kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.

 

Повторительно-обобщающий урок.

(6 класс)

Цель

      Закрепить и обобщить знания учащихся о борьбе русского народа за независимость в XIII в.

Задачи

       Образовательные: выяснить знания основного фактического материала у всех учащихся; обобщить и систематизировать знания учащихся о борьбе русского народа против монголо-татар, немецких и шведских рыцарей; вспомнить основные битвы XIII в; закрепить знание важных дат.

       Развивающие: закрепить умение устанавливать последовательность событий данного периода, определять их длительность; закрепить умения работать с картой: показывать места исторических событий, территории, границы; уметь пользоваться условными  обозначениями; развивать умения объяснять значения исторических терминов; учить применять ранее полученные знания; развивать умения сопоставлять исторические явления, обобщать исторические факты, делать выводы.

       Воспитательные: содействовать воспитанию патриотических чувств, воспитанию уважения к героическим традициям нашего народа.

Оборудование и материалы

        Лента времени, задания на карточках, плакаты, головоломки, кроссворды, атласы, карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIIIв.

Тип урока

         Обобщение и систематизация знаний. 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.

момент

Сегодняшний урок посвящается повторению и закреплению предыдущ. тем.

Зачитывают темы.

Повторение пройденного материала.

Давайте вспомним!

Выступления учителя по карте «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в».

Задание 1.

     Решение кроссворда «Ледовое побоище»

Вопросы по горизонтали:

1.Рыцари Тевтонского ордена

(крестоносцы).

2.Посадник, открывший вместе с изменниками-боярами ворота Пскова.(Твердила).

3.Озеро, на котором произошло Ледовое побоище.(Чудское).

4.Боевой порядок рыцарей во время Ледового побоища.(свинья)

      Вопросы по вертикали:

5.Новгородское народное собрание.(вече).

6.Русская пограничная крепость.(Изборск).

Задание 2.

       Соотнесите даты и события.

1223- Битва на р. Калке.

1237- Нашествие монголо-татар.

1240- Невская битва.

1242- Ледовое побоище.

 

Игра «третий лишний.»

  Даны три географических названия, предметы, понятия и т.д.

   Два из них объединены общими историческими событиями, а третий-лишний вы должны найти.

    Шведы-Немцы-Японцы

    Новгород-Рязань-Псков

    Меч-кольчуга-борона

    Чингисхан-Батый-Мономах

    Юрта-изба-шатер

    Мясо-кумыс-картошка

Задание 3.

стр. 249. рис. Александра Невского(рассказ учителя).                     Стих.

1.

…Уже смешались люди, кони,

Мечи, секиры, топоры,

А князь по-прежнему спокойно

Следил за битвою с горы.

 

…И, только выждав, чтоб ливонцы,

Смешав ряды, втянулись в бой,

Он, полыхнув мечом на солнце,

Повел Дружину за собой.

 

Подняв мечи из русской стали,

Нагнув копейные древки,

Из леса с криком вылетали

Новгородские полки.

 

По льду летели с лязгом, громом,

К мохнатым гривам наклонясь;

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

 

И, отступая перед князем,

Бросая копья и щиты,

С коней валились немцы наземь,

Воздев железные персты.

2.

Гнедые кони горячились,

Из-под копыт вздымали прах,

Тела по снегу волочились,

Завязнув в узких стременах.

 

Стоял суровый беспорядок

Железа, крови и воды.

На месте рыцарских отрядов

Легли кровавые следы.

 

Одни лежали, захлебнувшись,

В кровавой ледяной воде.

Другие мчались прочь, пригнувшись,

Трусливо шпоря лошадей.

 

Под ними лошади тонули,

Под ними дыбом лед вставал,

Их стремена на дно тянули,

Им панцирь выплыть не давал.

 

Брело под взглядами косыми

Немало пойманных господ.

Впервые пятками босыми

Прилежно шлепая об лед…

 Схема сражения на Чудском озере.

Задание 4.

                       Вопросы:

 Почему это сражение называется Ледовое побоище?

 Какой город монголо-татары прозвали «злой город»?

Игра «Оденьте князя, дружинника»

      Перечень слов; кольчуга, шапка, рубашка с поясом, меч, меч с резьбой, шлем, шлем с позолоченным верхом, плащ, сапоги, копье.

Задание 5.    

                       «Головоломка»

   Не входя в один и тот же квадрат дважды и не перескакивая через квадрат, прочитайте написанные названия городов Новгородской земли в XIII веке.

    Торжок-Русса-Новгород-Изборск-Псков-Ладого.

Задание 6.

стр.257. Рассказы для дополнительного чтения.

стр. 258. рисунки.

 

                    Вывод по уроку.

  Мы познакомились с интересным и очень тяжелым периодом русской истории.

  В XIII веке враги обрушились на нашу Родину. Её захватили монголо-татары, утвердив свое иго на многие годы. Воспользовавшись тяжелым положением, в это же время  на страну обрушались рыцари. Их победил Александр Ярославович с новгородцами.

  Вы справились с заданиями и вопросами по этому разделу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание выполняется письменно.

 

 

 

Участвуют в игре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3-схему собирают ученики и аргументируют свои действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают ответы.

 

 

 

 

Рассматривают иллюстрации, дают ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания письменно.

 

 

 

 

 

 

 

Зачитывают тексты, смотрят иллюстрации.

 

 

Подведение итогов

   Комментарии, объявление оценок за работу.

Слушают комментарии учителя.

Д/з.

Важные даты и термины выучить.

 

стр. 257. Рассказ для дополнительного чтения. Составить по рассказу не менее трех вопросов.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в. »

Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.


Повторительно-обобщающий урок.

(6 класс)

Цель

Закрепить и обобщить знания учащихся о борьбе русского народа за независимость в XIII в.

Задачи

Образовательные: выяснить знания основного фактического материала у всех учащихся; обобщить и систематизировать знания учащихся о борьбе русского народа против монголо-татар, немецких и шведских рыцарей; вспомнить основные битвы XIII в; закрепить знание важных дат.

Развивающие: закрепить умение устанавливать последовательность событий данного периода, определять их длительность; закрепить умения работать с картой: показывать места исторических событий, территории, границы; уметь пользоваться условными обозначениями; развивать умения объяснять значения исторических терминов; учить применять ранее полученные знания; развивать умения сопоставлять исторические явления, обобщать исторические факты, делать выводы.

Воспитательные: содействовать воспитанию патриотических чувств, воспитанию уважения к героическим традициям нашего народа.

Оборудование и материалы

Лента времени, задания на карточках, плакаты, головоломки, кроссворды, атласы, карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIIIв.

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний.













Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.

момент

Сегодняшний урок посвящается повторению и закреплению предыдущ. тем.

Зачитывают темы.

Повторение пройденного материала.

Давайте вспомним!

Выступления учителя по карте «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в».

Задание 1.

Решение кроссворда «Ледовое побоище»

Вопросы по горизонтали:

1.Рыцари Тевтонского ордена

(крестоносцы).

2.Посадник, открывший вместе с изменниками-боярами ворота Пскова.(Твердила).

3.Озеро, на котором произошло Ледовое побоище.(Чудское).

4.Боевой порядок рыцарей во время Ледового побоища.(свинья)

Вопросы по вертикали:

5.Новгородское народное собрание.(вече).

6.Русская пограничная крепость.(Изборск).

Задание 2.

Соотнесите даты и события.

1223- Битва на р. Калке.

1237- Нашествие монголо-татар.

1240- Невская битва.

1242- Ледовое побоище.


Игра «третий лишний.»

Даны три географических названия, предметы, понятия и т.д.

Два из них объединены общими историческими событиями, а третий-лишний вы должны найти.

Шведы-Немцы-Японцы

Новгород-Рязань-Псков

Меч-кольчуга-борона

Чингисхан-Батый-Мономах

Юрта-изба-шатер

Мясо-кумыс-картошка

Задание 3.

стр. 249. рис. Александра Невского(рассказ учителя). Стих.

1.

…Уже смешались люди, кони,

Мечи, секиры, топоры,

А князь по-прежнему спокойно

Следил за битвою с горы.


…И, только выждав, чтоб ливонцы,

Смешав ряды, втянулись в бой,

Он, полыхнув мечом на солнце,

Повел Дружину за собой.


Подняв мечи из русской стали,

Нагнув копейные древки,

Из леса с криком вылетали

Новгородские полки.


По льду летели с лязгом, громом,

К мохнатым гривам наклонясь;

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.


И, отступая перед князем,

Бросая копья и щиты,

С коней валились немцы наземь,

Воздев железные персты.

2.

Гнедые кони горячились,

Из-под копыт вздымали прах,

Тела по снегу волочились,

Завязнув в узких стременах.


Стоял суровый беспорядок

Железа, крови и воды.

На месте рыцарских отрядов

Легли кровавые следы.


Одни лежали, захлебнувшись,

В кровавой ледяной воде.

Другие мчались прочь, пригнувшись,

Трусливо шпоря лошадей.


Под ними лошади тонули,

Под ними дыбом лед вставал,

Их стремена на дно тянули,

Им панцирь выплыть не давал.


Брело под взглядами косыми

Немало пойманных господ.

Впервые пятками босыми

Прилежно шлепая об лед…

Схема сражения на Чудском озере.

Задание 4.

Вопросы:

Почему это сражение называется Ледовое побоище?

Какой город монголо-татары прозвали «злой город»?

Игра «Оденьте князя, дружинника»

Перечень слов; кольчуга, шапка, рубашка с поясом, меч, меч с резьбой, шлем, шлем с позолоченным верхом, плащ, сапоги, копье.

Задание 5.

«Головоломка»

Не входя в один и тот же квадрат дважды и не перескакивая через квадрат, прочитайте написанные названия городов Новгородской земли в XIII веке.

Торжок-Русса-Новгород-Изборск-Псков-Ладого.

Задание 6.

стр.257. Рассказы для дополнительного чтения.

стр. 258. рисунки.


Вывод по уроку.

Мы познакомились с интересным и очень тяжелым периодом русской истории.

В XIII веке враги обрушились на нашу Родину. Её захватили монголо-татары, утвердив свое иго на многие годы. Воспользовавшись тяжелым положением, в это же время на страну обрушались рыцари. Их победил Александр Ярославович с новгородцами.

Вы справились с заданиями и вопросами по этому разделу.





















Задание выполняется письменно.




Участвуют в игре.


































3-схему собирают ученики и аргументируют свои действия.


















Дают ответы.





Рассматривают иллюстрации, дают ответы.









Выполняют задания письменно.








Зачитывают тексты, смотрят иллюстрации.



Подведение итогов

Комментарии, объявление оценок за работу.

Слушают комментарии учителя.

Д/з.

Важные даты и термины выучить.


стр. 257. Рассказ для дополнительного чтения. Составить по рассказу не менее трех вопросов.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.

Автор: Тухватуллина Рузина Хамитовна

Дата: 15.11.2014

Номер свидетельства: 131082

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Урок краеведения "Татаро-монголы на Рязанской земле""
    ["seo_title"] => string(58) "urok-kraieviedieniia-tataro-mongholy-na-riazanskoi-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "255026"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447853763"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока на тему: Русь и Золотая Орда "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rus-i-zolotaia-orda"
    ["file_id"] => string(6) "113786"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411048102"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства