Данная разработка направлена на развитие познавательной самостоятельности, творческой активности каждого учащегося через использование активных форм обучения, способствующих повышению эффективности уроков истории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Турнир знатоков истории"»
Турнир знатоков истории «Россия на пороге перемен»
(урок обобщения, 8 класс).
Цель: в игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Россия первой половины XIX в.»; проверить знания дат и терминов, событий, сформированность умений сопоставлять факты и делать выводы.
Ход игры
Программа турнира
1. Приветствие команд.
2. Конкурс-разминка «Всякая всячина».
3. Конкурс «Кому принадлежат слова».
4. Конкурс «Конверт для любознательных».
5. Конкурс «Исторический портрет».
Всякая всячина
Команды соревнуются в том, кто быстрее и правильнее ответит на 25 вопросов в отведенные на конкурс две минуты.
Вопросы первой команде
1. Воспитатель Александра I. (Ф. Лагарп.)
2. Бабушка Николая I. (Екатерина II.)
3. Чьи это слова: «Дней Александровых прекрасное начало»?
(А. С. Пушкина.)
4. Кружок единомышленников Александра I в начальный период его царствования. (Негласный комитет.)
5. Архитектор, создатель здания Главного Адмиралтейства в Петербурге. (А.Д.Захаров.)
6. Год открытия лицея в Царском Селе. (1511г.)
7. Организатор военных поселений, доверенное лицо Александра I.
(А. А. Аракчеев.}
8. Высший судебный орган страны. (Сенат.)
9. Автор «Записки о древней и новой России». (Н.М.Карамзин.)
10. Место ссылки М.Сперанского. (Нижний Новгород.)
11. Кто сказал: «О, как шагает этот юный Бонапарт»? (А.В.Суворов.)
12. Командующий 2-й русской армией в Отечественной войне 1812 года. (П.И.Багратион.)
13. Первое тайное общество декабристов. (Союз спасения.)
И. Лидер Северного общества. (Н.М.Муравьев.)
15. Глава третьего отделения его императорского величества канцелярии. (А.Х.Бенкендорф.)
16. Автор «Философических писем». (П. Л.Чаадаев.)
17. Автор «теории официальной народности». (С.С.Уваров,.)
18. Вес, высота «Александрийского столпа». (Вес свыше 600 т, высота около 48 м.)
19. Какие станции связала первая в России железная дорога? (Петербург — Царское Село.)
20. Основатель школы русских химиков. (Н.Н.Зинин.)
21. Создатели первого паровоза в России. (Братья Ю. и М. Черепановы.)
22. Автор теории общинного социализма. (А.И.Герцен.)
23. Год открытия Антарктиды. (1820.)
24. Министр финансов при Николае I. (Е.Ф. Канкрин.)
25. Место смерти Александра I. (Таганрог.)
Вопросы второй команде
1. Прозвище Екатерины II. (Фике.)
2. Сколько отделений было при императорской канцелярии Николая I? (6.)
3. Место проведения торговли. (Ярмарки.)
4. Обрядовая пища русских. (Каша.)
5. Трактир в Санкт-Петербурге, где любил бывать А.С.Пущкин. (Трактир Талона.)
6. Город, где был открыт Демидовский лицей. (Ярославль.)
7. «Светило русской бюрократии». (М.М.Сперанский.)
8. Поэт, гусар, партизан. (Д.Давыдов.)
9. Губернатор Москвы в 1812 г. (Ф. В. Ростопчин.)
10. Архитектор, творец храма Христа Спасителя. (К.Тон.)
11. Автор картины «Всадница». (К.Брюллов.)
12. Автор оперы «Жизнь за царя». (М.Глинка.)
13. Командующий 1-й русской армией в Отечественной войне 1812 г. (М.Б.Барклай де Толли.)
14. Самый крупный город в начале XIX века. (Петербург.)
15. Самое многочисленное сословие в России. (Крестьянство.)
16. Поэт, автор одного из проектов Конституции в эпоху Александра I. (П.Вяземский.)
17.0 ком сказал П.Вяземский:
«Сфинкс, не разгаданный до гроба»? (об Александре I.)
18. Программный документ Южного общества. («Русская правда».)
13. Самая знаменитая ярмарка. (Нижегородская.)
20. Солдаты на Сенатской площади были готовы принести присягу Константину и его жене. Как ее звали? (Конституция.)
21. Самая знаменитая ювелирная фирма в России. (Фаберже.)
24.. Художник, создавший картину «На пашне». (А.Г.Венецианов.)
