Цель урока: углубить знания учащихся о национальной валюте – тенге, рассказать об истории тенге, составить представление о нумизматике. Развитие умений учащихся усваивать новые знания.
Просмотр содержимого документа
«"Национальные деньги – тенге" »
Актюбинская область,
г.Шалкар средняя школа № 5
учитель истории Әбдіғапарова Әлия Пауединқызы
Тема:. Национальные деньги – тенге
Цель урока: углубить знания учащихся о национальной валюте – тенге, рассказать об истории тенге, составить представление о нумизматике. Развитие умений учащихся усваивать новые знания.
Деньги — это знаки или единицы, отражающие стоимость вещей, выраженную в металле или бумаге, которые можно обменять на другие вещи.
Нумизматика—наука, изучающая деньги, их виды и историю возникновения.
Основатель нумизматики—венский коллекционер И.И. Эккель (1734—1798)
Аверс—лицевая сторона монеты
Реверс—оборотная сторона монеты
США—доллар
Россия — рубль
Китай—юань
Япония—йена
На первых образцах тенге были изображены исторические личности:
каждом выдающемся человеке кратко рассказать (можно дать ученикам опережающее задание).
(Показ слайдов на доске)
тенге — Аль-Фараби 3 тенге—Суюнбай
5 тенге — Курмангазы 10 тенге — Валиханов 20 тенге — Абай 50 тенге—Абулхаир хан 100 тенге—Абылай хан
2. Какова история появления денег на казахской земле?
Монеты—оригинальный и важный исторический источник. Они донесли до нас целые портретные галереи исторических лиц, изображения различных памятников, отразили в своих рисунках мифологические сюжеты, бытовые сцены.
Отражение целого круга идей и понятий в изображениях и надписях, имена и даты, встречающиеся на монетах, материал и техника изготовления, вес как элемент метрологии — все это делает монеты очень благородным материалом для всестороннего изучения экономической и политической истории народов, их материальной и духовной культуры.
Монеты и в настоящее время используются государствами для увековечивания исторических событий, памятников культуры, выдающихся деятелей, в ознаменование юбилейных дат, достижений в области культуры и спорта. Они являются своего рода «представителями», «визитными карточками» страны и исторической эпохи.
12 ноября 1993 года вышел указ Президента Республики Казахстан «О введении национальной валюты Республики Казахстан».
В нашей стране была введена в обращение национальная валюта «тенге», в том числе и в виде металлических монет. Первоначально на территории Республики Казахстан имели хождение разменные монеты из сплава J1-80 с номиналом 2,5,10,20,50 тиын, впоследствии они были изъяты из обращения.
Разменные монеты образца 1993 года выпущены в обращение в 1995 году. Монеты изготовлены из сплава JI-80 желтого цвета. Боковая поверхность (гурт) монет гладкая, без рифлений.
Разменные монеты отчеканены на Казахстанском Монетном Дворе. Учитель организовывает просмотр слайдов «Тенге».
2тиына
Диаметр —17,27 мм, толщина —1,3 мм
Масса—2,26 г.
5 тиынов
Диаметр —17,27 мм, толщина —1,3 мм
Масса—2,26 г.
10тиынов
Диаметр —19,56 мм, толщина — 1,6 мм
Масса—3,48 г.
20 тиынов
Диаметр—21,87 мм, толщина — 1,7 мм
Масса—4,71 г.
50тиынов
Диаметр — 25,0 мм, толщина — 2 мм
Масса-7,43 г.
Монеты денежного обращения 1993 года выпущены в обращение в 1995 году. Монеты изготовлены из сплава «нейзильбер» стального цвета. Боковая поверхность (гурт) монет 1, 3, 5 и 10 тенге гладкая, без рифлений. Боковая поверхность монеты 20 тенге имеет 10 секторов рифлений.
1 тенге
Диаметр — 17,27 мм, толщина — 1,3 мм
Масса—2,26 г.
3 тенге
Диаметр —19,56 мм, толщина —1,6 мм
Масса—3,48 г
5 тенге
Диаметр —21,87 мм,толщина— 1,7 мм
Масса-4,71 г.
10 тенге
Диаметр — 25,0 мм, толщина—2,0 мм
Масса—7,43 г.
20 тенге
Диаметр — 31,0 мм, толщина—2,0 мм
Масса— 11,37 г.
Образы на монетах — это любимые персонажи кочевников, культура которых развивалась в течение тысячелетий в наших степях. Они ярко отражают реалии первых государственных образований кочевых цивилизаций, идеологию и быт народов, населявших территорию современного Казахстана.
«Архар»—наиболее почитаемое всеми евразийскими кочевниками животное. С ним связано представление о божественных солнечных и световых началах жизни. Сам архар с его закрученными рогами (кошкар-мюйиз) — это один из самых популярных мифологических сюжетов казахского фольклора. Изображение'заимствовано из памятников Иссыкского кургана (VI- IV вв. до н.э.).
Первыми юбилейными монетами в Республике Казахстан стали 5 серебряных монет достоинством 100 тенге, выпущенных в честь 150-летия со дня рождения Абая Кунанбаева —выдающейся личности в общественной и культурной жизни Казахстана прошлого века.
3. Каково значение тенге для нашей страны?
Деньги — одно из наиболее выдающихся изобретений человечества. Сами по себе деньги не кормят, не одевают и не дают убежища до тех пор, пока их не начнут тратить. История денег насчитывает тысячелетия. За это время они много раз изменялись, да и в наши дни продолжают эволюционировать.
Бартер (от англ. barter — обменивать) — обмен товарами на безденежной основе.
Деньги
Это экономическая категория, обозначающая специфический товар, который в данном обществе выполняет рольвсеобщего эквивалента
Это определенный запас средств (активов), которые обеспечивают осуществление разнообразных экономических соглашений
Это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость всех прочих товаров
Функции денег
Основные
Средство платежа — осуществление операций, при которых движение денег не сопровождается встречным движением товаров (например, уплата налогов, процентов за кредит и т. д.)
Мировые деньги — обслуживание международного товарооборота через безналичные платежи, взаимные зачеты и другие формы
Мера стоимости — измерение стоимости других товаров
Средство обращения — непосредственное обслуживание процесса купли-продажи товаров
Средство накопления — сохранение и приумножение богатства путем изымания на время денег из обращения
Учащиеся, распределившись в четыре группы, собирают информацию о национальной валюте – тенге. Начинает выступление первая группа, продолжает работу та группа, на которую указывает учитель. Ребятам во время конкурса
нужно предельно внимательно слушать речи выступающих, потому что учитель может прервать их, и нужно быть готовым продолжить рассказ предыдущего ученика, не нарушая логики, последовательности изложения и не повторяясь. В этом конкурсе ответы учащихся оцениваются по следующим критериям: содержательность рассказа о национальной валюте – тенге, приведение конкретных фактов, использование дополнительного материала из других источников знаний, логическая последовательность изложения и др.
На этапе закрепления знаний учащиеся выполняют следующее задание по теме «Национальные деньги – тенге».
Какое место в жизни людей занимают деньги?
Расскажите, что изучает наука нумизматика?
Как вы понимаете слово валюта?
Расскажите о необходимости денег.
Как вы думаете, почему на бумажных банкнотах изображают портреты исторических личностей?
Кто основатель нумизматики?
Когда была введена национальная валюта РК?
Расскажите историю введения национальной валюты РК.
Опишите банкноты национальной валюты тенге.
Кроссворд (просмотр на мультимедийной доске, при правильном ответе пустые клетки автоматически заполняются буквами).
Национальная валюта Казахстана.
Название тенге от средневековых тюркских серебряных монет-
Сколько степеней защиты имеет казахстанский тенге?
Где была напечатана первая партия тенге?
Первые монеты для обращения в Казахстане появились из?
Лицевая сторона монеты.
Оборотная сторона монеты.
Выпуск большого количества денег, не обеспеченного товарами в стране.
Наука, изучающая деньги, их виды и историю возникновения.
Национальная валюта Китая.
Основатель нумизматики, венский коллекционер.
Знаки или единицы, отражающие стоимость вещей, выраженный в металле или бумаге, которые можно обменять на другие вещи.
Домашнее задание: §58. Познакомиться с рассказом, подготовиться по вопросам и заданиям к параграфу