kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории и презентация "Народные движения XVII века в России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории  в 7 классе по теме "Народные движения XVII  века" Урок разработан мною для проведения его в ходе аттестации на 1 квалификационную категорию. Урок в основном предполагает изучение нового материала. учащиеся знакомятся с причинами, ходом, и результатами  народных восстаний в XVII веке в России. Урок сопровождается презентацией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Схема конспекта урока»

Конспекта урока

Аттестуемый педагог (ФИО) _Камзинова Анастасия Касимовна

Предмет история класс 7

Тема урока Народные движения XVII века.


Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;


  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)




- создать благоприятные условия для учебной деятельности учащихся;

- организовать позитивный настрой на познание нового материала предстоящего урока.

Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? Хорошее? Значит, сегодня мы справимся со всеми задачами, которые стоят перед нами!

Учащиеся записывают дату и тему урока в тетрадях.

18.10 2012г.

Тема урока «Народные движения XVII века». Слайд №1

Вступительное слово учителя: Ребята, на этом уроке мы изучим ещё одну страницу нашей истории, вы многое узнаете о жизни русского народа, о взаимоотношениях разных слоёв населения. Мы вместе постараемся ответить на главный вопрос урока - почему 17 век в истории нашего Отечества назван «бунташным»? На уроке мы будем вспоминать даты, знание которых вам пригодится, если вы выберете историю для сдачи по ней ГИА в 9 классе, будете слушать мой рассказ, работать самостоятельно в парах в рабочих тетрадях, ставить перед собой цели, делать выводы.

Как видите, нам предстоит изучить очень большой материал, поэтому мы должны работать быстро, слажено и конечно, эффективно.

Методы

- словесные;

- создание проблемной ситуации;


2.


Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;


  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;




  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.



Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Цели учителя:

- организовать повторение знаний учащихся о положении в стране в первой половине 17 века,

- помочь учащимся сделать вывод о том, какое влияние оказало на положение народа Смутное время, церковная реформа.

Цели для учащихся:

- учащиеся должны вспомнить знания по теме «Смутное время», «Политическое развитие страны», «Церковный раскол» и как следствие выявить причины народных выступлений во второй половине 17 века.

Методы – словесные, наглядные.

- устный опрос учащихся, элементы беседы,

Мотивация – необходимость знания этой темы для последующего изучения истории, сдачи государственной итоговой аттестации по истории в 9 классе, для получения на уроке хорошей оценки.

Формулирование более конкретных вопросов и организация беседы по ним.


Соотнести события и даты: Слайд №2

- учащиеся должны в тетрадях указать порядковый номер события и соответствующую дату.

  1. Царствование Лжедмитрия II. 1606г.

  2. Вступление на престол В.И.Шуйского. 1605 -1606гг.

  3. Восстание И. Болотникова. 1612г.

  4. Убийство Лжедмитрия II. 1653 -1655гг.

  5. Создание ополчений. 1606 -1607гг.

  6. Освобождение Москвы. 1649г.

  7. Начало династии Романовых. 1611г.

  8. Вступление на престол А.М. Романова. 1645г.

  9. Соборное уложение. 1610г.

  10. Церковная реформа. 1613г.

Самопроверка, самооценка учащимися своих знаний, и выставление оценок по результатам теста. Слайд №2.

Ребята, вы помните, что в начале XVII века на Руси было Смутное время.

1. Почему сложились смутные времена? (Пресечение династии Рюриковичей, нашествие поляков, хозяйственная разруха после опричнины).

2. Какие изменения произошли после принятия Соборного уложения 1649 года? (введение понятия «государственное преступление», закрепление права феодала на землю и зависимых крестьян).

3. В чём причины разногласий между церковью и властью? (Никон вмешивался в светские дела царя Алексея Михайловича, усиление самодержавной власти царя).

4. К чему привела реформа церкви?

(Реформа 1654 год – привела к расколу в церкви, появились старообрядцы, преследуемые властью).



3.


Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;


  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);


  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;


  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;



  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;


5. Какой вывод можно сделать из ваших ответов о положении народа в Русском государстве во второй половине XVII века?

Вывод: положение народа было тяжёлым – крестьяне стали крепостными, потому что феодалы получили в вечное пользование землю с крестьянами, подвергались преследованию и старообрядцы. На этом уроке мы и узнаем, как они боролись за улучшение своего положения в теме «Народные движения XVII века».

Как вы думаете - какие же цели стоят перед нами?

Беседа с учащимися по совместной формулировке целей.


Словесный метод оценивания ответов учащихся.


Цели изучения новой темы:

1) Образовательная - сформулировать с учащимися причины народных выступлений XVII века, познакомить с ходом выступлений, движущими силами, итогом и значением восстаний.

2) развивающая – развивать навыки самостоятельной работы, выявлять причинно-следственные связи при изучении события, продолжить развитие навыков работы с картой;

3) содействовать воспитанию чувства уважения к народу своей страны, к родной истории.

Оборудование: презентация «Народные движения в XVII веке», настенная карта «Русское государство в XVII веке», рабочие тетради, учебники.

Тип урока: комбинированный урок

1. Причины народных выступлений.

Обобщить и дополнить ответы учащихся о причинах выступлений. Слайд №3.

- Закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей

- рост налогов, ведение непрерывных войн государством;

- попытки правительства ограничения казачьей вольности;

- церковный раскол и преследование старообрядцев

Учащиеся записывают причины в тетрадь.

2.Соляной бунт.

Рассказ учителя с использованием презентации. Слайд № 4.

  • попытка правительства пополнить казну за счёт введения дополнительной пошлины на соль;

  • 1 июня 1648 года вспыхнуло восстание в Москве, при возвращении царя из Т-С лавры;

  • Подача жалобы на московского градоначальника;

  • Выдача А.М. московского градоначальника Плещеева народу;

  • Восстания в других городах – Курске, Ельце. Томске, Устюге Великом и др.

Значение и итоги:

  • Предложение дворян царю о подготовке новых законов.

  • Повышение жалования стрельцам.

Вот так отреагировало самодержавное правительство на подачу жалобы о плохом положении народа. Какое значение для нас имеет то, что мы живём в демократическом государстве?

Беседа.

3. Медный бунт.

Рассказ учителя с использованием презентации. Слайд 5.

  • Истощение царской казны, решение чеканить медные монеты;

  • Решение взыскать долги за прошлые годы;

  • Нежелание торговцев продавать товары на новые деньги;

  • Июль 1662 год - толпа недовольных двинулась к царскому дворцу в Коломенском;

  • Переговоры царя с восставшими;

  • Обещание отменить медные деньги;

Итоги и значение:

  • Царское войско расстреляло выступавших;

  • Расправа с восставшими.

Рассказ учителя, с использованием презентации «Народные движения в XVII веке».

Слайды 6,7. Беседа учителя о картине художника Лисснера «Соляной бунт у стен Московского Кремля» и о миниатюре художника Буторина Д.Н. «Медный бунт»

Вопрос: Как вы думаете, почему художники в XX веке в своём творчестве обращаются к тем далёким событиям?

4. Восстание Степана Разина. Слайд №8

Слово учителя о выступлении.

- Крестьянская война под предводительством С.Разина самое крупное выступлений XVII века.

- Как вы думаете, почему историки называли его крестьянской войной?

Беседа с учащимися с использованием карты «Русское государство в XVII веке».

- Сообщение ученика «Стенька Разин – история жизни».

Учащиеся делают записи в тетрадях – основные моменты сообщения.

- Годы жизни С.Разина.

- Где и в какой семье родился предводитель крестьянской войны.

- Причины, побудившие Разина встать во главе выступления.

Визуальная проверка записей учеников учителем.

Словесная оценка работы учащихся.


Самостоятельная работа в парах. Слайд № 9.

Прочитать статью учебника на странице 63-67.

Заполнить в рабочей тетради на печатной основе таблицу №3 страница 24

- задание первой паре учащихся – подготовить рассказ с использованием карты «Русское государство в XVII веке» о первом этапе крестьянской войны под предводительством С.Разина.

- задание второй паре учащихся – подготовить рассказ о втором этапе крестьянской войны под предводительством С.Разина с использованием карты «Русское государство в XVII веке».

Проверка выполненного задания. Слайды №№10-14

Учащиеся выступают по каждому пункту таблицы и отвечают на вопросы:

  1. Каковы причины выступления?

  2. Каков был состав участников?

  3. Рассказать о первом этапе крестьянской войны с использованием карты «Русское государство в 17 веке»

При ответе используют настенную карту «Русское государство в XVII веке».

4. Рассказать о втором этапе крестьянской войны с использованием карты.

5. Каковы были причины поражения народа в войне?

Подведение итогов самостоятельной работы, оценивание ответов учащихся.

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);







  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;



  • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Закрепление.

Проверить уровень усвоения учащимися новых знаний.

Учащиеся должны подтвердить свои знания, полученные в ходе изучения материала.


Ребята, давайте проверим свои знания, полученные на этом уроке.


Проведение тестирования. Слайд 15.

Основными причинами народных выступлений 17 века были: отметить правильные ответы.

1. Закрепощение крестьян.

2. Уменьшение налогового гнёта.

3. Усиление приказной волокиты.

4. Ограничение казачьей вольности.

5. Расправа со старообрядцами.

6.Улучшение положения казаков.

7. Отмена церковной реформы.

Слайд №16.

Даты Соляного и Медного бунтов:

А)1654г.

Б)1636г

В)1648г

Г)1662г.

Д)1657г.

Годы выступления С.Разина:

А)1657 -1673гг

Б)1667 -1671гг

В)1671 -1676гг



Самопроверка с использованием слайда15,16. Учащиеся определяют количество правильных ответов и выставляют себе оценки.

Итак, ребята, почему 17 век назван «бунташным» веком?

Какие чувства вызывает у вас положение народа в 17 веке?

Какова роль народа в истории русского государства?


Выявление качества и определение уровня усвоения учащимися новых знаний.


Тестирование.

Фронтальные формы работы с учащимися.

Устный опрос учащихся.

Использование записей и содержания таблиц при закреплении материала.


Знание дат изученных событий, умение формулировать причины, итоги и значение народных выступлений.

Оценка знаний учащихся.

Индивидуальная работа с учащимися по неосвоенной части учебного материала.

5.

Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;



  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Домашнее задание. Слайд №17.

П.8 прочитать, ответить на вопросы.

Инд. задание в РТ. стр. 25, задание №4.



Качественное усвоение учащимися материала изученного на уроке.

Развитие навыков сравнения.


Разъяснить учащимся критерии выполнения домашнего задания:

- Внимательно прочитать параграф;

- Ответить на поставленные в конце параграфа вопросы;

- Работать по карте, показать места основных событий выступления С.Разина.

- Сравнить по определённым критериям два восстания.



1


Просмотр содержимого презентации
«Народное движение»

История  7 класс Народные движения XVII века

История 7 класс

Народные движения XVII века

Царствование Лжедмитрия I . Вступление на престол В.И.Шуйского. Выступление И. Болотникова. Убийство Лжедмитрия II . Создание народных ополчений. Освобождение Москвы от поляков. Начало правления династии Романовых. Вступление на престол Алексея Михайловича. Соборное уложение. Церковная реформа .
  • Царствование Лжедмитрия I .
  • Вступление на престол В.И.Шуйского.
  • Выступление И. Болотникова.
  • Убийство Лжедмитрия II .
  • Создание народных ополчений.
  • Освобождение Москвы от поляков.
  • Начало правления династии Романовых.
  • Вступление на престол Алексея Михайловича.
  • Соборное уложение.
  • Церковная реформа .

1606г.

1605 - 1606 гг.

1612 г.

1653 -1655 гг.

1606 – 1607 гг.

1649 г.

1611 г.

1645 г.

1610 г.

1613 г.

Причины :

Причины :

  • Закрепощение крестьян, рост повинностей.
  • Рост налогов.
  • Усиление приказной волокиты.
  • Попытки ограничения казачьей вольности.
  • Церковный раскол .
Причины Введение дополнительной пошлины на соль Дата Июнь 1648г. Район восстания г.Москва, Курск, Козлов, Елец, Томск, Великий Устюг. Требования повстанцев Выдать московского «градоначальника» Л.С.Плещеева Итоги Народу на расправу выдан Плещеев, глава Пушкарского приказа, отправлен в отставку и выслан из Москвы боярин Б.Морозов. Начата подготовка Соборного Уложения.

Причины

Введение дополнительной пошлины на соль

Дата

Июнь 1648г.

Район восстания

г.Москва, Курск, Козлов, Елец, Томск, Великий Устюг.

Требования повстанцев

Выдать московского «градоначальника» Л.С.Плещеева

Итоги

Народу на расправу выдан Плещеев, глава Пушкарского приказа, отправлен в отставку и выслан из Москвы боярин Б.Морозов. Начата подготовка Соборного Уложения.

Причины Решение правительства взыскать долги за прошлые годы, чеканить монеты из меди, отказ торговцев продавать товары за медные деньги. Дата Июль 1662 год Район восстания Подмосковье, село Коломенское Требования повстанцев Отмена медных денег. Итоги Прекращение хождения медных денег.

Причины

Решение правительства взыскать долги за прошлые годы, чеканить монеты из меди, отказ торговцев продавать товары за медные деньги.

Дата

Июль 1662 год

Район восстания

Подмосковье, село Коломенское

Требования повстанцев

Отмена медных денег.

Итоги

Прекращение хождения медных денег.

Задание: заполните таблицу №3 рабочей тетради на  странице 24 на основе учебника и карты с. 63-66

Задание:

заполните таблицу №3 рабочей тетради на

странице 24

на основе учебника и карты

с. 63-66

Розыск и расправа над крестьянами; Бедность казаков; Разорение селян и горожан.
  • Розыск и расправа над крестьянами;
  • Бедность казаков;
  • Разорение селян и горожан.
Крестьяне; Казаки; Национальные окраины:
  • Крестьяне;
  • Казаки;
  • Национальные окраины:

- чуваши;

- мордва;

- татары;

- марийцы.

1667 – 1669гг. – «поход за зипунами». Захват судов русских и персидских купцов; Захват Яицкого городка; Поход по Каспийскому морю; Возвращение на Дон; Подготовка к походу на Москву .
  • 1667 – 1669гг. – «поход за зипунами».
  • Захват судов русских и персидских купцов;
  • Захват Яицкого городка;
  • Поход по Каспийскому морю;
  • Возвращение на Дон;
  • Подготовка к походу на Москву .
1670 – 1671 гг. Захват Царицына; Взятие Астрахани без боя, расправа с воеводой и дворянами; Переход на сторону Разина населения городов Саратова, Самары, Пензы; 1670 год-осада Симбирска, поражение восставших, пленение Разина; 1671год – захват Астрахани царскими войсками
  • 1670 – 1671 гг.
  • Захват Царицына;
  • Взятие Астрахани без боя, расправа с воеводой и дворянами;
  • Переход на сторону Разина населения городов Саратова, Самары, Пензы;
  • 1670 год-осада Симбирска, поражение восставших, пленение Разина;
  • 1671год – захват Астрахани царскими войсками
Неорганизованность восставших; Отсутствие единого руководства; Плохое вооружение; Предательство зажиточных (домовитых) казаков
  • Неорганизованность восставших;
  • Отсутствие единого руководства;
  • Плохое вооружение;
  • Предательство зажиточных (домовитых) казаков
а) Закрепощение крестьян;  б) уменьшение налогового гнёта;  в) Усиление приказной волокиты;  г) ограничение казачьей вольности;  д) расправа со старообрядцами;  е)улучшение положения казаков;  и) Отмена церковной реформы;

а) Закрепощение крестьян;

б) уменьшение налогового гнёта;

в) Усиление приказной волокиты;

г) ограничение казачьей вольности;

д) расправа со старообрядцами;

е)улучшение положения казаков;

и) Отмена церковной реформы;

3. Годы выступления под предводительством Разина:   а) 1654г;  б) 1636г;  в) 1648г.  г) 1662г;  д) 1657г;  е) 1675г.  а)1657 -1663гг;  б) 1667 -1671гг;  в) 1671 -1676гг .

3. Годы выступления под предводительством Разина:

а) 1654г;

б) 1636г;

в) 1648г.

г) 1662г;

д) 1657г;

е) 1675г.

а)1657 -1663гг;

б) 1667 -1671гг;

в) 1671 -1676гг .

§8 ответить на вопросы 1 – 4; Инд. задание – выполнить задание №4 в Р.Т. на стр.25.
  • §8 ответить на вопросы 1 – 4;
  • Инд. задание – выполнить задание №4 в Р.Т. на стр.25.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока истории и презентация "Народные движения XVII века в России"

Автор: Камзинова Анастасия Касимовна

Дата: 25.12.2015

Номер свидетельства: 270223

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "План - конспект урока изобразительного искусства в 7 классе «Суриков – основоположник исторического жанра» "
    ["seo_title"] => string(109) "plan-konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-7-klassie-surikov-osnovopolozhnik-istorichieskogho-zhanra"
    ["file_id"] => string(6) "108171"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403596947"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства