Просмотр содержимого документа
«Народные движения в России в середине XVII века»
Тема: «Народные движения в России в середине XVII века»
Цели: – подвести учащихся к пониманию основных причин городских и казацких восстаний;
- показать связь между ухудшением положения и выступлениями народных масс;
- продолжить формирование умений анализировать исторические документы;
Учебные задачи:
Образовательные:
Сформировать представление о народных движениях XVII века.
Выявить причины, рассмотреть ход и итоги народных выступлений XVII века;
Развивающие:
Развивать познавательные умения – умения доказывать, делать выводы;
Развивать мыслительные навыки – анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;
Воспитательные:
Воспитывать уважение к историческому прошлому России.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Оборудование: Карта «Народные восстания в России в 40 – 70-х годах XII века»; презентация «Бунташный век», мультимедийный проектор, компьютер
Ход урока:
Организационный момент. Постановка проблемы.
- Каковы черты сходства и различия городских восстаний и движения Степана Разина?
В чём причины поражения восставших?
Почему народные выступления 17 века были обречены на поражение?
Слайд 2.
Вводная беседа.
В царствование Алексея Михайловича (Тишайшего) страна сотрясалась от народных восстаний. Народные восстания запомнились и современникам, и потомкам. И этот, XVII век, многие историки называют "бунташным ". Сегодня на уроке мы узнаем, почему он имеет такое название, какие события происходили в XVII веке, какие причины и последствия они имели.
- Каковы были причины народных выступлений в конце XVI – начале XVII?
- Какие последствия они имели?
- Каковы новые черты народных выступлений в годы Смуты?
- Кто и почему становился участником народных выступлений?
- Как вы думаете, почему городские жители стали активно подниматься на борьбу?
Изучение новой темы:
План изучения:
Причины восстаний.
Соляной бунт 1648г.
Медный бунт 1662г.,
Война под предводительством С. Разина
Соловецкое восстание.
1. Первая группа знакомится с экономическими, политическими и социальными причинами усиления социальной борьбы в середине XVII века.
Причины
Расшифровка
Экономические
Усиление налогового бремени, разорение крестьянского хозяйства
Политические
Ослабление царской власти, усиление приказной волокиты
Социальные
Закрепощение крестьян (отмена Юрьева дня), попытки ограничения казачьей вольности
(Слайд 4)
2. Поводом послужило увеличение налога на соль в 1646 г. (боярин Б. Морозов). Так как соль была важнейшим продуктом потребления, её подорожание ударило по населению, и народ поднялся против власти. Повышение налога на соль не привело к наполнению казны, т.к. люди не могли купить соль по таким ценам. В конце 1647г. налог на соль отменили. Но народ уже нельзя было остановить. Народ пошёл за правдой к царю. Посыльные подали царю челобитную, но царь велел их наказать плетьми, некоторых арестовали. Повторные манифестации не принесли результата. К лету 1648 г. недовольство народа достигло своего пика и вылилось в стихийное восстание. Вооружённые палками горожане потребовали от царя Алексея Михайловича покарать плохих советников. На сторону восставших перешли стрельцы. Они были недовольны задержкой жалованья. (Слайд 5)
Прочитайте документ № 1и ответьте на вопросы:
– Каковы итоги Московского восстания 1648г.?
- Петра Траханиотова казнили, Бориса Морозова сослали в Кириллов монастырь, стрельцам выдали двойное жалованье.
- Почему наказали Петра Траханиотова и Бориса Морозова?
- Их обвинили в измене и поджоге Москвы.
4. С 1654 г. Россия была втянута в войну с Польшей и Швецией (1656-1658) и казна испытывала нехватку серебра. В этих условиях правительство проводит денежную реформу, введя в обращение медные деньги (боярин Ф. Ртищев). Пустить в оборот (чеканить) медные деньги одной формы и величины с серебряными и продавать по одной цене с ними. Поначалу реформа шла удачно, но с 1659г. серебро стало исчезать из обращения. Медные деньги обесценились, что привело к росту цен и обнищанию народа, к восстанию 1662г.
И вновь народ пошёл «за правдой» к царю. Царь призывал к спокойствию, а когда прибыли войска, началась расправа. Тем не менее, правительство было вынуждено прекратить чеканить медные деньги. (Слайд 6)
(Вторая группа заполняет сравнительную таблицу № 1).
Остальные заполняют таблицу в тетради.
Таблица № 1
Городские восстания
Соляной бунт
Медный бунт
Даты и сроки
1648
1662
Причины
Налоговая реформа
Денежная реформа
Состав участников
Горожане, стрельцы
горожане
Цели и требования
Отменить налог на соль
Отменить медные деньги
Характер борьбы
стихийный
стихийный
Результат выступления
Отменён налог на соль (1647г.), стрельцам выплачено повышенное жалованье
Прекращён выпуск медных денег
(Слайд 7)
(Репродукция картины И.В. Сурикова «Степан Разин»). (Слайд 8)
- Почему народ сложил песню про Стеньку Разина?
Рассказ учителя о восстании Разина: причины, ход, итоги, значение.
(Слайд 9)
Проанализировать документы № 2- №5 (Приложение)
Заполните таблицу № 2. (Ответы представителей 3 группы, комментарии членов другой группы).
Царь–заступник. Дворяне, бояре -изменники и кровопийцы .
Результат
Восстание подавлено.
(Слайд 10)
Вопросы: - Почему казачья верхушка пошла на сговор с властями?
Покажите территории, охваченные восстанием, на карте «Народные восстания в России в 40 – 70-х годах XVII века»;
6. Сообщение ученика (опережающее задание). Мнение историков о восстании.
Примером перерастания религиозной борьбы в социальную является Соловецкое восстание 1668—1676 гг. Началось оно с того, что братия Соловецкого монастыря наотрез отказалась принять исправленные богослужебные книги. Правительство решило укротить непокорных монахов путем блокады монастыря и конфискации его земельных владений. Высокие толстые стены, богатые запасы продовольствия растянули осаду монастыря на несколько лет. В ряды восставших встали и разинцы, сосланные на Соловки. Только в результате предательства монастырь был захвачен, из 500 его защитников в живых осталось лишь 60.
Обсуждение поставленных в начале урока проблемных вопросов.
Обоснование выводов. XVII век стал периодом беспрецедентно массовых и частых народных выступлений. Несмотря на то, что все народные волнения были подавлены властями, царскому правительству приходилось прислушиваться к мнению народа, идти на снижение налогов.
Подведение итогов.
Теперь мы с вами можем ответить на проблемный вопрос, который был задан в начале урока: «Почему XVII век называют «бунташным»?» (ответы детей)
Меньше, чем за полвека, кроме мелких восстаний, прошло несколько мощных выступлений. Правительство жестоко подавило все эти восстания, но было вынуждено прислушаться к гласу народа, пойти на снижение налогового гнета.
Рефлексия.
На уроке я работал активно/ пассивно.
Своей работой на уроке я доволен/ недоволен.
Урок мне показался коротким/длинным.
За урок я не устал/ устал.
Выставление оценок. Домашнее задание.
Приложение
Документ №1.
Московское восстание 1648г. (летописное известие)
И того же дни те прежреченные Борис Морозов и Петр Траханиотов научением дьявольским разослали людей своих по всей Москве, велели Москву выжечь. И они люди их большую половину Московского государства выжгли.
И июня в 4 день миром и всею землёю опять за их великую измену и за пожог возмутились и учели их изменников Бориса Морозова и Петра Траханиотова у государя царя просить головою. А государь царь тое ночи послал Петра Траханиотова в ссылку, на Устюг Железный воеводою. И видя государь царь во всей земле великое смятение, а их изменничью в мир великую досаду, послал от своего царьского лица окольничево своего князь Семёна Романовича Пожарского, а с ним 50 человек московских стрельцов, велев того привесть того Петра Траханиотова к себе государю к Москве. И окольничий князь Семён Романович Пожарский привёз ево к Москве июня в 5 день. И государь царь велел его Петра Траханиотова за ту их измену и за московский пожог перед миром казнить на Пожаре. А того Бориса Морозова государь царь у миру упросил, что его сослать с Москвы в Кириллов монастырь на Белоозеро, а за то его не казнить, что он государя царя дятка, вскормил его, государя. А впредь ему Борису на Москве не бывать и всем роду его Морозовым нигде в приказах у государевых дел, ни на воеводствах не бывать и владеть ничем не велел. На том миром и всею землёю государю царю челом ударили и в том во всём договорилися. А стрельцов и всяких служивых людей велел своё государево жалованье давать денежное и хлебное вдвое. А которые погорели, и тем государь жаловал на дворовое строенье по своему государеву рассмотрению.
Орлов А.С. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней.
М., 1999. с.155
Документ №2
«Отписка полковника П. Урусова о боях Ю.Барятинского под Симбирском»
«В нынешнем 7179 году сентября в 20 день за Свиягою рекой дожидались его воровские казаки, и татрове, и чуваше, и морда, и больши 3000 конных и пеших людей, и был бой. И тех воров побили и языков взяли 67 человек. И воевода князь Барятинский велеле тех язычников вешать. Да сентября в 29 день пришёл он к Синбирску. И вор Стенька Разин с ворами же, казаками донскими, и астраханскими, и царицынскими, и саратовскими, татарами, чувашью и мордвой, начал силами великими. Воевода князь сошёлся с ним и учинил бой, и на том ево, вора, прогнали. …ево, вора и клятвопреступника, Стеньку Разина самово было взяли и рублен саблею, и застрелен ис пищали, да ушёл.
И октября в 3 день воевода князь Милославский Синбирск выручил и от осады освободил. И на нево, вора, пришло такое страхование, что он побежал от Синбирска в судах одними донскими казаками. И побили воров и изменников наголову и языков взяли 500. »
Документ №3
«Прелестная грамота С. Разина»
«Пишет вам Степан Тимофеевич, всей черни, хто хочет Богу да государю служить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы заодно изменников вывадить и мирских кравапивцев вывадить, и мои казаки как совет станут чинить, и вам идти к ним, и кабальныя и опальныя шли бы в полк к моим казакам» (Хрестоматия по истории России с древнейших времён до 1861 года, Сост. П.Епифанов, О.Епифанова. М., 1987)
Документ №4
«Прелестная грамота сподвижников С. Разина»
«»Великого войска донского яицкого и запорожского от атаманов … в челнавской атаману и всему войску великому.
Послали мы к вам казаков Сидара Леденёва да Гаврилу Болдырева для собрания и совету великого войска. А мы ныне на Танбове, ноября 9 день, а у нас войсковой силы с 42000, а пушек у нас 20, а зелья полпяста и больши пуд.
И кой час к вам ся придети, вам бы пожаловать к нам на помочь с пушками и зельем без всякого мотания наспех. А писал к нам с Арзамасу донской атаман, что наши казаки князь Юрия Долглрукого побили с войском его, пушек 120, а зелья 1500. Да пожаловать бы вам породеть за дом святыя Богородицы, и за великого государя, и за батюшку Степан Тимофееича, и за православную веру. (Хрестоматия по истории России с древнейших времён до 1861 года, Сост. П.Епифанов, О.Епифанова. М., 1987)
Документ № 5
«Прелестная грамота С. Разина»
«От донских и яицких атаманов молотцов, от Степана Тимофеевича и от всего великого войска донского и яицкого паметь Цывильского уезду розных сёл и деревень черней руским людем и татарам и чюваше и мордве. Стоять бы вам, черне руские люди, и татаровя, и чуваша, и за дом пресвятые Богородицы и за всех святых, и за великого государя царя и за великого князя Алексея Михайловича…
А как ис Цывильска к вам, черне, посыльщиков по селам и деревням будут загонеть в осад, вам бы в осад Цывильск не ходить, потому что над вами учинет обманом и всех перерубает, вам бы тех посыльщиков ловить и привозить в войска в Синбирск. А которые дворяне, и дети боярские, и мурзы, и татаровя, похотев стоять за дом пресвятые Богородицы и за веру православных крестиян, их не трогать и домов не разореть. А с войсковой памяти списывать и отдавать списки по сёлам и деревням сотцким и старостам десяцким, чтобы они сию высоковою паметь знали
К сей памяти высковую печать атаман Степан Тимофеевич приложил. А сею высковую память послан наш казак Апердя Мурза Килдибяков, и вам бы, чернь, ево во всем слушать. А буде ево не станете слушать, и вам бы на себя пенять » Хрестоматия по истории России с древнейших времён до 1861 года, Сост. П.Епифанов, О.Епифанова. М., 1987)