"Мотивация учащихся в познании исторических дисциплин"
"Мотивация учащихся в познании исторических дисциплин"
Мотивация главное качество ученика в учебно-воспитательном процессе. Учителю всегда удобно работать с высокомотивированными учащимися, но всегда есть такая возможность. Успех в учебном процессе возможен только в том случае, если учитель сможет заинтерисовать ученика, или создаст "ситуацию успеха", продумав учебный процесс так, чтобы даже слабомотивированный ученик в нем мог участвовать и получить удовлетворение. Один из способов работы по повышению учебной мотивации, это организация работы в парах, группах. А также использование разноуровневых заданий, дающих возможность даже слабому ученику показать учебный результат.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Мотивация учащихся в познании исторических дисциплин"»
Повышение учебной мотивации учащихся на уроках истории посредством организации работы в динамической группе.
КГУ Гимназия№6 г.Семей. Помозова.Е.Н.
Для создания здорового психологического климата на уроках истории, повышения интереса к предмету, важно использовать различные виды деятельности, применять методы, которые активизируют инициативу и творческое самовыражение обучающихся. Сложной и одновременно действенной формой обучения является работа в группах. Это один из лучших способов вовлечения в учебный процесс всех учащихся, это эффективный способ развития речи учащихся, способ, дающий возможность научиться правильно, общаться, проявляя свою активную жизненную позиции и самостоятельность в принятии решения.
Из своего педагогического опыта я знаю, что ученик охотно включается в работу на уроке, когда видит, что в его мыслях и выводах есть потребность, когда изучаемый материал ему интересен, а предложенные формы работы на уроке для него доступны. Групповая форма работы, где ученик может себя чувствовать свободно одна из удачных форм в педагогике, где повышается учебная мотивация каждого ученика в соответствии с его возможностями.
Роль учителя на уроке существенно меняется: не уменьшается, а, наоборот, возрастает. При подготовке урока, где учащиеся работают, в динамических группах учитель тратит больше времени, чем на подготовку этого же урока, но в традиционной форме. Организуя работу динамических групп, учитель находиться в постоянном поиске новых форм, методов, приемов обучения, которые способствуют вовлечению учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Трудность заключается в том, что состав групп меняется, учащиеся, работающие в них разные по учебной мотивации, поэтому, составленные задания должны быть такими, чтобы с ними могли работать ученики разного уровня возможностей обучения.
На уроках истории Казахстана в 8 классе я часто использую работу в группах, парах или элементы такой работы. Поэтому приведу пример одного из таких уроков, где учащиеся 8 класса изучают, новую тему опираясь на знания предыдущего материала в динамических группах.
Тема: «Аграрная переселенческая политика царской власти в Казахстане»
Урок№44; п.31
Цель: Учащиеся смогут, работая в группах разобрать учебный материал новой темы, выделить главное в каждом разделе темы, сделать вывод о последствиях переселенческой политики для Казахстана.
Задачи:
Образовательная. Учащиеся смогут самостоятельно разобраться в содержании темы урока, используя раздаточный тематический материал, пополнят свои знания по вопросу переселения людей из различных районов царской России в Казахстан, сделают вывод о последствиях этого процесса.
Развивающая. Учащиеся смогут продолжить развитие своего аналитического мышления. Закрепят навыки работы с учебным текстом и компетентностно-ориентированными заданиями, работая в группе, заполнят таблицу по проблемному вопросу, поставленному на начало урока.
Воспитательная. Способствуем формированию интереса к вопросам многонациональной истории Казахстана. Учим работать в группах, высказывать свое мнение и слушать мнения других.
Тип урока: Урок изучения новых знаний
Обеспечение урока: Учебник по истории Казахстана 8 класс, Кабульдинов.З.Е, Кайыпбаев.А.Т. параграф № 31
Набор заданий по теме домашнего задания «Реформа 1867-1868гг.» Уроки№42,43 а) «историческое лото»; б) карты-ответов компетентностно-ориентированных заданий по теме «Реформа 1867-1868гг» (4 варианта по 5 заданий )
Раздаточный материал для работы в группах: 4 комплекта по 6 заданий. Задания составлены на основе учебного текста параграф №31 стр.180-184.Пункты№1,2,3,5
Содержание урока:
1.Оргмомент.
2.Работа по домашнему заданию.
а) «Историческое лото» Комплект на группу. (4 группы по 4-5 человек)
Форма работы: групповая работа
б) Задания «Исправь ошибку в тексте». Каждому ученику задание. Каждой группе свой вариант по определенному разделу из темы «Реформа 1867-1868гг». Задания составлены в форме компетентностно-ориентированных, поэтому учащиеся поучают карты-ответов для заполнения. Форма работы: Индивидуальная работа, с коллективной проверкой.
3.Изучение нового материала.
Побуждение. Задаем проблемный вопрос: «Переселенческая политика дала Казахстану больше + или - ??? Просим ответить на вопрос в конце урока. Учитель к уроку готовит 4 листа в форме таблицы:
Положительные стороны аграрной переселенческой политики:
Отрицательные стороны аграрной переселенческой политики:
1.
2.
…
1.
2.
…
Заполняться они будут после изучения всех частей учебного текста п31
Форма ответа: Заполните в группе таблицу «+ и – переселенческой политики». (групповая работа)
Реализация: Работа в группах.
Группа№1 работает с текстом «Причины переселения крестьян на территорию Казахстана». Читают, выделяют главное в тексте самостоятельно. Консультант: модератор группы.
Группа№2 «Начало крестьянского переселения» Читают, выделяют главное в тексте самостоятельно. Консультант: модератор группы.
Группа№3 « Усиление темпов переселения крестьян» Читают, выделяют главное в тексте самостоятельно. Консультант: модератор группы.
Группа№4 «Ухудшение положения местного населения» Читают, выделяют главное в тексте самостоятельно. Консультант: модератор группы.
Координирует работы группы один учащийся, который получает задание от учителя предварительно тему причитать и даже подготовить дополнительный материал.
Работая в группе, каждый ученик работает с текстом самостоятельно, ему определяется задача выделить главное в данном учебном материале, запомнить данные материал, передать информацию другим учащимся в классе так, чтобы они поняли в целом содержание темы. Подчеркнуть главное. (Отрабатываем умение находить главное в тексте, выделять главное)
Рассмотрев свой текст, группа его презентует, предварительно обсудив выступление и выбрав спикера.
Рефлексия. Заполнение таблицы. По проблеме, поставленной на начало изучения нового материала. Таблица заполняется в группе. Сдается в конце урока. Следующий урок начнется с анализа данных таблиц 4-х групп.
Дом.задание: п.31. п№1,2,3,5.
Для составления заданий к «Историческому лото» и «Исправь ошибку в тексте» предлагаю набор тестовых заданий по теме «Реформа 1867-1868гг»
вариант№1
1.проведение реформы 1867-1868гг в Казахстане связано с: 1.с отменой крепостного права в России 2.с ликвидацией ханской власти 3. с пожеланиями местного населения.
2.для подготовки проекта управления казахским краем в 1865 году был\а\ создан\а\: 1.пограничная комиссия 2.азиатский комитет 3.степная комиссия
4.по реформе 1867-1868гг вся военная и гражданская власть сосредотачивалась в руках: 1.генерал-губернатора 2.областного правления 3.вице-губернатора
5.по реформе 1867-1868гг Акмолинская и Семипалатинская области вошли в: 1.Оренбургское г-г 2.Туркестанское г-г 3.Западно-Сибирское г-г
6.султаны-чингизиды обеспечивались: 1.пенсией 2. освобождались от налогов и повинностей 3.пенсией пожизненно и освобождались от налогов.
7.казахские земли по реформе 1867-1868гг стали собственностью: 1. России2.местной знати 3.народа
8.военный губернатор на территории области являлся: 1.полицейским 2.наказным атаманом казачьих войск 3.делопроизводителем.
9.при военных губернаторах для ведения дел создавались
1.областные правления 2. хозяйственные отделы 3.комиссии
10. Выборными были должности: 1. Генерал-губернатора и военного губернатора 2. уездного начальника и аульного старшины 3. аульного старшины и волостного управителя.
11. Врачи появились в: 1. в областях и аулах 2. уездах и волостях 3. областях и уездах
12. Центром Западно-Сибирского г-г стал город: 1. Орск 2.Оренбург 3.Омск
вариант№2
1.в 1872 году в Астраханскую губернию включена территория: 1.Мангыстау 2.Младшего жуза 3.Букеевское ханство.
2.в 1872 году в Кавказское наместничество включили:1.Мангыстау 2.Младший жуз 3.Уральскую область
5.по реформе 1867-1868гг были учреждены:1.имперские суды 2.суды биев и казиев 3.судебные комиссии и уездные суды
6.покибиточный сбор был увеличен с 1 руб.50 коп серебром до 2 руб.75 коп. в:1.Оренбургском г-г 2.Западно-Сибирском г-г 3.Туркестанском г-г.
7.от налогов и податей освобождались прямые потомки ханов, а также: 1.семьи убитых и раненых в 1844году 2.пострадашие при подавлении восстания Кенесары 3.отдельные чиновники
8.в 19 веке Казахстан стал частью Российской империи т.к. завершилось присоединение в:1. 30-е гг.19в. 2. 50-е гг. 19в 3. в 60-е гг. 19в.
9. Серебреная печать и нагрудный знак выдавались: 1.аульному начальнику 2. генерал-губернатору 3 уездному начальнику
10. Генерал-губернаторство состояло из: 1. уездов 2. волостей 3. областей
11. Туркестанский генерал-губернатор получил право самостоятельно вести переговоры с: 1. Индией и Китаем 2. Китаем и Ираком 3. Китаем и Ираном.
12. Центром Туркестанского г-г стал город: 1. Ташкент 2. Туркестан. 3. Тараз.