- развивать умения и навыки самостоятельного мышления, анализа и сравнения основных событий данного периода.
Мультимедийный проектор.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность | УУД |
1. Организацион ный момент Методы: словесные,самооценка | Цель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе на уроке | Цель: подготовиться к продуктивной работе на уроке | Регулятивные: сохранять учебную задачу, контролировать свою деятельность Коммуникативные: слушать и понимать других. |
- Приветствие. Здравствуйте ребята! Приготовьте все необходимое к уроку. Настройтесь на рабочий лад! | |
2. Актуализация опорных знаний (коррекционные упр.) Методы: самостоятельная работа, информационные методы контроля (взаимопроверка, взаимооценка) | Цель: организовать работу по повторению базовых знаний, необходимых для изучения темы урока, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока. -Мы с вами уже изучили темы: «Начало царствования Петра I»,«Реформы Петра I». Давайте вспомним некоторые моменты, за каждый правильный ответ на уроке ставьте себе» плюс». В конце урока мы подведем итог. -Внимание на экран! Задание: узнайте историческую личность. - Что связывало этих исторических личностей? -Вы уже знаете основные моменты политики этих исторических личностей. -Внимание на экран! Задание: Выберите основные политические шаги ПетраI. Задание: Вспомните даты и исторические события: -1682-1725 гг; -1695-1696гг; - 1697-16984; -1700-1725 гг; -1709 г; 1721 г. | Цель: активизировать ранее полученные знания при изучении темы «Реформы Петра I» Просмотр. Предполагаемые ответы -царь Федор Алексеевич, царевна Софья Алексеевна, ПетрI . Они дети царя Алексея Михайловича. -Создание флота -Азовские походы -Великое посольство -Северная война -Годы царствования Петра I; -Азовские походы; -Великое посольство; -Северная война; -Полтавская битва; -Ништадский мир | Предметные: владеть ранее изученным материалом на тему «Реформы Петра I» Регулятивные: сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: Личностные: проявлять самостоятельность в разных видах деятельности. |
3. Формулирова-ние темы и целей урока (проблемного вопроса) Методы: словесные, наглядные, эвристический, метод формирования интереса, самооценка своих знаний по данной теме | Цель: организовать работу по обсуждению создавшегося затруднения, формулировка темы и целей урока. -Я хотела бы начать урок словами А.С.Пушкина: (на экране стих, прочитали, анализируем) -О, мощный властелин судьбы! Не так ли ты, над самой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы! -О ком речь, что значит «поднял на дыбы», что использовал при этом….. Постановка проблемного вопроса. Просмотр видеофрагмента Что вы сейчас увидели на экране? К сожалению это тоже относится к эпохе Петра I. Пётр I стремился возвысить Россию среди других европейских государств и дать ей новый стимул к внутреннему и внешнему развитию. -Почему в годы правления Петра I постоянно происходили народные выступления? Каково их значение? -На этот вопрос нам и предстоит найти ответ. Тема нашего урока звучит так: « Народные движения первой четверти XVIII века». - Существует ли план для изучения народных выступлений? - Что мы должны выяснить, исходя из темы урока? План: -Причины восстаний -Астраханское восстание -Восстание К.А.Булавина -Башкирское восстание -Религиозные выступления и выступления работных людей -Значение народных выступлений. У вас у всех есть таблица , с которой вы будете работать на уроке. Задание: используя опорные слова, попытайтесь поставить для себя цели урока. -узнать…….? -выяснить….? -изучить…..? | Цель: обсудить затруднение, сформулировать тему и цели. -Учащиеся дают ответ на вопрос. Рассуждают о личности Петра I. -Русский бунт -Постановка проблемного вопроса -Почему в годы правления Петра I постоянно происходили народные выступления? -Да. -Причины -Хронология -Участники -Основные события -Итоги Постановка целей урока: -Узнать причины восстаний. -выяснить какие цели преследовали участники восстаний. - изучить историческую географию и хронологию восстаний. | Регулятивные: участвовать в постановке учебной проблемы; принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, определять круг своего незнания. Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета. Личностные: осознавать необходимость изучения данной темы |
4. Изучение нового материала Методы: диалог, анализ ситуации, эвристический, информационный | Цель: создать необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся. | Цель: иметь представления о причинах ,участниках восстаний, об их итогах. | Предметные: объяснять причины восстаний ,знать основные восстания первой четверти XVIII в , понимать их значение. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, определять круг своего незнания. Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета. Личностные: осознавать необходимость изучения данной темы, выражать свое мнение. |
Давайте вспомним, каковы последствия проведенных Петром I преобразований в стране? Разделим их на те, которые затрагивали население и какие могли вызвать недовольство народа? - Какие категории населения были недовольны сложившимися порядками? Работа с документом Отрывок из книги И.Иванова «Царь преобразователь». -О чем этот документ? -К чему могло привести ухудшение жизни крестьян в нашей стране ? Задание: Прочитайте пункт 1 № 17 и назовите причины народных выступлений(с131) Задание: работа с текстом учебника по парам пункты : 2. Астраханское восстание (с.131-133) 3. Восстание Кондратия Булавина (с.133-134) 4.Башкирское восстание (с.134) 5. Религиозные выступления (с.134,135) 6. Выступления работных людей (с.135,135) Итак давайте восстановим картину прошедших восстаний Работа с картой при анализе восстаний Опережающее задание: сообщение о К.А. Булавине Физ-минутка -Я предлагаю немного отдохнуть. Продолжение анализа восстаний. Задание: работа с понятиями ( стр.137) -работные люди, -отходники, - посессионные крестьяне. -Какие выводы можно сделать на основании таблицы ? -А как власть реагировала на эти восстания? Задание: работа с документом (стр. 137) «Из инструкции ПетраI местным властям» Задание : Работа с текстом учебника (с.136) Какое же значение имели эти восстания? -Итак, вы справились с этой задачей! | Предполагаемые ответы. -На плечи простого народа легли : налоговый гнет, принудительные работы на строительстве флота, городов, дорог, -рекрутские наборы. -Крестьяне, работные люди Работа с текстом документа. -О том, что простому народу в период петровских преобразований жилось тяжело. - К возмущению и восстаниям. Работа с текстом учебника: Перечисляют причины: -последствия Северной войны -усиление налогового гнета -рекрутские наборы -принудительные строительные работы -религиозные притеснения -насильственное введение европейских традиций Работа в парах : заполняют технологическую карту-таблицу Учащиеся анализируют восстания, заполняют сведения в таблицу. За каждый правильный ответ учащиеся ставят «плюс» Учащиеся работают с картой. (на местах) Учащиеся анализируют восстания. Работа с понятиями: (стр.137) -работные люди, -отходники, - посессионные крестьяне. Народные движения были в 18 веке естественным ответом народа на усиление давления государства связанного с реформами проводимыми Петром I Анализ документа Работа с текстом учебника, анализ текста. Выявляют значение восстаний. |
5. Закрепление Методы: взаимоконтроль, взаимоанализ, взаимопроверка | Цель: создать комфортные условия для успешного обучения | Цель: развивать умения анализировать, самостоятельно оценивать результаты работы, делать самоанализ. | Предметные: применять полученные знания на уроке при решении задания. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять деятельность по заданному алгоритму, контролировать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: понимать вопросы задания. Личностные: осознавать необходимость изучения данной темы, проявлять самостоятельность в деятельности, выражать свое мнение. |
Возвращение к проблемному вопросу Итак давайте обратимся к нашему проблемному вопросу -Почему в годы правления Петра I постоянно происходили народные выступления? Каково их значение? -Мы нашли с Вами ответ на вопрос? Задание на закрепление: Продолжите фразу : «Астраханское восстание произошло в ......» Самое массовое восстание XVIII века – это восстание под предводительством .....» Мощное выступление в Башкирии произошло из-за оскорбления ......» На протяжении всего царствования Петра Первого имели место выступления .......» Новым явлением в истории России в первой четверти XVIII века были выступления.....» | -Да -Реформы Петра I ухудшили положение простого народа, вызвали его недовольство, которое вылилось в протест. -в 1705-1706 гг. -К.А.Булавина. -национальных и религиозных чувств -старообрядцев -работных людей |
6.Рефлексия Методы: самооценка своей деятельности, и деятельности класса в целом | Цель: создать ситуацию, побуждающую учащихся к анализу своей деятельности и деятельности класса на уроке | Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса в целом. | Предметные: понимать причины и значимость восстаний. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять деятельность по заданному алгоритму, контролировать процесс и результаты деятельности. Познавательные: определять круг своего незнания. Личностные: осознавать необходимость изучения данной темы, проявлять самостоятельность в деятельности, выражать свое мнение. |
-Ребята, наш урок приближается к концу. Я хочу сказать вам спасибо за работу, за сотрудничество! Я предлагаю оценить свою работу на уроке! Посчитайте свои «плюсы»( 3-4 «плюса»-«3»; 5-9 «плюсов»- «4»; 10-12 «плюсов»-«5». Оцените в целом как прошел урок, как мы с Вами поработали, все ли было понятно. -На доске круг-символ нашего взаимодействия , сделайте его цветным: Красный- вам было ничего не понятно на уроке и не интересно. Зеленый- вам была доступна информация и интересно на уроке. | Учащиеся оценивают свою работу на уроке.
Высказывают свою точку зрения
-Рефлексия собственной деятельности (использование сигнальных стикеров)
-Обсуждение
|
7.Домашнее задание. | Цель: создать условия для успешного выполнения домашнего задания. | Цель: закреплять полученные знания посредством пересказа, ответов на вопросы и выполнения заданий. | Познавательные: определять круг своего незнания. Коммуникативные: слушать и понимать других. |
Уровень 1 («3») - П.17 читать, пересказывать. Уровень 2 («4»)- + ответить на вопрос 1, 2,3. | -Рассматривают задания. -Слушают рекомендации учителя по правильному и успешному выполнению домашнего задания. - Задают вопросы по необходимости. |