kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СССР в период между мировыми войнами – опыт строительства социализма.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект учебного занятия по истории России в 9 классе

МОУ Красногуляевской СОШ МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области

Волчкова Ольга Васильевна учитель I категории

Тема: «СССР в период между мировыми войнами – опыт строительства социализма.

 Достижения и трудности Симбирского края. Известные люди Симбирской земли – Ульяновской области».

ТЦД:

Обучающие: систематизировать знания, полученные при изучении данной темы, расширить краеведческие знания учащихся о достижениях и трудностях в 20-30 годы,  об известных людях Симбирской земли.

Развивающие: продолжить развитие интеллектуальных, практических умений и     

          навыков у учащихся в ходе:

         - работы по обобщённому плану:«СССР между мировыми войнами– опыт  

          строительства социализма»;

         - выступлений учащихся в ходе конференции «Достижения и трудности  

           Симбирского края. Известные люди Симбирской земли – Ульяновской     

           области»;

         - составления проекта «Известные люди Симбирской земли»;

         - анализа результатов работы.

           Развитие познавательной деятельности учащихся, развитие речи.

Воспитывающая: продолжить формирование коммуникативных умений при  организации  работы.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности  на уроке: фронтальная работа за круглым столом, работа в парах, самостоятельная и  индивидуальная работа.

Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль (учительский)

Оборудование:  индивидуальные карточки-задания: исторические понятия, план работы, контрольный тест,  домашнее задание; проверочные тетради, карточки с датами, компьютер, мультимедиопроектор, экран, карта Ульяновской области, магниты, портреты известных людей Симбирской земли (I половины XX века,  презентация по теме урока, учебник история России. 9 класс (авторы: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина).

Внешние связи урока: описываемый урок - составная часть раздела «СССР на путях строительства нового общества», последний повторительно-обобщающий урок в разделе. Урок разделен на две основные части и связан с историческим краеведением, материалы которого учащиеся приготовят самостоятельно заранее. Работа по изучению материалов исторического краеведения ведется фронтально. Урок имеет практическую направленность. Прослеживается взаимосвязь его с предыдущим и последующим материалом, с историческим краеведением и с современностью.

Проект учебного занятия по истории России в 9 классе

МОУ Красногуляевской СОШ МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области

Волчкова Ольга Васильевна учитель I категории

Тема: «СССР в период между мировыми войнами – опыт строительства социализма.

 Достижения и трудности Симбирского края. Известные люди Симбирской земли – Ульяновской области».

ТЦД:

Обучающие: систематизировать знания, полученные при изучении данной темы, расширить краеведческие знания учащихся о достижениях и трудностях в 20-30 годы,  об известных людях Симбирской земли.

Развивающие: продолжить развитие интеллектуальных, практических умений и     

          навыков у учащихся в ходе:

         - работы по обобщённому плану:«СССР между мировыми войнами– опыт  

          строительства социализма»;

         - выступлений учащихся в ходе конференции «Достижения и трудности  

           Симбирского края. Известные люди Симбирской земли – Ульяновской     

           области»;

         - составления проекта «Известные люди Симбирской земли»;

         - анализа результатов работы.

           Развитие познавательной деятельности учащихся, развитие речи.

Воспитывающая: продолжить формирование коммуникативных умений при  организации  работы.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности  на уроке: фронтальная работа за круглым столом, работа в парах, самостоятельная и  индивидуальная работа.

Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль (учительский)

Оборудование:  индивидуальные карточки-задания: исторические понятия, план работы, контрольный тест,  домашнее задание; проверочные тетради, карточки с датами, компьютер, мультимедиопроектор, экран, карта Ульяновской области, магниты, портреты известных людей Симбирской земли (I половины XX века,  презентация по теме урока, учебник история России. 9 класс (авторы: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина).

Внешние связи урока: описываемый урок - составная часть раздела «СССР на путях строительства нового общества», последний повторительно-обобщающий урок в разделе. Урок разделен на две основные части и связан с историческим краеведением, материалы которого учащиеся приготовят самостоятельно заранее. Работа по изучению материалов исторического краеведения ведется фронтально. Урок имеет практическую направленность. Прослеживается взаимосвязь его с предыдущим и последующим материалом, с историческим краеведением и с современностью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СССР в период между мировыми войнами – опыт строительства социализма. »


Проект учебного занятия по истории России в 9 классе

МОУ Красногуляевской СОШ МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области

Волчкова Ольга Васильевна учитель I категории

Тема: «СССР в период между мировыми войнами – опыт строительства социализма.

Достижения и трудности Симбирского края. Известные люди Симбирской земли – Ульяновской области».

ТЦД:

Обучающие: систематизировать знания, полученные при изучении данной темы, расширить краеведческие знания учащихся о достижениях и трудностях в 20-30 годы, об известных людях Симбирской земли.

Развивающие: продолжить развитие интеллектуальных, практических умений и

навыков у учащихся в ходе:

- работы по обобщённому плану:«СССР между мировыми войнами– опыт

строительства социализма»;

- выступлений учащихся в ходе конференции «Достижения и трудности

Симбирского края. Известные люди Симбирской земли – Ульяновской

области»;

- составления проекта «Известные люди Симбирской земли»;

- анализа результатов работы.

Развитие познавательной деятельности учащихся, развитие речи.

Воспитывающая: продолжить формирование коммуникативных умений при организации работы.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности на уроке: фронтальная работа за круглым столом, работа в парах, самостоятельная и индивидуальная работа.

Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль (учительский)

Оборудование: индивидуальные карточки-задания: исторические понятия, план работы, контрольный тест, домашнее задание; проверочные тетради, карточки с датами, компьютер, мультимедиопроектор, экран, карта Ульяновской области, магниты, портреты известных людей Симбирской земли (I половины XX века, презентация по теме урока, учебник история России. 9 класс (авторы: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина).

