История о народных движениях (основные выступления народных масс) первой четверти XVIII века. Воспитание уважения к историческому наследию народов России. Воспитание интереса к истории как науки; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Народные движения в первой четверти XVIII века»
Конспект урока.
МОУ СШ № 75 Красноармейского района Волгограда
Учитель истории и обществознания: Анисимова Ольга Федоровна
Предмет: история России 7 класс
Тема урока: "Народные движения первой четверти XVIII века"
Тип урока: изучения нового материала.
Цели урока: способствовать формированию у учащихся представления о народных движениях первой четверти XVIII века; формирование информационных компетенций (умение извлекать историческую информацию, обобщать материал); коммуникативных компетенций (высказывать свою точку зрения, аргументировать ее, развивать речь, логическое мышление); совершенствование коммуникативных навыков работы в группе; воспитание стремления жить в мире.
Предметные: развивать умения выявлять причины и значение событий, сравнивать, анализировать информацию, делать аргументированные выводы; развивать картографические умения.
Познавательные: познакомить учащихся с основными выступлениями народных масс первой четверти XVIII века; обобщать факты и понятия; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать исторические события.
Коммуникативные: научатся выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: воспитание уважения к историческому наследию народов России; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории как науки; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.
Используемые технологии:технология проблемного обучения, проектная деятельность.
Средства обучения: проектор, учебник, рабочий лист, схема причин восстаний, историческая карта «Народные восстания первой четверти XVIII века»
№
п/п
Этапы урока
Содержание этапа
1
Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовка к продуктивной работе на уроке. Цели, которую учитель хочет достигнуть на данном этапе перед учащимися: включить учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. Задачи: создать условия обеспечения позитивной динамики учащихся
Учитель. Проверяет готовность к уроку, настраивает детей на работу. Проверка посещаемости.
2
Сообщение темы и цели урока
Цель, которую учитель хочет достигнуть на данном этапе – мотивация учебной деятельности. Задачи: познакомить обучающихся с основными выступлениями народных масс первой четверти XVIII века
Ребята, на доске вы видите историческую карту "Народные восстания первой четверти XVIII века". Прочтите историческую карту. Совершенно верно. Сегодня на уроке мы будем изучать народные движения 18в. Как вы думаете, могут ли быть сходными причины народных выступлений XVII и первой четверти XVIII века? Это вопрос, на который мы ответим в конце урока.
3
Актуализация опорных знаний
Ведение в тему урока.
Цели, которую учитель хочет достигнуть на данном этапе перед учащимися: актуализировать причинно-следственные связи исторических фактов.
Существует ли план для изучения народных выступлений?
С чего начинают изучение народного движения, бунта?
Какие вы можете назвать причины ранее прошедших бунтов в России?
Петр Первый стремился возвысить Россию среди других европейских стран и дать ей новый стимул к внутреннему и внешнему развитию. Как вы думаете, почему в годы его правления произошли народные выступления?
4
Формирование новых знаний
Цели, которые учитель ставит на данном этапе перед учащимися: изучить народные движения XVIIIв.
Задачи: работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно, использовать в речи новые термины. Самостоятельно анализировать условия жизни крестьян и городских жителей в петровское время; работать в коллективе; самостоятельно планировать свою работу при поиске ответов на проблемные вопросы учителя; объяснять причины народных выступлений.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос нам нужно поработать с историческими источниками. Работать будем в группах. Каждой группе дается рабочий лист к уроку, который вам необходимо заполнить. (Деление класса на 5 групп)
Задание: прочитайте документы в хрестоматии «История России XVI-XVIII вв.» 7 класс. Документ 1 «Историк о тяжелом положении народа»;документ 2 «Историк об участии крестьян»; документ 3 И.Т. Посошков об отношении помещиков и крестьян.
Найдите в документе причины народных волнений, назовите их, совпадают ли они с теми, что вы уже назвали?
Заполните схему в рабочем листе (Приложение)
5
Формирование практических знаний.
Работа в группах с историческими документами.
Цели, которые учитель ставит перед учащимися: на основе сопоставления документов учащиеся выявляют причины народных выступлений и записывают в таблицу.
Задача: на основе учебника учащиеся учатся: структурировать знания; самостоятельно планируют свою работу с учебным материалом при поиске ответов для заполнения таблицы; учатся умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников; учатся умению публичного выступления.
Мы познакомились с причинами народных выступлений. Давайте по каждому восстанию заполним информацию в рабочем листе. И сделаем мини проект по каждому восстанию. В группе вы будете работать по следующему плану:
-распределение обязанностей в группе
- обсуждение вопросов
- работа с источниками информации
- презентация проекта каждой группы.
Распределим изучение восстаний по группам. Характеристика места, обстоятельства, участников, результатов народных движений; установление длительности народных движений.
Работа с учебником
1 группа: «Астраханское восстание», стр. 131-132
2 группа: «Восстание под руководством К.Булавина», стр. 133-134
3 группа: «Башкирское восстание», стр. 134
4 группа: «Выступления старообрядцев», стр. 135
5 группа: «Выступления работников мануфактур», стр. 135-136. Через 10мин. руководитель группы представит ваш мини проект по народному движению.
Выступление детей.
6
Подведение итогов работы. Цели, которые учитель ставит на данном этапе перед учащимися: учатся умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников; обучающиеся учатся сравнивать позиции в народных выступлениях; смогут с помощью таблицы сделать вывод; осуществлять взаимный контроль своего одноклассника. Цель, которую учитель хочет достигнуть на данном этапе: рефлексия результатов деятельности учащихся, деятельности.
Что общего и особенного было в народных выступлениях. Давайте ответим на вопрос, который был поставлен перед вами в начале урока? Как вы думаете, могут ли быть сходными причины народных выступлений XVII и первой четверти XVIII века? Проверим ваши знания
Запишите ответы в тетрадях, после обменяйтесь и проверьте друг друга. Прежде чем оценить деятельность на нашем занятии, я прошу вас ответить на вопросы о том, что нового вы узнали, чему научились сегодня. Какие трудности в учебной деятельности испытали в ходе урока?
Что вам понравилось на уроке?
7
Домашнее задание
Цель – закрепить изученный материал.
Объясните чем восстания XVIII века отличались от выступлений «бунташного века»?
Приложение №1
Причины народных выступлений
Заготовка для мини проекта: «Народные движения первой четверти XVIII