Цель: Формирование знаний о развитии международных отношений в Европе в XVI-XVIII вв.
Задачи: 1.Образовательные: Показать учащимся как происходили международные отношения в Европе в эпоху Нового времени, раскрыть суть и причины международных конфликтов.
2.Коррекционно-развивающие: Корригировать и развивать умения работать с текстом; Умение анализировать, обобщать факты, систематизировать исторические факты в таблицу, умение выделять главное.
3.Воспитательные: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к историческому прошлому Эпохи Нового времени и любовь к истории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Международные отношения в 16-18 столетиях»
7 класс, история, 25.01
Тема: «Международные отношения в XVI-XVIII вв.».
Цель: Формирование знаний о развитии международных отношений в Европе в XVI-XVIII вв..
Задачи: 1.Образовательные: Показать учащимся как происходили международные отношения в Европе в эпоху Нового времени, раскрыть суть и причины международных конфликтов.
2.Коррекционно-развивающие: Корригировать и развивать умения работать с текстом; Умение анализировать, обобщать факты, систематизировать исторические факты в таблицу, умение выделять главное.
3.Воспитательные: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к историческому прошлому Эпохи Нового времени и любовь к истории.
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки
Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями.
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности.
Основные термины и понятия: Тридцатилетняя война, Семилетняя война, борьба за Австрийское наследство, Восточный вопрос.
Оборудование:
- Учебник «Всеобщая история, История нового времени, 1500-1800», 7 класс, Юдовская А.Я., 2012.; - Доска и мел; - Историческая репродукция «Альбрехт Валленштайн».
Тип урока: Комбинированный.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Учитель приветствует, проводит проверку на наличие учебных принадлежностей, записывает отсутствующих. После учитель начинает проверку домашнего задания.
-Добрый день, ребята! Будьте добры, садитесь. Я надеюсь, все готовы к уроку, да?
-Есть ли отсутствующие? Если таковых нет, приступим к уроку.
-Какое домашнее задание было у вас?
Учащиеся приветствуют учителя, отвечают на поставленные им вопросы.
-Здравствуйте, учитель! Учебник и тетрадь принесли.
-Отсутствующих в классе нет.
-Домашнее задание было прочтение параграфа в учебнике, выписать причины международных конфликтов
Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
Тест по предыдущей теме:
1. Лидером левеллеров был:
1) Джерард Уинстенли 2) Джон Лильберн
3) Оливер Кромвель 4) Карл II Стюарт
2) Какой титул принял О. Кромвель в 1653 г.?
1) лорд-канцлер 2) лорд-протектор
3) лорд-казначей 4) король
3) В каком году была реставрирована монархия в Англии?
1) 1658 г. 2) 1659 г. 3) 1660 г. 4) 1661 г.
4) В 1707 г. была заключена уния между Англией и …
1) Уэльсом 2) Шотландией
3) Ирландией 4) Голландией
5. Верно ли следующее утверждение?
В английском парламенте сложилась трехпартийная политическая система.
1) верно 2) неверно
Учащиеся отвечают самостоятельно с взаимопроверкой.
Повторение и закрепление уже пройденного материала.
Совместно с учениками определяем тему урока и цели.
-Ребята, мы с вами видели, к чему привела Реформация. Война поглотила Германию, Варфоломеевская ночь, и многие другие кошмары захлестнули Европу. Как вы думаете, какие могут быть еще причины начавшейся череде европейских войн?
-Отлично. Как видите, причин было много. Наша задача – понять, какие войны прошли в Европе в течение трех веков, и как они преобразовали политическую карту. Итак, запишем в тетради: «Международные отношения в XVI-XVIII вв.».
Учащиеся сообща пытаются решить проблемную ситуацию. Под руководством учителя ученики выводят тему нового урока.
-(дают предполагаемые ответы)
Причины международных конфликтов:
1. Религиозное столкновение католиков и протестантов;
2.Экономические противоречия (т.е. это борьба за колонии, за рынки, за господство на морских торговых путях)
3.Столкновения интересов Франции, Англии и Испании (борьба Франции и Испании за влияние в богатой Италии привело к Итальянским войнам(1494-1559гг.) ).
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Работать в группе — устанавливать рабочие отношения.
Постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.
Освоение общемирового культурного наследия.
Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
1.Тридцатилетняя война.
2.Международные отношения в XVIII в.
Рассказ учителя.
Однако ни одна из держав не могла установить своё господство на континенте, потому что: - сильных держав было 4; - при усилении одной из них – она начинала представлять угрозу для соседей, и соседи – объединялись в союзы.
Первая общеевропейская война произошла в 1618-1648 годах и получила название Тридцатилетней.
Основными причинами войны были:
1. Германский император Фердинанд II Габсбург решил искоренить протестантизм и установить контроль Габсбургов над максимально возможной территорией Европы.
2. Другие монархи (главным образом – французская династия Бурбонов) стремилась этого не допустить.
Основная слабость Германии заключалась в том, что она не была внутренне единой. Её территория состояла из относительно независимых земель, возглавляемых князьями. Причём сами земли – были как католические, так и протестантские.
Поводом для начала военных действий стали волнения в Чехии (входившей в состав Германии), вызванные заявлением императора об искоренении протестантизма.
Победа императора над повстанцами – вызвала тревогу протестантских Англии и Голландии, а также – соседних Дании и Франции, опасавшихся за свои территории.
В начале войны войска Фердинанда – разгромили датчан и германских протестантов. Дания выбыла из войны. На большей части Германии – восстановлено господство католической церкви. Положение соседних держав стало критическим.
Наибольшую угрозу Германия представляла для соседней Франции. Умный и влиятельный французский государственный деятель кардинал Ришелье – смог привлечь к борьбе с Германией Швецию, одновременно помогая германским протестантским князьям.
Расчёт был верный:
1. Швеция стремилась добиться господства на Балтике (но ей – мешала Германия).
2. Франция – обещала оказать Швеции поддержку в борьбе с Германией.
3. Помощь Швеции (поставкой дешёвого хлеба) – оказывала Россия, надеясь при её поддержке вернуть Смоленск, захваченный Польшей.
В итоге – Германия подверглась небывалому опустошению, и была вынуждена пойти на заключение мира.
Война закончилась в 1648 году Вестфальским миром, согласно которому: 1. Франция и Швеция получали часть германских земель. 2. Швеция получила контроль над Балтикой и германскими торговыми путями.
3. Священная Римская империя фактически распалась: германские князья превратились в неограниченных монархов.
4. Был положен конец вражде католиков и протестантов: они были уравнены в правах.
Таким образом, равновесие сил в Европе, основанное на Вестфальском мире, держалось на:
- усилении Франции и Швеции;
- ослаблении Германии.
В 18 веке войны на континенте уже носили не религиозный характер, а за колонии и династические интересы
1701-1714 годы– война за «испанское наследство»
1700 год – смерть испанского короля Карла II Габсбурга. По его завещанию – испанская корона переходит к соседней Франции.
Однако Англия и Голландия – не желали усиления Франции, объявили ей войну и разорили страну.
Дальше – Англия подавляет мощь Голландии и становится ведущей державой Европы.
1700-1721 годы – Северная война
Усиление Швеции – привело к её войне с Россией и Данией.
Победу в этой войне одержала Россия (Пётр I)
1740-1748 годы – война за «австрийское наследство».
Ослабление Германии после Тридцатилетней войны (1618-1648 годы) – привело к отделению от неё ряда земель.
В 1701 году северо-восток Германии – превратился в независимое королевство Пруссия.
В 1740 году – умирает германский император Карл VI Габсбург, завещав свои владения – дочери Марии Терезии.
Однако войну ей объявил король Пруссии – Фридрих II, на стороне которого выступили Франция и Испания.
Лишь вмешательство Англии, России и Голландии позволило Марии Терезии сохранить единство своих территорий.
1756-1763 годы – Семилетняя война
Здесь Пруссия и Англия – воевали против Франции, России и Швеции.
Военная мощь России – не позволила изменить европейские границы.
В 16-17 веках опасным соперником европейских держав была Османская империя (Турция), постепенно завоёвывавшая Европу с юго-востока.
Однако столкновение с Россией в 1768-1774 годах – подорвало мощь Османской империи, и она перестала представлять значительную угрозу для Западной Европы.
Учащиеся слушают лекцию, попутно записывая важные моменты.
Запись хронологической таблицы.
Также учащиеся ведут самостоятельный поиск информации в учебнике.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
5.
Закрепление изученного материала.
Учитель дает учащимся тест для решения.
-А теперь, ребята, после всего изученного вам следует выполнить задания:
1.Соотнесите исторических личностей с государствами в которых они правили:
Густаф Адольф II Московское царство
Фридрих II Швеция
Мария Терезия Пруссия
Германия
2.Запишите войны в хронологической последовательности:
А. Семилетняя война
Б. война за «испанское наследство»
В. Тридцатилетняя война.
Г. война за «австрийское наследство».
Д. Восточный вопрос (столкновение России и Османской империи).
Приступаем самостоятельно к работе, по окончанию один зачитает свои ответы для оценки.
Учащиеся решают тест и добровольно дают на проверку c оцениванием.
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
устанавливать причинно-следственные связи;
6.
Подведение итогов урока
Учитель дает детям возможность подвести итоги урока. Двум учащимся дается слово для краткого рассказа пройденного материала и высказывания собственного мнения.
-Что же мы сегодня изучили, ребята? Пусть кто-нибудь из желающих сделает выводы и выскажет свое мнение.
Учащиеся подводят итоги урока, дают выводы и высказывают собственное обоснованное мнение.
-(предполагаемые ответы)
По Европе прокатились множественные войны.
Роль Англии возвысилась.
Священная Римская империя потеряла свое влияние и постепенно исчезла.
Россия становится активным участником европейских событий.
Роль Турции падает.
Проверяет способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность.
8. Домашнее задание.
Прочитать параграф 18-19, подготовиться к тестированию; дополнительное задание: составить эссе или сообщение по исторической личности Альбрехта Валленштейна.
Запись в дневник.
Позволяет выбрать задание по уровню своих способностей.