Внешние связи урока: описываемый урок - составная часть раздела «СССР на путях строительства нового общества», последний повторительно-обобщающий урок в разделе. Урок разделен на две основные части и связан с историческим краеведением, материалы которого учащиеся приготовят самостоятельно заранее. Работа по изучению материалов исторического краеведения ведется фронтально. Урок имеет практическую направленность. Прослеживается взаимосвязь его с предыдущим и последующим материалом, с историческим краеведением и с современностью.

Этап учебного занятия

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Ожидаемый результат

1.Организационный момент, мотивация и целеполагание.

Организовать внимание учащихся, раскрыть мотивацию, общую цель урока и плана его проведения.

Приветствие учащихся, сообщение темы (показ Симбирского края - Ульяновской области на карте), постановка цели урока и плана работы, пожелание совместной плодотворной работы.

Психолого-эмоциональный настрой учащихся на работу, смотрят на карту, видят, что реки Волга и Свияга текут в противоположных направлениях, осмысливают цели урока и план работы.

Создание доброжелательной атмосферы и делового настроя.

Учащиеся могут показать место расположения Ульяновской области на карте. Готовность учащихся работать по плану.

2. Проверка знаний учащихся и подготовка к самостоятельной работе.

Установить точность и правильность знаний по теме, понимания смысла понятий, последовательности событий.

Дает задание повторить понятия (называет понятия необходимые для работы на последующих этапах урока). Дает задание повторить последовательность изученных событий.

Работают с карточками, выбирают понятия, отвечают по обобщённому плану «СССР между мировыми войнами – опыт строительства социализма».

Знание

понятий, последовательности хронологических событий, понимание значимости этих событий в истории.

3.Самостоятель-ная работа – тест по теме «СССР между мировыми войнами – опыт строительства социализма».

Организовать деятельность учащихся по применению знаний в измененной и новой ситуации.

Даёт критерий баллов, напоминает особенности выполнения теста, устанавливает временные рамки.

Работают с тестом.

Взаимно проверяют тест.

Сверяют с ключом ответов.

Самостоятельно оценивают результат тестирования по критериям оценивания.

Положительные результаты работы-теста «СССР между мировыми войнами – опыт строительства социализма».

4.Постановка новой задачи – проведение круглого стола по теме «Достижения и трудности Симбирского края. Известные люди Симбирской земли – Ульяновской области».

Подготовить учащихся к выступлению за круглым столом по теме «Достижения и трудности Симбирского края. Известные люди Симбирской земли – Ульяновской области».

Объясняет особенности работы каждой группы учащихся при выступлении за круглым столом.

Слушают учителя, задают вопросы, готовятся к выступлению.

Готовность к выступлению и работе за круглым столом.

5.Выступления участников круглого стола

по теме «Достижения и трудности Симбирского края в период НЭПа, индус-триализации, коллективиза-ции. Известные люди Симбирской земли – Ульяновской области».

Сформировать умение выступать перед аудиторией, усвоить краеведческий материал,

создать проект «Известные люди Симбирской земли» ( I половины XX века)

Напоминает регламент выступлений, дает краткие комментарии к ним, формирует проект (Сообщения складывают в одну общую папку «Известные люди Симбирской земли – Ульяновской области»).

Слушают выступающих за круглым столом и выступают сами, записывают краткую информацию в таблицу (карточка №3), задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы, создают проект, отмечают на карте ярким кружочком место рождения или жительства известных людей на земле Симбирской.

Готовый проект «Известные люди Симбирской земли» ( I половины XX века), заполненная таблица: «Известные люди земли Симбирской»

(I половины XX века), на доске карта Ульяновской области с пометками места рождения известных людей земли Симбирской.


6. Информация о домашнем задании.

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ.

1)Рассказ учителя о предлагаемых вариантах, разных уровнях ДЗ (карточка №5) и способах их выполнения.

Задают вопросы, делают выбор уровня ДЗ, записывают ДЗ в дневник.

Мотивация на выполнение ДЗ.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Подвести итоги, выявить уровень достижения цели урока.

Обобщает материал урока, используя карту, подводит учащихся к выводу об особенности Симбирской земли и её людях. Оценивает работу класса в целом и индивидуально.

Делают вывод, что необычная по своей природе Симбирская земля родит известных всему миру людей.

Самооценка деятельности на уроке.

Усвоение материалов урока.

Объективность качественной оценки знаний.



Раздаточные материалы:




Карточка №1.


План работы по теме:

«СССР между мировыми войнами – опыт строительства социализма.

Достижения и трудности Симбирского края.

Известные люди Симбирской земли – Ульяновской области».


  1. Повторение изученных понятий и хронологических дат событий:


коммунизм, «военный коммунизм» продразверстка и продналог, НЭП, социализм, хозрасчет, Конституция, федерация, Коминтерн, ВЦИК, индустриа-лизация, ГУЛАГ, «стахановское движение», коллективизация, культ личности;


Март 1921, 30 декабря 1922, 31 января 1924, март 1919, апрель 1922, 21 января 1924, 1929-1932, 1933-1937, август 1935, декабрь 1929, 5 декабря 1936, 1930, 1937, 1934, 23 августа 1939.


2. Выполнение контрольного теста. (Карточка №2).

3. Проверка теста по ключу ответов.

4. Минутка отдыха.

5. Выступления учащихся за круглым столом по теме:


«Достижения и трудности Симбирского края в 20-30 годы.

Известные люди Симбирской земли – Ульяновской области».


6. Заполнение таблицы в ходе прослушивания выступающих учащихся (Карточка №3).

7. Инструкция по домашнему заданию (Карточка №4)..

8. Подведение итогов.

9. Рефлексия (Карточка №5)..












Карточка №2. Контрольный тест по теме:

СССР на путях строительства нового общества. (Время выполнения теста 12 минут).

  1. Решение о переходе к НЭПу было принято:

  1. 1921г.; 2) 1924г.; 3) 1925г.; 4) 1927г.;

  1. Какие из перечисленных мероприятий относятся к новой экономической политике Советской власти?

  1. Введение всеобщей трудовой повинности; 4) создание концессий;

  2. Введение продналога; 5) уравниловка в оплате труда;

  3. Введение продразвёрстки; 6) введение твёрдой денежной

единицы «золотого червонца»;

  1. В Конституции 1924г. СССР был провозглашён:

  1. Федерацией республик; 3) Союзом автономий;

  2. Унитарным государством; 4) Конфедерацией регионов;

  1. Результатом индустриализации стало:

  1. Ускоренное развитие лёгкой промышленности;

  2. Создание современной тяжёлой промышленности;

  3. Увеличение производства продовольственных товаров;

  4. Создание развитой сферы обслуживания населения;

  1. Вторая Конституция СССР была принята:

  1. 1921г.; 2) 1924г.; 3) 1936г.; 4) 1939г.;

  1. Повод для начала массовых репрессий в СССР:

  1. Меморандум Керзона; 3) выступление объединённой оппозиции;

  2. Убийство С.М. Кирова; 4) угроза массовых крестьянских волнений;

  1. К последствиям репрессий в Красной армии относится:

  1. усиление боеспособности армии;

  2. увеличение числа высокообразованных командиров;

  3. ослабление высшего и среднего командного звена;

  4. улучшение технического оснащения армии;

  1. Прочтите отрывок из газетной статьи от 14 сентября 1935г. и назовите движение, частью которого стали описываемые события.

« Соревнования лучших шахтёров Донбасса находит отклик и на Горьковском автозаводе. Кузнец Бусыгин поставил небывалый в истории кузнечного дела рекорд производительности труда. При норме 657 валов за смену Бусыгин выковал 1005 валов».

  1. Двадцатипятитысячников; 3) ударников;

  2. Стахановцев; 4) молодогвардейцев;

  1. Выберите черты индустриализации в СССР

  1. Достижение экономической независимости СССР; 4) сжатые исторические сроки;

  2. Создание оборонной промышленности; 5) разрешение аренды земли

  3. Введение продразвёрстки; крестьянам;

  1. Курс на коллективизацию был взят в :

  1. 1925г.; 2) 1927г.; 3) 1929г.; 4) 1932г.;

  1. К деятельности СССР по обеспечению коллективной безопасности в 1930-е гг. относится:

  1. Заключение договора о нейтралитете с Японией;

  2. Заключение договора о взаимопомощи с Францией и Чехословакией;

  3. Заключение советско-германского пакта о ненападении;

  4. Вступление в Лигу Наций;

  1. Ниже приведены точки зрения на развитие искусства и литературы в СССР в 1930-е гг.:

  1. 1930-е годы – время всестороннего развития, расцвета искусства и литературы в СССР;

  2. 1930-е годы – время рождения в СССР идеологизированной массовой культуры на основе метода социалистического реализма.

  3. Оба мнения верны.

Выберите ответ, какая из названных точек зрения отражает реальное положение культуры в СССР.

Ключ ответов к тесту: «СССР на путях строительства нового общества».

1-1.

2-2,4,6.

3-1.

4-2.

5-3.

6-2.

7-3.

8-2.

9-1,2,4.

10-3.

11-4.

12-3.



Карточка №3.

Известные люди Земли Симбирской (I половина XX века)

заполнить таблицу в ходе прослушивания материала


ФИО исторического деятеля земли Симбирской

Направление деятельности

Годы жизни

деятеля

Чем известен деятель

Место рождения или жительства на земле Симбирской

Ульянов (Ленин) Владимир

Ильич




Родился и учился в Симбирске

Керенский Александр Фёдорович




Родился и учился в Симбирске

Гай

Гая

Дмитриевич



С июля по ноябрь 1918 г.

освобождал Симбирск от белогвардейцев

Приезжал в Симбирск в 1928, 1923г.

Чапаев

Василий

Иванович




Родился около г.Чебоксары,

в1913 жил в Симбирске

Яковлев

Иван

Яковлевич




В Симбирской губернии

(Татарстан)

Архангельский

Дмитрий Иванович




В Симбирске

Пластов

Аркадий

Александрович




Карсунский район Ульяновской

области


















Карточка №4.

Домашнее задание:

1 уровень – на оценку «3»

- прочитать и запомнить стр. 201 учебника, повторить изученные даты;

2 уровень – на оценку «4»

- прочитать и запомнить стр. 201 учебника, повторить изученные даты,

заполнить таблицу и запомнить её;

3 уровень – на оценку «5»

- прочитать и запомнить стр. 201 учебника, повторить изученные даты,

заполнить таблицу и запомнить её, повторить изученные даты на форзаце учебника.




Карточка №5.


Рефлексия



1.На уроке я работал активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал

5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным

интересно / не интересно



Приложение к уроку

Биография Владимира Ленина

Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870 — 1924) – политический деятель, революционер, основатель большевистской партии, Советского государства, председатель СНК.

В биографии Ленина образование было получено в Симбирской гимназии (он родился в городе Симбирске). После недолгого обучения в Казанском университете из-за содействия студенческому движению был исключен. В Казани вступает в марксистский кружок. В Петербурге в 1893 году занимается публицистикой, изучает вопросы социал-демократии, политэкономии.

В 1895 году в биографии Владимира Ильича Ульянова предпринимаются поездки заграницу. После этого он стал основателем партии «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В результате ареста отправлен в Енисейскую губернию. Именно там через три года Владимир Ильич женился на Н. Крупской. Там же написал большую часть своих работ.

После окончания ссылки в 1900 году, поселяется в Пскове. Затем в биографии Ульянова в сотрудничестве с другими активистами основывается, издается газета «Искра», журнал «Зоря». В одном из выпусков подписался как Ленин (другие псевдонимы: Ильин, Фрей, Карпов, Петров). Сохранившиеся произведения Ленина в библиотеке многочисленны, включают его видение партии, планы.

Ленин был одним из организаторов второго съезда РСДРП, составил план работы, устав партии, пытаясь создать новое общество с помощью социалистической революции. Во время революции 1907-1907 годов Ленин находился в Швейцарии. После ареста многих членов партии, руководство переходит к Ульянову.

После третьего съезда РСДРП, он подготавливал восстания, демонстрации. Не смотря на то, что декабрьское восстание подавили, не прекращает работы, пишет новые труды, публикует газету «Правда», укрепляет революционные организации. В те года в биографии Владимира Ильича Ленина было множество переездов, эмиграций. После совершения февральской революции 1917 года вернулся в Россию, выступил с докладом (т.н. апрельские тезисы). Ленин реализует план пролетарской революции, возглавляет антиправительственное восстание, а после объявления о его аресте уходит в подполье.

На съезде Советов возглавил новое правительство: СНК – Совет Народных Комиссаров. Он руководит заседаниями, совещаниями. После революции 1917 года заключает мирный договор с Германией, основывает Красную Армию, III Коммунистический Интернационал. Политику военного коммунизма Ленин изменяет на новую экономическую политику, направленную на рост народного хозяйства, основывает социалистическое государство – СССР. В результате плохого состояния здоровья скончался 21 января 1924 года.

После смерти культ его личности еще больше усилился: в городах и селах ставились памятники Ленину, многие объекты переименовывались в его честь. Были открыты библиотеки имени Ленина, однако не все его пожелания приведены в жизнь. Мавзолей Ленина в Москве хранит тело величайшего деятеля.


Керенский Александр Фёдорович (1881—1970),

российский политический деятель, глава Временного правительства (1917 г.).
Родился 4 мая 1881 г. в Симбирске (ныне Ульяновск) в семье директора гимназии. После гимназии окончил юридический факультет Петербургского университета (1904 г.) и работал адвокатом. Получил известность благодаря своим выступлениям на политических процессах.

В 1912 г. Керенский был избран в 4-ю Государственную думу как депутат от города Вольска и возглавлял фракцию трудовиков. После Февральской революции он занял пост министра юстиции во Временном правительстве, а также был одним из заместителей председателя Петроградского совета; вступил в партию эсеров.

В мае возглавив военное министерство, много сделал для организации июньского наступления на фронте. В провале наступления обвинил большевиков, ввёл на фронте смертную казнь и учредил военно-революционные суды.

В июле 1917 г. Керенский стал премьер-министром; он объявил Россию республикой. Попытка Л. Г. Корнилова в сентябре 1917 г. установить военную диктатуру свидетельствовала о слабости власти Керенского. Неспособность стабилизировать положение в стране и отказ поддержать Корнилова вызвали ненависть правых, а борьба с большевиками — противодействие левых сил.

В ночь на 25 октября 1917 г., когда началось Октябрьское вооружённое восстание, Керенский бежал из Петрограда. После разгрома пытавшихся оказать сопротивление большевикам частей генерала П. Н. Краснова, он скрылся на Дон, затем эмигрировал во Францию (1918 г.).

С 1940 г. жил в Нью-Йорке. Постоянно выступал против сталинской диктатуры, но в первые дни Великой Отечественной войны заявил о поддержке СССР.

До конца жизни верил в возрождение свободы в России.

Умер 11 июня 1970 г. в Нью-Йорке; похоронен в Англии, где жили его сыновья.


Биография Гая Дмитриевич Гай

(1887—1937) — советский военачальник, участник Гражданской войны.

Армянин, родился в Тавризе (Персия), в семье учителя.

С 1903 принимал участие в революционном движении. 8 Служил в царской армии в звании прапорщика. Во время Первой важный войны добровольно отправился на фронт.

После Октябрьского переворота вступил в ВКП(б). Во время Гражданской войны во главе сформированных им частей вёл борьбу супротив белочехов и оренбургских казаков генерала Дутова. Командовал следующими частями и соединениями:

июль — ноябрь 1918: 1-я Самарская пехотная дивизия, вскоре переформированная в 24-ю стрелковую дивизию, освободившую Симбирск и получившую наименование «Самаро-Ульяновской Железной дивизии». В дивизии служил Г.К. Жуков, тот, что потом с большим уважением отзывался о Гае в своих мемуарах. Именно по инициативе Гая Жуков в 1924 поступил в Высшую кавалерийскую школу в Москве).

декабрь 1918 — июнь 1919: 1-я вс Восточного фронта;

август-сентябрь 1919: 42-я стрелковая дивизия Южного фронта;

сентябрь 1919 — март 1920: 1-я Кавказская «дикая» кавалерийская дивизия Южного фронта.

Во время советско-польской войны 1920 командовал 2-м кавалерийским корпусом, а с июля — 3-м кавалерийским корпусом, благополучно действовавшим на Западном фронте. В августе 1920 остов прикрывал отступление 4-й армии и был интернирован в Восточной Пруссии.

В 1922 — наркомвоенмор Армении, далее занимался военно-педагогической и научной работой.

В 1933-1935 — профессор и босс кафедры истории войн и военного искусства в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского.

Был дважды награждён Орденом Красного Знамени: в 1918 за боевые действия в районе Волги и в 1920 за польскую компанию.

3 июля 1935 был арестован по обвинению в «участии в антисоветской террористической организации». Это, по-видимому, был начальный эпизод ареста красного командира пролетарского происхождения. 11 декабря 1937 был признан виновным Военным трибуналом Верховного Суда СССР (АП РФ, оп. 24, занятие 413, лист 252) и в тот же день расстрелян. Посмертно реабилитирован 21 января 1956.

В 1963 в его честь был назван речной пассажирский корабль проекта 305 «Комдив Гай».

Гайк Бжишкян немного раз упоминается в романе Хачика Даштенца «Зов пахарей», повествующем о партизанской борьбе армянских гайдуков супротив османских властей на рубеже XIX-XX веков.


Биография Василия Ивановича Чапаева

Чапаев Василий Иванович (28 января 1887 г., д. Будайка Казанской губ. - 5 сентября 1919 г., Лбищенск) - герой гражданской войны. Родился в семье крестьянина-плотника в деревне Будайка Чебоксарского уезда Казанской губернии. В 1913 семья переехала в село Балаково Николаевского уезда Самарской губернии. Там он чуть менее трёх лет проучился в церковно-приходской школе. После обучения в ней вместе с отцом плотничал. Чапаевы семейной артелью строили коровники, бани, дома и даже церкви. 
Однажды при установке креста на церковь Василий Чапаев сорвался, но при приземлении не получил ни одного перелома. Из-за этого случая товарищи и родные прозвали его Ермаком. Такое прозвище сохранилось за ним на всю жизнь. 
В 1908 году был призван на военную службу, в 1909 был уволен - формально из-за появившегося бельма на глазу, фактически - за то, что его брат Андрей был казнён за подстрекательство против царя, и Чапаев по этой причине считался неблагонадёжным.

В 1909 году женился на Пелагее Метлиной. Его отец Иван был против этого брака,

т.к. брак был неравным - Пелагея была поповской дочкой. 
Пелагея устроила его к своему отцу реставрировать иконы. Поначалу всё шло хорошо, но потом Чапаев с женой вынужден был срочно покинуть Балаково из-за недовольной заказчицы, которая грозилась подать на него в суд за "богохульство". Первоначально весной 1913 года они приехали в Симбирск, но из-за отсутствия там работы переехали в Мелекесс. 
В 1914 году, с началом Первой мировой, Чапаев был призван на военную службу. 
За мужество и большую стойкость, проявленных в боях 5-8 мая 1915 году у реки Прут, был награждён Георгиевской медалью. Приказом по полку от 10 июля 1915 года в районе деревни Дзвиняч рядовой первой роты Василий Чапаев был произведен в младшие унтер-офицеры, минуя звание ефрейтора. За мужество и храбрость унтер-офицер Чапаев 16 сентября 1915 года был награжден Георгиевским крестом 4-й степени. 
В дальнейшем за взятие двух пленных под местечком Сновидов приказом по 82-й пехотной дивизии фельдфебель Василий Чапаев был награжден Георгиевским крестом 3-й степени. В боях между пунктами Цумань и Карпиневка 27 сентября 1915 года Василий Иванович Чапаев был ранен и отправлен в госпиталь. В то время пока он находился на излечении, вышел приказ о производстве его в старшие унтер-офицеры. Таким образом, со времени прибытия на фронт Чапаев только за полгода был трижды награжден и стал старшим унтер-офицером. 
За бои 14-16 июня 1916 г. июня у города Куты, в которых принимал участие Белгорайский полк, где служил Чапаев, он получил Георгиевский крест 2-й степени. Летом того же года за бои под городом Делятин был награжден Георгиевским крестом 1-й степени. 
В конце лета 1916 года Василий Чапаев тяжело заболел. 20 августа он был отправлен в перевязочный отряд 82-й пехотной дивизии. В роту же вернулся только 10 сентября. Но ему суждено было провоевать только лишь один день. Уже 11 сентября он снова получает шрапнельную рану в левое бедро и отправляется на излечение в 81-й отряд Красного Креста. 
Прибыв в июле 1917 г. в Николаевск, В.И. Чапаев был назначен фельдфебелем в 4-ю роту революционно настроенного 138-го запасного пехотного полка. Там же сошёлся с большевиками. Был избран в полковой комитет, а в октябре 1917 г. - в совет солдатских депутатов. 28 сентября 1917 г. вступил в партию большевиков. 
В ноябре 1917 года Революционный комитет Николаевска назначил Чапаева командующим 138-м полком. 
Был участником казанского съезда солдатских Советов, проходившего в ноябре 1917 года. 
Тогда же его гражданской женой стала Пелагея Камишкерцева (первая жена Чапаеву изменила). В дальнейшем отношения с новой женой у него также не сложились. 
18 декабря 1917 года стал комиссаром Красной гвардии и начальником гарнизона Николаевска. 
Зимой-весной 1918 года Чапаев подавил ряд крестьянских восстаний. Воевал против казаков и Чехословацкого корпуса. В ноябре 1918 стал учиться в Академии Генштаба, но уже в январе 1919 года по личной просьбе был направлен на Восточный фронт против А. В. Колчака. Чапаев командовал 25-й стрелковой дивизией. В июне 1919 года его дивизия освобождала Уфу от войск Колчака. В июле 1919 года Чапаев участвовал в боях по деблокированию Уральска. 5 сентября 1919 года при внезапном нападении белогвардейцев на штаб 25-й дивизии в Лбищенске Чапаев погиб. 


Биография Яковлева Ивана Яковлевича


Яковлев Иван Яковлевич ( 13(25).04.1848 - 23.10.1930 ), чувашский деятель культуры и просвещения, педагог-демократ, писатель, соратник И. Н. Ульянова. Родился в семье крестьянина. В 1875 окончил историко-филологический факультет Казанского университета. Будучи гимназистом, в 1868 основал Симбирскую чувашскую школу (на свои и частные пожертвования), которая при поддержке И. Н. Ульянова была принята в 1871 на государственный бюджет. В 1877 преобразована в Симбирскую центральную чувашскую школу, в 1890 - в Симбирскую чувашскую учительскую школу, ставшую центром чувашской культуры. В 1878 при Центральной школе открылось женское отделение.

По окончании университета Яковлев работал инспектором чувашских школ Казанского учебного округа (до 1903), руководил (до окт. 1919) Чувашской учительской школой (с 1917 - учительская семинария, в 1919 - 3-годичные Чувашские педагогические курсы). Яковлев способствовал открытию чувашских и других национальных школ в Поволжье. Для чувашских школ разработал методику обучения, творчески использовав педагогическое наследие К. Д. Ушинского и его последователей.

В начале 70-х гг. 19 в. Яковлев на основе русской графики составил новый чувашский алфавит, написал буквари, учебники. Его книги для чтения составлены на основе рассказов из народного быта и образцов устного народного творчества, собирателем которого он был; его переводы классиков русской художественной литературы (А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова и др.), а также изданные им научно-популярные книги способствовали формированию чувашского литературного языка и становлению национальной литературы, сближению их с передовой русской культурой.

В. И. Ленин высоко оценивал просветительскую деятельность Яковлева, "... работавшего над национальным подъемом чуваш..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 50, с. 61). Имя Яковлева присвоено Чувашскому педагогическому институту (1958). В Чебоксарах - памятник и мемориальный музей Яковлева (с 1968). Соч.: О школьном образовании чуваш, "Городской и сельский учитель", 1897. в. 5: Краткий очерк Симбирской учительской школы, Симбирск, 1908; Детские рассказы, [Чебоксары, 1968]. Лит.: Итоги юбилейной научной сессии, посвященной столетию со дня рождения И. Я. Яковлева, "Записки Чувашского н.-и. ин-та языка, литературы и истории", 1949, в. 3; Краснов Н.Г., Иван Яковлевич Яковлев. Жизнь. Деятельность. Педагогические идеи. Очерки, Чебоксары, 1976 (лит.).


Биография Архангельского Дмитрия Ивановича (1885-1979).

В 1913 сдал экзамен при АХ в СПб. на звание учителя рисования. Член СХ (1933). С 1935 постоянно участвует в научных экспедициях АН СССР в Поволжье (Булгары). Иллюстрирует собственные литературные работы, в числе которых "Чувашские узоры" (1925).

Основные произведения: линогравюры, литографии, офорты, акварели "На родине В.И.Ленина" (1938), "Памятник В.И. Ленину" (1956), "Дом-музей В.И.Ленина в Ульяновске" (1959), "Симбирск" (1919—59). 

--"Он учил Любви. Нет, не учил. Сам любил, и рядом с ним по-другому было нельзя. Показывая этюды, он гладил деревья, рассказывал как "лежит" вода или заваливается небосвод. Счастливый, собирал в папки рисуночки, акварели - все неумеки своих учеников, которые роились вокруг него, как кутята, радостные его любовью."

В тридцатые годы он был учителем в школе им. Шацкого для детей-правонарушителей. Воришки и беспризорники в дырявых башмаках и драных шапках, они гоняли за "дедей" по весенним лужам и буеракам, водя посиневшими пальцами по обрывкам старых обоев - писали этюды. Романтический лозунг колонии "воспитание трудом и искусством" сделал из них Людей и Героев: больше десяти из них стали Героями Советского Союза и погибли в той проклятой войне. До самой своей смерти он звал их по именам и плакал. В конце тех же тридцатых шёл по улице своего родного Симбирска с приятелем, увидели на противоположной стороне знакомого. И помахали ему рукой. На другой день его спутника посадили за фашистское приветствие на улице. И он бежал из родного города в неразбериху подмосковных посёлков, укрылся и тихо жил с влюблёнными в него учениками-ребятками, перетерпливая нищету привезённой ими колбаской, охрой и ультрамаринчиком. И "хорошей бумажкой" для акварели. Семья прощала ему одержимость.

Временами ему удавалось устроиться в археологические экспедиции, откуда приезжали горы этюдов и рассказов, зарисовок, приключений, удивительностей краеведения, вышивки, бусы, передники, каменные пуговицы, скребки неолита, бронзовые лошадки, тысячелетние деревяшки... Теперь, вспоминая его всё чаще и чаще, я понимаю, что это было Главный Учитель в моём ремесле и жизни - любить цвет, линию, пространство, деревья, небосвод - всё на чём остановился глаз и что захотелось оставить. Нежно укладывать это на бумагу или холст. Знать и помнить, что Искусство - это и видеть и суметь. И это две разницы, два умения, два счастья. И что надо хвалить. И что надо дарить. И любить. Заразно любить. Чтобы после тебя, они уже не могли не любить. Великий Человеческий Учитель. Он прожил девяносто пять лет, мой "Дедя"." ("Дорогой мой Борька". Б.Жутовский)


АРКАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПЛАСТОВ: БИОГРАФИЯ 31 января 1893 - 12 мая 1972 советский живописец

Народный художник СССР (1962). Лауреат Ленинской (1966) и Сталинской премии первой степени (1946). Действительный член АХ СССР (1947).

БИОГРАФИЯ

А. А. Пластов родился 19 (31) января 1893 года в селе Прислониха (ныне Ульяновской области) в крестьянской семье, его дед был иконописцем.

Три года проучившись в сельской школе, в 1903 году Пластов поступил в Симбирское духовное училище. После училища он учился в Симбирской духовной семинарии, а в 1912 году решил получить художественное образование и уехал в Москву. Некоторое время занимался в мастерской И. И. Машкова, а затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Ф. Ф. Федоровский. Проучившись в нём с 1912 по 1914 годы, Пластов поступил в МУЖВЗ на скульптурное отделение.

Его учителями были знаменитые художники: скульптор С. М. Волнухин, живописцы А. М. Корин, А. М. Васнецов,А. Е. Архипов, А. С. Степанов, Л. О. Пастернак.

В 1917 году вернулся в родное село, где начал заниматься живописью, постоянно работая с натуры.

С 1935 году выступал с жанровыми картинами, отмеченными знанием быта советской деревни, любовью к её людям, жизненностью образов, живописным мастерством («Колхозный праздник», 1937, «Колхозное стадо», 1938). Откликаясь на события, волнующие советский народ, Пластов изображал, как преломляются они в колхозной жизни; в качестве действующих лиц в картинах Пластова выступают обычно его односельчане.

А. А. Пластов умер 12 мая 1972 года в родном селе.

ТВОРЧЕСТВО

Аркадий Пластов — «певец советского крестьянства». Одна из первых значительных работ «Купание коней» была им дополнена для выставки «20 лет РККА». Для выставки «Индустрия социализма» он тоже написал картину под названием «Колхозный праздник» (1937), в котором «красочно передал новый быт социалистической деревни». Другое яркое произведение — «Колхозное стадо» (1938). Общие черты его картин — жанровая сцена не мыслится вне пейзажа, вне русской природы, которая всегда трактуется лирически. Другая его особенность — отсутствие конфликта или особого момента, события в сюжете — хотя поэтическая выразительность образа при этом создается.

В работах Пластова отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945, обе картины удостоены в 1946 Сталинской премии), праздник выборов в Верховный Совет («Едут на выборы», 1947), послевоенный трудовой подъем («Колхозный ток», 1949, «Ужин трактористов», 1951), быт русской деревни («Родник», 1952, «Летом», 1954). Так же широко известна получившая широкий резонанс в обществе картина «Весна». Главная героиня картины была прозвана «Северной Венерой».

Яркость и эмоциональность замысла отличают работы Пластова в области иллюстрации («Мороз, Красный нос»Н. А. Некрасова, 1948; «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, 1948—1949; произведения Л. Н. Толстого, 1953; рассказА. П. Чехова, 1954, и др.), пейзажа, сельскохозяйственного плаката. Красочные образы деревенской жизни и родной природы Пластов запечатлел в акварелях к книгам для детей. Некоторым произведениям художника недостает глубокого раскрытия и обобщения черт нового в колхозной жизни; но в лучшей своей части творчество Пластова тесно связано с передовыми идеями современности и реалистическими традициями русского искусства и отличается ярко выраженным национальным характером, народностью образов, поэтичностью замысла, выразительностью колористических решений. Мастер при жизни стал признанным классиком советской живописи. Репродукции его картин постоянно включались во все школьные учебники и хрестоматии.


Промышленность Ульяновской области в 20-е-ЗО-е годы.  
Участие в индустриализации в составе Средне-Волжской области (края)
 
В 1925 году в СССР начинает осуществляться программа индустриализации. В мае 1928г. Ульяновская, Самарская, Оренбургская и Пензенская губернии образовали Средне-Волжскую область (с 1929г. - Средне-Волжский край) - большой экономический район, созданный с целью комплексного развития Среднего Поволжья, наиболее эффективного использования всех его ресурсов. 
Ульяновская губерния по своей экономической сути была аграрной и еще в дореволюционный период России занимала одно из последних мест по уровню индустриализации. Большинство из имевшихся в губернии предприятий были заняты переработкой сельскохозяйственного сырья (мельницы, винокуренные, пивоваренные, сахарные, крахмально-паточные заводы). Ведущими отраслями промышленности были пищевая, текстильная, деревообрабатывающая, кожевенная, силикатная. 
Со времен первой мировой войны в губернии развивается металлообрабатывающая промышленность. Осуществление программы индустриализации в Ульяновском округе началось с реконструкции имевшихся и строительства новых предприятий. В 1930 г. состоялся пуск Сенгилеевского цементного завода. В поселке Старый Салаван (ныне Новочеремшанск) был построен химический завод "Дубитель", продукция которого предназначалась для кожевенной, лакокрасочной и других отраслей промышленности. 
1 июля 1935 г. в Ульяновске начал работу хлебозавод. По тем временам это было высокомеханизированное предприятие, позволявшее почти без применения ручного труда выпекать 60 тонн хлеба в сутки. До этого времени все государственные пекарни в городе давали в день не более 32 тонн хлеба. В 1936 г. в городе открывается швейная фабрика (ныне имени М.Горького). За годы первой пятилетки (1928-32 гг.) была проведена коренная реконструкция машиностроительного завода и завода "Металлист", гостиполитографии, текстильных и суконных фабрик, паровых мельниц. Постепенно увеличивался объем промышленного производства. К 1933 году он был в 2 раза больше по сравнению с 1927г. Но по-прежнему доля промышленного сектора в экономике Ульяновского округа уступала доли сельского хозяйства. 
Большим препятствием для более быстрого роста ульяновской промышленности была слабая энергетическая база. В решении этой проблемы большую роль предстояло сыграть Куйбышевскому гидроэлектроэнергетическому узлу, строительство которого намечалось третьим пятилетним планом. В 1939-40 гг. на этой громадной стройке были проведены подготовительные работы. 
Важным событием, способствующим индустриальному развитию Ульяновского края, было превращение Ульяновска в крупныйжелезнодорожный центр. Еще в 1914 г. открытие железнодорожного моста через Волгу сделало Симбирск узлом двух железных дорог: Московско-Казанской и Волго-Бугульминской. В 30-е годы в связи с созданием Урало-Кузбасской металлургической базы ульяновское направление оказалось одним из ведущих, т.к. было самым удобным и коротким для заводов Златоуста, Белорецка, Челябинска. Началось строительство новых железных дорог. Так, из небольшой товарной станции Киндяковка превратилась в узел шести направлений: на Москву, Уфу, Казань, Сызрань, Саратов, Сталинград. 
В годы первых пятилеток было развернуто строительство автомобильных дорог Ульяновск-Куйбышев-Мелекесс-Сызрань. 1 мая1925 г. состоялось открытие моста через Свиягу. К определенным успехам индустриализации в Ульяновском крае можно отнести очевидные достижения в области авиации и радио. Первый самолет прилетел в Ульяновск из Царицына в 1924г. Совершая агитационный перелет, он установил и своеобразный рекорд для того времени: расстояние в 1023 версты покрыл за 7 часов. В течение недели под общее ликование самолет "катал" пассажиров над городом. Именно этот первый воздушный гость способствовал активному росту интереса к авиации и зарождению в губернии движения друзей воздушного флота. В том же 1924 г. жители губернии провели сбор средств на постройку отечественного самолета "Земляк Ильича", который занял достойное место в первой советской эскадрилье. С 1925г. начались работы по оборудованию аэродрома. 
В 1925г. в Ульяновске в естественно-историческом музее появился первый радиоприемник. К концу 1926г. в городе имелось уже 26 радиоустановок и своя передающая станция, что позволяло осуществлять прием городов Поволжья, а также московских, ленинградских и даже немецких радиостанций. Масштабность задач индустриализации и крайняя ограниченность материальных и финансовых средств заставляли жестоко регламентировать задания, ресурсы для их выполнения, формы оплаты труда, режим работы. Эти же обстоятельства диктовали тактику индустриального рывка, нашедшего свое воплощение в призыве: "Пятилетку - в 4 года!".
В Ульяновской области с 1930 г. начинается движение за досрочное выполнение плана, а также движение новаторов и изобретателей. Они вносили изменения в конструкции станков, технологические процессы, что улучшало качество продукции, увеличивало производительность труда. Например, рабочий суконной фабрики имени Гимова Ф.Г.Трыханов внес более 10рационализаторских предложений по улучшению ткацкого станка, что дало огромную экономию фабрике и облегчило труд прядильщиц. В 1934 г. связисты Ульяновска усовершенствовали систему передачи и обработки телеграмм. В результате все операции были сведены до 50 минут вместо 110 минут прежних, повысилось качество связи. Социалистическое соревнование и ударничество были основными методами работы. Почти на каждом предприятии существовали свои бригады и даже целые цеха ударников производства. 
В 1935 г. в Ульяновске и области появились свои "стахановцы" - участники массового движения за перевыполнение норм труда. На ткацких фабриках большой популярностью пользовались бригады "парных ткачей" из работниц, обслуживающих одновременно два станка. Затем этот почин перерос в движение ткачих-многостаночниц. Работница Мулловской суконной фабрики Н.Г.Ильина одной из первых стала одновременно работать на четырех станках. Для удобства они были помещены ближе друг к другу, на них установили автовыключатели, которые останавливали движение полотна при обрыве нити. Теперь сменную норму 26 м ткани на станок - ткачихи перекрывали в 4-5 раз. 
На заводе имени Володарского машинист-термист М.И.Барышев работал на четырех печах, которые раньше обслуживали двое. Массовое ударничество, с одной стороны, принесло свои положительные плоды. В середине июля 1930 г. ульяновская газета "Пролетарский путь" сообщала: "Соревнование на заводе "Металлист" за 2 месяца увеличило выработку на 20%, расход топлива сокращен на 42%, снижен брак на 82%, затраты уменьшились на 40%". С другой стороны, именно это явлениепривело к повышению норм выработки в промышленности на 15-20%, продолжительности рабочего дня,существенной разнице в зарплате между рабочим и рабочим-ударником. 
Трудовые достижения первых пятилеток были омрачены ухудшением продовольственного снабжения. С апреля 1929г. по январь 1935г. в стране, и соответственно в Ульяновском округе, существовали карточки на продовольственные и промышленные товары. Не были улучшены жилищные условия. В целях укрепления трудовой дисциплины на предприятиях были введены трудовые книжки. Важными итогами индустриализации в Ульяновском округе явилось, во-первых, создание структуры промышленности, в которой ведущими были металлообработка, пищевая и текстильная отрасли;во-вторых, почти в 2 раза в сопоставлении с довоенным временем возросло производство различной продукции на душу населения; в-третьих, значительно увеличилась производительность труда, сложились традиции ударничества и новаторства и, в-четвертых, в 1929г. в округе была ликвидирована безработица.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
СССР в период между мировыми войнами – опыт строительства социализма.

Автор: Волчкова Ольга Васильевна

Дата: 22.07.2015

Номер свидетельства: 223344

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "СССР в период между мировыми войнами – опыт строительства социализма."
    ["seo_title"] => string(67) "sssr_v_period_mezhdu_mirovymi_voinami_opyt_stroitelstva_sotsializma"
    ["file_id"] => string(6) "571114"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1611414718"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "СССР в период между мировыми войнами.  Достижения и трудности Симбирского края. Известные люди Симбирской земли – Ульяновской области "
    ["seo_title"] => string(141) "sssr-v-pieriod-miezhdu-mirovymi-voinami-dostizhieniia-i-trudnosti-simbirskogho-kraia-izviestnyie-liudi-simbirskoi-ziemli-ul-ianovskoi-oblasti"
    ["file_id"] => string(6) "223351"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1437565977"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства