5. Какой вывод можно сделать из ваших ответов о положении народа в Русском государстве во второй половине XVII века? Вывод: положение народа было тяжёлым – крестьяне стали крепостными, потому что феодалы получили в вечное пользование землю с крестьянами, подвергались преследованию и старообрядцы. На этом уроке мы и узнаем, как они боролись за улучшение своего положения в теме «Народные движения XVII века». Как вы думаете - какие же цели стоят перед нами? Беседа с учащимися по совместной формулировке целей. Словесный метод оценивания ответов учащихся. Цели изучения новой темы: 1) Образовательная - сформулировать с учащимися причины народных выступлений XVII века, познакомить с ходом выступлений, движущими силами, итогом и значением восстаний. 2) развивающая – развивать навыки самостоятельной работы, выявлять причинно-следственные связи при изучении события, продолжить развитие навыков работы с картой; 3) содействовать воспитанию чувства уважения к народу своей страны, к родной истории. Оборудование: презентация «Народные движения в XVII веке», настенная карта «Русское государство в XVII веке», рабочие тетради, учебники. Тип урока: комбинированный урок 1. Причины народных выступлений. Обобщить и дополнить ответы учащихся о причинах выступлений. Слайд №3. - Закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей - рост налогов, ведение непрерывных войн государством; - попытки правительства ограничения казачьей вольности; - церковный раскол и преследование старообрядцев Учащиеся записывают причины в тетрадь. 2.Соляной бунт. Рассказ учителя с использованием презентации. Слайд № 4. попытка правительства пополнить казну за счёт введения дополнительной пошлины на соль; 1 июня 1648 года вспыхнуло восстание в Москве, при возвращении царя из Т-С лавры; Подача жалобы на московского градоначальника; Выдача А.М. московского градоначальника Плещеева народу; Восстания в других городах – Курске, Ельце. Томске, Устюге Великом и др. Значение и итоги: Вот так отреагировало самодержавное правительство на подачу жалобы о плохом положении народа. Какое значение для нас имеет то, что мы живём в демократическом государстве? Беседа. 3. Медный бунт. Рассказ учителя с использованием презентации. Слайд 5. Истощение царской казны, решение чеканить медные монеты; Решение взыскать долги за прошлые годы; Нежелание торговцев продавать товары на новые деньги; Июль 1662 год - толпа недовольных двинулась к царскому дворцу в Коломенском; Переговоры царя с восставшими; Обещание отменить медные деньги; Итоги и значение: Рассказ учителя, с использованием презентации «Народные движения в XVII веке». Слайды 6,7. Беседа учителя о картине художника Лисснера «Соляной бунт у стен Московского Кремля» и о миниатюре художника Буторина Д.Н. «Медный бунт» Вопрос: Как вы думаете, почему художники в XX веке в своём творчестве обращаются к тем далёким событиям? 4. Восстание Степана Разина. Слайд №8 Слово учителя о выступлении. - Крестьянская война под предводительством С.Разина самое крупное выступлений XVII века. - Как вы думаете, почему историки называли его крестьянской войной? Беседа с учащимися с использованием карты «Русское государство в XVII веке». - Сообщение ученика «Стенька Разин – история жизни». Учащиеся делают записи в тетрадях – основные моменты сообщения. - Годы жизни С.Разина. - Где и в какой семье родился предводитель крестьянской войны. - Причины, побудившие Разина встать во главе выступления. Визуальная проверка записей учеников учителем. Словесная оценка работы учащихся. Самостоятельная работа в парах. Слайд № 9. Прочитать статью учебника на странице 63-67. Заполнить в рабочей тетради на печатной основе таблицу №3 страница 24 - задание первой паре учащихся – подготовить рассказ с использованием карты «Русское государство в XVII веке» о первом этапе крестьянской войны под предводительством С.Разина. - задание второй паре учащихся – подготовить рассказ о втором этапе крестьянской войны под предводительством С.Разина с использованием карты «Русское государство в XVII веке». Проверка выполненного задания. Слайды №№10-14 Учащиеся выступают по каждому пункту таблицы и отвечают на вопросы: Каковы причины выступления? Каков был состав участников? Рассказать о первом этапе крестьянской войны с использованием карты «Русское государство в 17 веке» При ответе используют настенную карту «Русское государство в XVII веке». 4. Рассказать о втором этапе крестьянской войны с использованием карты. 5. Каковы были причины поражения народа в войне? Подведение итогов самостоятельной работы, оценивание ответов учащихся. |