kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урок по истории 6 класс по теме "Нашествие с Востока"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Нашествие с Востока" изучается в 6 классе. На уроке дети познакомятся с нашествием монголо-татар на Русь. Проследят весь путь нашествия по карте. Познакомятся с самыми главными сражениями на реке Калке, Сити. Учащиеся узнают о героической борьбе жителей Рязани, Новгорода, Владимира, Козельска и других русских городов. Город Козельск татары назвали "злым городом", так как этот небольшой городок оборонялся в течении нескольких месяцев.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урок по истории 6 класс по теме "Нашествие с Востока" »

Тема урока: Нашествие с Востока. 6 кл.

Задачи:

  1. познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами.

  2. причинами покорения Руси монголо-татарами;

  3. совершенствовать умения работы с картой, историческими документами.

  4. воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга.

Оборудование: карта, учебник, иллюстрации учебника, тетрадь.

Ход урока:

  1. Организационный момент: сообщение темы и цели урока

  2. Оформление доски: эпиграф к уроку.

"Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."

  1. Изучение нового материала:

  1. Сегодня мы познакомимся с новой темой, вы определите её сами. Для того, чтобы назвать тему урока самим, вы сейчас поработаете с картой учебника и выполните задание. Откройте карты “Феодальная раздробленность Руси в XII – первой половине XIII в” и “Борьба с иноземными захватчиками в XIII в”. Рассмотрите карты. Что общего и различного увидели на картах? (учащиеся называют)

Общее: Раздробление государства на княжества, наступления на Русь кочевников.

Различное: Выявляется факт, что в XIII веке начинается вторжение иноземных захватчиков на Русь с востока.

Работа с классом: Скажите, что вы знаете о монголо-татарах? (ответы учащихся)

Весть о страшных врагах с востока пришла на Русь от половцев. А так как они называли монголов татарами, то и русские и европейцы стали так именовать монголов. Когда учёные стали исследовать события той далёкой эпохи, они столкнулись с необходимостью разобраться, кто же напал на половцев и Русь в 13 в. – монголы или татары? Выяснилось, что монголы татар истребили ещё до начала своих завоевательных войн. В 1823 г. историк Пётр Николаевич Наумов придумал словосочетание монголо-татары. Оно означает «монголы, называемые татарами».



Вопросы:

1. Какой хозяйственной деятельностью монголы занимались до начала завоеваний?

2. Где их Родина?

3.На каком этапе развития находились монголо-татары?

Подводим итог:

1. Почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

2. Почему это стало возможным? (Ответы учащихся)

Составим хронологическую таблицу походов монголо-татар.

1206 - 1211 - покорены киргизы, буряты, якуты, уйгуры. Тангутское царство.

1211-1215 - Северный Китай.

1218 - завоевание Кореи.

1219 - 1221 - подчинение Северной Азии (Хорезм).

1220 - 1221 - отношение Азербайджана.

1221 - 1223 - разорение Армении, Грузии, Северного Кавказа

Давайте выясним, что стало причиной завоевательных походов монголо-татар и почему они были так уверены в своей победе? Поработаем в парах. Работа с учебником. Ученики читают документ (стр. 105-106), отвечают на вопросы к документам.

Подведение итогов: Учащиеся работают в «цепочке».

  1. Причины завоевательных походов? ( мысль о мировом господстве.)

2. Почему монголо-татарам удалось завоевать такую огромную территорию?

а). все племена удалось подчинить Темучжину

б). Высокий уровень боевой дисциплины

в) хитрая тактика , умение владеть оружием и военные приспособления.

Первая встреча русских войск с монголо-татарскими завоевателями произошла на р. Калка в 1223 г. Русь к этому времени была раздроблена на множество княжеств. Почему русские князья согласились участвовать в битве на р. Калке?

Самостоятельная работа с учебником. Учащиеся читают пункт «Сражение на реке Калке» и отвечают на вопросы.

Рассказывают о битве на р. Калке.

Назовите причины поражения русских войск? Подумайте, могла ли битва на реке Калке закончиться по-другому?

Причины поражения:

  1. отсутствие единства и несогласованность действий русских князей

  2. отличная военная подготовка монголов и хитрая тактика.

Работа с хронологией.

Запись даты: 1223 г. – битва на р. Калке.

  1. ПОХОД БАТЫЯ НА РУСЬ.

Рассказ учителя:

1235 г. на очередном курултае было принято решение выполнить распоряжение Чингисхана – отправиться в поход на Русь и Северный Кавказ. Во главе сборного войска встанет Батый, внук Чингисхана.

Против Руси выступало около 130 тыс. Русские войска: боеспособные части дружины Рязани, Владимира, Суздаля и Новгорода насчитывали от 30 до 42 тыс.

В 1236 г. была занята Волжская Булгария.

Запись даты: 1237-1240 г.г. - поход Батыя на Русь.

Поздней осенью 1237 г. монголы подошли к русским границам.

Работа с картой: проследим поход Батыя на Русь.

(Ученики работают с картой, называя основные направления, учитель комментирует).

В декабре 1237 г. – вторжение на Рязанскую землю. Послы хана потребовали от рязанцев дать десятину, но получили отказ, хан приказал начать вторжение. 21 декабря после пятидневной осады пала Рязань.

Взяв Коломну, завоеватели вступили в пределы Владимиро-Суздальского княжества. Захвачены города: Москва, Владимир (7 февраля), Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Юрьев, Галич, Дмитров, Тверь и др.

В 1238 году произошло ещё одно сражение – битва на реке Сити.

Подумайте, почему монголо-татары за 100 км от Новгорода повернули назад?

Мне хочется рассказать о героической обороне маленького городка Козельска.

Горожане Козельска оказывали мужественное сопротивление, захватчикам в течение почти двух месяцев. Только хитростью монголы смогли его взять, применив излюбленную тактику – притворились что бегут, выманив тем самым защитников из крепости, которых окружили и разбили. Монголы назвали Козельск «злым городом» и сравняли с землей.

Второй поход монголо-татар

Весна 1239 г. возобновление похода Батыя.

Работа с картой: проследите дальнейший путь монголо-татар.

Март 1239 г. разгромлен южный Переяславль; 18 октября – г. Чернигов; 6 декабря – г. Киев. (Монголы подошли к Киеву осенью, жители города во главе с воеводой Дмитром отчаянно сопротивлялись, почти все погибли или оказались в плену).

Почти все города Галицко-Волынского княжества подверглись разгрому, только под городами Даниловом и Кременцом, укреплёнными каменными стенами, монголы потерпели поражение.

Подумайте и скажите, почему Батыю удалось провести удачный поход на Русь? (ответы учащихся):

- раздробленность русских земель

- продуманный план Батыя.

В каких государствах еще побывали войска Батыя? (Польша, Венгрия)

Но в 1242 г. дойдя до Адриатического моря, завоеватели повернули назад. Почему?

А. С. Пушкин по этому поводу писал, что Западная Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией». Что означают его слова?

  1. Заключительный этап урока:

Давайте ещё раз подведём итог урока:

а) почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?

1. Раздробленность и отсутствие единства в русских землях (разобщённость русских войск и сил);

2. высокое воинское мастерство монгольского войска (комплекс воинских приёмов, использовавшихся при штурме городов, численное превосходство, мобильность);

3. умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военачальников.

Но русские земли не вошли в состав Золотой Орды, а попали в вассальную зависимость. Об этом следующий урок.

«Монголо-татары пронеслись над Россией подобно туче саранчи, подобно урагану, сокрушающему все, что встречалось на его пути. Они разоряли города, жгли деревни, грабили. Именно в это злосчастное время, длившееся около двух столетий, Россия и дала обогнать себя Европе».

Монголо-татарское нашествие (подобно бурелому) уничтожило многие русские города, некогда славившиеся своей красотой и богатством. Вместо Рязани, Владимира, Торжка, Козельска, Киева остались руины и пепелища. Но не все города постигла подобная участь. Не дошли монголо-татары до Новгорода, не решились взять Смоленск. Россия, разрушенная и истерзанная, продолжала жить. Во многом виной тому была существовавшая раздробленность.

  1. Домашнее задание.

П. 12, учить даты, работа с картой.





























5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урок по истории 6 класс по теме "Нашествие с Востока"

Автор: Гребенщикова Ольга Гарриевна

Дата: 03.01.2015

Номер свидетельства: 149606

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "урок в 7 классе по всемирной истории Государство Хорезмшахов "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-v-7-klassie-po-vsiemirnoi-istorii-gosudarstvo-khoriezmshakhov"
    ["file_id"] => string(6) "114563"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411568648"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Урок на тему "Присоединение Казахстана к России" "
    ["seo_title"] => string(51) "urok-na-tiemu-prisoiedinieniie-kazakhstana-k-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "186208"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426310649"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства