Конспект урок по истории 6 класс по теме "Нашествие с Востока"
Конспект урок по истории 6 класс по теме "Нашествие с Востока"
Тема "Нашествие с Востока" изучается в 6 классе. На уроке дети познакомятся с нашествием монголо-татар на Русь. Проследят весь путь нашествия по карте. Познакомятся с самыми главными сражениями на реке Калке, Сити. Учащиеся узнают о героической борьбе жителей Рязани, Новгорода, Владимира, Козельска и других русских городов. Город Козельск татары назвали "злым городом", так как этот небольшой городок оборонялся в течении нескольких месяцев.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Организационный момент: сообщение темы и цели урока
Оформление доски: эпиграф к уроку.
"Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."
Изучение нового материала:
Сегодня мы познакомимся с новой темой, вы определите её сами. Для того, чтобы назвать тему урока самим, вы сейчас поработаете с картой учебника и выполните задание. Откройте карты “Феодальная раздробленность Руси в XII – первой половине XIII в” и “Борьба с иноземными захватчиками в XIII в”. Рассмотрите карты. Что общего и различного увидели на картах? (учащиеся называют)
Общее:Раздробление государства на княжества, наступления на Русь кочевников.
Различное:Выявляется факт, что в XIII веке начинается вторжение иноземных захватчиков на Русь с востока.
Работа с классом: Скажите,что вы знаете о монголо-татарах? (ответы учащихся)
Весть о страшных врагах с востока пришла на Русь от половцев. А так как они называли монголов татарами, то и русские и европейцы стали так именовать монголов. Когда учёные стали исследовать события той далёкой эпохи, они столкнулись с необходимостью разобраться, кто же напал на половцев и Русь в 13 в. – монголы или татары? Выяснилось, что монголы татар истребили ещё до начала своих завоевательных войн. В 1823 г. историк Пётр Николаевич Наумов придумал словосочетание монголо-татары. Оно означает «монголы, называемые татарами».
Вопросы:
1. Какой хозяйственной деятельностью монголы занимались до начала завоеваний?
2. Где их Родина?
3.На каком этапе развития находились монголо-татары?
Подводим итог:
1. Почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
1221 - 1223 - разорение Армении, Грузии, Северного Кавказа
Давайте выясним, что стало причиной завоевательных походов монголо-татар и почему они были так уверены в своей победе? Поработаем в парах. Работа с учебником. Ученики читают документ (стр. 105-106), отвечают на вопросы к документам.
Подведение итогов: Учащиеся работают в «цепочке».
Причины завоевательных походов? ( мысль о мировом господстве.)
2. Почему монголо-татарам удалось завоевать такую огромную территорию?
Первая встреча русских войск с монголо-татарскими завоевателями произошла на р. Калка в 1223 г. Русь к этому времени была раздроблена на множество княжеств. Почему русские князья согласились участвовать в битве на р. Калке?
Самостоятельная работа с учебником. Учащиеся читают пункт «Сражение на реке Калке» и отвечают на вопросы.
Рассказывают о битве на р. Калке.
Назовите причины поражения русских войск? Подумайте, могла ли битва на реке Калке закончиться по-другому?
Причины поражения:
отсутствие единства и несогласованность действий русских князей
отличная военная подготовка монголов и хитрая тактика.
Работа с хронологией.
Запись даты:1223 г. – битва на р. Калке.
ПОХОД БАТЫЯ НА РУСЬ.
Рассказ учителя:
1235 г. на очередном курултае было принято решение выполнить распоряжение Чингисхана – отправиться в поход на Русь и Северный Кавказ. Во главе сборного войска встанет Батый, внук Чингисхана.
Против Руси выступало около 130 тыс. Русские войска: боеспособные части дружины Рязани, Владимира, Суздаля и Новгорода насчитывали от 30 до 42 тыс.
В 1236 г. была занята Волжская Булгария.
Запись даты: 1237-1240 г.г. - поход Батыя на Русь.
Поздней осенью 1237 г. монголы подошли к русским границам.
Работа с картой: проследим поход Батыя на Русь.
(Ученики работают с картой, называя основные направления, учитель комментирует).
В декабре 1237 г. – вторжение на Рязанскую землю. Послы хана потребовали от рязанцев дать десятину, но получили отказ, хан приказал начать вторжение. 21 декабря после пятидневной осады пала Рязань.
Взяв Коломну, завоеватели вступили в пределы Владимиро-Суздальского княжества. Захвачены города: Москва, Владимир (7 февраля), Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Юрьев, Галич, Дмитров, Тверь и др.
В 1238 году произошло ещё одно сражение – битва на реке Сити.
Подумайте, почему монголо-татары за 100 км от Новгорода повернули назад?
Мне хочется рассказать о героической обороне маленького городка Козельска.
Горожане Козельска оказывали мужественное сопротивление, захватчикам в течение почти двух месяцев. Только хитростью монголы смогли его взять, применив излюбленную тактику – притворились что бегут, выманив тем самым защитников из крепости, которых окружили и разбили. Монголы назвали Козельск «злым городом» и сравняли с землей.
Второй поход монголо-татар
Весна 1239 г. возобновление похода Батыя.
Работа с картой: проследите дальнейший путь монголо-татар.
Март 1239 г. разгромлен южный Переяславль; 18 октября – г. Чернигов; 6 декабря – г. Киев. (Монголы подошли к Киеву осенью, жители города во главе с воеводой Дмитром отчаянно сопротивлялись, почти все погибли или оказались в плену).
Почти все города Галицко-Волынского княжества подверглись разгрому, только под городами Даниловом и Кременцом, укреплёнными каменными стенами, монголы потерпели поражение.
Подумайте и скажите, почему Батыю удалось провести удачный поход на Русь? (ответы учащихся):
- раздробленность русских земель
- продуманный план Батыя.
В каких государствах еще побывали войска Батыя? (Польша, Венгрия)
Но в 1242 г. дойдя до Адриатического моря, завоеватели повернули назад. Почему?
А. С. Пушкин по этому поводу писал, что Западная Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией». Что означают его слова?
Заключительный этап урока:
Давайте ещё раз подведём итог урока:
а) почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
1. Раздробленность и отсутствие единства в русских землях (разобщённость русских войск и сил);
2. высокое воинское мастерство монгольского войска (комплекс воинских приёмов, использовавшихся при штурме городов, численное превосходство, мобильность);
3. умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военачальников.
Но русские земли не вошли в состав Золотой Орды, а попали в вассальную зависимость. Об этом следующий урок.
«Монголо-татары пронеслись над Россией подобно туче саранчи, подобно урагану, сокрушающему все, что встречалось на его пути. Они разоряли города, жгли деревни, грабили. Именно в это злосчастное время, длившееся около двух столетий, Россия и дала обогнать себя Европе».
Монголо-татарское нашествие (подобно бурелому) уничтожило многие русские города, некогда славившиеся своей красотой и богатством. Вместо Рязани, Владимира, Торжка, Козельска, Киева остались руины и пепелища. Но не все города постигла подобная участь. Не дошли монголо-татары до Новгорода, не решились взять Смоленск. Россия, разрушенная и истерзанная, продолжала жить. Во многом виной тому была существовавшая раздробленность.