kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нашествие персидских войск

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока истории для 5 класса по теме: "Нашествие персидских войск" 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нашествие персидских войск»


Тема урока: Нашествие персидских войск

Учитель: Козлова Марина Александровна

Тип урока: Комбинированный

Дата урока: 1.03.2021 г.

Образовательные ресурсы:

1.Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая. – М.: «Просвещение», 2020 – 303 с.

2.Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира . - М.: «Просвещение», 1996 – 144 с.

3.Годер Г. И.Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х ч. Ч. 2

4.Атлас и контурные карты.

План урока:

1. Подготовка эллинов к новой войне.

2. Вторжение персов в Элладу.

3. Бой в Фермопильском ущелье.

4. Саламинское сражение.

Цели урока:

Обучающие: познакомить учащихся с причинами, основными сражения вторжения Персии в Грецию;

Развивающие: способствовать развитию у учащихся следующих умений: сравнивать и обобщать, систематизировать;

Воспитательные: воспитывать у учащихся патриотические чувства.

Формы и методы обучения:

Методы: объяснительно – иллюстративный;

Формы: индивидуальная, фронтальная.


Основные персоналии, термины и понятия: Фемистокл, триера, Северная Греция, эллинский союз, Ксеркс, Фермопильское ущелье, царь Леонид, триста спартанцев, Саламинское сражение, Коринфский перешеек, Эсхил, Поликрат.

Планируемые результаты:

1.учащиеся должны иметь пред­ставление о ключевых понятиях и терминах темы;

2.овладеть методами сравнения социальных объектов и выявления их общих черт и различий;

3.научиться работать с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также ведению дискуссии и эвристической беседы, работе с документами, выполнению проблемных зада­ний, работе в группе



Формирование УУД:

Пред­метные:

1.научиться объяснять значение основных понятий темы и применять их в обсуждении событий, отражающих борьбу греков за независимость;

2.рассмотреть каким образом руководил Фемистокл Афинами;

3.выделить основные причины сражений Персии и Греции;

4.осмысливать значение вторжения персов в Грецию;

5.уметь выявлять отличительные признаки Фермопильского и Саламинского сражений.

Метапредметные:

1.коммуникативные:

- развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы

- умение выражать свои мысли; 
- владение монологической и диалогической формами речи;
- совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности);

- совместная деятельность учителя и ученика

2.регулятивные:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- искать и выделять необходимую информацию;

- определять новый уровень отношений к самому себе как субъекту деятельности;

3.познавательные:

- анализировать результаты исследований и фиксировать их;

- структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи;

- овладение приёмами анализа исторического события документов;
- выведение следствий из определения понятия;
- умение сравнивать, приводить примеры;

-постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с дополнительным материалом

Личностные:

- формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового материала;

- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);
- формирование исторической компетентности.


Организационная структура урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Организационный момент


Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Начинается урок.

Он пойдет вам дети впрок.

Постарайтесь все понять,

И многое узнать.

Приветствие учителя, подготовка к уроку


Проверка домашнего задания

1)Индивидуальный развернутый ответ учащихся у доски на следующие вопросы:

1 Ученик:

  • Кто такие персы, и где они проживали?


  • Кто стал первым предводителем персов?


  • Кто был самым могущественным царем Персидской державы?


  • Сколько этапов выделяют историки в греко-персидских войнах? Дайте их краткую характеристику.


  • Какова причина греко-персидских войн?

  • Расскажи о первом этапе войн.


2 Ученик:

  • Расскажи о 2 этапе греко-персидских войн.

  • Каким образом проходила Марафонская битва? Планы сторон. Итоги.

Вопросы ко всему классу:


  • Объясните, насколько греки были подготовлены противостоять непобедимому до тех пор противнику.

  • Какие силы противостояли войску Дария I?

  • Что повлияло на состав союзников Афин?

  • Поясните, почему для греков была важна победа при Марафоне.


2)Решение задачи.

В честь победителей при Марафоне была сделана надпись на гробнице:

Доблесть этих мужей освещает бессмертная слава.

Здесь поразили они гордые персов войска.

Пешими поднялись против Азии конницы сильной,

Чтобы Эллады земли рабского дня не узнать.


Объясните смысл этой надписи. Можно ли догадаться на ее основе, ка­кова была одна из главных причин победы греков в войне с персами?


3)Какое спортивное состязание проводится в наши дни в память о подвиге афинского юноши, принесшего весть о победе в Марафонской битве?




4)Проверка мини- сочинения о Марафонской битве от лица участника.


Индивидуальные ответы у доски





















Ответы на вопросы


















Ответ учащихся

Благодаря мужеству греческие воины выиграли битву при Ма­рафоне.


Ответ учащихся

Марафонский пробег, 42 км 195 м






Зачитывают свои сочинения

И

Ф


Изучение нового материала

(актуализация знаний, цели и задачи)


Как вы думаете, поставила ли точку в агрессивных планах персов Марафонская битва? Аргументируйте свой ответ.







Да, ребята, вы правы. После победы греков в Марафонской битве греко-персидские войны не закончились окончательно. И на нашем сегодняшнем уроке мы узнаем, как развивались дальнейшие отношения между греками и персами, и чем же закончились эти долгие войны. Открываем тетради и записываем число (1 марта) и тему урока «Нашествие персидских войск на Элладу».

1. Подготовка эллинов к новой войне.

Открываем учебник на стр. 165 и читаем быстренько 1 пункт.

Вопросы к учащимся:

  • Кто такой Фемистокл?






  • Объясните, почему Фемистокл был уверен в возвращении персов.


  • Какую идею предложил Фемистокл?





  • Опишите военный флот афинян.








Таким образом, к 481 г. До н. э. 30 эллинских полисов благодаря усилиям Фемистокла создали военный союз для борьбы с персами.


2. Вторжение персов в Элладу.

После смерти Дария в 486 г. до н. э. во главе персидского государства встал его сын Ксеркс, через 10 лет после Марафонского сражения он начал поход.

В каком году он начался?


Ксеркс произнес слова: «Мы наложим иго рабства как на виновных перед нами, так и на невинных».


- В каком смысле следует понимать эти слова?


- С какими событиями они связаны?






Работа с картой

Поход Ксеркса — Сарды, Малая Азия, пролив Геллеспонт.

Легенда о буре, разметавшей мосты у Геллеспонта и гневе царя.

В 480 году до н. э. царь Ксеркс повел свои полчища на Элладу. Большая часть воинов Ксеркса была набрана из покоренных народов. Им были чужды интересы персидского царя и знати. Узкий пролив отделял Европу от Азии. По приказу Ксеркса навели мосты, соединившие оба берега, но разразилась буря и снесла эти мосты. Пришедший в ярость Ксеркс велел отрубить головы строителям, а морю назначил невиданное доселе наказание. Палачи стегали его кнутами, приговаривая: «О ты, горькая морская влага! Вот тебе от нашего владыки! Запомни хорошенько, царь перейдет тебя, желаешь ты того или нет!»

Другие мастера выстроили новый мост. Семь суток длилась переправа на европейский берег.


- Какие два полуострова разделяет Геллеспонт?





- На какие части можно разделить Грецию?



- Какой единственный путь вел из Северной Греции в Среднюю?



Ранней весной 480 года до н.э. Ксеркс повёл свои войска на Элладу. Большая часть его войск состояла из покорённых народов.

Из города Сарды и Малой Азии выступило громадное персидское войско. Оно подошло к
проливу Геллеспонт.

При переправе через Босфор мост разметало бурей. Ксеркс приказал отрубить головы строителям, а воды- наказать бичами. Новые строители 360 кораблей поставили вплотную друг к другу на якорях и связали между собой, построили новый мост. Началась переправа, продолжавшаяся 7 дней


3.Бой в Фермопильском ущелье.

Именно здесь разыгралась легендарная Фермопильская битва.

Греки решили защищать узкий Фермопильский

проход, который ведет из Северной Греции в Среднюю Грецию.

На Фермопильский проход был отправлен отряд из 7200 гоплитов, включая 300 спартанцев во главе с их царем Леонидом.

Узкий Фермопильский проход было легко защищать: слева от греков поднимались вверх скалы, справа был обрыв к морю. Греки создали оборонительные стены и башни.

Работа с документом:

Персидский посол:

- Наш повелитель, царь царей, великий царь Ксеркс, владыка всех людей от восхода до заката, требует сложить оружие.

Леонид:

- Пусть придет и возьмет.

Персидский посол:

- Наши стрелы и дротики закроют от вас солнце.

Леонид:

- Ну что же, мы будем сражаться в тени

Вспомните, какую речь называют лаконичной. Почему она называется именно так?


Ход сражения у Фермопил:

Огромная армия персов в течение четырех суток штурмовала греческие позиции, защищаемые небольшим отрядом. Дело дошло до того, что устрашенные героическими действиями греков, персидские воины отказались идти в атаку и их по приказу царя погнали вперед бичами. Ксеркс был вынужден ввести в бой свою знаменитую гвардию, так называемых «бессмертных», что делалось в очень редких случаях. Но и «бессмертные» не могли сбить греков с их позиций. Леонид оказался блестящим тактиком. Он умело использовал местные условия и искусно построил свою оборону.
   Ксеркс негодовал. Самая подготовленная и большая персидская армия ничего не могла поделать с маленьким греческим отрядом. Ксеркса выручил предатель — фессалиец. За крупную сумму он показал обходную дорогу и вывел персов в тыл защитников Фермопил. Считая дальнейшую оборону бессмысленной, Леонид, чтобы спасти большую часть оставшихся воинов, приказал им отойти. На месте сражения остались лишь спартанцы, которым закон запрещал отступать с поля боя. К ним добровольно присоединились воины из городов Феспий и Фивы. После героического сопротивления все они пали в сражении, и стало ясно, что в Элладе Ксеркс встретит столь же доблестных защитников.

Над погребением спартанцев впоследствии был поставлен памятник — сидящий лев, на постаменте выбиты слова, сочиненные одним из лучших тогдашних поэтов Симонидом:
«О чужестранец, поведай спартанцам о нашей кончине: верны законам своим, мы здесь костьми полегли».


- Почему Леонид, отпустив союзников, остался со своими воинами в Фермопильском ущелье на верную гибель?







- Какие качества продемонстрировали спартанские воины в этом сражении?





4. Битва при Саламине.

Пройдя Фермопилы персы разорили Аттику и без труда взяли и разрушили Афины. Войска отошли к Коринфскому перешейку для защиты Южной Греции. Должен был отойти и флот под командованием Еврибиада. А в это время флот персов подошел к проливу между о. Саламином и Аттикой. Здесь его поджидал флот греков.

27 сентября 480 г до н.э. началось знаменитое Саламинское сражение.

   Согласно первоначальным планам, греки всей армией должны были оборонять Коринфский перешеек. Однако афинские руководители и прежде всего Фемистокл предложили другой план: дать решительное морское сражение в узком Саламинском проливе, где быстроходные и маневренные греческие триеры имели бы преимущество над громоздкими и тихоходными судами противника.
   Сам Ксеркс, в свою очередь, считал решительное морское сражение в данный момент крайне желательным потому, что у него было почти двойное превосходство в количестве судов.
   Хитрость Фемистокпа накануне Саламинской битвы стр. 167

Опасаясь, что греческий флот покинет Саламинский пролив, Фемистокл подозвал преданного раба, пленного перса по имени Сикинн: «Садись в лодку и плыви в Фалерскую бухту». — «Ты посылаешь меня к персам, господин?» — удивился Сикинн. «Да, и не медли: судьба Эллады в твоих руках!» Раб выполнил тайное поручение, предстал перед Ксерксом и произнес: «Владыка всех людей! Афинский стратег Фемистокл сообщает тебе: эллины объяты страхом и ночью хотят бежать. Помешай им. В разгар сражения мой господин перейдет на твою сторону».

С радостью поверив этим словам, Ксеркс велел флоту выйти в море и запереть выходы из Саламинского пролива. Так благодаря хитрости Фемистокла сражение стало неизбежным.

Оно произошло 28 сентября 480 г. Как и предполагал Фемистокл, быстроходные и маневренные греческие суда, прекрасно ориентирующиеся в мелководье узкого пролива, сломили упорное сопротивление персов и уничтожили почти весь их огромный флот.
   В бессильной ярости Ксеркс наблюдал с берега за гибелью своих судов.


- Подумайте, чем рисковал Фемистокл, посылая своего раба-перса к царю Ксерксу с сообщением?


- Почему он отважился на это?






Итоги и значение Саламинского сражения.

Ксеркс был вынужден уйти из Греции. Остатки его флота были потоплены во время шторма неподалеку от Геллеспонта.

479 г. до.э. - новая победа греков над персами при Платеях. Полководец Павсаний разработал хитроумный план сражения. Несмотря на численное превосходство, персы потерпели сокрушительное поражение, погиб персидский командующий Мардоний.


Битва при Платеях остается на дом.


Окончание греко-персидских войн.

Война длилась еще 30 лет. Были освобождены острова Эгейского моря и греческие города-государства на побережье Малой Азии. Для борьбы с персами был создан Афинский морской союз.


- Почему руководство в нем принадлежало Афинам?



- Почему Спарта не присоединилась к этому союзу?




Проблемный вопрос: - Каким образом маленькая, в сравнении с огромной Персидской державой, Греция сумела победить в этой войне?






Ответ учащихся

Нет, точка была не поставлена. Персы стали стремится еще сильнее захватить Афины, поскольку в Марафонской битве был нанесен удар по престижу персидской армии как самой сильной и непобедимой.













Ответы учащихся:

1.Фемистокл (524-459до н.э.), - афинский государственный и военный деятель, который выступал на Народном собрании в Афинах.


2.Престиж персидской армии был нарушен. Персы хотели реванша.


3.Предложил идею создания большого военного флота, что позволило Афинам превратиться в мощную морскую державу. 

4.Морской флот состоял из 200 быстроходных судов- триер. Они

были с 3-мя рядами вёсел. Паруса выполняли вспомогательную роль: перед боем их убирали.
Благодаря 180 гребцам, триера могла развивать скорость до 80 км. в час.











Ответы учащихся

В 480 г. до н. э.


Ответы учащихся

Ксеркс хотел, прежде всего, отомстить Афинам за участие в восстании ионийских городов против персов и за поражение персов при Марафоне.






Следят за направлением похода на карте.




















Ответ учащихся

Малая Азия и Балканский полустров.


Ответ учащихся

Северная, Средняя, Южная или Пелопоннес)


Ответ учащихся

Фермопильский проход



Слушают учителя, делают записи в тетрадь.





Работа с документом












Ответ учащихся

Краткое, четкое изложение мысли; от названия области Лаконика, где располагалась Спарта



Работа с документом






















Ответ учащихся

Краткое, четкое изложение мысли; от названия области Лаконика, где располагалась Спарта.



































Ответ учащихся

Нужно было спасти армию для защиты Греции, задержать персов до ее отхода в безопасное место. Закон повелевал спартанцам не отступать с поля боя, вместе победить или вместе погибнуть.


Ответ учащихся

Героизм, мужество, самоотверженность, отвагу, храбрость, стойкость




Слушают учителя


Ответ учащихся

Боялись, что рабы-илоты поднимут восстание против спартанцев и присоединятся к персам


Ответ учащихся

Коринфский перешеек


Ответ учащихся

Разорение Афин врагом, гибель мирных жителей


Работа с документом









Работа с документом.


























Ответ учащихся

Был уверен в преданности своего раба, долгие годы прожившего в его доме и воспитавшего детей Фемистокла; был уверен в правильности своего решения и в мужестве афинян, готовых до конца сражаться за свою свободу, за спасение своих близких.






















Ответ учащихся

имели самый многочисленный и сильный флот


Ответ учащихся

Спарта практически не имела флота; сказалось давнее соперничество Афин и Спарты


Вывод: Маленькой и раздробленной Греции удалось выстоять в борьбе с огромной персидской державой лишь благодаря сплоченности большинства эллинов перед лицом смертельной опасности, а также благодаря их мужеству и самоотверженности в борьбе за свободу Эллады.




И

Ф






Первичное осмысление и закрепление


а) Поход Ксеркса. Битва при Фермопилах

«Во главе греческих полисов стала …………  . Персы уже завоевали Северную Грецию и приближались к …………….. Греции.  Спартанский царь ……….. защищал со своими воинами Фермопильский перевал. Когда Ксеркс подступил к Фермопилам он направил к Леониду послов, чтобы запугать греков, потребовали сложить оружие, на что те ответили: «…………… и ………….!» Несколько дней греки ……………. защищали перевал, но нашелся ……………. , который показал тайную тропу и персы ударили грекам в спину. 300 спартанцев все до последнего погибли, защищая свою землю. Было это в …… г. до н.э. Прорвавшись через Фермопилы персы уничтожали все на своем пути. Когда было получено сообщение о поражении при Фермопилах все население Аттики и Афин было вывезено на ………. на остров …………..  .»


Ответы: Спарта; Средней; Леонид; «Приди и возьми!»; мужественно; предатель; 480 г. до н.э.; кораблях; Саламин.


б) Саламинская битва.

« Через десять лет греческим стратегом был избран …………… . Под его руководством был построен военный флот – около двухсот кораблей - ………….. . Греческий флот стоял между Аттикой и островом Саламин. Флот персов превосходил греческий на ……….. кораблей. Фемистокл предложил дать бой в узком Саламинском проливе, в котором было много …………… скал  и мелководий. Большие и ……………….. персидские корабли разбивались о подводные ……………., застревали на ……... . Греческие триеры пробивали борты вражеских кораблей своими острыми …………, ломали им ………….. . Так в сентябре ……… г. до н.э. персы потерпели поражение и потеряли почти весь свой ……….  .»


Ответы: Фемистокл; триер; 330; подводных; неповоротливые; камни; мели; носами; весла; 480 г. до н.э.; флот.


Индивидуальная работа























Индивидуальная работа














И





Итоги урока.

Рефлексия


Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.


Рефлексия

Оценивают работу на уроке всего класса


Домашнее задание


П.29, пересказ

Заполнить таблицу





Записывают домашнее задание в дневник






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Нашествие персидских войск

Автор: Козлова Марина Александровна

Дата: 17.07.2025

Номер свидетельства: 672747

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Урок  «Нашествие персидских войск на Элладу». "
    ["seo_title"] => string(46) "urok-nashiestviie-piersidskikh-voisk-na-elladu"
    ["file_id"] => string(6) "162517"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422365068"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока "Нашествие персидских войск""
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt_uroka_nashiestviie_piersidskikh_voisk"
    ["file_id"] => string(6) "370939"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482076224"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Урок истории "Нашествие персидских войск на Элладу". 5-й класс "
    ["seo_title"] => string(64) "urok-istorii-nashiestviie-piersidskikh-voisk-na-elladu-5-i-klass"
    ["file_id"] => string(6) "196893"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428139137"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "План-конспект урока на тему "Нашествие персидских войск""
    ["seo_title"] => string(61) "plan_konspiekt_uroka_na_tiemu_nashiestviie_piersidskikh_voisk"
    ["file_id"] => string(6) "359583"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479319053"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Нашествие персидских войск"
    ["seo_title"] => string(31) "nashiestviie_piersidskikh_voisk"
    ["file_id"] => string(6) "393250"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1487431783"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства