Название этапа урока | Организационно-мотивационный этап |
Основная задача этапа | Подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности через ситуации самоопределения, выбора и принятия решения, воздействуя на эмоциональную сферу учащихся посредствам прослушивания фрагмента «Песни о встречном» Д. Шостаковича |
Содержание этапа |
Деятельность учителя и основные вопросы содержания | Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий) | Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий |
Предметные действия | Метапредметные действия | Личностные действия |
- приветствие учащихся; - определение отсутствующих; -определение внешней готовности учеников к работе; -эмоциональный настрой на работу. - Я рада видеть вас. Урок сегодня не совсем обычный. | | | Учащиеся приветствуют учителя; сообщают об отсутствующих; демонстрируют готовность к уроку. УУД: самоопределение; нравственный выбор. | |
Название этапа урока | Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала |
Основная задача этапа | Обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся через сообщения и презентации «Моя семья в 30-е годы» или « Мои земляки в 30-е годы». |
Содержание этапа |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий) | Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий |
Предметные действия | Метапредметные действия | Личностные действия |
- Мы подводим итоги нескольких уроков по теме: « СССР в 30-е годы»». Наша задача: обобщить изученный материал, определить значение этого периода в истории страны. Великая Отечественная война коснулась каждого в нашей стране, но предпосылки, как побед, так и неудач были заложены именно в этот период, поэтому мы обратимся к опыту вашей семьи, продолжим заслушивать сообщения «Моя семья в 30-е годы». - На одном из этапов урока вы покажите умения слажено работать в группах, формулировать вопросы и отвечать на них, в завершении урока вы выполните небольшую, но ответственную работу | -логично выдержанно, эмоционально рассказывают о судьбе своей семьи в предвоенные годы (2 ученика); - слушают, находят и правильно показывают на карте объекты, упоминаемые в сообщениях: города, стройки, территории.
| Вступают в диалог с учителем - дают ответы на поставленные вопросы. УУД: коммуникативные; познавательные | Учащиеся слушают информацию; осмысливают, сопереживают людям, жившим в эти годы. УУД: Предполагают свой нравственный выбор в условиях тяжёлого труда, коллективизации, репрессий. УУД: самоопределение; самоактуализация | |
Название этапа урока | Этап изучения нового учебного материала (формирование знаний, умений) |
Основная задача этапа | Создать условия для освоения учащимися логически и содержательно законченного фрагмента учебного содержания предметного и метапредметного характера, добиться усвоения и осознания учащимися путей, способов, средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность. |
Содержание этапа |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий) | Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий |
Предметные действия | Метапредметные действия | Личностные действия |
В современном мире очень важно уметь работать с информацией: понимать ее, выделять различные точки зрения и аргументы к ним, формулировать и обосновывать свою точку зрения. Для отработки этих умений вам предлагается работа в группах по вопросам к тексту документов и учебника. Затем мы обсудим ответы. Дополнения, личное мнение уточняющие вопросы – приветствуются. | Выделяют различные точки зрения на значение процессов модернизации для истории России. Выделяют альтернативные точки зрения на роль коллективизации и эффективности политической системы, сложившейся в 20-30 годы. УУД: предметные | УУД: познавательные: самостоятельно работают с информацией: - выбирают смысловые единицы текста и устанавливают соотношение между ними; - строят логические цепи рассуждений; - формулируют выводы; - выделяют различные точки зрения по учебной проблеме (роль стахановского движения, деятельность системы ГУЛаг). регулятивные: -принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий; - осуществляют выбор путей и средств достижения целей. коммуникативные: - организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - практическое освоение моральных и психологических принципов сотрудничества; - развитие речевой деятельности. | - направляют свои действия на выполнение социальной роли в межличностных отношениях; - осознают основы гражданской идентичности (мой народ в течение десятка лет модернизировал экономику, опираясь на внутренние ресурсы); - развивают готовность и способность перехода к самообразованию. УУД: самоактуализация
| - выделите различные точки зрения в оценке общества, сложившегося в 30 годы. Какая из точек зрения кажется вам верной. Обоснуйте ответ. - каковы источники модернизации; - сущность и значение стахановского движения; - оцените роль экономических и социальных изменений, произошедших накануне войны. |
Название этапа урока | Этап применения знаний и умений, обобщения и контроля усвоения |
Основная задача этапа | Создание условий для применения знаний и умений учащихся по истории |
Содержание этапа |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий) | Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий |
Предметные действия | Метапредметные действия | Личностные действия |
Эпиграф урока: «Никто не забыт и ничто не забыто» объявление эпиграфа и постановка вопроса: 1. Уместен ли данный эпиграф, можно ли применить его к изучаемому периоду? И сейчас нам предстоит обсудить следующие вопросы: 2.Какие изменения в стране вы отнесли бы к «большому скачку»? 3. Чем объяснить необходимость ускоренных темпов развития страны? 4. Как «большой скачок» отразился на социальной структуре страны? 5.Что такое мобилизационная система, сложившаяся в результате экономических, социальных, политических преобразований? (Количество вопросов должно быть равно количеству групп учащихся).
| Самостоятельный выбор вопросов УУД: предметные | Работа в группах, Обсуждают ответы на вопросы. Формулируют и аргументируют свои ответы УУД: познавательные; регулятивные; коммуникативные | Контролируют свои действия. Контролируют действия друг друга. Следят за правильностью формулировки ответа УУД: самоопределение; самоактуализация | -Отметить на контурной карте места крупнейших строек, районы расположения лагерей для репрессированных, соотнести построенные объекты с периодом стройки; -сформулировать грамотный логический ответ |
Название этапа урока | Инструктаж о выполнении домашнего задания |
Основная задача этапа | Мотивировать учащихся на важность выполнения домашнего задания и дать четкий инструктаж |
Содержание этапа |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий) | Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий |
Предметные действия | Метапредметные действия | Личностные действия |
Домашнее задание – это продолжение урока. поэтому задание запишем сейчас, также я продублирую его в электронном журнале. Напоминаю, что на следующий урок ранее получившие опережающее задание учащиеся, приносят сообщения и презентации по темам «Забытая война» о русско-финской кампании, «Дальневосточная политика СССР», «Советско-германские отношения». Вы можете воспользоваться услугами Интернета, но лучше проявить творчество и приготовить собственную презентацию Остальные учащиеся подумают над вопросами: готов ли был СССР к войне с Германией, готово ли было советское общество к большой войне? Аргументы, подтверждающие позицию записать в тетрадь. | Записывают задание в дневник УУД: предметные | УУД: познавательные; регулятивные; коммуникативные | Осмысливают, уточняют, возможно, выбирают другую тему. УУД: самоопределение; самоактуализация | |
Название этапа урока | Контроль, проверки понимания и закрепления изученного |
Основная задача этапа | Мотивировать учащихся на важность выполнения домашнего задания и дать четкий инструктаж. |
Содержание этапа |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий) | Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий |
Предметные действия | Метапредметные действия | Личностные действия |
Сейчас мы выполним небольшую проверочную работу. Вы сегодня отвечали на много вопросов, поэтому вы выполните короткую, но не простую работу. Система оценивания работы предлагается: 1 действительно проблемный вопрос -3б простой вопрос -2б заимствованный -1б 2.За 5 и более человек, указанных без ошибок - 3б. За 3-4ч. - 2б. 1-2чел – 1б. 3. Система оценивания та же. Подсчитываются баллы, ставятся отметки. 8-9 баллов «5»; 6-7б - «4»; 4-5б - «3» Меньшее количество правильных ответов – неудовлетворительный результат, требующий дополнительной работы и проверки. | Приготовили листы, выполняют работу.. По истечению положенного времени учащиеся обмениваются работами (1-й ряд передаёт 2-му, 2-ё 3-му и т.д) Проверяют ответы товарищей, сверяя с ключом. Ставят отметку. | Чётко, правильно выполняют задание. Оценивают труд товарища. | Осмысливают вопросы, вспоминают изученное. Оценивают не только товарища, но и предполагают собственную оценку.. | Сами составите проблемный вопрос по теме. Вспомните не менее 5 исторических персонажей, связанных с эпохой, кратко объяснить свой выбор. Работа с терминами: объяснить понятия, аббревиатуру: Модернизация. Пятилетка. Колхоз. Репрессии. Совнарком. ГУЛаг. Предлагаю обменяться работами, проверить правильность выполнения, оценить работу товарища. Вашему вниманию представлены понятия, фамилии некоторых исторических персонажей эпохи (Слайд ) |
Название этапа урока | Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока) |
Основная задача этапа | Актуализировать знания учащихся. Оценить общий уровень учебных достижений. |
Содержание этапа |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся (усвоение основного содержания урока, уч. действий) | Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий |
Предметные действия | Метапредметные действия | Личностные действия |
Сегодня была плодотворная работа. Мы успели сделать очень много: слушали сообщения, работали в группах, проверяли собственные познания. Сейчас подведем итоги. Наша цель была повторить тему «СССР в 30-е годы», на эмоциональном уровне прочувствовать условия жизни и труда в этот период. В ходе беседы связываются результаты урока с его целью. Отмечается то, что хорошо получилось и на что надо обратить внимание; работу групп в целом и степень вовлеченности каждого. Некоторые из вас сумели заработать на уроке несколько оценок: за сообщение, за работу в группе, по результатам проверочной работы. Выставляются итоговые оценки за урок. А в завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке. Что понравилось, что требует доработки. Звонок! Урок окончен, всем спасибо! | УУД: предметные | Учащиеся включаются в беседу с учителем. Делают свои комментарии по работе своей группы и других групп. УУД: регулятивные; коммуникативные | Учащиеся могут выражать удовлетворение или сожаление по поводу полученных оценок. Сделать выводы о качестве своей работы или работы товарищей. | |
Основанием для выбора стала цель урока, а так же задачи каждого этапа. В соответствии с этим в ходе урока отрабатывались данные УУД.