kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Московские князья урок по истории России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок cпособствует пониманию особенностей политики московских князей на примере деятельности Ивана Калиты. У учащихся развивется умение решать проблемные ситуации (разные точки зрения при оценке исторических личностей), умение делать выводы на основе исторических фактов, мнений историков, поэтов. Учащиеся высказывают оценку поступков исторических деятелей с позиции морали.  Урок помогает повышению мотивации к самостоятельной работе на уроках истории.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Московские князья урок по истории России»







Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Падунская средняя общеобразовательная школа»













Тема: Первые московские князья.

Номинация: история







Выполнила: Гольбек В.А.,

учитель истории и обществознания





Падунская –2015





Конспект урока

Класс: 10 (социально – гуманитарный профиль)

Общая тема главы: «И кто же знал, что Москве государством быти…». (Москва во главе объединения русских земель).

Тема урока: Первые московские князья (слайд 1)

Цель урока: Показать, что в возвышении Москвы большую роль сыграл субъективный фактор на примере деятельности князя Ивана Калиты.

Задачи урока:

  1. Способствовать пониманию особенностей политики московских князей на примере деятельности Ивана Калиты.

  2. Развивать умение решать проблемные ситуации (разные точки зрения при оценке исторических личностей).

  3. Развивать умение делать выводы на основе исторических фактов, мнений историков, поэтов.

  4. Оценивать поступки исторических деятелей с позиции морали.

  5. Способствовать повышению мотивации к самостоятельной работе на уроках истории.

Методы обучения:

- проблемное изложение,

- частично – поисковый

- исследовательский.

Межпредметные связи:

Литература, обществознание.

Материально-техническое оснащение:

1. мультимедийный проектор, 2. экран,3. аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

Класс поделён на три группы.

1. «За»

2. «Против»

3. «Историки»

I. Организационный момент (1 мин.)

Учитель: Одной из причин возвышения Москвы мы называли умную, осторожную прозорливую политику, проводимую московскими князьями в отношении Орды.









Сегодня на уроке мы:

1.Назовем имена первых московских князей; выясним, в чём заключалась особенность их политики на примере московского князя Ивана Калиты.

2.Выслушаем точки зрения историков по данному вопросу.

3.Попробуем оценить поступки князя с точки зрения морали.



II. Актуализация знаний (5 мин.)

Учитель: Чтобы назвать имена первых московских князей, проверим, как вы справились с домашним заданием. Работая с текстом учебника и родословной династии Рюриковичей, вы должны были составить список шести первых московских князей и заполнить таблицу.

Проверяется выполнение домашнего задания.

П/П

Имя князя.

Прозвище

Годы правления

Московским княжеством

Что сделано для укрепления

княжества

1





2




3






4




5




6

Даниил Александрович Московский



Юрий Данилович



Иван Данилович Калита





Симеон Иванович Гордый


Иван Иванович Красный (Кроткий)


Дмитрий Иванович Донской

1272 – 1303





1303 – 1325




1325 – 1340






1340 – 1353




1353 – 1359




1359 – 1389


Расширение территории княжества (Коломна – 1301, Переяславль – 1302), строительство монастырей

Присоединение Можайское княжество (1303).


Расширение территории, укрепление Кремля, строительство монастырей.



Поход на Торжок (1341), походы на Новгород.


Значимость Москвы ослабела.



Куликовская битва (1380)



К сведениям о каждом князе прилагается слайд (слайды 2-7)

Контрольные вопросы к таблице:

1. Назовите имя первого московского князя.

2. Почему Даниил Александрович получил прозвище Московский?

3. Как расширилась территория Московского княжества при Юрии Даниловиче?

4. Кто был четвертым московским князем? В какие годы он правил?

5. Почему Иван Иванович получил прозвища «Красный» и «Кроткий»?

  1. Что было сделано Дмитрием Ивановичем для укрепления Московского княжества?

  2. Почему он получил прозвище Донской?

Учитель: Работая самостоятельно, вы учитесь отбирать нужную информацию, систематизировать её, выделять главное – это залог успешного обучения.

Ребята, скажите, где может пригодиться навык работы с родословными?

Выслушиваются ответы.

Возможные варианты ответов:

-для составления родословной своей семьи,

-для изучения вопросов наследственности и пр.

III. Изучение нового материала (28 мин.)

Учитель: Каждый из первых князей внёс вклад в расширение и укрепление Московского княжества, но, пожалуй, одна из самых противоречивых фигур – это Иван Данилович по прозвищу Калита, оценка его деятельности в истории неоднозначна. Одни считают его умным и прозорливым политиком, очень много сделавшим для возвышения Москвы, другие, оценивая его деятельность с позиции морали, считают его предателем, подлецом. Давайте попробуем сами решить эту проблему и сделать выводы о деятельности Ивана Калиты, изучив его биографию и работы видных историков.

Поэт Н. Коржавин так оценил правление князя Ивана Калиты:

Был ты видом довольно противен,

Сердцем подл…

Но не в этом суть:

Исторически прогрессивен

Оказался твой жизненный путь (слайд 8).



По поводу первой строчки стихотворения учащимся предлагается рассмотреть дошедшие до нас изображения Ивана Калиты (слайды 4,9 ,приложение 1).

Учитель: Скажите, можно ли оценивать поступки людей, исторических деятелей по их внешности?

Выслушиваются ответы детей.

Конечно, оценивать поступки людей по их внешности нельзя.

Учитель: Почему современникам он казался «видом противен»? Может, из – за его поступков?







Задание для первой группы «Против»

Подумайте, какие исторические факты позволили поэту упрекнуть князя за его «подлое» сердце. Запишите их на плакат, прочитав с. 173 – 174 учебника.

Задание для второй группы «За»

Используя тот же текст учебника, объясните происхождение прозвища «Калита» и приведите факты, позволяющие оправдать поступки Ивана Калиты и сделать вывод о том, что его жизненный путь был прогрессивен. Запишите на плакат.



Задание для третьей группы «Историки»

Вы работаете с фрагментами из работ историков Н. И. Карамзина, В. О. Ключевского, Л.Н. Гумилева и Н.И. Костомарова (Приложение 1). Кратко сформулируйте точки зрения данных учёных на вопрос о причинах возвышения Москвы и какую роль они отводят субъективному фактору в данном историческом процессе и лично Ивану Калите (ответить на вопросы к фрагментам текстов работ историков).



Проверяется выполнение задания, представители от групп защищают продукты своей деятельности.

Группа «Против» вывешивает плакат и представляют свои выводы классу о подлых поступках князя (например, подавление восстания в Твери (слайд 10), беспощадное выколачивание налогов с населения Руси и пр.)

Группа «ЗА» приводят аргументы, доказывающие, что правление Ивана Калиты было прогрессивным (например, собирание казны для будущей борьбы с Ордой, «собирание земель» (слайд 11), укрепление Кремля и строительство монастырей (слайд 12), сделал все, чтобы представители Орды не появлялись на Руси и др.).

Учитель: Посмотрите на слайд (слайд 4). Какая точка зрения о происхождении прозвища Ивана Калиты на нём представлена?

А какая ещё точка зрения существует по этому вопросу?

Примерный ответ. Прозвище «Калита» скорее всего получил в связи с тем, что собирал тяжёлую дань с Русских земель для Орды, хотя есть версии о привычке носить с собой мешочек с мелочью для нищих или покупке чужих княжеств за большие деньги (калита — небольшая поясная денежная сумка, от тюркского "калта" - карман).



Учитель: Мы выслушали две точки зрения на нашу проблему и не пришли к общему выводу. Давайте послушаем авторитетных историков XIX – XX вв., что они нам скажут о причинах возвышения Москвы и о Иване Калите.

«Историки» представляют точки зрения историков Л.Н. Гумелёва, Н. И. Костомарова, Н.Г. Устрялова, В.О. Ключевского.









Отвечают на вопросы к фрагментам текстов.

Примерные ответы.

Л.Н. Гумилев (слайд 13) предложил оригинальную точку зрения. Он считал, что Москва ничем не выделялась, занимала положение куда менее выгодное, чем Тверь, Углич или Нижний Новгород. Не было в ней столько богатства, как в Новгороде. Но Москва перехватила инициативу, так как именно там скопились страстные, энергичные, неукротимые люди. В Москве сложился оригинальный культурный тип, готовый взять оружие и биться с иноверцами, совершать подвиги.

Учитель: Но почему же победу в борьбе за первенство одержали именно московские князья, если Гумилев говорит, что шансы были и у других княжеств? Как оценивают историки участие Ивана Калиты в данном процессе.

Н.И. Костомаров (слайд 14) в своем труде «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» говорит об особой роли Ивана Калиты в возвышении Москвы. Он считает, что его заслуга в том, что он умел ладить с ханом, часто ездил в Орду, чем оградил свою московскую землю от вторжения татарских послов, которые опустошали русскую землю и делали бесчинства. Владения московского князя наполнялись жителями и находились, по сравнению с другими землями, в цветущем состоянии. Наступила «тишина по всей земле». Н.И. Костомаров видит главную причину возвышения Москвы в субъективном факторе, а именно, в деятельности Ивана Калиты.

Историк Н.Г. Устрялов (слайд 15) считает, что «Гений Калиты спас Русь». Гений его заключался в том, что он обогащал свою казну значительной частью дани, собираемой для монголов и всячески укреплял свою власть и авторитет.

В.О. Ключевский (слайд 16) подчеркивает особую преемственность между политикой Ивана Калиты и Дмитрия Донского, которого выделяет из всех остальных.

Учитель: мы познакомились с разными точками зрения на вопрос о роли первых московских князей в возвышении Москвы. А сейчас мы прочитаем продолжение стихотворения Н. Коржавина о Иване Калите.

Подавлял повсюду восстанья…

Но ты глубже был патриот.

И побором сверх сбора дани

Подготавливал ты восход (слайд 17).

Учитель: О каком восходе говорит поэт?

Возможные ответы.

О начале открытой борьбы Руси с Ордой. О Куликовской битве.

Учитель: Давайте вместе сделаем выводы о роли первых московских князей

в возвышении Москвы и их вкладе в борьбу с Ордой.

Князья укрепляли Московское княжество, увеличивали разными путями его территорию, укрепляли княжескую власть. Калита являлся крупным политическим деятелем своего времени, его называют первым «собирателем









русской земли». Хотя его деятельность неоднозначно оценивалась историками, она все же способствовала заложению основ политического и экономического могущества Москвы, и начала экономического подъема Руси. Историки подчеркивают особую роль Ивана Калиты в процессе собирания земель и возвышения Москвы. Без особой политики первых московских князей была бы невозможна победа Дмитрия Донского на Куликовом поле. И особую роль в данном процессе сыграл Иван Калита.

Учитель: Вы учитесь в социально – гуманитарном классе. Некоторые из вас видят себя психологами, юристами, социальными педагогами, учителями. Это профессии, связанные с людьми. Поэтому для вас важно учиться оценивать поступки людей. Понимать, что среда, окружение, исторические условия влияют на поведение человека, на формирование его личностных качеств, характера. При оценке деятельности человека, а тем более исторического деятеля, нужно учитывать мнения людей, компетентных в данных вопросах, уважать их точку зрения, но и уметь формулировать и отстаивать свою.

Уместно ли оценивать правителя далекой эпохи с точки зрения моральных норм? Как вы считаете, подло или нет поступил Иван Калита, подавляя восстание в Твери?

Ответы могут быть и «да» и «нет».

Учитель: Прошли века, а о поступке Ивана Калиты в отношении Твери помнили и через двести и через 500 лет. Например, в переписке XVI века между Иваном IV Грозным и его бывшем другом и соратником Андреем Курбским, последний на просьбу Ивана IV вернуться в Россию и получить прощение от него, говорит в своем послании: «Не верю тебе, государь, ибо вы, потомки рода Калитина привыкли подличать». Остается добавить, что Андрей Курбский был потомком тверских князей. О поступке Ивана Калиты рассуждают и сегодня, пытаясь понять его мотивы. Как вы думаете, почему так долго идет спор о Иване Калите?

Примерные ответы.

На Руси всегда ценились такие качества, как доброта, сострадание, ответственность, любовь к ближнему, не пустыми словами были и такие понятия, как честь и совесть, а осуждались подлость, предательство, особенно в отношении своего народа. Поэтому, с моральной точки зрения, Иван Калита поступил предательски, направив оружие против своего же народа, даже если цели были благие.

IV. Закрепление изученного на уроке (3 мин.)

  1. Почему, по вашему мнению, именно Москва встала во главе объединения русских земель? Какие факторы здесь сыграли решающую роль: объективные или субъективные?

  2. Существовали ли, на ваш взгляд, иные способы поднять свою землю, чем те, которые демонстрировал в своей деятельности Калита? Как вы оцениваете его роль в истории Московии.











V. Рефлексия (2 мин.)

Тест-рефлексия с использова­нием методики незакончен­ных предложений.

(по выбору).

1.Я считаю, что Иван Калита внес большой вклад в развитие и становление Древнерусского государства, так как

___________________________________________________________________________________________________________________________________________.



2. Мне Кажется, что роль Ивана Калиты в становлении Древнерусского государства преувеличивают, так как

____________________________________________________________________________________________________________________________________________.



VI. Домашнее задание (1 мин.)

П. 22(с. 175 – 180), документ 2 (с. 182), письменно ответить на вопросы к документу. Творческое задание для желающих: создать презентацию о Куликовской битве.





































Литература

1. Сахаров, А. Н., Буганов, В, И. История России с древнейших времен до конца XVII века. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений [текст] / А. Н. Сахаров. –М.: 2015.- 337 с.

2. Серия «Эрудит». История с древнейших времен до XV века. – М.: ООО «Издательство Мир книги», 2006.- 192 с.: ил.



Интернет – ресурсы

1.Яковенко, И. В. Метод проблемного обучения на уроках истории http://festival.1september.ru/articles/413330/

2. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

3. http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»







































































Приложение 1





















































































Приложение 2























































Конкурс «Проблемный урок»

Презентация к уроку

«Первые московские князья»

Номинация: «история»

МБОУ «Падунская СОШ»

Учитель: Гольбек В.А.








































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Московские князья урок по истории России

Автор: Гольбек Валентина Анатольевна

Дата: 25.12.2015

Номер свидетельства: 270184

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока на тему: История России с древнейших времен. "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-na-tiemu-istoriia-rossii-s-drievnieishikh-vriemien"
    ["file_id"] => string(6) "101185"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402409880"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Методические материалы к урокам истории. Тема: Россия на рубеже ХVI – ХVII веков"
    ["seo_title"] => string(78) "mietodichieskiiematierialykurokamistoriitiemarossiianarubiezhiekhvikhviiviekov"
    ["file_id"] => string(6) "271359"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451468238"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока истории на тему: " Героям Куликовской битвы посвящается.." "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-istorii-na-tiemu-gieroiam-kulikovskoi-bitvy-posviashchaietsia"
    ["file_id"] => string(6) "205950"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430061655"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Урок на тему "История Вооружённых Сил России в дореволюционный период""
    ["seo_title"] => string(68) "uroknatiemuistoriiavooruzhionnykhsilrossiivdorievoliutsionnyipieriod"
    ["file_id"] => string(6) "295869"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455884404"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "План-конспект урока на тему: «Завершающий этап создания единого Русского государства ". "
    ["seo_title"] => string(95) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-zaviershaiushchii-etap-sozdaniia-iedinogho-russkogho-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "132510"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416340562"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства