kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "Русь в середине 12- начале 13 веков "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный урок повторения и обобщения является заключительным в изучении раздела «Русь в середине XII – начале XIII вв.» УМК Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова. (6 класс). Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В основе урока лежит системно-деятельностный подход. В ходе урока, работая в группах и парах, учащиеся определяют причины и последствия формирования системы земель – самостоятельных государств, решают исторические загадки. Одним из интересных видов деятельности является озвучивание документальных фильмов: «Владимиро-Суздальское княжество», «Новгородская земля», «Галицко-Волынское княжество». В конце урока учащиеся выполняют ряд заданий, позволяющих учителю оценить качество и уровень усвоения знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Русь в середине 12- начале 13 веков "»

УРОК ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ

«Русь в середине XII – начале XIII вв.»


Аннотация

Представленный урок повторения и обобщения является заключительным в изучении раздела «Русь в середине XII – начале XIII вв.» УМК Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова. (6 класс). Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В основе урока лежит системно-деятельностный подход. В ходе урока, работая в группах и парах, учащиеся определяют причины и последствия формирования системы земель – самостоятельных государств, решают исторические загадки. Одним из интересных видов деятельности является озвучивание документальных фильмов: «Владимиро-Суздальское княжество», «Новгородская земля», «Галицко-Волынское княжество». В конце урока учащиеся выполняют ряд заданий, позволяющих учителю оценить качество и уровень усвоения знаний.


Ключевые слова

Любечский съезд, политическая раздробленность, причина-следствие, формирование региональных центров культуры, князья и боярская аристократия, выбор пути


Цель урока: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Задачи урока:

Образовательные: выработать умения самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях; обеспечение положительных результатов в самостоятельной познавательной деятельности

Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы; развитие творческой познавательной активности учащихся;

Воспитательные: воспитывать упорство для достижения цели, уверенность в себе, чувство коллективизма.

Планируемые результаты:

личностные: формировать и развивать устойчивую мотивацию учения; расширять оценочную деятельность; овладевать способами обобщения и систематизации знаний; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; уважать культурные достижения своего народа.

метапредметные

1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятель­ность с учителем и сверстниками; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; раз­вивать коммуникативные действия, направленные на система­тизации знаний по данной теме;

2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; самостоятельно определять цели обучения; осознавать уровень и качество усвоения учебного материала; собирали фиксировать информацию, выделяя главную и второстепен­ную;

3) познавательные: осуществлять анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков; находить и обрабатывать дополнительную информацию об изучаемом периоде истории; владеть общими приемами решения учебных задач;

предметные: актуализировать и обобщать знания по истории Руси в середине XII - начале XIII в.; соотносить события истории Руси по хронологическому при­знаку; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; харак­теризовать существенные признаки культуры Руси; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотно­сить и систематизировать информацию из различных историче­ских источников;


Методы обучения: словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа, эвристический (частично-поисковый), системно-деятельностный подход, ТРКМ.


ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.


Способы контрольно-оценочной деятельности учителя:

предварительный, текущий, устный опрос, письменный опрос по карточкам,

самоконтроль, взаимоконтроль

Ресурсы урока:

Для учащихся: учебник История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова, пакет с рабочим материалом для рабо­ты в группах (Приложение 1), карточки, оценочный рабочий лист (Приложение 2) мультимедийная презентация, созданные учителем в программе Microsoft HTML Slideshow Wizard фильмы ««Владимиро-Суздальское княжество», «Новгородская земля», «Галицко-Волынское княжество»,

Для учителя:

Учебное электронное пособие «История России Ч.1»



Тип урока: урок развивающего контроля.


Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель: 

-Добрый день, ребята! Рада нашей с вами встрече. Пожелаем же друг другу успеха на нашем уроке, который, благодаря вашим стараниям, обязательно должен быть успешным, полезным , удачным ,интересным.


II. Мотивационно-целевой этап.

Учитель:

-Ребята, посмотрите на экран. (На экране картина С. В. Иванова «Съезд князей.

Звучит аудио текст «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая?

А половцы нашу землю расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны»)

1. Какому событию посвящена картина? В каком году оно произошло? 
Ответ:  В городе Любече собрались все внуки и правнуки Ярослава Мудрого в 1097 году и заключили договор о совместной борьбе против половцев.

2. Назовите русских князей, собравшихся в Любече.
Ответ: Владимир Мономах,  Олег, Святослав, Мстислав.

3. Что обсуждают князья? Почему эти вопросы были наиболее важными в то время? 
Ответ: Они обсуждают междоусобную войну и набеги половцев.  Междоусобицы и набеги врагов ослабляли Русское государство.

4. Какие решения приняли князья? Что было осуществлено?
Ответ: Установили принцип: каждый будет править самостоятельно в земле, доставшейся ему от отца, чтобы не было усобиц. Решили о совместной борьбе против половцев.

5. Какое решение не было выполнено? 
Ответ: Не был сохранен мир и согласие на Руси между князьями.



- Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы с вами вспоминаем эти события? (Дети объясняют, что далее последует в истории нашей страны период политической раздробленности и именно эту тему мы изучали на предыдущих уроках.)


- И сегодня я предлагаю вам повторить изученный материал и проверить насколько хорошо вы его усвоили.


.

Как назовём мы наш урок?

Вместе определим тему нашего урока( предлагают дети)

Политическая раздробленность на Руси

Русь 12- 13 веках

Русские земли и княжества 12-13 вв

Русь в середине 12-начале 13 веков


Тема нашего урока «Русь в середине XII - начале XIII в.».

  • Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ученики высказывают свои предположения.) Нужно повторить и вспомнить

1.Причины раздробленности Руси.

2.Последствия наступления периода раздробленности на Руси.

3.Особенности развития русских земель в период раздробленности

4.Правители Русских княжеств


Учитель сообщает, что в течении урока учащиеся будут заполнять оценочный рабочий лист и по окончанию работы поставят себе оценку.


III. Актуализация знаний (ВОТУМ)

Учитель:

-Ребята, давайте вспомним изученный материал.

Тестовый контроль



Тест по теме: «Русь в середине XII – начале XIII в.»

6 класс. 1 вариант

1. Высшим должностным лицом в Новгороде был:

1) князь 2) владыко 3) наместник 4) посадник

2. Верховной властью в Новгороде обладал(о):

1) князь 2) военный совет 3) тысяцкий 4) вече

3. Героями новгородских былин были купцы и мореплаватели, потому что:

1) одним из главных занятий новгородцев была торговля

2) новгородцы строили и продавали корабли

3) территория Новгородской земли была значительно отдалена от моря

4) правителей Новгорода выбирали из числа мореплавателей

4. Во Владимиро – Суздальском княжестве:

1) князья не имели права вмешиваться в дела городского управления

2) вопросы войны и мира решало народное собрание

3) князья были полноправными властителями в своем княжестве

4) боярство контролировало деятельность князей

5. Большое количество берестяных грамот, найденных археологами в Новгороде, свидетельствует о (об)

1) развитии ремесла

2) отсутствие на Руси книг

3) образованности населения

4) обилие леса в Новгородской земле

6. Владимиро – Суздальское княжество – это

1) феодальная республика

2) раннефеодальная монархия

3) абсолютная монархия

4) сословно – представительная монархия

7. Крупнейшее произведение Северо – Восточной Руси XII – XIII вв.

1) «Повесть временных лет»

2) «Галицко – Волынская летопись»

3) «Слово о законе и Благодати»

4) «Слово Даниила Заточника»

8 Определяющие черты новгородской архитектуры:

1) монументальность и торжественность

2) простота и доступность

3) пышность и многообразие декоративных элементов

4) влияние западноевропейских традиций

9 Галицко – волынский князь, получивший от папы римского королевский титул:

1) Ярослав Мудрый

2) Иван Калита

3) Даниил Романович

4) Симеон Гордый

10. Церковь Покрова на Нерли была построена в

1) в конце XI в. 2) начале XI в. 3) XII в. 4) XIII в.

УМК: Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по истории России. 6 класс. (Ответившие ученики делают пометки в листе оценивания)

Учитель:

Молодцы, ребята, а сейчас- внимание! Историческая загадка:

«Три всадника, символизирующие Северо-Восточную, Северо-Западную и Юго-Западную Русь остановились перед камнем, от которого отходят три дороги. На камне надпись:

Направо пойдешь – будешь полным хозяином в своем уделе.(В-С)

Прямо пойдешь – заключишь ряд о служении.(Н)

Налево пойдешь – будешь считаться со своеволием бояр».(Г-В)

- Ребята, кто уже догадался, как звали этих всадников (из каких земель, княжеств они были)? Какой путь выбрал каждый из них и почему вы так решили?

(Выслушивает предположения детей)

- Да, ребята, вы правы. Эти всадники – Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская республика и Галицко-Волынское княжество. В конце урока нам нужно будет полностью разгадать эту загадку.

- Ребята, скажите, вы любите смотреть кино? Одна кинокомпания, создающая научно-популярные документальные фильмы предложила вам с ними посотрудничать. Согласны?

(Класс делится на три группы (по рядам). Учащиеся выбирают из своей команды режиссера.)

-Прошу режиссеров подойти ко мне и взять пакет с заданием.

- Ребята. вы должны помочь озвучить уже почти готовые документальные фильмы о Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынское княжествах и Новгородской республике.

- И вот для вас первое задание. Посмотрите на конверт и скажите, о какой территории вы будете рассказывать?

(1 конверт – изображение вечевого колокола, 2 конверт – фото Золотых ворот во Владимире, 3 конверт – карта Галицко-Волынского княжества)

Учащиеся открывают конверт. Учитель разъясняет задание.

-Ребята, перед вами лист с кадрами созданного фильма. Вам необходимо в соответствии с кадром придумать текст, записать его, а при демонстрации фильма озвучить. У вас должен получится краткий рассказ об особенностях развития данной территории в период раздробленности. Работаем по парам. Используем материал учебника. Режиссер распределяет количество кадров, которые должна озвучить ваша пара..


IV. Обобщение и систематизация знаний.

Учащиеся выполняют задание, используя учебник и план-подсказку. Заполняют листы. (Режиссеры координируют работу всей группы. Важно объяснить детям, что тексты к каждому кадру должны быть краткими, два - три предложения)


План:

1. Географическое положение

2. Природно-климатические условия.

3. Хозяйство. Занятия населения

4. Политическое устройство. Князья

5. Культура. Памятники архитектуры.


Физминутка

Танцевальная1.42

-Итак ребята, вы немножко отдохнули и готовы показать результат свой работы.

(Режиссер показывает слайд ,а команда озвучивает фильм)

(читают текст со своих листов). Задают друг другу вопросы, возникшие после просмотра.

- Вы смотрите, слушаете и по окончанию можете задать дополнительные вопросы авторам.


- Ребята, работа какой киногруппы понравилась вам больше всего? Поделитесь впечатлениями.

Мы с вами говорим о событиях 12-13 вв на Руси .А как жили народы , которые населяли территорию Башкортостана 12-13 вв.

Я давала Вам пожеланию кто сможет найти информацию об этом

РК.Башкортостан 12-13 вв.-(Выступления обучающихся)


V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Работа на интерактивной доске

«Причина – следствие»

Выполнение следующего задания поможет вам установить причины появления политической раздробленности на Руси. Для этого надо сформировать пары “причина-следствие”. Работая в паре определите причины и следствия.

а) отсутствие твёрдого порядка престолонаследия;

б) наличие веча, выборной администрации, народного ополчения;

в) административная самостоятельность;

г) экономическая самостоятельность;

д) борьба за власть;

е) натуральное хозяйство.

правильные ответы: а - д, б - в, е - г.

Следующая игра называется «Найди свою остановку».(слева положительный смайлик, справа отрицательный смайлик)

Ребята каждый человек , чтобы поехать куда-то покупает билеты. Вот на доске билеты. Вы должны определить куда купили билеты.

Перечень последствий:

  1. Рост городов

  2. Слабая центральная власть

  3. Рост ремесла, хозяйства

  4. Рост торговли.

  5. Расцвет городской культуры

  6. Низкая обороноспособность.

  7. Выделение уделов в крупных княжествах

  8. Княжеские усобицы с целью укрепить или расширить княжества


VI. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция.

Проверка выполнения работы. Обсуждение.

А теперь ребята, давайте вспомним историческую загадку, прозвучавшую в начале урока.

«Три всадника, символизирующие Северо-Восточную, Северо-Западную и Юго-Западную Русь остановились перед камнем, от которого отходят три дороги. На камне надпись:

Направо пойдешь – будешь полным хозяином в своем уделе.

Прямо пойдешь – заключишь ряд о служении.

Налево пойдешь – будешь считаться со своеволием бояр».


- Какой путь выбрал каждый из них и почему вы так решили? Аргументируйте свой ответ.


VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель:

- Известный академик Б. Рыбаков считает, что политическая раздробленность Руси – это процесс закономерный и относительно прогрессивный.

Прав ли академик Б. Рыбаков, давая такую оценку политической раздробленности на Руси?

(Дети высказывают свое мнение)


- Ребята, наш урок подходит к концу . Подведите итог урока для себя и оцените свою работу на уроке.

– Какие цели, задачи стояли перед нами в начале урока?

– Смогли ли вы их достичь?

Использует прием «Светофор».

Красный – Я не справился с заданиями так, как хотел. Мне надо ещё поучиться.

Жёлтый - Я справился с заданиями хорошо, но мне помогали.

Зелёный - Я полностью справлялся с заданиями самостоятельно

Не забудьте,

Заполните оценочный рабочий лист


Домашнее задание: (по желанию на выбор)

- Составить текст с ошибками по данной теме (10 предложений)

- Составить рассказ от имени человека, совершившего путешествие в княжество (республику).


Учитель: Ребята, сегодня мы с вами очень плодотворно поработали. И закончить наш урок я хочу следующими словами, а вы мне поможете:

«Говорят, что если не знаешь своего прошлого, то у тебя нет будущего. Поэтому мы изучаем историю нашей страны. А еще мы изучаем ее потому что…

Дети: …хотим все знать!







































Конспект урока

в соответствии с ФГОС нового покаления по теме: «Русь в середине XII- в начале XIII веков».



















Выполнил: учитель истории и

обшествознания МБОУ СОШ

с. Т-Арасланово Стерлибашевского

района РБ Ишбулдина С.Р.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по теме: "Русь в середине 12- начале 13 веков "

Автор: Светлана Рафаэльовна Ишбулдина

Дата: 03.02.2021

Номер свидетельства: 572225

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока по истории на тему: Казахское ханство в 15 веке "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-istorii-na-tiemu-kazakhskoie-khanstvo-v-15-viekie"
    ["file_id"] => string(6) "168362"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423226542"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "конспект урока истории по теме "Нашествие монголов на Русь" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-istorii-po-tiemie-nashiestviie-mongholov-na-rus"
    ["file_id"] => string(6) "161850"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422281481"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока на тему: Русь и Золотая Орда "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rus-i-zolotaia-orda"
    ["file_id"] => string(6) "113786"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411048102"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "«Казахское ханство в  XV века  -  XVII века»"
    ["seo_title"] => string(42) "kazakhskoie-khanstvo-v-xv-vieka-xvii-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "269094"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450765994"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока обучения грамоте "Звук и, буквы И,и" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-zvuk-i-bukvy-i-i"
    ["file_id"] => string(6) "140977"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418046321"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства