мышления. А также на примере культуры Древней Греции обогащать свои знания, развивать чувства прекрасного, уважения и интереса к античной истории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок "Древняя Греция"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 городского округа
город Нововоронеж»
Провела: Титова О.В.
учитель истории и обществознания
Цели урока.
Образовательные.
Обобщить и систематизировать знания по истории Древней Греции.
Развивающие.
Продолжить формирование умений работы с исторической картой, наглядным материалом, составлением рассказов, высказыванием своей точки зрения.
Воспитательные.
На примере культуры Древней Греции обогащать свои знания, развивать чувство прекрасного и интереса к античной истории.
Оборудование.
Карта «Древняя Греция до середины 5 века до н.э.»
Наглядный материал «оружие и доспехи спартанцев»
Выставка книг и творческих работ учащихся.
Маршрутные листы с заданиями (приложение №1)
Презентация «Древняя Греция» (приложение №2).
План урока.
Гора Олимп.
Город Афины
Древняя Спарта.
Город Олимпия.
Ход урока.
Оргмомент
Вводное слово учителя (слайд).
Уважаемые гости и ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы завершили с вами изучение большого раздела в истории Древнего мира – это Древняя Греция. И сегодня совершим путешествие по этой удивительной стране. Называются цели урока.
Сегодня на уроке отвечайте на вопросы, получайте жетоны за правильные ответы и в конце урока мы определим с вами лучшего знатока истории Древней Греции.
Обращаю ваше внимание на выставку книг по истории этой страны, которые имеются в нашей библиотеке. Возможно, кто-то пожелает расширить свой кругозор и заинтересуется этими книгами. Также здесь представлены творческие работы наших учащихся.
Так как за один урок охватить всю историю Древней Греции невозможно, то основными пунктами нашего путешествия будут: г. Олимп, город-полис Афины, Древняя Спарта, город Олимпия.(слайд)
Итак, вы готовы совершить путешествие?
Тогда отправляемся. Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте, что мы на машине времени отправляемся в I тысячелетие до н.э. (звучит космическая музыка)
Открываем глаза. Мы в Древней Греции. И первый пункт нашего назначения – это гора Олимп. Но, чтобы выяснить, где это место, вы должны вспомнить:
Где находится Греция? (покажите на карте и дайте характеристику географического положения)
На какие части делится Древняя Греция?
Где находится гора Олимп?
Чем знаменита гора Олимп? (Это жилище богов, греки верили, что боги большой семьей живут в роскошных дворцах на вершине этой горы)
Именно здесь на вершине г. Олимп мы и выполним первое задание, которое называется «Угадай, кто это?».
Перед вами находятся маршрутные листы. Подпишите их. В этом задании перед вами изображения греческих богов. Вам необходимо записать их имена соответственно номерам (на выполнение работы 2-3 минуты) (слайд).
После выполнения работы учащиеся проверяют себя, сверяясь с ответами на слайде и ставят себе оценку. Критерии оценивания указаны в маршрутном листе (слайд).
Продолжаем наше путешествие.
Как из Северной Греции мы попадем в Среднюю? (через Фермопильский проход) (слайд)
Чем знаменит Фермопильский проход? (в 480 г. до н. э. во время нашествия персов во главе с Ксерксом на Грецию в этом ущелье остались на верную смерть 300 спартанцев во главе с царем Леонидом, чтобы прикрыт отход остальным греческим отрядом в Среднюю Грецию)
Итак, мы прошли Фермопильский проход, и наш путь лежит к одному из известных городов – полисов, ныне это столица Греции.
Что это за город? (Афины) (слайд)
А почему он так назван?Давайте вспомним миф о названии этого города (рассказывается миф).
Афины считаются родиной демократии.
Что такое демократия? (власть простого народа) (слайд)
Кто заложил основы демократии в Афинах? (Архонт Солон)
Какие новые законы он ввел в Афинском полисе? (отменил долговое рабство, учредил Народное собрание и Народный суд) (слайд)
Кто в дальнейшем продолжил дело Солона? (Перикл, который в течение 15 лет, начиная с 443 г. до н.э. выбирался первым стратегом) (слайд)
Пройдя путь по дороге от порта Пирей между высокими стенами мы оказываемся в Афинах. Но что это! Какие узкие и кривые улицы! Нет мостовых! Здесь душно и пыльно, дома низкие, нечистоты сливают прямо в канавы. Улицы грязные! (слайд)
Как называется этот район Афин? (Керамик) (слайд)
Почему он известен далеко за пределами Эллады? (т.к. здесь трудились прекрасные гончары и живописцы) (слайд)
Как назывались вазы, которые они расписывали? (Амфоры) (слайд)
Какими видами рисунков украшались вазы? (чернофигурный и краснофигурный)
Определите, какой стиль или рисунок изображен на вазах? (слайд)
Продолжаем наше путешествие. Мы выходим на Агору.
Что такое Агора? (главная площадь Афин) (слайд)
Почему афиняне не представляли себе жизнь без каждодневных посещений Агоры, что здесь располагалось? (в одной части – торговая площадь, где шла бойкая торговля, а в другой части находились правительственные здания: Совет пятисот, храм Гефеста и государственный архив, где хранились тексты афинских законов) (слайд)
Мы покидаем с вами Ангору и приближаемся к высокому холму в центре города с крутыми склонами.
Что это за холм? (Акрополь) (слайд)
Чем знаменит Акрополь? (своими храмами в честь богов)
Действительно, Акрополь – это было священное место для афинян. Здесь располагались храмы всех богов и, прежде всего богини Афины. Давай послушаем небольшие сообщения об этих храмах, которые приготовили наши учащиеся.
Слушаются сообщения о Парфеноне и Эрехтейоне. (слайды)
До наших дней сооружения Акрополя дошли сильно поврежденными. Но все равно они поражают своей красотой и величием, и производят неизгладимое впечатление.
У подножия Акрополя располагался древний театр (слайд).
Что такое театр? (место для зрелищ)
Когда в Греции возник театр? (2,5 тысячи лет назад)
Назовите составные части древнегреческого театра? (места для зрителей, орхестра, скене)
Какие виды представлений ставились в греческом театре? (трагедия и комедия)
Давайте посмотрим небольшую театральную постановку наших учащихся (показывается сцена из произведения Эсхила «Прометей») (слайд).
Что за вид театрального представления был представлен перед вами и почему? (трагедия, т.к. это представление серьезного содержания, где изображаются подвиги героев, их страдания и часто гибель)
Какой миф лег в основу этой трагедии? (миф о Прометее)
За что Прометей был прикован к скале? (т.к. он похитил священный огонь, принес его людям и спас их от гибели)
В чем отличие нашей постановки от древнегреческой? Назовите не менее трех ответов ( играли только мужчины в масках, в обуви на высокой подошве и под открытым небом).
Почему греки называли театр «школой для взрослых»? (т.к. театр воспитывал граждан, учил их чести, долгу, справедливости, добру, любви. Учил быть чище душой и это говорит о большом значении театра в общественной жизни Греции)
А теперь закрепим наши знания по афинскому полюсу заданием №2 в вашим маршрутных листах под названием «Закончи предложение» (2 минуты). После выполнения задания дети меняются листами с соседом по парте, проверяют друг друга по слайду с ответами и ставят оценку (слайд).
Продолжаем наше путешествие и отправляемся в известный греческий полис, о котором говорили, что он не имеет крепостных стен. Его стенами являлось доблесть, мужество и сила воинов.
Что это за город? (Древняя Спарта) (слайд)
Где находится Спарта? (в южной Греции)
Чем знаменита Спарта? (спартанским воспитанием)
Давайте послушаем небольшое сообщение о спартанском воспитании (выступление учащегося)
Для спартанцев была характерна лаконичная речь.
Что это такое? (краткая, точная речь)
Вот пример лаконичной речи. Спартанки, провожая сыновей на войну, подавали им щит и произносили: «С ним или на нем».
Что это означало? (возвращайся с ним, т.е. с победой, а на нем, т.е. погибший, но не струсивший в бою)
Действительно, Спарта к 6 веку до н.э. стала в военном отношении одним из могущественных полисов Греции. Но суровая дисциплина, военизация всех сторон жизни привели к духовному оскуднению народа. Спарта не дала мировой культуре ни одного философа, поэта, оратора, скульптора, художника. Все, что могла создать Спарта – это сильная армия, которая в составе объединенных греческих войск одерживала немало побед.
Давайте сейчас вспомним даты, связанные с войнами, которые вела Греция.
(На доске под рисунками боевых доспехов, оружия и военных сцен скрыты известные военные даты, необходимо их расшифровать)
1200 г. до н.э. – начало троянской войны
490 г. до н.э. – Марафонская битва между греками и персами
480 г. до н.э. – Саламинская битва между греками и персами
479 г. до н.э. – битва при г. Платеи, окончательный разгром армии персов
338 г. до н.э. – битва между греками и македонцами при г. Херонея
334 г. до н.э. – вторжение греко-македонского войска под руководством А. Македонского в Малую Азию
331 г. до н.э. – поход А. Македонского вглубь Персии, битва при Гавгамелы
Конечной целью нашего путешествия является город, в котором проходили Олимпийские игры.
Что это за город? (Олимпия) (слайд)
Где он расположен? (Южная Греция)
Когда состоялись первые Олимпийские игры? (776 г. до н.э.)
Посчитайте, сколько лет назад это было? (2785 лет назад)
Как часто проходили Олимпийские игры и сколько длились? (1 раз в 4 года и 5 дней)
В честь кого устраивались игры? (Верховного бога Зевса)
В центре Олимпии находился храм Зевса, а его статуя была объявлена одним их семи чудес света. Давайте послушаем сообщение об этой статуе (слайд). Сообщение учащегося.
Зевс Олимпийский простоял почти 900 лет и погиб в 5 веке до н.э. во время пожара.
Когда мы изучали тему «Олимпийские игры в древности» вы писали мини сочинения и рассказы «Один из пяти незабываемых дней» от имени участника или зрителя. У нас на выставке представлены лучшие работы, давайте послушаем одну из них (зачитывается рассказ участника).
Сегодня, в какой бы стране не проводились Олимпийские игры, честь возглавить парад знаменосцев представляется делегацией Греции. А Олимпийский огонь зажигают от солнечного луча на развалинах Олимпии, и пылающий факел проносят лучшие спортсмены-бегуны до места проведения игр (слайд).
И так, ребята наше путешествие подходит к концу. Чтобы вернуться обратно в наше время нам необходимо объяснить значение крылатых выражений, которые прилетели к нам из той далекой эпохи. Выполняем задание №3 в маршрутных листах (слайд). Это задание вы не оцениваете сами. При проверке маршрутных листов, я проверю его сама и надеюсь, что вы получите хорошие оценки.
Ну, и в заключении:
Кто покажет государство Греция на современной политической карте?
Если вам придется путешествовать с родителями по Греции в настоящее время, чтобы вы посоветовали им посмотреть, с чем познакомиться?
Я желаю, чтобы ваши мечты сбылись.
А сейчас посчитаем жетоны. Называете их количество (объявляется победитель, у которого больше всех жетонов. Он награждается грамотой, оливковым венком и объявляется лучшим знатоком истории Древней Греции).
Заключение.
Ребята, работа сегодня на уроке у нас была проделана большая, все вы заслуженно получите хорошие оценки. А вот с каким настроением вы покидаете наш урок, понравился он вам или нет, нарисуйте на масках, которые лежат перед вами.
Я рада вместе с вами, что урок вам понравился. Спасибо. Урок окончен.
Приложение №1
Маршрутный лист по теме «Древняя Греция»
ученика (цы) 5 «А» класса
Фамилия, имя ______________________
Задание №1 «Угадай, кто это?»
1.__________ 6.__________ 11.__________
2.__________ 7.__________ 12.__________
3.__________ 8.__________ 13.__________
4.__________ 9.__________ 14.__________
5.__________ 10.__________ 15.__________
Задание №2 «Закончи предложение»
Район гончарных мастерских - ____________
Глиняная бочка для хранения зерна - ____________
Низкосидящие суда с тремя рядами весел - ____________
Главная площадь Афин - ____________
Полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны - ____________
Древнегреческий скульптор, автор статуи Афины - ____________
Колонны в виде фигур девушек - ____________
Храм богини Афины - ____________
Круглая площадка, на которой выступают актеры - ____________
Холм с крутыми склонами, священное место для афинян - ____________
Задание №3
Соотнесите крылатое выражение с его значением
1. «Нить Ариадны» а) причина ссоры
2. «Яблоко раздора» б) уязвимое место
3. «Ахиллесова пята» в) путь к спасению
4. «Драконовские законы» г) подарок, сделанный со злым умыслом
5. «Троянский конь» д) жестокие законы
6. «Лаконичная речь» е) подвергаться опасности с 2х сторон
7. «Между Сциллой и Харибдой» ж) Краткая, точная речь