способствовать формированию у обучающихся представления о народных движениях первой четверти XVIII века.
Планируемые результаты:
предметные: знать причины и особенности народных выступлений в 17 веке, предпосылки и последствия Соляного бунта; уметь выделить причины Медного бунта; знать об основных этапах восстания Степана Разина, причинах и последствиях массовых выступлений старообрядцев; получат возможность научиться: называть основные этапы и события Крестьянской войны, сравнивать социальные движения, давать оценку личности С.Разина
личностные: уметь оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;
метапредметные:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Народные движения 17 век, 7 класс »
«Народные движения XVII в.»
Разработала: Мишина Анастасия Алексеевна, учитель истории и обществознания. МАОУ «СОШ № 153 с углубленным изучением иностранных языков» г. Перми
Цель:
способствовать формированию у обучающихся представления о народных движениях первой четверти XVIII века.
Планируемые результаты:
предметные:знать причины и особенности народных выступлений в 17 веке, предпосылки и последствия Соляного бунта; уметь выделить причины Медного бунта; знать об основных этапах восстания Степана Разина, причинах и последствиях массовых выступлений старообрядцев; получат возможность научиться: называть основные этапы и события Крестьянской войны, сравнивать социальные движения, давать оценку личности С.Разина
личностные:уметь оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;
метапредметные:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач
Коммуникативные:участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Регулятивные:планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Методы, используемые на уроке: практический, частично-поисковый, проблемный.
Оборудование: учебник История. Россия в XVII-XVIII вв. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электрон.носителе/А.А.Данилов; М.: Просвещение, 2014 (Сферы).
Ход урока.
Проверка домашнего задания (слайд №1)
1. Был в польском плену. В 1619 году провозглашён патриархом Московским и всея Руси. Управлял страной вместе со своим неопытным сыном ( Филарет)
2. Русский царь (с 1645 года), из династии Романовых. Занял трон после смерти отца Михаила Федоровича. Прослыл «тишайшим» царем в 17 веке. (Царь Алексей Михайлович)
3. Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Его вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем. Собором 1666-67 годов был лишён сана патриарха. Сослан на Север. (Патриарх Никон)
- 4. Руководитель старообрядцев. За свои взгляды был лишён места в московском Казанском соборе, заключен в монастырь. За непокорность, приговорён церковным Собором к казни. (Протопоп Аввакум)
Объясни даты (слайд №2)
Какие событие произошли в эти годы?
- 1645 год - воцарение на престол Алексея Михайловича Романова
- 1649 год – принятие Соборного уложения.
- 1651 год – Никон становится патриархом
- 1654 год – церковная реформа, исправляющая богослужение была одобрена церковным собором
- 1666 год - созван церковный Собор для суда над патриархом Никоном
Объясните понятия (слайд №3)
- Крепостничество – наиболее тяжелая форма зависимости крестьян, проявляющаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти феодала
- Раскол - религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 в.
- Протопоп – обиходное название старшего православного священника (протоиерея).
- Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя
- Соборное Уложение – общерусский свод законов.
- Старообрядцы – противники церковной реформы
- Владельческие крестьяне – крестьяне, находившиеся во владении частных лиц и организаций
- Мануфактура – предприятие, основанное на разделении труда и ручной работы.
Объявление темы урока
Как вы думаете, какова цель нашего урока (слайд № 5)
- На протяжении нескольких уроков мы изучали XVII век, который назван “Бунташным”. Как вы думаете почему? ( было много восстаний, народных волнений.) - Как вы думаете, почему происходили эти волнения? (Из- за разногласий между правительством и народом. Царь не хотел видеть, какие проблемы волнуют простой народ и, чтобы отвлечь народ, царь постоянно вступал в различные войны: русско-шведская война 1656–1661 гг. за выход к Балтийскому морю, Смоленская война 1632-1634 гг. за расширение территории на юго-западном направлении и др.) - Но ведь царю помогала церковь, на нее были возложены большие надежды. (между церковью и правительством произошел разрыв из-за церковной реформы, которую возглавил Никон.) - Но ведь царь сам поручил Никону провести эту реформу. Что же случилось? ( Церковная реформа разделила общество на старообрядцев и нововеров, что еще больше внесло неразберихи в умы простого народа.)
План урока (слайд № 6) 1.Причины народных выступлений.
2.Соляной бунт.
3.Медный бунт.
4.Восстание под предводительством С. Разина.
5.Старообрядчество.
Задание на урок
- Почему народные выступления 17 века были обречены на поражение? (слайд №7)
- Изучая материал, мы с вами будем заполнять таблицу:
Название восстания
Дата
Участники
Ход событий
Итоги
4. Изучение нового материала.
- Вернемся к самому определению “Бунташный век”. Вы предположили, что было много народных волнений. Давайте убедимся, что это действительно так.
- Как по-другому можно назвать слово «бунт»? Приведите синонимы к этому слову. ( восстание, выступление, мятеж – слова записываются на доске)
- Как вы знаете, бунты и восстания на пустом месте не возникают. Для этого всегда существуют причины. (слайд № 9)
Найдите причины народных выступлений на стр.61. (запись в тетрадь в виде схемы)
Причинами народных выступлений можно считать:
1) закрепощение крестьян
2) рост феодальных повинностей
3) усиление налогового гнёта
4) ведение почти непрерывных войн
5) попытки ограничить казачью вольность
6) усиление приказной волокиты
7) церковный раскол и расправы над старообрядцами
- Глядя на эти причины, можете ли вы определить состав участников восстаний?
- Так как в борьбе участвовали казаки и стрельцы, имевшие оружие и военный опыт, то народные выступления носили более ожесточённый характер, вызывая большие человеческие жертвы.
Учитель: это народные движения XVII века.
Посмотрите внимательно на этот перечень. Какой вопрос у вас может возникнуть? (Дети преимущественно отвечают: почему
произошли все эти восстания и пр.
Что нам сначала нужно узнать, чтобы понять, чем бунты отличаются от восстаний?
- Почему одни называются бунты, а другие восстания (слайд № 9,10)
В каждом бунте можно выделить четыре основных цикла:
3. стагнация - дальнейшее разрастание бунта уже не
происходит, отдельные цели достигнуты, а другие уже
недостижимы;
4. агония - кровавая расправа с бунтовщиками.
Работа над таблицей самостоятельно, по рядам. Затем рассказ детей, запись остальных под диктовку
- Скажите, что у вас получилось. Фронтальный опрос.
Учитель: обратите внимание, в учебнике ничего не сказано о расправе над восставшими. Действительно, царь, впервые столкнувшись с такой ситуацией, можно сказать, растерялся, пошёл на уступки. Но он отреагировал в следующем году: (под запись) последствия Соляного бунта – 1649 г. – принятие Соборного уложения: особа царя неприкосновенна, запрет являться к царю толпой, жители посадов прикреплены к своим посадам, бессрочный сыск беглых крестьян. (повод
– повышение пошлины на соль, яркое разгорание
– расправа над Плещеевым, Траханиотовым.
- бунтовщики смирились с тем, что царь не выдал им Морозова, а отправил его в ссылку).
Вопрос по Медному бунту:
- почему бунтовщики так удивлены, увидев стрельцов. Рассказать о
поведении царя.
- Итак, сформулируйте основные отличия восстания от бунта. В
этот момент на экране сл.7
6.Рефлексия.
Мы достигли цели?
Чему научились на уроке? (структурировать информацию, анализировать, находить характерные черты, сопоставлять, делать вывод)
- Ребята, как вы относитесь к бунтам и восстаниям?
- Можно ли как-то иначе добиться решения проблем,
накопившихся в обществе? (Подвести учащихся к пониманию
неприемлемости насилия как способа решения проблем)
Домашнее задание:
§ 8. Ответить на вопросы 1–5 § 8.
По выбору: Ответить письменно на вопрос: Что вас привлекает в личности С.Разина? А что отталкивает? Нарисовать рисунок – иллюстрацию по теме урока.