Конспект урока по теме: "Русь в середине 12- начале 13 веков "
Конспект урока по теме: "Русь в середине 12- начале 13 веков "
Представленный урок повторения и обобщения является заключительным в изучении раздела «Русь в середине XII – начале XIII вв.» УМК Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова. (6 класс). Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В основе урока лежит системно-деятельностный подход. В ходе урока, работая в группах и парах, учащиеся определяют причины и последствия формирования системы земель – самостоятельных государств, решают исторические загадки. Одним из интересных видов деятельности является озвучивание документальных фильмов: «Владимиро-Суздальское княжество», «Новгородская земля», «Галицко-Волынское княжество». В конце урока учащиеся выполняют ряд заданий, позволяющих учителю оценить качество и уровень усвоения знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Русь в середине 12- начале 13 веков "»
УРОК ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ
«Русь в середине XII – начале XIII вв.»
Аннотация
Представленный урок повторения и обобщения является заключительным в изучении раздела «Русь в середине XII – начале XIII вв.» УМК Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова. (6 класс). Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В основе урока лежит системно-деятельностный подход. В ходе урока, работая в группах и парах, учащиеся определяют причины и последствия формирования системы земель – самостоятельных государств, решают исторические загадки. Одним из интересных видов деятельности является озвучивание документальных фильмов: «Владимиро-Суздальское княжество», «Новгородская земля», «Галицко-Волынское княжество». В конце урока учащиеся выполняют ряд заданий, позволяющих учителю оценить качество и уровень усвоения знаний.
Ключевые слова
Любечский съезд, политическая раздробленность, причина-следствие, формирование региональных центров культуры, князья и боярская аристократия, выбор пути
Цель урока: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Задачи урока:
Образовательные: выработать умения самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях; обеспечение положительных результатов в самостоятельной познавательной деятельности
Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы; развитие творческой познавательной активности учащихся;
Воспитательные: воспитывать упорство для достижения цели, уверенность в себе, чувство коллективизма.
Планируемые результаты:
личностные: формировать и развивать устойчивую мотивацию учения; расширять оценочную деятельность; овладевать способами обобщения и систематизации знаний; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; уважать культурные достижения своего народа.
метапредметные
1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; развивать коммуникативные действия, направленные на систематизации знаний по данной теме;
2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; самостоятельно определять цели обучения; осознавать уровень и качество усвоения учебного материала; собирали фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
3) познавательные: осуществлять анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; находить и обрабатывать дополнительную информацию об изучаемом периоде истории; владеть общими приемами решения учебных задач;
предметные: актуализировать и обобщать знания по истории Руси в середине XII - начале XIII в.; соотносить события истории Руси по хронологическому признаку; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; характеризовать существенные признаки культуры Руси; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников;
Способы контрольно-оценочной деятельности учителя:
предварительный, текущий, устный опрос, письменный опрос по карточкам,
самоконтроль, взаимоконтроль
Ресурсы урока:
Для учащихся: учебник История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова, пакет с рабочим материалом для работы в группах (Приложение 1), карточки, оценочный рабочий лист (Приложение 2) мультимедийная презентация, созданные учителем в программе Microsoft HTML Slideshow Wizard фильмы ««Владимиро-Суздальское княжество», «Новгородская земля», «Галицко-Волынское княжество»,
Для учителя:
Учебное электронное пособие «История России Ч.1»
Тип урока: урок развивающего контроля.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель:
-Добрый день, ребята! Рада нашей с вами встрече. Пожелаем же друг другу успеха на нашем уроке, который, благодаря вашим стараниям, обязательно должен быть успешным, полезным , удачным ,интересным.
II. Мотивационно-целевой этап.
Учитель:
-Ребята, посмотрите на экран. (На экране картина С. В. Иванова «Съезд князей.
Звучит аудио текст «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая?
А половцы нашу землю расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны»)
1. Какому событию посвящена картина? В каком году оно произошло? Ответ: В городе Любече собрались все внуки и правнуки Ярослава Мудрого в 1097 году и заключили договор о совместной борьбе против половцев.
2. Назовите русских князей, собравшихся в Любече. Ответ: Владимир Мономах, Олег, Святослав, Мстислав.
3. Что обсуждают князья? Почему эти вопросы были наиболее важными в то время? Ответ: Они обсуждают междоусобную войну и набеги половцев. Междоусобицы и набеги врагов ослабляли Русское государство.
4. Какие решения приняли князья? Что было осуществлено? Ответ: Установили принцип: каждый будет править самостоятельно в земле, доставшейся ему от отца, чтобы не было усобиц. Решили о совместной борьбе против половцев.
5. Какое решение не было выполнено? Ответ: Не был сохранен мир и согласие на Руси между князьями.
- Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы с вами вспоминаем эти события? (Дети объясняют, что далее последует в истории нашей страны период политической раздробленности и именно эту тему мы изучали на предыдущих уроках.)
- И сегодня я предлагаю вам повторить изученный материал и проверить насколько хорошо вы его усвоили.
.
Как назовём мы наш урок?
Вместе определим тему нашего урока( предлагают дети)
Политическая раздробленностьна Руси
Русь 12- 13 веках
Русские земли и княжества 12-13 вв
Русь в середине 12-начале 13 веков
Тема нашего урока «Русь в середине XII - начале XIII в.».
Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить?
- На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ученики высказывают свои предположения.) Нужно повторить и вспомнить
1.Причины раздробленности Руси.
2.Последствия наступления периода раздробленности на Руси.
3.Особенности развития русских земель в период раздробленности
4.Правители Русских княжеств
Учитель сообщает, что в течении урока учащиеся будут заполнять оценочный рабочий лист и по окончанию работы поставят себе оценку.
III.Актуализация знаний (ВОТУМ)
Учитель:
-Ребята, давайте вспомним изученный материал.
Тестовый контроль
Тест по теме: «Русь в середине XII – начале XIII в.»
6 класс. 1 вариант
1. Высшим должностным лицом в Новгороде был:
1) князь 2) владыко 3) наместник 4) посадник
2. Верховной властью в Новгороде обладал(о):
1) князь 2) военный совет 3) тысяцкий 4) вече
3. Героями новгородских былин были купцы и мореплаватели, потому что:
1) одним из главных занятий новгородцев была торговля
2) новгородцы строили и продавали корабли
3) территория Новгородской земли была значительно отдалена от моря
4) правителей Новгорода выбирали из числа мореплавателей
4. Во Владимиро – Суздальском княжестве:
1) князья не имели права вмешиваться в дела городского управления
2) вопросы войны и мира решало народное собрание
3) князья были полноправными властителями в своем княжестве
4) боярство контролировало деятельность князей
5. Большое количество берестяных грамот, найденных археологами в Новгороде, свидетельствует о (об)
1) развитии ремесла
2) отсутствие на Руси книг
3) образованности населения
4) обилие леса в Новгородской земле
6. Владимиро – Суздальское княжество – это
1) феодальная республика
2) раннефеодальная монархия
3) абсолютная монархия
4) сословно – представительная монархия
7. Крупнейшее произведение Северо – Восточной Руси XII – XIII вв.
1) «Повесть временных лет»
2) «Галицко – Волынская летопись»
3) «Слово о законе и Благодати»
4) «Слово Даниила Заточника»
8 Определяющие черты новгородской архитектуры:
1) монументальность и торжественность
2) простота и доступность
3) пышность и многообразие декоративных элементов
4) влияние западноевропейских традиций
9 Галицко – волынский князь, получивший от папы римского королевский титул:
1) Ярослав Мудрый
2) Иван Калита
3) Даниил Романович
4) Симеон Гордый
10. Церковь Покрова на Нерли была построена в
1) в конце XI в. 2) начале XI в. 3) XII в. 4) XIII в.
УМК: Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по истории России. 6 класс. (Ответившие ученики делают пометки в листе оценивания)
Учитель:
Молодцы, ребята, а сейчас- внимание! Историческая загадка:
«Три всадника, символизирующие Северо-Восточную, Северо-Западную и Юго-Западную Русь остановились перед камнем, от которого отходят три дороги. На камне надпись:
Направо пойдешь – будешь полным хозяином в своем уделе.(В-С)
Прямо пойдешь – заключишь ряд о служении.(Н)
Налево пойдешь – будешь считаться со своеволием бояр».(Г-В)
- Ребята, кто уже догадался, как звали этих всадников (из каких земель, княжеств они были)? Какой путь выбрал каждый из них и почему вы так решили?
(Выслушивает предположения детей)
- Да, ребята, вы правы. Эти всадники – Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская республика и Галицко-Волынское княжество. В конце урока нам нужно будет полностью разгадать эту загадку.
- Ребята, скажите, вы любите смотреть кино? Одна кинокомпания, создающая научно-популярные документальные фильмы предложила вам с ними посотрудничать. Согласны?
(Класс делится на три группы (по рядам). Учащиеся выбирают из своей команды режиссера.)
-Прошу режиссеров подойти ко мне и взять пакет с заданием.
- Ребята. вы должны помочь озвучить уже почти готовые документальные фильмы о Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынское княжествах и Новгородской республике.
- И вот для вас первое задание. Посмотрите на конверт и скажите, о какой территории вы будете рассказывать?
(1 конверт – изображение вечевого колокола, 2 конверт – фото Золотых ворот во Владимире, 3 конверт – карта Галицко-Волынского княжества)
-Ребята, перед вами лист с кадрами созданного фильма. Вам необходимо в соответствии с кадром придумать текст, записать его, а при демонстрации фильма озвучить. У вас должен получится краткий рассказ об особенностях развития данной территории в период раздробленности. Работаем по парам. Используем материал учебника. Режиссер распределяет количество кадров, которые должна озвучить ваша пара..
IV. Обобщение и систематизация знаний.
Учащиеся выполняют задание, используя учебник и план-подсказку. Заполняют листы. (Режиссеры координируют работу всей группы. Важно объяснить детям, что тексты к каждому кадру должны быть краткими, два - три предложения)
План:
1. Географическое положение
2. Природно-климатические условия.
3. Хозяйство. Занятия населения
4. Политическое устройство. Князья
5. Культура. Памятники архитектуры.
Физминутка
Танцевальная1.42
-Итак ребята, вы немножко отдохнули и готовы показать результат свой работы.
(Режиссер показывает слайд ,а команда озвучивает фильм)
(читают текст со своих листов). Задают друг другу вопросы, возникшие после просмотра.
- Вы смотрите, слушаете и по окончанию можете задать дополнительные вопросы авторам.
- Ребята, работа какой киногруппы понравилась вам больше всего? Поделитесь впечатлениями.
Мы с вами говорим о событиях 12-13 вв на Руси .А как жили народы , которые населяли территорию Башкортостана 12-13 вв.
Я давала Вам пожеланию кто сможет найти информацию об этом
Выполнение следующего задания поможет вам установить причины появления политической раздробленности на Руси. Для этого надо сформировать пары “причина-следствие”. Работая в паре определите причины и следствия.
а) отсутствие твёрдого порядка престолонаследия;
б) наличие веча, выборной администрации, народного ополчения;
в) административная самостоятельность;
г) экономическая самостоятельность;
д) борьба за власть;
е) натуральное хозяйство.
правильные ответы: а - д, б - в, е - г.
Следующая игра называется «Найди свою остановку».(слева положительный смайлик, справа отрицательный смайлик)
Ребята каждый человек , чтобы поехать куда-то покупает билеты. Вот на доске билеты. Вы должны определить куда купили билеты.
Перечень последствий:
Рост городов
Слабая центральная власть
Рост ремесла, хозяйства
Рост торговли.
Расцвет городской культуры
Низкая обороноспособность.
Выделение уделов в крупных княжествах
Княжеские усобицы с целью укрепить или расширить княжества
VI. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция.
Проверка выполнения работы. Обсуждение.
А теперь ребята, давайте вспомним историческую загадку, прозвучавшую в начале урока.
«Три всадника, символизирующие Северо-Восточную, Северо-Западную и Юго-Западную Русь остановились перед камнем, от которого отходят три дороги. На камне надпись:
Направо пойдешь – будешь полным хозяином в своем уделе.
Прямо пойдешь – заключишь ряд о служении.
Налево пойдешь – будешь считаться со своеволием бояр».
- Какой путь выбрал каждый из них и почему вы так решили? Аргументируйте свой ответ.
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Учитель:
- Известный академик Б. Рыбаков считает, что политическая раздробленность Руси – это процесс закономерный и относительно прогрессивный.
Прав ли академик Б. Рыбаков, давая такую оценку политической раздробленности на Руси?
(Дети высказывают свое мнение)
- Ребята, наш урок подходит к концу . Подведите итог урока для себя и оцените свою работу на уроке.
– Какие цели, задачи стояли перед нами в начале урока?
– Смогли ли вы их достичь?
Использует прием «Светофор».
Красный – Я не справился с заданиями так, как хотел. Мне надо ещё поучиться.
Жёлтый - Я справился с заданиями хорошо, но мне помогали.
Зелёный - Я полностью справлялся с заданиями самостоятельно
Не забудьте,
Заполните оценочный рабочий лист
Домашнее задание: (по желанию на выбор)
- Составить текст с ошибками по данной теме (10 предложений)
- Составить рассказ от имени человека, совершившего путешествие в княжество (республику).
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами очень плодотворно поработали. И закончить наш урок я хочу следующими словами, а вы мне поможете:
«Говорят, что если не знаешь своего прошлого, то у тебя нет будущего. Поэтому мы изучаем историю нашей страны. А еще мы изучаем ее потому что…
Дети: …хотим все знать!
Конспект урока
в соответствии с ФГОС нового покаления по теме: «Русь в середине XII- в начале XIII веков».