4)воспитывать любовь и уважение к истории народов разных стран, к событиям прошлого и формировать толерантность.
Оборудование: листочки с заданиями по рядам, смайлы и стикеры для рефлекии
Литература:
1. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. М. Просвещение. 2012
2. О.В. Арасланова и К.А. Соловьева. Поурочные разработки по истории Древнего мира.
Основные понятия: Фемистокл, триЕра, Ксеркс, 480 г.до н.э., Фермопильское ущелье, Леонид, о. Саламин, Коринфский перешеек.
План урока
I. Оргмомент (1 мин)
II. Проверка домашнего задания (опрос) (25 мин.)
III. Изучение нового материала (15 мин.)
1. Подготовка эллинов к новой войне и вторжение персов в Элладу (3 мин)
2. Вторжение персов в Элладу (работа с текстом учебника + беседа)(3 мин)
3. Бой в Фермопильском ущелье и СаламИнское сражение (работа с текстом + заполнение таблицы) (4-5 мин)
4. Саламинское сражение (работа с текстом + заполнение таблицы)(4-5 мин)
IV. Итоги урока. Рефлексия (2-3 мин.)
V. Домашнее задание
Ход урока
I. Оргмомент (1 мин.)
- приветствие учащихся
- проверка их явки и готовности к уроку.
II. Проверка домашнего задания (25 мин.)
1. Повторение домашнего задания (3 мин)
2. Опрос (22-25 мин)- 3 раза
Для проверки домашнего задания учитель делит класс на 3 команды по рядам, давая каждому ряду листочки с заданиями.
– Ребята, предлагаю вам подготовиться к устному ответу на вопросы. Отвечать будете только по рядам, остальные ряды сидят молча и не мешают, иначе я снижу вам оценку.
1 команда: «Угроза порабощения греков» (стр.161)
- Какая угроза нависла над Грецией в начале века до н.э.? (Угроза завоевания персами)
- Почему в начале V в. до н. э. Дарий Первый решил завоевать Элладу? (Он задумал подчинить себе новые страны. Это было экономически выгодно)
- Как действовали многие греческие полисы, когда к ним прибыли послы Дария Первого? (Считали, что безнадежно сопротивляться персам и покорились Дарию)
- Какие два полиса оказали сопротивление персам? (Афины и Спарта)
- Как повели себя жители Спарты при появлении персидских послов? (Бросили послов в колодец со словами: «Там на дне вы найдете достаточно и земли, и воды!»)
- Как повели себя жители Афин? (В гневе убили их, столкнув со скалы)
- В каком году гонец из прибрежного селения принес в Афины страшную весть о появлении персов? (Летом 490 года до н.э.)
- Кого назначило на должность стратега Народное собрание в Афинах? (МильтиАда)
- Как повели себя жители Спарты? Помогли? ( Нет, по обычаю они могли отправиться в поход лишь после полнолуния)
- Какую помощь оказали жители города Платеи? (Отважились на борьбу и прислали отряд воинов)
- Чья армия численно превосходила? (Армия персов)
3 команда: «Марафонская битва» (стр.163-164)
- В чем состоял план персов? (Обогнуть Аттику и ворваться в беззащитные Афины. Другая часть войска осталась на равнине).
- Как построились войска греков? Как они сражались? (Фалангой – тесными сомкнутыми рядами. Их боевая линия равнялась по длине персидской, но в центре было меньше рядов, чем у противника)
- Сколько персидски кораблей было захвачено греками? (7)
- Что сделал персидский флот, когда обогнув Аттику приблизился к Афинской гавани? (Персы не стали испытывать судьбу и уплыли прочь)
- Так помогли ли все-таки спартанцы? (да, после полнолуния прибыли 2 тыс. спартанцев)
Вывод. Какое значение имела победа греков при Марафоне? (Отныне персы перестали считаться непобедимым. Афиняне одержали над ними победу).
III. Изучение нового материала (15 мин)
Итак, ребята, мы с вами познакомились с Марафонской битвой. Узнали, что благодаря своему мужеству, храбрости, силе воли греки одержали победу над персами.
Как вы считаете, существовала ли опасность нового нападения персов? И объясните почему? (Нового нападения исключить было нельзя, так как у греков были деньги, корабли, товары, в Эгейском море шла оживленная торговля, да и самих греков можно было обратить в подданных «царя царей»).
К сожалению, это понимали немногие афиняне. Но среди них был человек, который предвидел это вторжение. И чтобы узнать, кто этот человек, прочитайте пункт 1 учебника.
1. Подготовка эллинов к новой войне и вторжение персов в Элладу (работа с текстом учебника + беседа)(3 мин)
- Кто предвидел вторжение персов? (Фемистокл)
- В чем состояло спасение Эллады, по мнению Фемистокла? (Создание военного флота)
- К чему призывал греков Фемистокл, живших в разных городах? (Прекратить вражду и объединиться для борьбы с опасным врагом).
- Из скольких эллинских государств состоял союз? (30)
2. Вторжение персов в Элладу (работа с текстом учебника + беседа)(3 мин)
- В каком году царь Ксеркс повел свои полчища в Элладу? (В 480 г. до н.э.)
- Кто составлял основу армии Ксеркса? (покоренные народы)
- Что Ксеркс приказал сделать со строителями, которые строили мост, соединявший берега Азии и Европы? И какое наказание назначил морю? (Велел отрубить головы строителям и приказал стегать море кнутами)
- Куда первоначально вторглось войско Ксеркса? (в Северную Грецию)
3. Бой в Фермопильском ущелье СаламИнское сражение (работа с текстом учебника) (4-5 мин)
- Сегодня мы с вами повторили события Марафонской битвы. Теперь давайте вместе заполним таблицу. Итак, когда была Марафонская битва?
Прочитать 3 пункт (Бой в Фермопильском ущелье) §35 и заполнить вместе таблицу:
Греко-персидские войны
Дата
Сражение
Результаты сражения
490 г. до н. э.
480 г. до н. э.
480 г. до н. э.
Марафонская битва
Бой в Фермопильском ущелье
Саламинское сражение
Победа греков
Победа персов
Победа греков
- Кто возглавил греческое войско, преградившее путь персам в Фермопильском ущелье? (царь Леонид)
- Почему персам удалось победить греков в Фермопильском ущелье? (Потому что к Ксерксу пришел местный житель и за награду показал обходную тропу, ведущую через горы в тыл защитникам Фермопил)
- Какой подвиг совершили 300 спартанцев? ( Царь Леонид остался с тремястами спартанцами на верную смерть, в то время как основному войску приказал отступать, прикрывая их)
4. СаламИнское сражение (работа с текстом учебника) (4-5 мин)
Продолжаем заполнять таблицу. Прочитайте 4 пункт учебника.
- На чем настаивали многие командиры на общем совете военачальников? (отвод флота к Коринфскому перешейку)
- А кто был против этого? (Фемистокл)
- Какой известный современник описал Саламинское сражение? (поэт Эсхил)
IV. Итоги урока (2-3 мин)
1. Почему Греция - небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств - сумела дать отпор могущественной Персидской державе? (Греки мужественно сражались за свою родину. На время войны 30 греческих государств объединили свои силы в борьбе с врагом. Войско персов состояло из наемников, в любой момент они могли отказаться от выполнения боевой задачи. Проявился незаурядный талант Фемистокла.)
2. Какое значение имели эти крупные военные сражения? (В ходе таких сражений греки смогли отстоять свою независимость.)
V. Рефлексия
Прикрепить на доске листочки с изображением смайликов. На стикерах, которые раздаются заранее, дети должны нарисовать смайлик, соответствующий их настроению. И объяснить почему.