kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

“Новгородская земля в 11 – 13 веках”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок помогает раскрыть особенности развития Новгородской земли в период феодальной раздробленности (11-13 вв.).

Просмотр содержимого документа
«“Новгородская земля в 11 – 13 веках”»

Урок истории в 7 классе

Учитель Малинина Светлана Николаевна

МБОУ СОШ 22 г.Ковров, Владимирская область

Тема: “Новгородская земля в 11 – 13 веках”.

Цель: Раскрыть особенности развития Новгородской земли в период феодальной раздробленности (11-13 вв.)

Задачи: 1. Формировать умения учащихся работать с исторической картой, давая характеристику географическому положению; с историческими документами – уметь добывать (извлекать) информацию, анализировать, обожать и делать выводы.

Развивать монологическую речь учащихся, о разность мышления при фронтальных, индивидуальных опросах; умения сопоставлять, давать характеристику по плану – памятка, устанавливать причинно-следственные связи.

2. Воспитывать патриотизм, уважение к своему Отечеству, познавательный интерес средствами урока истории

3. Повторить и закрепить знания по ранее изученным темам: “Феодальная раздробленность”.

  • Феодальная раздробленность

  • Закономерность

  • Республика

  • Причины и последствия феод. раздробленности.

Ввести новые основные понятия:

  • Вече

  • Боярская республика

  • Посадник

  • Тысяцкий

  • Архиепископ



Оборудование:

  1. Выставка книг о Новгороде.

  2. Учебник по истории 7 класс.

  3. Исторические документы.

  4. Таблицы:

  1. План-памятка изучения княжеств,

  2. Сравнительная таблица

  3. План Новгорода

  4. Управление в Новгородской боярской республике.

  1. Карта «Русь накануне нашествия монголо-татар». Карта в учебнике.

  2. Доска: - название темы

-план изучения (по таблице)

Вопросы: 1) Каковы причины обособления Новгорода?

2) Каковы особенности развития?

3) Почему Новгород назван Великим?

4) Почему Новгородская земля, а (боярская республика) не

княжество?



  1. Ход урока: приветствие, проверка готовности, план урока ( дежурный отдает список отсутствующих в классе).

На прошлом уроке мы с вами начали изучать большую тему: «Феодальная раздробленность на Руси в 11-13 вв. Возникновение самостоятельных княжеств».

Вопросы: 1. Что означает понятие «феодальная раздробленность»?

  1. Каковы ее хронологические рамки?

  2. Покажите основные феодальные центры во второй половине 11-13вв. и назовите их.

  3. Каковы причины обособления земель?

  4. Являлась ли феод. раздробленность на Руси закономерным процессом? (какой процесс мы назвали закономерным?)

  5. Назовите последствия феодальной раздробленности.

2. Настрой на восприятие нового материала.

Сегодня мы продолжаем рассматривать тему «Феодальной раздробленности на Руси в 11-13 вв.» и наша тема сегодня «Новгородская земля в 12-13вв»

Учитель - Мы с вами повторим, что в результате феод. Раздробленности на Руси образовались княжества и вы их назвали и показали на карте. Почему на карте северо-зап. Земли Руси наз. Новгородской землей? Почему современники назвали Новгород Великим? Каковы были причины обособления Новгородской земли и особенности развития этого края?

!Ответы на эти вопросы вы найдете сами, используя уже полученные знания и после моего рассказа:

Планом урока нам послужит памятка, которая помогла характеризовать княжества.

Итак, переходим к изучению нового материала.

  1. Географическое положение.

Работа с картой и Дайте характеристику географич. положения картой в учебнике Новгорода и дайте характеристику природных условий

(ответ у доски)

  1. Занятия, города.

Вопрос: Предположите, какие возможные занятия были у

жителей Новгородской Земли? (охота, рыболовство,

бортничество, торговля…)

Документ №1. А теперь давайте обратимся к документу- историч.источнику. Найдем ли мы подтверждение своим предположением?


Чтение вслух. "Весна ширилась"...

- торговля

- чтобы торговать надо рыбы наловить,

- поохот. - мех, шкуры, мед

- землед. - плохо, суров.климат .


Вопросы: 1. С какими княжествами и странами Новгород поддерживал

торговые связи?


Карта. Покажите на карте.

2. Какими товарами Новгородцы торговали, а какие завозили к себе или покупали у заезжих купцов?


Документ. Археологи работали на раскопках Новгорода. Было вскрыто более 21 тыс. м2. Были найдены целые усадьбы, ремес.мастерские.


Вопрос: Прочитав документ сделайте вывод-предположение: О чем могут рассказать эти находки? Свой ответ докажите. Гл.занятия - землед.плохо, т.к.суровый климат

- охота

- бортничество

- рыболовство

- торговля и ремесло


Вопрос: В чем эконом.особен. Новгорода?

Если мы обратимся вновь к карте, то увидим, что Новгород гл.город Новгородской земли.

Псков Устюг Торжок

Луки Торопеу


Учитель: Мне бы хотелось рассказать вам о главном городе Новгородской земли - Новгороде.


Схема Новгород раньше других отъединился от Киева, благодаря Новгорода . сильному экономическому развитию - ремесел и торговли,

этот город знали и в Европе и на Востоке.

Значит он должен, наверное быть очень красивым и удобным (муз.Бородина 1-я симфония. Стих о Новгороде).

Давайте обратимся к схеме Новгорода.

- "Новый город" - по отношению к Ладоге (предположение)

- Планировка сохранилась

- р.Волхов, по обе стороны

- Софийская сторона (кремль - Соф.собор)

- Торговая площадь - противопол.берег

- 5 концов (районов), переходящие в пятины (сельская местность)

- Мост через Волхов, место побоищ и казни неугодных (сбрасывали)

- Пристани вдоль Волхова - купеческие лодки с товарами.

- Ярославово дворище, место остан.князя

- Дворы купцов (иноземных)

- по окраинам города - монастыри, которые защищали город

- улицы мостили бревнами и досками каждые 25 лет (ареол - 28 ярусов) с IX века. Париж с XII в.

- вдоль улиц желоба и трубы для сточных вод Ярослав дворище - деревянный водопровод с ключевой водой.

- улицы узкие, прямые, дома с фасадами.


Вывод: Город изумлял своей красотой и не только жителей др.рус.земель, но и иностранцев.


Мостик- Мы с вами уже смогли рассмотреть 2 пункта нашего плана.

переход Переходим к новому вопросу:


3. Социальная структура Новгорода


Учитель: Это более трудный вопрос, послушайте мой рассказ. Казалось бы "главным населением" Новгорода должны были быть купцы и ремесленники. Но, нет всегда в Новгороде у власти находились бояре-землевладельцы. Новгородские земли, где жили свободные крестьяне в XII- XIII вв. стали принадлежать боярам (берес.грам.рассказ.о жизни феод.вотчин).

И собственниками вотчин становились целые боярские роды. Собственность на землю не дробилась, а все больше втягивало в сферу своего влияния все большие слои сельского населения. Зависимые крестьяне – сироты – несли многочисленные повинности и платили оброк. Свободные крестьяне – смерды – брали в аренду боярские промыслы,обращались в голодные годы за помощью к боярину. Поэтому сельская округа Новгорода оказалась подчиненной боярским родам. Городскую жизнь самого Новгорода тоже контролировали бояре. Им принадлежало большинство городских дворох, заселенных зависимыми ремесленниками или арендованных совободными мастерами, торговцами, духовенством.

В городские усадьбы боярских родов свозились товары из вотчин, а потом бояре продавали их оптом.

Т. О. часть – купец играл лишь роль посредника м/у вотчиной и рынком. Настоящим хозяином новгородских богатств являлся боярин. Поэтому в Новгороде четко просматриваются 2 группы населения :

1гр. «черные люди» - «меньшие» люди

зависимые

крестьяне

свободные (аренда пах.земли, промыслы бояр)

ремесленники

2гр. «лучшие люди» - бояре, обладавшие огромными земельными владениями

«купцы» - имевшие несметные богатства.

Новгородская знать к независимости политической от Киева, т.о. была экономически сильна (благодаря развитию феодальных отношений), не нуждалась в защите от южных кочевников, т.к. далека от степей. Поэтому между Новгородом и Киевом велась напряженная борьба .


Вопрос: Каков же соц. Состав общества? А теперь, выяснив, соц. Состав об-ва Новгорода, мы должны с вами выяснить.

Вопрос: как же Новгород стал независим от Киева в полит. Отношении?

До начала 12 в. В Новгороде обычно сидел на правх князя-наместника старший сын великого Киесвокго князя, но постепенно Новгродоское боярство ограничивало его власть. Князт играл в Новгороде второстепенную роль военного руководителя, а Новгород превращался в боярскую республику?

Вопрос: А что такое республика?

Обратимся к учебнику.

Какое событие, какой условно год стал в Новгороде началом становления феодальной боярской республики?

После прочтения текста.

Вопросы: Кто победил в этой борьбе?

Как это произошло?

Какие обвинения были предъявлены Новгородскому князю?

Какие слои населения были недовольны политикой князя?

Уч-ся: - «не заботился о смердах» - свободные крестьяне Новгорода.


ВЫВОД: борьба шла не только м/у князем и новогородцами, м/у «лучшими» и «черными» людьми самого Новгорода. Боярство было сильно в Новгороде, даже «гнев черных людей» против князя, они обернули в свою пользу. Благодаря выступлениям народа (сами открыто не выступали против князя), воспользовались успехом, установили управление, отвечающее их интересам.


Учитель А теперь мы с вами должны охарактеризовать, как же управлялась задал Новгородская земля?

Вопрос. Почему Новгород наз.боярской республикой?

В чем особенность управления Новгородом?


Рассказ По зову вечевого колокола собирались на площадь перед Соф.

Учителя. Собором. Сначала проходитли все мужчины – главы семейства (боярских, купеч., ремесл., самост. хозяева) на вече.

Что такое вече?

Решение принимали криком

К концу 11в. «окрепли» бояре, купечество, именно они стали приходить.

Учебник Обратимся к учебнику, чтобы выяснить, с какой целью собрались

Черниковой знатные бояре и купцы на вече?

С.121

Задание: Сразу начнем заполнять схему управления в Новгороде.


Вече

(кто приходил на вече в Новгороде)


князь

архиепископ




Совет господ


тысяцкий

посадник




Вече: 1. Объявляло войну

2.Заключало мир

3.приглашало (изгоняло) князя

4.заключ.договор с др.странами

5.выборы совета господ, посадника, тысяцкого

6. управление не только Новгородом, но Нов.землей.


Совет господ: 1. Руководил делами Новгорода и Нов.землей

2.избирал гл. посадника.

С.122 Читаем, какими полномочиями обладал посадник

Посадник: 1. Контролировал деятельность князя, должностных лиц

2.избирался только из бояр

3. вершил суд

4. ведал казной

5.дипломат.переговоры

6.заключение мира

Тысяцкий 1. Помогал посаднику

2.Собирал налоги

3.участвовал в дипломат.переговорах и при заключении мира

4. обычно избирался из небоярского населения.

Архиепископ 1. Избирался новгородцами

2.утверждался Киевским митрополитом

3.церковный суд

4. полит.переговоры

5.при дворе арх.и Соф.соборе велись летописи , хранился архив.

Князь 1. Приглашался со своей дружиной в случае военной опасности для защиты от внешних врагов.

2.обычно старший сын киев.князя

3. не жил в Новгороде, даже останавливался в отведенном месте – Ярославовом городище

4. не имел права приобретать земли Новгорода

5. не имел права вмешиваться во внутреннюю жизнь города\

6. даже охота, пиры, строго регламентировались и заключались договоры не вече с князем

7. «народных» князей изгоняли.



Документ: Чтобы закрепить полученные знания о Новгородском управлении давайте обратимся к истор.исторчнику

«Со времен Всеволода» …

Вопросы: 1. Что такое вече?

2.что такое боярский совет - совет господ?

3. кто входил в совет господ? Кого собирал вече?

4. кем решались важные вопросы на Новгородском вече? В чью пользу? Почему?

Учитель: Подведем итоги.

Кто же заправлял всеми делами в Новгороде?

Кто участвовал в вече?

В чем особенность управления Новгорода?

Почему Новгород наз.боярской республикой?



Разобрав 4 вопроса нашего плакна изучения Новгородской земли, переходим к последнему:

5. Взаимоотношения с соседями.

1. Новгородские бояре продвигались на север Двина карелы, восток обкладывали данью к Печоре население

2. По берегам Балтии Новгородцы соперничали со шведами и немцами в сборе дани с местного населения.

3. Поддерж.торговые связи с княж.Руси (уже знакомились в док-те).

4. Былинный герой «Садко» (с ним вы уже знакомились на уроках литературы) торговал, плавал, торговал с заморскими странами.

5. Новгород – порт 3 Морей

а) через Смоленск, Киев – в черное море (в Визаитино)

б) через оз.Ильмень, Волхов – Балтийское море (Зап.Евг.- Германия, Швеция, Франция)

В) через р.Мсту, до Волги – Каспийское море ( с Восточными странами).



Вывод: Новгород держался независимо поддерж. эконом. связи ( прежде всего торговлю со своими соседями.

Вопросы: А теперь давайте вернемся к вопросам, поставленным в начале урока.

Обратимся к доске.

  1. Каковы причины обособления Новгорода?

  2. Каковы особенности развитя?

  3. Почему Новгород назван Великим?

  4. Почему Новгородская земля, а (боярская республика) не княжество?

Прим. 1. Причины обособления Новгорода совпадают с причинами отв. обособления всех княжеств наРуси. уч-ся - укрепление собственности феодалов на землю,

- увеличение кол-ва зависимых крестьян и ремесленников,

-бурное развитие ремесла, промыслов, торговли в условиях натур. хоз-ва.

- создание собст. аппарата власти бояр.

2. Особенности развития Новгорода стали: - Рано отьеденился от Киева, благодаря бурному экономическому росту и самосоятельности (ремесло, торговля, промыслы, землед. Т.к. суровый климат, неплодородные почвы). Природные условия влияли на развитие экономики.

- укрепление феод. Отношений, захват власти в руки феодалов, земли не дробились, а оставались, увеличивая и укрепляясь в феод. родах.

3. Новгород наз. Великим т.к. он не похож в полит. Управлении на другие феод. княжества Руси в период раздробленности. У него было свое боярское республиканское правление, при котором он достиг своего могущества и самостоятельности.

4. Новгород – боярская республика, а не княжество, т.к. князь был второстепенным лицом, а всем заправляли бояре и вече, советом господ и рук. Избирались из боярства.

Феодальная боярск. Республика – государство в котором управляли бояре, выбранные на боярском вече на опр.срок.

Учитель: Итак, мы нашли с вами решение и ответы на поставленные вопросы, выяснили особенности развития Новгородской земли.

Д/З параграф 7, (выполнить в тетради творческие

задания по группам, Карточки).





Задание №1. (1ый ряд)

Представьте, как византийские купцы, путешественники, приехавшие в Новгород в середине 11в, в письме домой описывают его географическое положение и природные условия. Что поразило их, привлекло внимание?

Задание №2 (2ой ряд)

Представьте, что вы – киевский купец, приехавший с товаром в Новгород. Каие товары вы привезли? Что вас поразило на новгородском торгу? Какие товары вы могли бы купить в Новгороде?

Задание №3 (3ий ряд)

Представьте, что князь одного из рускких княжеств приехал в Новгород. Как он опишет управление Новгородом в письме киесвокму князю?









13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
“Новгородская земля в 11 – 13 веках”

Автор: Малинина Светлана Николаевна

Дата: 09.10.2018

Номер свидетельства: 480109

Похожие файлы

object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в. "
    ["seo_title"] => string(71) "bor-ba-narodov-nashiei-strany-protiv-inoziemnykh-zakhvatchikov-v-xiii-v"
    ["file_id"] => string(6) "131082"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416072620"
  }
}
object(ArrayObject)#891 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект внеклассного мероприятия "Народное единство" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-narodnoie-iedinstvo"
    ["file_id"] => string(6) "166473"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422964802"
  }
}
object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе как средство реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(142) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-muzyki-v-obshchieobrazovatiel-noi-shkolie-kak-sriedstvo-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "232993"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442949631"
  }
}
object(ArrayObject)#891 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Сценарий литературной композиции, посвящённой поэту-фронтовику Овидию Михайловичу Любовикову "
    ["seo_title"] => string(104) "stsienarii-litieraturnoi-kompozitsii-posviashchionnoi-poetu-frontoviku-ovidiiu-mikhailovichu-liubovikovu"
    ["file_id"] => string(6) "226777"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440452402"
  }
}
object(ArrayObject)#869 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока истории " Формирование древнерусского государства" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-istorii-formirovaniie-drievnierusskogho-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "234921"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443547291"
  }
}

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства