Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Подольская средняя общеобразовательная школа»
Класс разделен на группы по выполнению домашнего задания. Самостоятельная подготовка роли Ивана III.
Данная разработка урока является апробированной на открытом учебном занятии. На уроке использованы технологии критического мышления, проблемно-диалогическая технология. Приемы и методы направлены на формирование анализа и синтеза исторической информации, развитие аналитического мышления. Использование проблемных ситуаций позволяет формировать умение анализировать факты, события, давать им оценку, сравнивать и делать обобщающие выводы.
Актуальность этой работы заключается в изменении подходов в обучении и перехода на ФГОС. Применение данных форм работы на уроках истории позволяет вызвать интерес к предмету и воспитывает уважение к историческим событиям и историческим личностям.
Разработку можно использовать как на этапе открытия новых знаний, так и на этапе закрепления материала.
Тема | «Иван III – государь всея Руси. Русь между Востоком и Западом». |
Цель урока | Обеспечить условия для совершенствования умения давать оценку деятельности исторической личности Ивана III, способствующей формированию его как государя всея Руси. |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
- систематизировать исторический материал по изученному периоду; - составлять характеристику Ивана III. - приводить и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Ивана III; - участвовать в дискуссии о значении деятельности Ивана III для российской истории; - выполнять тестовые контрольные задания по периоду правления Ивана III по образцу ГИА (в упрощенном варианте). | Личностные: - воспитание интереса к отечественной истории, гражданских и патриотических чувств; - уважительно и доброжелательно относиться к мнениям других людей; - понимать и осознавать ответственность за принятые решения; -определить собственную позицию; быть терпимым к иным точкам зрения. Регулятивные: - формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов, гарантированность достижения желаемых результатов; - развитие навыков самопланирования, взаимо и самооценки. Познавательные: - демонстрировать устойчивый познавательный интерес к личности и деятельности Ивана III - формирование умений анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, схема и др.); - демонстрировать навыки обобщения и систематизации изученного материала; - уметь анализировать и давать оценку представленным точкам зрения; - проявлять способность к широкому переносу событий и явлений на современную почву. Коммуникативные: - совершенствовать умения работы в группах, парах; - формирование способности излагать мысли в метких, кратких выражениях, лаконично, резюмировать информацию и свои чувства. |
Основные понятия | Судебник, Юрьев день, вечевой колокол, пожилое, лихие дела, татьба, душегубство, дворяне. |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Речь и культура общения Литература Обществознание ИКТ, МХК Психология | Групповая работа Творческая работа Фронтальный опрос | ИКТ (ПК, интерактивная доска, проектор). Доска, мел.Учебник, рабочая тетрадь. Портрет Ивана III. Карта «Русское государство в XV- XVIвв.». Презентация «Иван III – государь всея Руси». Клип «Мгновения истории Руси». Документы, инструкции для групповой работы, листы самооценки |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент (1 мин) | Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу. Чтение стихотворения на фоне клипа «Времена Ивана III». электронный ресурс Иван III | Приветствуют учителя, проверяют готовность места, настраиваются на работу. Систематизируют по клипу события правления Ивана III. |
Актуализация, целеполагание, мотивация (Вызов) (1 мин) | Сегодня нам предстоит рассмотреть одну из многих важных страниц истории нашего Отечества. Речь пойдет о временах правления Ивана III. электронный ресурс Государь всея Руси Слайд 1 Для обсуждения нашей темы мы пригласили две группы аналитиков. За столами две группы с надписью проблемы: 1.Пути становления единого государства. 2.Отношения русского государства с Ордой. | Появляется Иван III. Задает проблемные вопросы к уроку: 1.Какие изменения произошли в Московском государстве во время моего правления? 2.Как сложились отношения государства моего с врагом нашим (пауза) – Ордой? Оставшиеся участники подготовили проблемные вопросы для обсуждения (Д\З). |
Проблемно- диалогический этап. Работа над проблемными вопросами в группах. (7 мин) | Учитель: Прошу вас задавайте интересующие вас вопросы.
Учитель задает вопросы Ивану III. 1.Почему многие считают, что это была карательная экспедиция и носила религиозный характер? 2.Какое сражение сыграло историческую роль в исходе противостояния между Новгородом и Москвой? Учитель: Подведем итог: объясните значение создания единого Русского государства. Слайд 5 Учитель: Спасибо группе аналитиков за точные ответы. Думаю, что нам стоит отдохнуть. | Вопросы к 1 группе: Как изменилась политическая карта Северо – Восточной и Северо - Западной Руси за годы правления Ивана III? (Работа с картой) 2.Какими путями были присоединены территории, ставшие единым государством? 3.Скажите, каким путем было присоединено Новгородское княжество? Иван III: Я направил в Новгород грамоту, в которой назвал ее - прародительской отчиной! Это очень возмутило весь народ. Они не подчинились мне - великому князю, поэтому я решил конфликт вооруженным путем. Слайд 3 Иван III: “…вечу и колоколу в отчине нашей не быти. А государство нам свое держати”. Помню я, что в 1478 году вывез вечевой колокол из Новгорода. Слайд 4 Ответы: Значение этого в том, что завершилось объединение русских земель, сложилась единая территория государства, сильная держава начала борьбу за воссоединение всех восточнославянских земель. |
Физкультминутка | Дает упражнения. (2 мин) | Динамическая пауза. |
Продолжение работы по проблемно – диалогическому этапу. (5 мин) | Учитель: Мы переходим к следующей проблеме - отношения между русским государством и Ордой. Учитель: Дайте историческую оценку событиям на реке Угре в 1480 г.? Учитель: интересно, что здесь было первое применение русскими огнестрельного оружия в полевых условиях: пушки и пищали. Учитель: Сколько времени продолжалось монголо-татарское иго? | Вопросы ко 2 группе: Охарактеризуйте состояние Орды в середине XV века. 2.Что способствовало разрыву Ивана III с Ордой? Слайд 6 Работа по карте. Найдите и покажите приток Оки - реку Угру. Слайд 7 Ответы учащихся. Ответ: 243 года (с 1237г- 1480г) |
Работа с кластером. (§17,п. 5) (5 мин) | Учитель: И так мы проанализировали несколько проблем, но после создания единого государства происходит формирование новой системы управления страной. Изучение этого вопроса мы осуществим путем заполнения кластера. | Самостоятельная работа учащихся в парах по заполнению кластера с использованием учебника (§17, стр. 233-234).(см.Приложение) Обсуждение кластера. Слайд 9 |
Работа с историческим документом. (§17, п. 6) (6 мин) Слайд 10 | Учитель: создание централизованного управления страной было завершено принятием первого кодекса законов. Им стал «Судебник» принятый в 1497 году. Он содержал 98 статей. Проект работы был выполнен дьяком Владимиром Гусевым. Учитель: Какими мерами Судебник 1497 года обеспечивал прикрепление крестьян к земле феодала? Учитель: Устанавливала право перехода от хозяина к другому хозяину по схеме: 7 дней Юрьев день (24 ноября) 7 дней
Надо отметить, что в Европе к этому времени начинается процесс освобождения крестьянства от всевластия феодалов. А в России делает первые шаги ограничение прав и свобод людей. | Иван III: (читает законы из «Судебника»- в руках толстая книга) 1.Судебник закрепил единое устройство и управление в государстве. 2.Ограничил привилегии бояр, церковных иерархов, монастырей в судебных и податных делах. 3.Изменяется система комплектования войска: вместо дружин создаётся единая военная организация - московское войско, основу которого составляют дворяне-помещики. Они по требованию князя должны являться на службу с вооружёнными людьми из своих холопов или крестьян, в зависимости от величины поместья ( «конно, людно и оружно»). Запись в тетрадь: Суд – объективный и справедливый. Судьям, боярам, дьякам запрещалось брать посулы. Смертная казнь устанавливалась за: татьбу, разбой, душегубство и другие лихие дела. Статья “О христианском (крестьянском) отказе”. Впервые в общегосударственном масштабе введено правило ,ограничившее выход крестьян: Слайд 11 «А крестьянам переходить из волости в волость, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего. Дворы, находящиеся в полях, платят пожилое за двор рубль, а в лесах полтина. А который христианин проживет на нем год, да и пойдет прочь, и он полдвора платит; а три года поживет и пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года проживет, и он весь двор платит». |
Работа с историческими понятиями. Прием «Чистая доска» (3 мин) | Учитель: Ребята, предлагаю разобрать новые исторические понятия с помощью приема «Чистая доска». | На доске записаны новые понятия, при объяснении каждое слово стирается. Доска остается чистой. При необходимости слова записывают в тетрадь. Посулы взятки татьба воровство душегубство преднамеренное убийство лихие дела преступления пожилое деньги за двор и постройки, построенные за счет хозяина полтина половина рубля, 50 копеек |
Работа с дополнительным материалом. (3 мин) | Учитель: Я думаю, что пришло время сказать и о государственных символах власти. Появляется титул – царь. Гербом государства провозглашен двуглавый орел. Что символизирует герб? Учитель: Символами великокняжеской власти стали скипетр - первоначально - это булава, ударное оружие, символ защиты суверенитета. Учитель: Еще одно важное событие произошло при Иване III. Слайд 13 1448 г. – собором русских епископов, независимо от константинопольского патриарха, митрополитом был поставлен Иона (русская церковь становится автокефальной) Москва была объявлена - Третьим Римом. | Слайд 12 Ответ: Россия является евразийской державой. Одна голова орла повернута к Европе, а другая – к Азии. Дополнения учеников: Держава - (в виде шара) - символ единства, целостности государства. Шапка Мономаха - играет роль короны для венчания на царство. Бармы (оплечья) - под Бармами обыкновенно разумеют оплечья, принадлежащие к украшениям княжеского или царского наряда. Первое летописное известие о них встречается под 1216 г., где сказано что "облечье", шитое золотом, носится всеми князьями. Был введен пышный придворный церемониал. Целование руки царю. |
Закрепление изученного материала. (5 мин) | Учитель: Давайте подведем итоги. На ваших компьютерах интерактивный тест, вопросы можно обсуждать. электронный ресурс тест Итоговую оценку за работу выставляете в лист контроля. | Проверка тестов, обсуждение вопросов, вызвавших затруднения. |
Подведение итога урока (5 мин) | Подведение итога урока используем прием Фишбоу (схема в приложении). | Заполняют схему на листе контроля, групповая работа. |
Рефлексия. (1 мин) | Учитель: Вот подошел к концу наш урок. Предлагаю вам изобразить итог нашего урока. Слайд 14 Напротив каждого пункта в плане урока поставьте знак ?- синим цветом, там, где остались вопросы по теме !- красным цветом, там, где все понятно Слайд 15 | Отмечают на списке. Вопросы по теме: Пути объединения русского государства. Отношение с Ордой к концу XV века. Система управления государством. Судебник 1497г. Государственные символы власти. Москва- третий Рим. |
Домашнее задание. (1 мин) | Учитель: каждый вариант выполняет уровневое задание. | Распределяют таблицы и схемы по вариантам. (см. Приложение) |
МОАУ «Подольская СОШ» Красногвардейский район Оренбургская область учитель истории Горошко А.Н.