25. Сколько месяцев длилась Отечественная война 1812 г.? (6 месяцев.)
Конкурс капитанов
Первая команда
1. В начальный период царствования рядом с государем Александром I находились его друзья юности. Все они искренне предлагали создание «пакета реформ», которые водворят в государстве порядок и законность, поднимут
просвещение. Назовите этих людей. (А.А.Чарторыйский, В.П.Кочубей, Н.Н.Новосильцев, П.А.Строганов.)
2. Как-то известный художник Карл Брюллов отказался писать портреты москвичей, говоря: «У вас есть собственный превосходный художник'. Кого имел в виду Брюллов? (В. А. Тропинина.)
Вторая команда
1. Какие науки вызывали у царя Николая I скуку? (Юридические и политические.)
2. Всем известно, что во времена Николая I был составлен Свод законов Российской империи. После одобрения «Свода» на Государственном совете Николай I, присутствующий на заседании, снял с себя орден Андрея Первозванного и возложил его на... На кого был возложен орден?
(На М. М. Сперанского.)
Конверт для любознательных
В большом конверте, сделанном из ватмана находятся карточки с вопросами, которые поочередно достают члены команды.
1. В царствование Павла I этот человек занимал должность генерал-прокурора, при Александре I он был назначен главным директором департамента водных коммуникаций и экспедиций об устроении в России дорог, министр коммерции с 1802 г., министр иностранных дел с 1807 г., а во время своего пребывания в Париже пользовался особенным благоволением императора Наполеона, который, говоря однажды об обширных его познаниях, прибавил, что «он не видал еще никого из русских с такими глубокими сведениями в истории и дипломатии». Этот человек покровительствовал всем нашим ученым и литературным знаменитостям своего времени, он занимался изысканиями по предмету русской истории, приобретал древние рукописи, старопечатные книги. Когда он умирал, то завещал, чтобы все богатое его собрание книг и других редкостей осталось для общей пользы. Кто же этот человек? И что повелел Николай I открыть после его смерти? (Н.П.Румянцев, открытие Румянцевского музея.)
2. Большим событием в театральной жизни России была премьера «...» — сначала в петербургском Александрийском театре, а затем в московском Малом. Известно, что после этого спектакля царь Николай I смущенно сказал:
«Всем досталось, а мне более всех» Что же это за пьеса? («Ревизор» Н.В.Гоголя.)
3. Если захотеть выразить одним словом то, что делается в России, то нужно сказать: «Воруют», — с горечью писал историк XIX в. Кто это сказал? (Н. М. Карамзин.)
4. Два замечательных портретиста оставили нам прижизненные портреты А.Пушкина. Один из них — В.А.Тропинин. А кто другой? У него А.С.Пушкин выглядит торжественно и романтично. «Ты мне льстишь», — вздохнул Пушкин, взглянув на полотно. Назовите этого художника. (О. А. Кипренский.)
5. В марте 1818 г. в речи на открытии польского сейма император Александр I пообещал дать конституционное устройство всей России. Кому Александр I поручил дело по разработке конституции? (Н.Н. Новосилъцеву.)
6. Сорок лет, с 1818 по 1858 г., строился этот собор в г. Петербурге. В оформлении внешнего вида и внутреннего убранства участвовали скульптор П. К. Клодт и художник К.П. Брюллов. Назовите собор и автора проекта.
(О. Монферран, Исаакиевский собор.)
7. Назовите имя архитектора, который получил заказ от императора Николая I на строительство Храма Христа Спасителя. (К.А.Тон.)
Исторический портрет
По приведенным характеристикам следует установить, о ком идет речь.
Первая команда
Он:
одновременно был другом опального декабриста М.Ф.Орлова и доверенным лицом императора Николая I;
получил прозвание «келейный реформатор»;
был назван Николаем I «начальником штаба по крестьянской части»;
в конце своей карьеры был русским послом в Париже;
обладал незаурядными дипломатическими способностями и участвовал в заключении Адрианопольского мира;
добился издания царского указа 1842 г., который историки назвали «своеобразным» памятником неудавшейся попытки отмены крепостного права в России. (П.Д.Киселев.)
Вторая команда
Он:
свою карьеру начал в армии, был участником военных действий в Грузии и войн против Наполеона;
говорил на нескольких языках, но не умел правильно писать ни на одном из них и вообще в распространении знаний видел лишь опасность для существующего строя;
сыграл не слишком благовидную роль в следствии по делу декабристов;
«взлет» его карьеры состоялся в июне 1826 года, когда он возглавил два государственных органа;