kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока на тему "Нашествие персидских войск"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробный план-конспект урока на тему "Нашествие персидских войск" в 5 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока на тему "Нашествие персидских войск"»

 План открытого урока на тему:

 «Нашествие персидских войск на Элладу»(слайд 1)

    Цели урока: (слайд 2)

Предметные:

  • формирование и развитие умений позволяющих работать с исторической картой на уроках

Учащийся сможет называть причины греко-персидских войн

  • Дать характеристику историческим личностям (Дарий I, Фемистокл, Леонид, Ксеркс, Мильтиад)

  • Сможет показать по карте и назвать даты основных сражений греко-персидских войн (Марафон, Саламин, Фермопилы, Платеи)

Развивающие: 

  • формирование умений обобщать

  • использование отображенной информации в различных знаковых системах -,карта, аудиовизуальный ряд

Воспитывающие:

  • развитие познавательной активности

  • умение общаться в группах

Метапредметные:

Учащийся сможет сравнить вооружение (армия и флот) греков и персов

Проанализирует деятельность исторических личностей периода греко-персидских войн

Личностные:

Ученики смогут выразить личное отношение к войне, к поведению греков и персов во времена греко-персидских войн

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,  презентация к уроку «Нашествие персидских войск на Элладу».

Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Повторение изученного материала:

  • Какая угроза нависла над Грецией в начале V в. до н.э.?

  • В каком году была марафонская битва?

  • Дайте определение термину стратег.

   III.Знакомство с новым материалом,постановка проблемной ситуации(слайд3)

1)Какие изученные нами государства вошли в состав Персидской державы?

2)Что отличало Грецию от этих государств?

3)Как вы думаете, почему Греция – небольшая по размерам страна, к тому же разделённая на десятки государств, сумела дать отпор могущественной Персидской державе?

Поиск решения проблемы(слайд 4)

1.Подготовка Греции к новой войне с персами.

2.Вторжение войск Ксеркса в Грецию.

3.Бой в Фермопильском ущелье.

4.Саламинское сражение.

 1.Подготовка Греции к новой войне с персами.(слайд 5)

          Многие греки считали поражение персов при Марафоне концом войны, но наиболее дальновидные из них думали иначе. Чтобы отстоять свою независимость, греческим городам нужно было забыть о внутренних раздорах, объединить свои силы и создать одно большое мощное войско. В эти годы выдвинулся  умный и энергичный гражданин Афин Фемистокл. Он был участником Марафонской битвы и хорошо понимал, что вскоре персы вновь вторгнуться в Грецию.  Выступая на Народном собрании, он  говорил : «Наша родина – Эллада – разделена  на десятки государств, которые часто воюют с друг другом. Чтобы победить персов, греки должны забыть взаимную вражду и объединиться». Фемистокл ездил по разным городам Греции,  в  конце концов, военный союз, к которому он призывал, был создан. Командование объединённым войском поручили спартанцам, так как у них была лучшая пехота. С именем Фемистокла связано создание флота.  Выступая на народном собрании,  он говорил:

         - Если   персидский царь двинется на Элладу со своими главными силами, на суше нам его не победить. Наше спасение в создании могучего флота, потому, что эллины лучше остальных народов умеют водить корабли и сражаться в море.

         - Но  где взять деньги, чтобы построить флот?- спрашивали афиняне.

         - Вы все знаете, - отвечал Фемистокл,- что на юге Аттики имеются серебряные рудники, принадлежащие афинскому государству. Обычно мы делим добытое серебро между всеми гражданами. Я предлагаю отказаться от этих денег и построить на них военные корабли.

         Народное собрание приняло предложение Фемистокл, и к началу новой войны с персами у афинян было двести триер. Триера была мелкосидящим кораблём с тремя рядами вёсел. Паруса играли вспомогательную роль: перед боем их обычно убирали триера, благодаря согласованным действиям 180 гребцов и рулевого, развивала по тем временам скорость  (до 18 км), была подвижна, способна делать резкие повороты, проходить через узкие проливы, не сев на мель.

 Учащимся на экране предоставлен видеофрагмент из фильма «Как создавались империи. Греция»(4.52-6.20)

Предлагаются следующие вопросы:

  1. Какие мероприятия по подготовке к новой войне с персами были осуществлены по предложению Фемистокла?

  2. В чём суть объединения греческих полисов в единое войско?

2.Вторжение войск Ксеркса в Грецию.(слайд 6,7)

       Новый поход на Грецию организовал ставший царём после смерти Дария его преемник Ксеркс. Это произошло через 10 лет после Марафонской битвы. У Ксеркса было много кораблей и бесчисленные войска, набранные из покорённых народов. Из города Сарды в Малой Азии выступило громадное войско персов. Оно подошло к проливу Геллеспонт. (какие две части Евразии разделяет пролив?). по приказу Ксеркса был построен мост длинной более километра. Но поднялась сильная буря и разрушила мост. Ксеркс пришёл в ярость, он приказал казнить строителей моста, отстегать не послушное море кнутами и в виде наказания, опустить в него железные цепи. Другие мастера выстроили новый мост. Они поставили 360 кораблей вплотную друг к другу на якорях и связали их для прочности между собой. Семь суток длилась переправа на европейский берег.

          Далее войско двинулось по европейскому побережью, а вдоль берега шёл флот (персидские корабли были тяжёлые и неповоротливые, приспособленные для плавание в открытом море). За армией следовал обоз с продовольствием. Войско Ксеркса вторгалось в северную Грецию и стало занимать область за областью. Греки не отважились на открытый бой. Единственный проход между северной Грецией и средней был Фермопильский. Узкий  Фермопильский проход было удобно защищать: слева от греков поднимались вверх почти отвесные скалы, справа был обрыв к морю. Греки  построили оборонительные стены и башни. Ксерксу доложили, что объединённое греческое войско заняло Фермопильское ущелье и преградило персам дальнейший путь. 

Работа с исторической картой:

  1. Какие две части Евразии разделяет пролив Геллеспонт?

  2. Показать границы персидской державы до начало войны?

  3. Перечислите греческие города-государства, принявшие активное участие в войне с Персией?

3.Бой в Фермопильском ущелье.(слайд 8,9,10,11,12)

          К Фермопилам греческие полководцы послали отряд, в котором было всего лишь несколько тысяч воинов.  Командовал им спартанский царь Леонид.  Он так умело направлял действия своих воинов, что огромная армия персов целых четыре дня пыталась завоевать ущелье, которое защищал только небольшой отряд.  Охваченные страхом персидские воины перестали подчиняться своим полководцам, и их гнали в атаку ударами кнутов. Ксеркс был в ярости: его необъятная армия терпела поражение.

Учащимся на экране  даны фрагменты из труда Геродота «История» о битве при Фермопилах для проведения анализа исторического источника.

VII.212…Варвары нападали в расчёте на то, что при малочисленности врагов они все будут изранены и не смогут сопротивляться, но эллины сражались сменяя друг друга, кроме фокийцев. Фокийцы были отосланы охранять горную тропу.

213.Между тем персидский царь не знал , что делать . Тогда явился к нему некий Эпиальт и за награду указал персам тропу, ведущую через горы в Фермопилы, и тем погубил бывших  там эллинов.

220. Леонид отослал союзников, чтобы спасти их от гибели. Ему же самому и его спартанцам не подобает покидать место, на защиту которого его как раз и послали…

222…только одни феспийцы и фиванцы остались с лакедемонянами. Эллины знали о грозящей им верной смерти  от врага, обошедшего гору. Поэтому они и проявили величайшую боевую доблесть и бились с врагом отчаянной с безумной отвагой.

 Ни один из спартанцев не остался в живых. Подвиг спартанцев греки помнили на протяжении многих веков.  На месте битвы они воздвигли памятник, на постаменте которого поместили строки своего лучшего поэта, посвященные погибшим героям:

                               О путник, поведай спартанцам о нашей кончине:

                               Верны законам своим, мы здесь костьми полегли.

Венчала памятник фигура сидящего льва как напоминание о спартанском царе Леониде, чье имя означает «подобный льву». Героическая смерть защитников Фермопильского ущелья в 480 г. до н. э. стала в мировой истории символом воинского мужества.(слайд 13)

4.Саламинское сражение.(слайд 14,15,16,17,18,19,20)

         Завладев Фермопилами, персидская армия устремилась вглубь Греции. Греческие полководцы понимали, что городу не удастся выдержать длительную осаду мощного войска. Поэтому по решению Народного собрания жители города были переправлены на остров Саламин под защиту греческого флота. Когда персы вошли в Афины, город был пуст. Тогда воины Ксеркса предали его огню.  Греки не считали себя побежденными. Их армия и флот были сохранены. Фемистокл считал, что в первую очередь нужно разрушить сильный персидский флот. Поэтому битва должна была происходить на море в узком Саламинском проливе.  Здесь было достаточно места для легких и быстроходных греческих триер, но громоздкие персидские корабли не могли двигаться там свободно. Морская победа греков должна была решить судьбу всей войны.

         Однако греки сомневались в том, что Фемистокл прав. Тогда Фемистокл решил прибегнуть к хитрости. Он тайно послал в лагерь персов воина-лазутчика. Тот должен был сообщить Ксерксу будто бы правдивые сведения о том, что греческий флот собирается уходить от острова Саламин. Персидский царь поверил донесению и приказал преградить путь кораблям греков. Выходы из Саламинского пролива были закрыты персидскими судами. Сражение в Саламинском проливе стало неизбежным.

Изложение и план сражение представлен на слайде.

Осознав, что потерпел поражение, Ксеркс опасался, что греки отрежут ему путь обратно в Персию. В Греции он оставил только несколько отрядов во главе с опытными полководцами.  Местом сражения были выбраны окрестности города Платеи.  Войском греков командовал выдающийся спартанский военачальник Павсаний. Сражение при Платеях завершило войну греков с персами на Балканском полуострове.  Победа в войнах досталась грекам не случайно. Сплоченность греческих полисов помогла победить страшного врага, намного превосходящего их силой.

IV.Закрепление нового материала:

-Что помогло грекам победить персов?Почему маленькая страна вышла победителем?Какое ваше личное отношение к персоналиям греко-персидских войн?С кого бы вы взяли пример? 

   5.Инструктаж домашнего задания: параграф 35

6.Творческое задание: Представите  себя в роли афинского ремесленника, который стал гребцом или воином на триере. Опишите, как прошла ночь перед Саламинской битвой.  Какую роль  сыграл ваш корабль в сражении? Ученики выполняют работу в группах. После подготовки дети «защищают» свою работу.

7. Итог урока.(слайд 21)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
План-конспект урока на тему "Нашествие персидских войск"

Автор: Мкртчян Татев Сирекановна

Дата: 16.11.2016

Номер свидетельства: 359583


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства