Тема: Греки и критяне
Цель: дать представления о природно-климатических условиях Греции и Крита, их влиянии на развитие хозяйственной деятельности населения, показать роль мифов как исторического источника, развивать умения работать в группах, высказывать и аргументировать свою точку зрения, работать с картой, воспитывать уважение к культурному наследию человечества.
Ход урока
I Организационный момент
II Изучение нового материала
Вступительное слово учителя
В этом году мы познакомились с историей многих древних государств. Каких? На каких континентах они находятся?
Сегодня мы с вами начинаем изучать историю первого древнейшего государства Европы- Древней Греции. Грецией ее назвали римляне.
Древние греки называли свою страну Эллада, а свой народ- эллины.
Изучение истории Древней Греции очень важно для нас, ведь некоторыми достижениям эллинов мы пользуемся до сих пор.
Беседа по вопросу:
Что дошло до наших дней со времен Древней Греции?
-мифы
-имена людей (какие?)
-в основе нашего алфавита - древнегреческий
-названия наук (география, геометрия, биология, история)
О чем свидетельствует тот факт, что названия многих наук древнегреческого происхождения? Эти науки были развиты в Греции.
Вспомните, что в переводе означает слово "история"? ("рассказ о событиях"). Кого называют "отцом истории"? (древнегреческого ученого Геродота)
Ученики самостоятельно формируют цели урока, отвечая на вопрос. На какие вопросы мы должны ответить, изучая тему сегодняшнего урока?
Работа с картой
1. Что мы можем сказать о географическом положении Греции? Что общего в географическом положении Греции и Крыма?
На каком полуострове находится Греция?
2. На какие 3 части делится Греция? Каждая часть делится еще на несколько областей.Составляем схе3. Но греки жили не только на Балканском полуострове, но и на островах, которые находились возле него. СЛАЙД-3
Найдите на карте самый большой остров. С какой стороны от Греции он находится? Именно на Крите возникла первая греческая цивилизация.
Какой крупный остров находится на востоке от Греции? (Эвбея)
Какие еще острова вы видите на карте?
-Тира-Жак-Ив Кусто искал там остатки легендарной Атлантиды.
-о. Родос - там находилось одно из семи чудес света- Колосс Родосский.
4. Также греки заселили и другие территории. Если мы мысленно переплывем Эгейское море, на каком полуострове мы окажемся?
5. Какими морями омывается Балканский полуостров? (Ионическое, Эгейское, Критское- это отдельные части Средиземного моря)
О происхождении названия Эгейского моря рассказывает один из древнегреческих мифов.
Сообщения о Тесее и Минотавре.
Обращаем внимание на крылатое выражение "нить Арианды".
Мы не случайно изучаем древнегреческие мифы- это устные исторические источники. (что это такое?)
Как вы думаете, что в рассказанном мифе правда? (когда-то Афины подчинялись Криту).
Посмотрите на карту и подумайте, почему критянам удалось установить господство над другими городами Эллады?
Является ли положение Крита благоприятным? Аргументирейте свой ответ.
Найдите на карте самый большой город Крита.
Работа в парах с текстом учебника.
Составьте вопросы к материалу учебника (с.114-115). Задайте эти вопросы своим одноклассникам.
Например:
1.Какое сооружение было найдено археологами на Крите?
2.Для чего предназначались световые окна?
3.Какое животное критяне считали священным?
4.Почему погибла цивилизация Крита?
Проблемный вопрос.
Поселения Крита не имели оборонительных стен. Критяне говорили: «Наши стены не на суше, а на море.» Объясните, что они имели в виду?
Закрепление нового материала.
Вставьте пропущенные слова:
- Древние греки называли свою страну…
- Греция находится на … полуострове.
- Южная Греция по- другому называется…
- В Северной Греции находится самая высокая в стране гора-…
- Первая европейская цивилизация возникла на острове…
- Дворец-лабиринт находился возле города…
- IV Подведение итогов урока
- Обсуждение вопроса:
К каким выводам о влиянии географического фактора на хозяйственную жизнь страны мы можем прийти, опираясь на изученный материал?
V Домашнее задание (§ 24)