Открытый урок
Тема. День народного единства.
Цели:
-формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота.
-воспитание патриотических чувств учащихся на примерах исторических событий, на примере объединения народных патриотических сил для изгнания захватчиков с русских земель в нач. 17 века.
- нравственное воспитание.
Тип урока:
Объяснительно-иллюстративный с элементами творческой работы учащихся.
План:
- Организационный момент.
- Лекция. Презентация.
- Творческая работа детей в группах. Традиции и символы праздника.
- Заключение.
Организационный момент.
Объявление темы и цели урока. Вопросы к детям: Как вы думаете, что означает название этого праздника, что это за праздник?
Начало презентации.
Лекция с использованием презентации.
Нам сегодня предстоит познакомиться с историей возникновения этого праздника.
4 ноября вся Россия отмечает День Народного Единства. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины. Это праздник взаимопомощи и единения.
Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.
Наша история неустанно движется вперед, но мы сегодня хотим предложить вам вернуться немного в прошлое.
Со смертью первого русского царя Ивана Грозного в1584 году началась почти тридцатилетняя пора Смутного времени.
Началась Смута с народных волнений, связанных великим голодом на рубеже 17 и 18 веков.
Два лета подряд стояла необычайная погода, летом 1601года сначала шли проливные дожди, холодные дожди, в июле выпал снег, а с августа начались снегопады. Ездили на санях как среди зимы. На полях жгли костры, чтобы спасти незрелые колосья, но это мало помогало. Все было бы не так трагично, если бы следующий год был урожайным. Но природа опять «смутилась». Весна как ей положено началась теплом, бурно росли озимые, но, как и в прошлом году, грянули морозы « превеликие и страшные», а за ними - сухое и жаркое лето. Вместо хлеба на полях царствовал бурьян. На третий год в 1603, природа не «бунтовала», но сеять было не чем.
Начался голод. Ели всё: кошек, мышей, мякину и сено, навоз и коренья. И самое страшное, чего никогда не было на Руси,- началось людоедство. Люди умирали от голода прямо на улицах. В Москве только в трех братских могилах было похоронено 127 тыс. человек, в основном тех, кто пришел в столицу в надежде на спасение. Москвичей, как правило, хоронили на церковных кладбищах. Современники полагали, что вымерла треть царства Московского.
После смерти в 1598 году бездетного Федора и в мае 1591 царевича Дмитрия пресеклась династия Рюриковичей. Царевича убили подосланные Борисом Годуновым люди. События откликнулись трагедией через 10 лет: появился Лжедмитрий, который объявил, что он царевич Дмитрий, который спасся от гибели. Польские князья, которых не устраивал мир с Россией, решили воспользоваться случаем и помочь Лжедмитрию взойти на Московский престол.
Осенью1604 года войско Лжедмитрия вторглось в Россию и быстро продвигалось к Москве. К 1605 году, после смерти Б. Годунова путь на Москву был свободен. 20.06.1605 года Лжедмитрий1 вступил в Москву.
Своеволие поляк в Москве стало главной причиной заговора, в результате которого Лжедмитрий был убит, а царем был выкрикнут Василий Шуйский. Началось бесславное правление В. Шуйского.
К осени 1611 года Россия перестала существовать как единое государство. Значительная часть территорий была захвачена поляками, на юге действовали многочисленные самозванцы, Новгородская земля перешла под власть Швеции.
Смертельная опасность заставила граждан забыть свои личные беды и подняться на защиту Отчизны.
Знаменем в этой борьбе стал патриарх Гермоген. Он призывал всех людей подняться на войну за православную веру, за русскую землю. Поляки уморили патриарха голодом, но остановить народ, который поднялся на борьбу, было уже нельзя.
Мощная патриотическая волна, родившаяся в Нижнем Новгороде, поставила во главе народного движения простого гражданина Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского.
Началось всё с того , что нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину было видение: ему явился преподобный Сергий, повелел собрать «казну» на военные нужды и велел очищать Московское государство. Минин понял, что сам господь покровительствует ему, и осенью 1611 года обратился к нижегородцам, призывая пожертвовать всем ради освобождения земли русской. Минин, призывая людей на помощь, говорил: « Вера и Отечество наше погибают, но мы можем спасти их. Не пощадим жизни и имущества нашего для избавления Москвы, продадим дома свои, заложим все своё имущество и выкупим из беды Отечество!»
Добровольные пожертвования позволили сформировать народное ополчение. Каждый отдавал в казну одну пятую и даже одну третью часть своего имущества.
На призыв нижегородцев встать на освобождение своей земли откликнулись многие города Поволжья и других мест, а также князь Пожарский.
Летом 1612 года ополчение двинулось на Москву. 4 ноября по новому стилю, удалось отвоевать часть Москвы-Китай город. Вскоре ополчение вступило в опустошенный и оскверненный интервентами Кремль. Впереди шел Кузьма Минин с иконой Казанской Божьей Матери в Руках. Москвичи бурно праздновали победу.
С освобождения Москвы от иноземцев народное ополчение начало дело освобождения всей страны от польских и шведских интервентов и восстановления независимости Российского государства.
Во славу Божью потрудились
И князь и просто гражданин.
Мечи ковали и молились,
Врагов в сражении не страшились,
Мир обрели на всех один.
В память чудесного освобождения Москвы на Красной площади был воздвигнут прекрасный Казанский собор, а спустя два века поставили памятник героям-освободителям Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
А нам пора отправляться дальше в историю. Перенесемся мы в 19 век 1812 год.
Чем удивит? Что принесёт?
В тот год решил Наполеон
Все страны подчинить…
И вот готовится к войне…
И Полоцк пал, и Орша, Минск-
Пока силён француз.
Смоленск оставлен. Это так
Но мы с тобою, Русь
Второй уж месяц, как идёт война.
Подходит враг к полям Бородина.
И целый день идёт сражение одно,
В котором русские непобедимы всё равно.
Первая мировая война. Именно про этих отважных и красивых воинов поэты складывали стихи и песни.
Поэты, не пишите слишком рано,
Победа еще в руке Господней.
Сегодня еще дымятся раны,
Никакие слова не нужны сегодня.
В часы неоправданного страданья
И нерешенной битвы
Нужно целомудрие молчанья
И, может быть, тихие молитвы.
Не жалея сил своих освобождали нашу Родину отважные войны и конечно в самой страшной войне 1941 года, об этом сложено много стихов и написаны книги.
Против нас полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью
Начал эту чёрную войну!
Только хочет он или не хочет,
А своё получит от войны:
Скоро даже дни, не только ночи,
Станут, станут для него черны!
А мы с вами знаем, что мир на Руси надо охранять, беречь и помнить историю своей страны.
Давайте праздновать, друзья,
Согласие и дружбу.
Помиримся друг с другом мы –
Нам больше войн не нужно!
Творческая работа.
У каждого праздника есть свои символы. Например, символом Рождества является елка, символом 9 мая стали парад победы на Красной площади и песня день победы и др. И у каждого праздника есть свои традиции. У пока еще нового праздника « Дня народного единства» еще нет традиций. Предлагаю вам разбиться на группы (желательно по 7 человек в каждой) и выполнить следующие задания: придумать и нарисовать символы этого праздника; придумать традиции этого праздника.
Работа в группах (5-7 мин.)
Защита группами своих предложений (2-3 мин.)
Возможные варианты:
Символы. Памятник Минину и Пожарскому; икона Казанской Божьей Матери и т.д.
Традиции. Театрализованные постановки различных значимых исторических событий (ледовое побоище, Куликовская битва, освобождение Москвы от интервентов и др.); народные гуляния (с элементами народных игр, песен)
Заключение.
Обсуждение работы групп. Подведение итогов.
Вопросы к детям «Как вы думаете, нужен ли нам этот праздник. Необходимо ли нам помнить о событиях 1612 года и роли, которую сыграл народ в освобождении своего Отечества.